NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 07:33 ast
05:33 msk

Главное, чтобы костюмчик сидел
И.Ерофеева: Отороченные мехом однообразные кафтаны и шапки, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников
07.08.2003 / история

Салават ЮЛДАШЕВ, "АиФ-Казахстан", 6 августа

- Поверить в реальность того, что и в XV, и в ХIХ веке чингизиды носили костюмы одинакового покроя, цвета и с одинаковыми орнаментами, трудно. Это такая же иллюзия, как если бы предположили, что княгиня Ярославна времен Киевской Руси и Екатерина II, жившая в конце ХVIII века, были одеты в один и тот же костюм, - рассуждает кандидат исторических наук Ирина Ерофеева.

По одежке встречали

- В иллюстрациях, книгах и на плакатах в основном рекламируются костюмы, которые мало соответствуют реальным историческим или архивным описаниям. То есть отороченные мехом однообразные кафтаны и шапки, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников, а главное, показатель того, что история костюмов разных социальных групп казахов изучена слабо.

Вот, к примеру, такой эпизод. В некоторых учебных пособиях по истории Казахстана приводится такой факт: когда простой кочевник встречал в степи хана или султана, он сходил с коня, становился на правое колено и делал поклон. Спрашивается, как же простой кочевник узнавал чингизида? Так вот, в XVIII - начале XIX века исключительным, можно сказать, знаковым символом одежды казахской правящей верхушки был мех черно-бурой лисицы, которым оторачивались конусообразные шапки - непременно белого или красного цвета.

Знакомясь с документальными источниками XVIII-XIX веков, мы, историки, встречаем очень интересные сведения о казахской одежде. Это, во-первых, разнообразие носимых чапанов - их фасонов, цветов, элементов декора и орнамента. Важно также и то, что, в отличие от одежды простых степняков, одеяния казахской знати, как и у всех привилегированных сословий других народов Евразии, отличались определенным космополитизмом, то есть набором разных стилей и образцов. Кроме того, одежда казахской знати отличалась от одежды простых степняков более утонченным, изящным орнаментом. То, что на чапанах, продающихся в настоящее время в магазинах, орнамент представлен в укрупненных громоздких размерах, - результат влияния театральных костюмов, которые шились так, чтобы зритель на большом расстоянии мог различать элементы орнамента.

Разнообразие богатства

На то, что казахский орнамент был более богатым и разнообразным, указывают и головные уборы казахских султанов первой половины ХIХ века, которые сохранились в Российском этнографическом музее, и отдельные рисунки, сделанные в XVIII-XIX веках.

Большую роль в символике одежды играл и цвет. Из документальных источников совершенно точно известно, что те чапаны, которые выполняли функцию парадной одежды у представителей правящей элиты, шились из бархата или кармазинового сукна - в основном различных оттенков красного цвета: пурпурного, алого, терракотового, малинового. Так одевались ханы и султаны на протяжении почти всего XVIII века, но уже к его концу этот тип одежды стал вытесняться парчовыми одеждами более усложненных фасонов и иных цветов. Это, с одной стороны, свидетельствует об эволюции знаковых элементов одежды, с другой - о том, что простой кочевник не имел ни материальной возможности приобретать такую одежду, ни тем более права появляться в ней на людях, поскольку это было атрибутом власти.

Кроме традиционных казахских конусообразных шапок, представители казахской знати (особенно та ее часть, которая имела более тесные связи с традиционной мусульманской элитой Центральной Азии) носили белую или красную чалму. Русский капитан Дмитрий Гладышев во время посещения Хивы (где хан Абулхаир правил ровно неделю) описывает хана, восседающего на троне, упоминая роскошный головной убор - красную чалму. На цветном рисунке капитана П. Яковлева, на котором он во время путешествия в 1820 году в Бухару изобразил хана Арынгазы (кстати, это единственный акварельный портрет во всей исторической иконографии казахских ханов), правитель запечатлен в красной конусообразной шапке, поверх которой надета белая чалма. В культурах центральноазиатских народов белая чалма характерна именно для сословия "кожа". А сам хан Арынгазы происходил по женской линии из клановой группы сайид-кожа, которая имела большой авторитет не только в казахской степи, но и в других странах Центральной Азии.

Степные денди

Сохранился ряд письменных описаний многих нарядов хана Жангира, который, будучи большим щеголем, любил и умел одеваться красиво и изысканно. Современники описывают его то в изумрудно-зеленом, то в фиолетовом, то в алом чапане, а то и в камзоле. Любил хан Жангир и форму офицера Русской армии. То есть одежда казахской правящей верхушки, в том числе ее парадные наряды, вопреки тому, какими мы видим их на портретах, выполненных современными художниками, была совсем не однотипной.

О том, какое важное значение придавали элементам декора и одежды казахские правители, можно узнать из переписки ханов Нуралы, Ералы и Абылая с царским правительством. Степные правители неоднократно пеняли разным оренбургским чиновникам на то, что им прислали не совсем того качества или оттенка мех для оторочки шапки, или же оскорблялись, когда мало сведущий в этих тонкостях царский чиновник, не учитывая их ханского достоинства, вместо меха черно-бурой лисицы посылал, допустим, мех рыжей лисицы или песца.

Традиции и символы

Сейчас символом Казахстана выбран снежный барс. Интересно, что престижный статус этого животного складывался исторически. Казахские ханы неоднократно дарили правителям других государств живых барсов, что являлось знаком их особого почтения и уважения к этим монархам. В частности, хан Абулхаир в 1740 году послал снежного барса в качестве почетного дара иранскому шаху Надиру.

Такое же значение на уровне укрепления международных связей Казахстана с сопредельными государствами имела и барсовая шкура. В частности, в 60-х годах XVIII века в качестве своего особого почтения влиятельнейший султан Среднего жуза Абулфеиз послал ее российскому императору.

Кроме одежды, большую семантическую нагрузку несли ювелирные украшения казахов. В оформлении научных и научно-популярных изданий, а также в современном декоративно-художественном искусстве, ковровых изделиях сейчас тиражируются одни и те же виды орнаментов. В то же время знакомство с ювелирными украшениями и оттисками печатей правителей степи говорит о том, что набор орнаментов был куда более широким и разнообразным. Но они, как и другие символы, еще мало изучены нашими художниками и мастерами-декораторами.

Например, по очертаниям перстней-печатей можно узнать и сословие, к которому принадлежал хозяин печати. Так, каплевидная форма была характерна для правящей элиты. Святое сословие "кожа" носили перстни-печати круглой формы, старшины и батыры - овальные, грушевидные и квадратные.

Мне представляется, что многие наши традиции, в том числе и государственная символика, может быть, более органично вплетались бы в ткань современной культурной жизни, если бы велось глубокое специальное исследование тех памятников, которые существовали у казахов на протяжении многих столетий. Причем если бы это делалось не просто путем произвольного эклектического соединения каких-то декоративных элементов, взятых у разных народов и из разных эпох, а посредством системного охвата огромного культурно-исторического наследия казахов-кочевников, которое большей частью еще не поднято, но в то же время вполне доступно для изучения. Это, на мой взгляд, нужно для развития и совершенствования геральдических традиций.

Их нужно изучать в нумизматическом материале Южного Казахстана средних веков, произведениях декоративно-орнаментального искусства и казахской сфрагистике, то есть именных печатях степных правителей той эпохи и нового времени. Там можно обнаружить часто повторяющиеся знаки или образы, свидетельствующие о наличии определенной семантической традиции передачи социально-культурного своеобразия Казахстана. На основе таких повторяющихся в веках знаковых изображений, как известно, постепенно рождаются и развиваются геральдические символы той или иной страны, области, города, местности и так далее.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Как Запад стал богатым 27.08.2003
Meine Ehre heisst Treue 27.08.2003
Зигмунд Йен - первый немецкий космонавт 26.08.2003
Репрессии: Виновные и невиновные 20.08.2003
В десяти километрах от Уральска при раскопках археологи обнаружили мечеть, которую относят к 13-14 векам 19.08.2003
"За 15 лет я ни разу не применил табельное оружие" 08.08.2003
Главное, чтобы костюмчик сидел 07.08.2003
Иностранцы в войсках СС 06.08.2003
Тяжелая победа 05.08.2003
"Ничто не могло сломить ее..." 03.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz