Нуридин БАЛКИЯУЛЫ, Тургангали ЖОЛБАСКАН, "Казахстанская правда", 2 апреля
Исторически важным событием для народов России в самом начале двадцатого века была инициатива созыва законодательного учреждения, избираемого всем населением. Растущее движение за демократическое обновление общества, в особенности первая русская революция, вынудило царское самодержавие пойти на некоторые уступки. В политической сфере они выразились в учреждении I Государственной Думы.
На очередном заседании Петергофского совещания по специальным вопросам о предоставлении права участия в выборах кочевым народам выступил министр внутренних дел России Булыгин. Он предложил отказаться от прежнего решения Министерства внутренних дел и Совета Министров о полном лишении избирательных прав кочевых и бродячих инородцев. Такой подход к вопросу министр объяснил тем, что "в настоящее время некоторые кочевые инородцы стали оседлыми". В условиях всеобщего подъема революционных настроений в стране Николай II не мог отклонить это предложение.
Но была проведена четкая линия по разделению всего населения на местное и европейское. Например, из 10 депутатов северных районов коренные жители, т. е. казахи, составлявшие 70 процентов всего населения, избрали четырех депутатов, в то время как европейское население, составлявшее 30 процентов, получило право избирать в Думу шесть человек.
У славного соратника Абылхайыр-хана, Есет-батыра и Ажибай-бия - Санкибая были известные потомки, в их числе депутат I Государственной Думы России Алпысбай Калменов. Он родился в 1869 году в Темирском уезде в зажиточной семье. В то время уезд входил в состав Уральской области, только после октябрьского переворота в связи с территориальным удобством вошел в состав Актюбинской области.
До сих пор зимовка одной из ферм бывшего совхоза "Кенкияк" Темирского района, расположенная в пойме реки Темир, называется Алпысбай Тогайы (кораксы или кыстауы) т. е. зимовье Алпысбая. Урочище находится на расстоянии 15-20 км не доезжая до поселка Кенкияк Темирского района. Расположено оно очень удачно, защищено от ветров и снежных буранов. Здесь хорошее летнее пастбище и зимовка, богатая подснежными кормами.
Эта живописная местность принадлежала сыну Сауана Калмену (четвертое поколение Санкибая: из рода башен: Сексен, Сауан, Калмен). Семья относилась к состоятельному роду. До сих пор люди помнят (по рассказам, которые передавались из поколения в поколение), что выходцы из этого рода были очень добрые, отзывчивые, умные и просвещенные люди. Калмен своих детей отправил учиться в город Темир (очевидно, среднее учебное заведение), в то время очень известный, так как был расположен на караванной трассе. Здесь ежегодно проходили крупные ярмарки с участием бухарских и оренбургских торговцев.
Время с каждым днем все дальше отдаляет нас от тех событий, и мы стараемся по скудным документам выяснить процессы, происходившие в те далекие годы.
Сегодня ученые открывают "белые пятна" истории и биографии. В этом ряду и судьба Алпысбая Калменова.
Он учился в России, был выпускником Оренбургской гимназии, имел университетское образование, был регулярным советником Временного правительства Внутренней Орды. Среди соплеменников пользовался большим авторитетом. Долгие годы работал в Москве, Оренбурге, Киеве и Кзыл-Орде. А в Кенкияке жил временами. В основном занимался вопросами образования, землеустройством, развитием животноводства. Он входил в Думе в "Трудовую группу". Будучи депутатом, верой и правдой служил своему народу.
Выходец из Младшего жуза Айтеке-би говорил: Не приведя народ свой к счастью, разве достигнет цели герой?! Не воздав доблестному мужу, разве обретет народ покой?! Там, где опора страны - муж достойный, А мужа опора - достойный народ, разве не ждут их удачи и благо?! Не воздав герою по заслугам, сам себя унизишь. Горе накликаешь, беду обретешь, коли ничтожество на трон вознесешь. Истинный сын с пути не собьется - предков завет его ведет, Достойный народ с пути не собьется, если дорогой чести идет!
Дума являлась прообразом современного парламента. Российские деятели понимали, что править без учета мнений и пожеланий народа стало невозможным. Было решено избирать депутатов из каждой губернии с учетом национального состава. Это не очень устраивало власти предержащие. Господствующий класс был в корне против равных отношений между разными нациями. Но все-таки Российская империя дала возможность и казахам избираться в Думу.
Выборы в I Государственную Думу в Казахстане начались весной 1906 года. Наиболее жаркие дни кампании пришлись на апрель - июнь. Военное положение, объявленное в Степном крае, усложнило выборы и участие в них широких слоев населения. Первая Государственная Дума начала свою работу 27 апреля в 1906 году. В заседаниях участвовали в основном члены кадетской, социал-демократической, трудовой партий. Председательствовал С. А. Муромцев, сопредседателями были князь Долгоруков и Гредескул, секретарем - князь Шаховской. Эти деятели были самыми авторитетными гражданами в тогдашнем русском обществе.
В работе I Государственной Думы затем принимали участие казахи-депутаты от Тургайской области - А. К. Биримжанов, Уфимской - С. С. Жантореев, Уральской - А. К. Калменов, Астраханской - Д. С. Ноян-Тупдутов, Акмолинской - Ш. Косшыгулов и Семипалатинской - А. Н. Букейханов. Например, Алихан Букейханов, выступая на заседаниях Думы, подчеркивал необходимость соблюдения национальных интересов, говорил о нуждах и чаяниях казахского народа, был настоящим защитником беднейших слоев населения.
Царское правительство в том же году 10 июля распустило Думу, ее работа пришла в противоречие с политикой царя Николая. Депутаты работали всего лишь 70 дней, успели провести всего лишь 39 заседаний. Но и за это время нужды и чаяния казахов стали достоянием широкой общественности. В 1906 году в Санкт-Петербурге под редакцией Н. Пружанского вышла объемистая книга под названием "Первая Государственная Дума России". В этом издании даются некоторые сведения о казахах - депутатах Госдумы. Вышло и другое издание, составителем которого являлся М. М. Бойкович, оно напечатано в 1906 году в Москве и называется "Члены Государственной Думы. Биографии и фотографии".
2-8 апреля 1917 года в Оренбурге состоялся Тургайский областной киргизский (казахский) cъезд, где участвовало более 300 человек. В президиум съезда были избраны: председатель Ахмет Байтурсынов, товарищами председателя - член I Государственной Думы Алпысбай Калменов и помощник присяжного поверенного Валид-хан Танашев; секретарями - Сейдазым Кадирбаев, Омар Алмасов и Шафкат Бекмухамедов. В программу съезда был поставлен и такой вопрос: организация гражданских комитетов общественной безопасности на местах. Вместо полицейской стражи для охраны общественного спокойствия и порядка на уильских и темирских ярмарках предполагалось организовать милицию в составе русских, татар и бухарцев.
Киргизский областной съезд постановил, чтобы на территориях, отведенных для существующих в области базаров и ярмарочных пунктов, желающим иметь на этих территориях постройки киргизам (казахам), татарам и другим мусульманам были отведены усадебные места с обязательством уплаты установленных сборов.
Среди русских депутатов из Казахстана в Государственной Думе большинство относилось к левому политическому крылу. Казахский народ с большой благодарностью и уважением относится к памяти А. Ф. Керенского, В. П. Даюбинского, Н. Я. Кожина, Н. Л. Скалозубова, И. И. Камодамьянского и других, защищавших в Госдуме казахский язык, культуру, право местного населения на землю.
Казахский вопрос в Таврическом зале впервые, причем используя в своей речи казахские поговорки, поднял представитель Оренбургской области Тимофей Иванович Седельников. Особой активностью в защите прав кочевого народа Казахстана на заседаниях Государственной Думы отличался Николай Александрович Бородин. Он добился выделения дополнительных мест в Госдуме для представителей степных и кавказских областей, Сибири и Средней Азии.
В период, когда казахская национальная интеллигенция лишилась права избрания в Думу, злободневные вопросы на государственном уровне перед думцами ставили русские братья.
На заре Советской власти в Казахстане зародилось Алашское патриотическое движение, которое положило начало национальной, государственной независимости. Имевший университетское юридическое образование, Алпысбай Калменов был активным участником этого движения. Как известно, активисты Алашского движения превратились в национальную элиту.
Зная об Алпысбае Калменове по рассказам его детей, можно представить, каким он был крупным государственным деятелем. Вот пример: как представитель отдельного народа, он был одним из тех трех человек, кто визировал денежные знаки.
В период конфискации имущества богатых и организации колхозов у рода Калменовых осталась только указанная зимовка в Кенкияке. В 1937 году вся семья Калменовых была подвергнута преследованиям, дети прошли через тюрьмы и лагеря.
Трое сыновей Алпысбая Калменова: Нуаш, Мырзагул, Бижан и дочь Жанна - все получили высшее образование, жили в городе Алматы, имели смешанные браки (с русскими, татарами).
У Санкибая, кроме Алпысбая Калменова, были и другие славные потомки. Среди них доктор экономических наук, академик Сактаган Баишев, имя которого носит университет в Актобе; профессор-юрист Ермагамбетов Мутагаллем Каиршинович, который являлся вторым ученым-юристом из числа казахов (после Таира Культешева). Среди потомков Санкибая и первый инженер-геолог - представитель казахского народа, один из инициаторов открытия богатейшего нефтяного месторождения Жетыбай и Узень в Мангистауской области - Нарен Урынбаевич Имашев, ставший затем лауреатом Ленинской премии, а также профессор-медик Ажмагий Смагулов, заслуженный деятель науки Республики Казахстан.
В соответствии с постановлением Совета Межпарламентской ассамблеи стран СНГ не так давно в Санкт-Петербурге проходила работа международной конференции "История парламентаризма в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (к 90-летию со дня начала работы Государственной Думы России)". Помыслы и дела наших предшественников не забыты.
У Олжаса Сулейменова есть такие строки: "Каждое новое поколение должно чувствовать себя последним верблюдом в караване. У последнего верблюда ноша тяжелее: на него взваливаются, кроме собственной, и тюки, уроненные ушедшим вдаль караваном... Мы должны быть готовыми взвалить их на горбы свои. И помнить, что верблюд возит золото, а ест колючку".
Добавим только, что наш долг - не забывать о своих славных предках, таких как Алпысбай Калменов. И продолжать их дела на благо народа. |