А. Кунанбаева, "Акмолинская правда", 27 марта
Великий сын казахского народа Ахмет Байтурсынов оставил глубокий след в истории нашего государства. Он был гуманистом, демократом, либералом, лидером патриотических сил, создателем первой национальной политической партии. Его знают и помнят как выдающегося просветителя, поистине Народного учителя и педагога, крупнейшего представителя казахской литературы начала века, поэта и публициста, основателя первой общенациональной газеты, переводчика… Его имя навечно сохранится и в истории отечественной науки, ведь он был ученым-тюркологом, языковедом, реформатором казахской письменности. М. Ауэзов справедливо назвал А. Байтурсынова духовным вождем казахского народа.
Еще работая учителем в Торгайском, Актюбинском, Кустанайском, Каркаралинском уездах, Ахмет Байтурсынов начал заниматься просветительской и активной общественно-политической деятельностью. Историк философии М. Бурабаев подчеркивал, что именно "по инициативе А. Байтурсынова летом 1905 г. на Куяндинской ярмарке собрались А. Букейханов, М. Дулатов, Ж. Акбаев и другие казахские интеллигенты, написавшие от имени народа петицию царскому правительству" (Бурабаев М.С. "Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 г.г., Алма-Ата, 1991, стр. 71). В этом, не имеющем аналога документе, вошедшем в историю Казахстана под именем Каркаралинской петиции, впервые во всей полноте были изложены чаяния казахского народа и выставлены требования к империи о равноправии, свободе совести, печати, судопроизводства и об обуздании колонизаторов.
Составление петиции повлекло гонение на ее авторов. В январе 1906 г. был арестован А. Букейханов, за А. Байтурсыновым и Ж. Акбаевым установлено негласное наблюдение. В 1908 г. арестован Ж. Акбаев, в июле 1909 г. А. Байтурсынов.
По этому поводу петербургская газета "Современное слово" в статье "Киргизский народный поэт в тюрьме" писала, что А. Байтурсынов арестован за "политическую неблагонадежность, антиправительственную агитацию, выразившуюся в призыве к неповиновению колониальным властям, организации движения за освобождение из неволи Ж. Акбаева".
В феврале 1910 г. А. Байтурсынов был выпущен из Семипалатинской тюрьмы с запретом проживать в пределах казахских областей в течение 2 лет и сослан в Оренбург. В оренбургский период жизни он уже завоевал большую известность как один из лидеров просветительского движения, идеолог нового прогрессивного направления.
Первая книга А. Байтурсынова "Сорок басен" - перевод на казахский наиболее поучительных сюжетов русского баснописца И.А. Крылова, увидела свет в Петербурге в 1909 г., в 1911 г. в Оренбурге вышел сборник его стихов, сыгравший большую роль в пробуждении национального самосознания казахского народа.
В 1913 году Байтурсынов сумел воплотить в реальность мечту, которую вынашивал давно - он становится организатором и редактором первой общенациональной неправительственной газеты "Казах". Благодаря неутомимому труду А. Байтурсынова, А. Букейханова, М. Дулатова эта газета заняла особое место в истории освободительного движения казахского народа. Выполняя высокую миссию просветителя, А. Байтурсынов в своих статьях настойчиво сеял зерна знаний и свободомыслия. Он жаждал освободить свой народ от великодержавного гнета и поэтому Февральскую революцию 1917 г. принял с большим воодушевлением.
"С конца 1917 г. по 1919 г. работал в Алаш-Ордынской организации" - этой предельно лаконичной фразой ограничивается А. Байтурсынов в автобиографии от 4 июля 1924 года, хранящейся в архиве Президента Республики Казахстан.
Но за этой бесстрастной формулировкой стояли очень напряженные, богатые крутыми событиями дни и месяцы жестокой борьбы за образование национальной партии Алаш и создание автономной республики Алаш-Орда. Однако, убедившись, что, оставаясь на платформе Алаш-Орды, невозможно договориться с советами, Байтурсынов в марте 1919 г. решается перейти в лагерь своих недавних противников.
После создания высшего руководящего органа советской власти в Казахстане - Революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем, 24 июля 1919 г. Ленин подписал мандат о назначении Байтурсынова его членом. И Байтурсынов горячо взялся за дело, но продолжал оставаться верным своей позиции. Он приложил немало усилий к прекращению в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ, принимал деятельное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики.
Историкам давно известно о том, что А. Байтурсынов вместе с З. Валиди (выдающийся башкирский общественный деятель, профессор) и другими подписался под знаменитыми "Добавлениями к тезисам товарища Ленина по национальному и колониальному вопросам", составленными Т. Рыскуловым (16 июня 1920 г.). Это он внес в текст казахскую пословицу "Грязь грязью не смывается" - прямо указывающую на то, что сложные проблемы так называемых "малых" народов нельзя решать грязными и грубыми методами ультрареволюционеров.
Велика роль А. Байтурсынова и как реформатора казахской письменности. На основе 35 арабских буквенных знаков ученый создал казахский алфавит из 24 букв. По мнению тюркологов, то, что сделал Ахмет Байтурсынов, сродни научному открытию.
Отцы и деды сегодняшних наших современников гордились тем, что учились грамоте по азбуке А. Байтурсынова. Это действительно всенародное признание доброго дела ученого и учителя.
Конечно, четкая, откровенная позиция Байтурсынова вызывала раздражение и недовольство партийных функционеров. Они придумали и всячески раздували миф о "байтурсыновщине" применяя это слово как синоним национализма, "алашордизма", представлявшего серьезную опасность для большевизма.
В июне 1929 г. Байтурсынов был арестован по обвинению в национализме. Вслед за ним взяли под стражу большую группу его единомышленников и последователей. Арест "байтурсыновской группы" был по существу началом массовых политических репрессий, развернувшихся в 1930-е годы против тех, кто составлял "мозг нации". А. Байтурсынов был приговорен к расстрелу, в 1931 г. этот приговор заменен ссылкой на 10 лет в Архангельскую область. В 1934 г. его досрочно освободили, в октябре 1937 г. вновь арестовали и 8 декабря 1937 г. расстреляли. Спустя 50 лет, 4 ноября 1987 г. Верховный суд Казахстана полностью реабилитировал А. Байтурсынова.
В послании к Ленину от 17 мая 1920 г. Байтурсынов писал: "У казахов имеется известная часть интеллигентов, которым народ вполне доверяет и которые ошибаться и заблуждаться могут, но сознательно своего народа ни за какие личные блага и выгоды не продадут". Эти слова по праву и в полной мере относятся к самому А. Байтурсынову - одному из выдающихся представителей казахского народа. |