NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 16:28 ast
14:28 msk

Инструмент независимости
Экс-председатель Нацбанка Галым Байназаров вспоминает о том, что предшествовало и как проходило введение национальной валюты
22.10.2003 / история

Астана, 21 октября

Пресс-служба представляет выступление депутата Мажилиса, первого председателя правления Национального банка Галыма Байназарова относительно национальной валюты Казахстана – тенге:

"В политической прессе начала 90-х часто встречалась расхожая фраза – "разойтись по национальным квартирам". Она как нельзя более точно отражает центробежные тенденции тел лет. Некогда монолитное государство, пронизанное тысячами нитей хозяйственных связей, распадалось на прежде условные составляющие – отдельные республики. В течение десятков лет финансово-экономическая система СССР была единым организмом. После обретения республиками независимости повсеместно разразился экономический кризис.

Истоки нынешних бед кроются в нашем прошлом. Еще к 1991 году произошло общесоюзное сокращение объемов производства на 13 процентов. К 1992 году спад производства в государствах уже бывшего Союза ССР составил от 15 до 30 процентов в различных отраслях ("Первый Президент Республики Казахстан", Алматы, издательство "Жалын", 1993, стр. 257).

Затем либерализация цен, начатая в январе 1992 года в России, распространила процесс "шоковой терапии" на всю рублевую зону, в которую тогда входил и Казахстан. Эта мера, предпринятая для ускорения перехода к рынку, на самом деле серьезно разрушила единый народнохозяйственный комплекс.

Структурная перестройка экономики была необходима. Но хозяйственный механизм оказался демонтированным прежде, чем появились рыночные институты и рычаги. Иначе говоря, старый дом стали рушить раньше, чем спроектировали новый.

Потеря контроля над экономическим пространством привела к резкому ухудшению благосостояния людей. К тому же общественное богатство резко уменьшилось. В СНГ не было в момент его создания (и нет по сей день) эффективно действующих органов контроля, которые бы могли выявить законность договоров на межреспубликанские поставки. Это позволило предприятиям союзного подчинения и "китам" индустрии рангом пониже практически бесконтрольно вывозить из Казахстана колоссальные объемы сырья, ресурсов, капиталов. Кризис неплатежей, который разразился в начале девяностых, в частности, был инспирирован "красными директорами", использовавшими ситуацию почти полной бесконтрольности в личных корыстных целях.

Повсеместно сокращалось производство. Особенно пострадал агропромышленный комплекс республики. Можно сказать, село было обречено на банкротство. С 1991-го по 1999 годы цены на сельскохозяйственную продукцию возросли в две тысячи раз, а цены на промышленные товары и услуги для сельского хозяйства увеличились в 12 тысяч раз!

С тех пор прошло больше десяти лет. Сегодня экономика Казахстана находится на подъеме. Почти во всех отраслях наблюдается стабильный рост основных показателей. И, казалось бы, к чему ворошить прошлое? Дело в том, что именно в этой обстановке коллапса промышленности и других отраслей народного хозяйства нам пришлось вводить собственную валюту. Словом, системный кризис был обстоятельством места и времени, на фоне которого происходило наше становление финансовой системы Казахстана.

И еще одно соображение подвигло меня вспомнить обстановку тех лет. Пройдет время и подрастающим поколениям просто некому будет рассказать то, что я, как очевидец и участник, могу передать, так сказать, из первых рук.

Но вернемся к теме. Мы в недалеком прошлом отвергли и заклеймили плановую экономику, сверхцентрализацию. Однако нельзя очернять все подряд в своем социалистическом прошлом. Например, в СССР впервые в мире была построена единая энергосистема, которая стала образцом для самых развитых стран мира. В советское время у нас были созданы лучшие в мире первичная медицинская помощь, система школьного образования. Но, как специалист, доказательно я могу говорить лишь о банковской системе.

Она была своеобразная, устойчивая, надежная. Во главе системы находился Госбанк СССР. Ему подчинялись Внешторгбанк и Внешэкономбанк, которые имели за рубежом дочерние предприятия. Были отдельные структуры – Стройбанк, сберегательные кассы, но они тоже подчинялись Госбанку. В республиках Государственный банк имел свои конторы. Наш банк назывался Республиканской конторой Госбанка Казахской ССР, в которой в 1985-1988 г.г. работал в должности заместителя начальника главного экономического управления, затем начальником управления кредитования сельского хозяйства. А вообще в банковской системе я начал работать после окончания Алматинского института народного хозяйства в 1969 году. К этому времени я отслужил три года в армии, проработал год в совхозе им. 21 партсъезда Джангельдинского района Тургайской области, т.е. имел достаточный жизненный опыт. Не скрою, пришлось много и неустанно трудиться, чтобы так счастливо сложилась моя профессиональная карьера. Начав работать рядовым инспектором кредитного отдела отделения Госбанка сельского района в глубинке, с 1988 по 1992 годы занимал должность первого заместителя Агропромбанка Республики Казахстан.

Банковская система была большой и разветвленной. В каждом областном центре Казахстана располагалась контора Госбанка, каждом районе были отделения. По сути, это был единый банк и вся экономика подпитывалась деньгами Госбанка. Например, одно только мое управление финансировало Министерство сельского хозяйства, "Сельхозтехнику", Министерство пищевой промышленности, Министерство хлебозаготовок, Министерство мясомолочной промышленности. Позже, когда был создан Госагропром, в республиканской конторе пришлось организовать специальную структуру по обслуживанию АПК, куда вошли три-четыре управления. Это было огромное хозяйство, денежные потоки шли через нас в 2500 совхозов, 387 колхозов, свыше двухсот предприятий бывшего Министерства водного хозяйства. Оно тоже вошло в состав АПК, также как и машиностроительный комплекс – "Целинсельмаш", Павлодарский тракторный завод и другие крупные промышленные предприятия.

В конце восьмидесятых начались реформы в банковской сфере. Начали создаваться специализированные государственные банки. Из Госбанка выделились "Промстройбанк", "Жилстройбанк", "Кредсоцбанк" и "Агропромбанк". В начале девяностых все эти банки отделились от союзных структур, стали резидентами Казахстана.

В конце 1991 года СССР распался. Как раз тогда, если точнее, в январе 1992 года, меня пригласили возглавить Государственный национальный банк Республики Казахстан. В тот момент наша страна, как и другие бывшие союзные республики, находилась в пределах рублевой зоны, национальных валют еще не было. И, по сути, мы были филиалом бывшего союзного банка, который теперь стал российским. А поскольку все расчеты между государствами СНГ производились в рублях, вся денежная политика была в руках Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации.

В 1993 г. Государственный национальный банк был переименован в Нацбанк. В то время, повторюсь, в Казахстане не было самостоятельной денежной системы, хотя после обретения республиками СССР суверенитета начался процесс разделения бюджета.

Прежде все финансирование было централизованным. В распоряжении республик оставалась лишь небольшая часть местных налогов. Все налоги собирались в Москве, и оттуда шло рефинансирование экономики республик. Когда в конце 1991 года бюджеты разделились, мы прекратили отчислять налоги в "центр", поскольку бывшая казна единого государства теперь стала чисто российской. Но и Россия перестала выделять кредитные ресурсы. И тогда мы стали их покупать. В этих условиях проводить какую-то фискальную политику, направленную на собственные нужды, было невозможно. Ведь в объеме большой денежной системы СССР удельный вес Казахстана составлял всего 5 процентов. Больше 50 процентов оставалось за Россией, остальное – в других республиках. При таком раскладе говорить о самостоятельности не приходится.

В тот момент бытовали разные мнения, суждения. Многие казахстанские экономисты хотели как можно дольше оставаться в рублевой зоне. Их можно понять. Большая часть казахстанской экономики была интегрирована в российскую, а также в экономику других союзных республик. Комплектующие производились, скажем, в нескольких республиках, а собиралось готовое изделие в основном в России. Кроме того, существовал мощный оборонный комплекс. Многие предприятия Казахстана работали на военную промышленность СССР. Управление и финансирование производилось через Москву, через соответствующие союзные структуры. Введение национальной валюты означало, что мы должны вести и самостоятельную экономическую политику. Обрывались параллельные и вертикальные связи. Это могло привести к остановке каких-то крупных комбинатов и заводов, что породило бы хаос - напряжение в социальной сфере, безработицу и т. д. Рублевая зона на первых порах нужна была в качестве моста для постепенного перехода к полной экономической самостоятельности, чтобы выиграть время. Но постепенно, после разделения бюджетов началось разделение денежной сферы. Как мы ни старались, это приводило к разрыву хозяйственных связей. Россия, например, создавала свои сырьевые источники и начинала производить комплектующие, чтобы не зависеть от поставок из Казахстана. Это лишь один пример дезинтеграции, но он наглядно свидетельствует об общей тенденции тех лет. В какой-то период республикам бывшего Союза было выгоднее производить все и вся у себя, перепрофилируя существующие производства или открывая новые мощности.

Если говорить о Казахстане, то, начиная с 1992 года, наметились большие трудности в нашем промышленном комплексе. Мы стали терять мощь, часть продукции стала неконкурентоспособной. Чтобы удержать темпы падения производства нам приходилось поддерживать отдельные отрасли и ключевые производства. Мы проводили селективную фискальную политику. Возьмем в качестве примера Карметкомбинат. В советское время он отчислял в бюджет в пределах 5 процентов общей суммы республиканского дохода. То есть это был крупнейший комплекс. Но основные потребители металла - российские предприятия, - переключились на продукцию Магнитогорского региона. И Карметкомбинат стал терять денежную базу. Продукция не находила сбыта, не хватало оборотных средств. То есть до выхода на самостоятельный экспортный рынок надо было во чтобы ни стало поддерживать его.

Словом, Россия выбрала свой путь, направленный на укрепление собственной экономики и рублевая зона стала сокращаться. К 1993 году, кроме Казахстана, рублем, как платежным инструментом пользовались всего две республики – Россия и Таджикистан. Кроме всего прочего, россияне предупредили, что в скором времени вместо советского рубля у них будет свой российский рубль. Инициатива раздела рублевой зоны, таким образом, шла из России. И как мы ни старались, введение национальной валюты стало объективной необходимостью.

Все это вполне объяснимо. Общая денежная единица предполагает наличие общих центральных министерств и банков. Если сохранять рублевую зону, то нельзя разделять бюджет. Но разделение бюджета уже произошло. Теперь перед нами стояла задача создать национальную экономику, свою денежную систему, свой бюджет. А когда любое государство начиная создавать национальную экономику этого не может скрыть, тут надо говорить и действовать открыто. Спору нет, экономическое объединение всегда выигрышно. Но глубокая интеграция на рыночной основе – это очень непростой вопрос, даже для сильных и богатых государств. Возьмем ЕЭС. Для введения общей валюты потребовалось много времени. Великобритания до сих пор не заменила свой фунт на евро. То есть, в тот момент, в начале 90-х мы, конечно, не были готовы к интеграции по настоящему.

Ходили разговоры и о конфедерации. То есть можно было дать республикам политическую самостоятельность, но оставить едийнную денежную единицу, сохранить финансовую систему. В какой-то мере это было выгодно для всех стран СНГ. Но поскольку правительство России уже решило создать собственную валюту, то Казахстан мог войти в зону действия нового рубля только как Татарстан или Башкиртостан, что было абсолютно неприемлемым решением.

Поэтому после назначения меня председателем правления Нацбанка Президент Казахстана Н. А. Назарбаев поставил передо мной как одну из важнейших задачу подготовить и ввести национальную валюту.

Это было государственным, совершенно секретным заданием. Существовал указ главы государства о подготовке тенге, о котором знали только отдельные лица. О степени секретности можно судить по тому факту, что про огромную работу по подготовке и вводу национальной валюты, это: и изучение мирового опыта, подбор собственных кадров по выработке дизайна и их обучение, выбор зарубежной компании, которая могла в полнейшей тайне сравнительно дешево, качественно и быстро изготовить купюры,- не знали даже отдельные вице-премьеры. В последующем некоторые из них в течении последующих десяти лет старались убедить общество о своей, якобы, причастности к тем делам, хотя в сущности о вводе тенге узнавали только на последнем этапе этой огромной работы.

Таким образом, чиновники, должностные лица, занимающие большие посты, не были посвящены в курс дела. Позже они показали, что были уязвлены. Но в тот момент чьи-то амбиции в расчет брать не приходилось. Широкое оповещение о готовящейся акции вызвало бы отрицательный экономический эффект, и разделение бюджета и денежной системы пошло бы более ускоренными темпами, к чему Республика не была готова. Это прекратило бы деловые связи крупных предприятий. Мы получили бы большие минусы в экономике и социальной сфере.

Но обратимся к сути проблемы. В то время объем наличного оборота связанного с выплатой заработной платы был очень большим. Карточек типа "VISA" в Казахстане еще не существовало, а безналичные перечисления зарплаты в банки уже прекратились. Все мы получали зарплату наличными. Чтобы выплатить ее и пенсии мы должны были покупать деньги в России, поскольку банкнотные фабрики находились в Москве и в Перми.

Кстати, как-то по инерции все еще действовала старая банковская система. Расчеты производились через МФО – межфилиальные обороты. И все центральные банки республик даже после того, как они получили суверенитет, оставались как бы филиалами Центрального банка России. Безналичные денежные средства Центральный банк отдавал своим филиалам без выкупа. До первой половины 1992 года мы и наличные деньги получали бесплатно. А после разделения бюджетов рубль СССР мы уже стали покупать. И сразу ощутили недостаток наличности, поскольку она в номинале имела стоимость, а средств в бюджете Казахстана не хватало.

В 1992 году с 1 июля эта система прекратила свое существование – я имею в виду межфилиальные обороты Центробанка. Появились корреспондентские счета между банками. На этом счете мы должны были иметь достаточные средства для закупа налички и проведения расчетов. Если на этом счете денег не хватало, то мы не могли производить расчеты между российскими и казахстанскими предприятиями. И такие корсчета были открыты только между центральными банками республик бывшего Союза.

В то время у нас было уже более 200 коммерческих банков. Они были маленькими, не имели международных связей. Ни у одного из них не было филиальной сети в Москве или других союзных республиках. Ни один не имел корсчетов в таких же банках второго уровня в Москве или других городах. А жизнь не стояла на месте. Поставки оборудования и продукции продолжались, и расчеты были огромными.

В июне 1992 года по приглашению председателя правления Центрального банка и министерства финансов Великобритании мы находились на учебе в г.Лондоне, куда собрались все председатели нацбанков СНГ. Председатель правления Центробанка России пробыл с нами дня два, а затем уехал в Москву. А 1 июля мы получили телеграммы: межфилиальные обороты прекращены и теперь расчеты надо проводить через корсчета. Это был как гром среди ясного дня. С этого дня платежная система стала функционировать совершенно в другом режиме, через единственный канал, через корреспондентский счет Национального банка в г. Москве. Представьте себе, вся республика свои платежные документы отправляла в г.Алматы, где ни один коммерческий банк не мог выйти на зарубежные банки. Вся тяжесть перечислений легла на плечи Нацбанка.

Мы не были готовы к тому, чтобы обслуживать все межреспубликанские и международные расчеты. Конечно, сразу по приезду из Лондона для обработки документов мы создали специальное операционное управление по межгосударственным расчетам. Новую структуру укомплектовали сотрудниками из работников центрального аппарата. Вначале их было человек пятьдесят, потом стало вдвое больше. Все это делалось на ходу, у нас не было никакого резерва времени. Из всех областей Казахстана к нам поступали тонны корреспонденции. Мы обрабатывали ее и рассылали по всем республикам бывшего Союза. Бумажный вал был настолько велик, что в первый месяц никакие расчеты вообще не шли.

Спешное создание аналогичных структур происходило и в Москве. В Центробанке России накапливались необработанные документы со всего бывшего Союза. Это задерживало расчеты, случались утери денег. Пришлось отправить группу людей в Москву, чтобы они помогали там обработать платежки казахстанских организаций и предприятий.

В таких условиях начиналось становление национальной финансовой системы.

Передо мной, когда я пришел в Нацбанк, стояло несколько крупных задач. Мы начали подготовку к введению собственной валюты, что, в свою очередь, предполагало создание национальной платежной системы и вхождение в международную банковскую систему. Подготовка инфраструктуры будущей валюты, в свою очередь, подразделялась на создание самой валюты, организацию валютной биржи, строительство монетного двора, банкнотной фабрики, государственного хранилища для золотовалютных резервов. У нас в то время не было даже фабрики для выпуска бланков аттестатов зрелости для школьников. Ведь раньше все поступало из Москвы, вплоть до верительных грамот послам иностранных держав. Негде было готовить, не говоря о металлической монете даже ордена, медали, значки, звезды на офицерские погоны. Все приходилось создавать с нуля, не имея ни материальной, ни научной базы, ни денег, ни персонала.

Мы начали создание новой банковской системы с самого Национального банка. Пришлось провести подготовительную работу. В аппарате банка, когда я пришел, было 200-250 человек. Многие хорошие специалисты ушли в коммерческие структуры, где зарплата была не в пример выше. Ведь главный государственный банк в 1992 году был маломощным, убыточным учреждением, со слабой материальной базой. Но уже через два года, в конце 1993-го, коллектив вырос до 800 человек. Была создана современная система управления банком, появились департаменты по международным отношениям, валютный и другие.

Эти месяцы и годы стали для нас временем бесконечной учебы. Мы изучали работу центральных банков целого ряда государств. Я встречался с банкирами Европы и США. Глава Федерального резервного банка Соединенных Штатов посетил нас трижды. Я направил группу специалистов в США на стажировку. Но времени на неспешное освоение западных рыночных методов и финансовых инструментов у нас не было. По сути, банковскую систему мы создавали в экстремальных условиях. Параллельно с реорганизаций главного банка страны в 1992-1993 году мы, вторыми после России, организовали валютную биржу. Биржа еженедельно проводила торги, итоги которых мы публиковали в газете "Сухбат". Информировали финансистов о том, что происходит в банковской сфере. Создали специальный надзорный орган, который контролировал деятельность коммерческих банков и многое другое. В результате на принципиально новой основе была построена вертикальная структура, которая работает и по сей день. Что касается организации самого банковского дела, я приверженец европейской модели, если можно так выразиться. Изучая устройство банковской системы целого ряда стран, мы с коллегами из Нацбанка пришли к выводу, что для нас наиболее приемлем опыт Германии и Австрии. После адаптирования европейской модели к нашим условиям, она могла дать больший эффект, нежели прототип банковской системы таких супердержав, как США или Япония и мы выбрали такой путь развития банковской системы.

Одновременно с учебой, организацией работы Нацбанка нам приходилось разрабатывать и саму нормативно-правовую базу, на основе которой предстояло работать в ближайшее время. Наши специалисты подготовили в 1992-1993 годах более 130 нормативно-правовых актов, регулирующих банковское дело в Казахстане.

Наряду с этим мы готовились к решению основных задач, стоящих в тот период перед Национальным банком. А вот валюты у нас не было ни одного цента. Например, на командировочные расходы для Верховного Совета мы покупали валюту в филиале Внешэкономбанка. Но мы работали уверенно, по специальной программе, разработанной благодаря усилиям академика С.Т.Такежанова. Для создания золотовалютного резерва мы начали закупать золото и серебро. В этих целях золотодобывающие предприятия Казахстана стали сдавать нам золото. Эта идея покойного Саука Темирбаевича была очень правильной и своевременной.

По программе мы начали финансировать золотодобычу и кредитовать добывающие предприятия. В то время добыча золота колебалась в пределах шести-семи тон в год. Мы в течение двух лет довели производство до 12 тонн. Серебра республика добывала около 600-650 тонн в год. Мы эти металлы постоянно закупали, а потому пришлось создать специальное хранилище. Вначале оно было расположено в Алматы. Когда объем золота и серебра увеличился, в одном из районов столичной области мы подобрали дополнительное помещение, позже началось строительство этого объекта.

Для того чтобы вести эту работу грамотно и целенаправленно я отправлял людей на учебу. В Великобритании, с банком Ротшильда, была установлена прямая электронная связь, кроме того Банк помог подготовит финансиста, специализирующегося на работе с драгметаллами. Таким образом цены на золото и серебро на Лондонской бирже драгоценных металлов мы знали ежедневно, и ориентировались на них. Но стране, Нацбанку нужны были специалисты, которые занимались бы золотом профессионально.

Начиная с 1993 года, мы начали вывозить благородные металлы в швейцарские банки, чтобы получить взамен дефицитную тогда валюту. Первые 30 тонн серебра на грузовом самолете я вывез в Швейцарию сам, взяв с собой директора Гохрана и менеджера. Пришлось самому лично проходить таможенные процедуры и работу с драгметаллом за границей.

Через Минводы вылетели в Цюрих. У нас на руках был контракт с одной из американских компаний о передаче серебра на хранение в банк и получения займа. Но по каким-то причинам эта фирма не стала нам платить.

Мы прошли через таможню. Спецсопровождения самолета не было, охрану обеспечила принимающая сторона. В течение трех часов по количеству и качеству представители фирмы принимали металл. Мы получили документы и стали ждать оплату. По контракту в течение 24 часов в Нацбанке должны были появиться деньги. В расчете на них я открыл три счета - в марках, фунтах и долларах. Однако установленное время прошло, а деньги не поступили.

Ожидание затянулось, надо было искать выход из положения. И тогда мы обратились в один из немецких дочерних банков, председателя правления которого знали лично. Получив у него консультацию, обратились в филиал Центрального банка Швейцарии в Цюрихе. После того, как распространилась информация о том, что председатель центрального банка Казахстана принят главным банкиром Швейцарии, ко мне стали обращаться руководители крупнейших банков этой страны с деловыми предложениями. Речь идет о ЮБС и других финансовых учреждениях, которые входят в десятку крупнейших в мире. К тому же они издавна занимаются драгоценными металлами.

Швейцарские банкиры показали, как организованы хранение и работа с драгметаллами. В хранилищах я видел даже слитки царского золота, которое лежит там с незапамятных времен. Весь мир хранит в этих больших банках часть своих золотых запасов. И металл не просто лежит в подвалах, он работает, обогащая своих владельцев.

Ознакомившись с работой банков, мы забрали свое серебро и перевели в банк "Кредит сьюис", с которым подписали контракт на работу. Вначале мы хотели просто сдать металл и получить займ в долларах США. Изучая контракты, поняли, что это невыгодно. Нас не устраивали объемы займа и сроки. Они предложили всего 80- 85 процентов от стоимости металла. Мол, остальное пойдет на расходы по хранению и обслуживанию. Я доложил Правительству и сказал, что этот путь менее эффективен. Металла у нас достаточно и лучше продать серебро.

В то время страновой рейтинг Казахстана был нулевой. Нас никто не знал и не ждал на рынке драгоценных металлов. К тому же у нас в стране не было ни одного банка с международным рейтингом. Поэтому мы решили продать серебро по международной цене по лондонской бирже, по фиксингу на день сделки. Таким образом, мы впервые пробили окно в Европу, вышли на мировой рынок, реализовали 30 тонн серебра и получили первые миллионы долларов США. Надо отметить, что швейцарцы по достоинству оценили наш товар. Металл был высочайшей чистоты, как говорят специалисты, "четыре девятки". То есть посторонних примесей в серебре были какие-то тысячные доли процента! А надо сказать, что банки принимают металл и ниже по качеству. В итоге в цене мы не проиграли и приобрели первый опыт. Потом мы не раз с согласия Правительства заключали такие сделки.

Забегая вперед, скажу, что сегодня Нацбанк серебро не покупает и содержит золотовалютный резерв, частично, в золоте. Только в валюте держать деньги государства нельзя, поскольку везде в мире идет инфляция, курсы меняются. А цена на золото в последнее время поднимается.

Сегодня нашу страну на рынке металлов уже знают. С тех первых лет независимости Казахстан активно торгует серебром. За счет этих средств Нацбанк создал предприятие по выпуску ценных бумаг. Выручка от сделок с драгоценным металлом пошла на создание тенге и приобретение техники для монетного двора и для организации платежной системы. Но поначалу она создавалась только в рамках Нацбанка. В то время банки второго уровня из-за нехватки средств не могли работать на сегодняшнем уровне.

Позже многие мои критики говорили, что все это несвойственные Нацбанку функции. Я имею в виду Межбанковский денежный рынок, валютную биржу, платежную систему. Но тогда для того, чтобы создавать отдельные системы и структуры, не было ни времени, ни денег, ни сил. Ведь все это, не забывайте, происходило на фоне гиперинфляции, которая составляла 3060 процентов в 1992 году, а на следующий год – 2265 процентов!

Но вернемся к собственно банковским проблемам. После разделения бюджетов бывших союзных республик, прежняя система оказалась разрушенной. Причем не только в организационном, структурном плане. Распалась и материальная база бывшего Госбанка. В райцентрах не осталось филиалов. Происходило нечто немыслимое на взгляд банкиров, воспитанных в духе советской финансовой дисциплины: счета бюджетных организаций были открыты в разных коммерческих банках. И, таким образом, госбюджет оказался разрозненным. Следует добавить, что в тот момент между казахстанскими банками не было корреспондентских отношений. Они тоже рассчитывались через Национальный банк. Из этой ситуации нужно было выходить как можно быстрее. Неуправляемость бюджета поставила нас на грань краха финансовой системы государства. Стало невозможным хорошо отслеживать потери, разбазаривание казенных денег. Затраты по обслуживанию бюджетных счетов были чрезмерно высокими, поскольку коммерческие банки по каждому виду услуг хотели зарабатывать как можно больше. Все это было очень накладно для бюджета.

Ко всему в стране возникла критическая ситуация. Начались банкротства банков, невыплаты зарплаты, закрытие счетов. Мы пришли к выводу, что необходимо создать филиальную сеть Нацбанка, точнее возродить ее повсеместно. Нацбанк, Минфин и Правительство вышли к Главе государства с этим предложением. К тому времени филиалы сохранились только в областных центрах. А районные подразделения Госбанка превратились в филиалы Агробанка, Промстройбанка, Кредсоцбанка. Все они ушли из-под управления Нацбанка, правопреемника Республиканской конторы Госбанка СССР. Все это имущество – здания, оборудование, ранее принадлежавшие Госбанку, они получили бесплатно.

Глава государства понял, какая угроза нависла над бюджетом страны, и принял решение восстановить филиальную сеть на уровне районов и создать платежную систему на основе расчетно-кассовых центров. Верховный Совет принял решение все здания районных банков вернуть Нацбанку. Нам в 1992 году пришлось в течение полугода создавать двести с лишним филиалов, подбирать кадры, оснащать техникой, ремонтировать здания.

Таким образом, у Нацбанка появились свои деньги и материальная база. Мы начали создавать собственный денежный рынок. Если раньше приходилось кредитные ресурсы покупать полностью у России, то теперь Нацбанк получил возможность работать с собственными денежными ресурсами для внутренних нужд Республики. Коммерческие банки повсеместно открыли счета в наших расчетно-кассовых центрах. Появилась возможность осуществлять контроль над их деятельностью.

Мы впервые в истории Казахстана организовывали денежные аукционы, продавали коммерческим банкам деньги. Стал действовать банковский надзор, была узаконена отчетность банков второго уровня перед Нацбанком. В последующем, после ввода тенге денежный рынок стал самостоятельным, межбанковским, валютная биржа была отделена от Нацбанка.

В короткие сроки Нацбанк стал высоколиквидной организацией, получавшей хорошие прибыли. Мы стали даже кредитовать государство, частично покрывать дефицит бюджета. Раньше в таких случаях правительство обращалось к отдельным специализированным госбанкам: у главного банка страны не было такой возможности. Теперь же, как во всем цивилизованном мире, стали складываться отношения между казной и центральным банком государства. Кроме того, наш Нацбанк определенную долю прибыли с тех пор передает в пользу бюджета, поскольку Нацбанки во всем мире не облагаются никакими налогами. Они, в основном, отвечают за курс национальной валюты. Это основа основ, сложный процесс, требующий крупных золотовалютных резервов. А для их создания нужны свободные доходы. Кроме того Нацбанк должен себя содержать, поскольку бюджет его разделен от государственного. Но между ними, конечно, есть связь. Расходы Нацбанка по созданию золотовалютных резервов строго регламентированы, что и было сделано.

В 1993 году 13 апреля были приняты законы РК о Нацбанке, банках Республики Казахстан. После принятия новых законов пошел процесс интеграции с международной банковской системой. К концу 1993 года Нацбанк имел 14 корсчетов в банках развитых стран – США, Германии, Англии и других государствах. Наши крупные коммерческие банки тоже стали открывать корсчета в зарубежных банках.

Под эгидой МВФ началось изучение международной банковской практики. У нас стали работать аудиторские компании. Наши коммерческие банки нашли партнеров в лице западных банков. Это было большим шагом вперед. Ведь, имея корсчет в международном банке, можно перекинуть деньги в любую точку земного шара и перенимать их опыт работы. Другими словами, получили возможность свободно проводить импортно-экспортные операции самостоятельно.

В итоге всей этой предварительной работы по созданию банковской системы была подготовлена почва для введения национальной валюты. Собственные деньги - это главный инструмент для управления экономикой, обеспечения экономического суверенитета, подлинной независимости страны. Задача эта, как я уже говорил, стояла перед Нацбанком с первого дня. Теперь пришла пора взяться за это дело вплотную. Принять такое решение было делом непростым, но Глава государства осознавая эту необходимость приняло такое политическое решение, и постоянно следил за исполнением, оказывал всяческую помощь и поддержку в решении многих вопросов, которые возникали в процессе работы связанных с национальной валютой и по другим вопросам банковской системы.

Глава государства возложил общее руководство по подготовке нацвалюты на вице-президента Ерика Магзумовича Асанбаева, который в то время отвечал за экономический блок вопросов. И нам было поручено изучено изучение данного вопроса.

Стран, которые выпускают банкноты немного, прежде всего это развитые западные государства. Лидером в этом вопросе, как мы узнали, является Великобритания. Английская компания "Томас делару", например, печатает банкноты для 90 стран мира.

Начались поездки, встречи со специалистами. К нам обращались представители Испании, США, Франции. В числе прочих к нам в апреле 1992 года приехали из Англии руководители небольшой компании "Харрисон и сыновья". Как выяснилось, банкнотная фабрика этой фирмы выпускала почтовые марки и банкноты в течение четырех столетий. В конечном итоге мы остановили выбор на этой компании, во многом, потому что всю работу делали в тайне: никто не должен был знать о готовящемся вводе национальной валюты. А из большой фирмы информация могла просочиться. Но главное, предлагаемый "Харрисоном" контракт был самым выгодным для нас.

Как я уже сказал, нас устраивала конфиденциальность, которую могла обеспечить эта английская фирма. Уже будучи в Лондоне, мы еще раз убедились в том, что она способна гарантировать строгую секретность исполнения заказа.

После первых встреч с представителями банкнотных фабрик мы выяснили, что дизайн денег составляет 35-40 процентов себестоимости. Другими словами, это дорогостоящая часть работы по изготовлению купюр. И, в целях экономии, Ерик Магзумович Асанбаев предложил поручить разработку дизайна казахстанским художникам.

Как выяснилось, руководитель Союза дизайнеров Казахстана Тимур Бимашевич Сулейменов и его коллега руководитель ТОО "Дизайн-центр Казахстана" талантливый художник Хайрулла Габжалилов уже были заражены этой идеей. Состоялись первые встречи. Все сохранялось в тайне, подписка о неразглашении стала первым документом, к которому приложили руку художники. Мы договорились, что работать они будут в зоне правительственных дач по дороге на Медео. О том, что подготовка казахстанской валюты началась, знали считанные люди в государстве. В Нацбанке нас было всего три человека, я и мой заместитель Мирсултан Турсунов, руководитель дирекции строящихся предприятии Нацбанка Кожамуратов. А в высшем эшелоне руководства, кроме Президента страны - Е.М.Асанбаев, С.А.Абдильдин, С.Т.Такежанов. Позднее, конечно, круг посвященных расширился, в него вошли ученые, отдельные члены Правительства. А пока, в течение полутора месяцев, художники рисовали будущие деньги. Асанбаев Э.М. и Такежанов С.Т. просмотрели четыре варианта эскизов. Были банкноты без портретов, со сложным казахским орнаментом, купюры, чем-то похожие на доллар, на голландскую валюту. Четвертый вариант художники подготовили с портретами. При подборе портретов консультировались с историками, родилось название будущей валюты "тенге". До этого в качестве варианта мы обсуждали "сом", "алтын" и другие наименования.

Портретную галерею утверждали долго. Самой большой трудностью была идентификация. Личности исторических деятелей сверяли с архивными документами, их портреты должны были быть признаны Академией наук. В общем-то, традиция помещать портреты государственных деятелей на денежные купюры объясняется тем, что такие деньги труднее подделать. Личности великих людей знакомы многим. Ну и воспитательный, исторический, политический аспекты должны присутствовать. Например, хан Абулхаир подписал союзнический договор с Россией. Аблайхан - основатель казахской государственности, собиратель земель. О великом ученом Мухаммеде Аль-Фараби знает и Восток, и Запад. Его портрет мы поместили на купюре с номиналом один тенге, поскольку такая банкнота является основой валюты.

Художники подготовили классическую номинацию до ста тенге. В числе вариантов был и портрет первого президента Казахстана. Но Н. А. Назарбаев этот вариант отклонил. Кроме правителей африканских стран никто из живых руководителей государства свой портрет на деньгах никогда не помещал. В цивилизованном мире это могло вызвать соответствующие ассоциации.

Через полтора месяца в компьютерном исполнении первые банкноты были отпечатаны. Мы показали прообразы тенге президенту. Н. А. Назарбаев их одобрил и разрешил размещение заказа.

В 1992 году в ноябре о подготовке нацвалюты поставили в известность Правительство и членов правление Нацбанка. В короткие сроки эскизы банкнот были утверждены правлением Нацбанка и наши художники вылетели в Англию. В связи с ситуацией в финансовой сфере, о которой я рассказал выше, нужно было спешить. Глава государства дал задание к 1 апрелю 1993 года, то есть меньше, чем за год, валюту подготовить и доставить в страну. Для сравнения скажу, что в той же Англии одна купюра готовится несколько лет.

Художники Х. Габжалилов, М. Алин и А. Дузельханов работали на выездах, по сути, день и ночь, в форсированном темпе. Им пришлось освоить всю технологию производства денег. И наша дизайнерская группа выполнила ответственное задание на высочайшем уровне. Уже через несколько месяцев в составе госделегации я побывал в Лондоне и подписал образцы.

Проблемы начались дома, в Казахстане. К моменту заключения контракта мы должны были утвердить расходы. И вот тогда чиновники из Правительства стали предъявлять претензии и задавать бесконечные вопросы, типа, почему, мол, эта фирма, а не другая? Словом, в ход пошли эмоции вместо аргументов, началась подковерная борьба. На пустом месте господа функционеры создали большие проблемы. В конце концов, под давлением отдельных членов Правительства часть заказа была размещена в английской фирме "Томас Делару", хотя у них в то время была другая технология изготовления банкнот, на порядок ниже, чем на фабрике "Харрисон и сыновья". Позже, когда я ушел с поста председателя Нацбанка, контракты тщательно изучались. Экспертиза показала, что при более высоком качестве исполнения цена была оптимальная, ниже, чем на фабрике "Томас Делару".

Когда все же, невзирая на противодействие тех, кто лоббировал полюбившиеся им фирмы, в середине ноября контракт с англичанами был подписан, о заказе стало известно и членам правления Нацбанка. Мы в банке отслеживали весь процесс подготовки тенге, а непосредственно за производство отвечали Турсунов, Сулейменов и Габжалилов.

К этому времени рублей из России поступало все меньше. Наконец, в середине 1993 года Центробанк России объявил, что банкноты он больше давать не будет. В самой России все банкноты выпуска 1961-1991 годы были изъяты из обращения. Реформа завершилась введением нового российского рубля с символикой Российской Федерации.

Наступил интересный момент в истории нашей республики. Мы, чуть ли не последними в СНГ какое-то время пользовались при расчетах деньгами несуществующего СССР. И еще. Лишь только просочились первые слухи об обмене денег в России, Казахстан вдруг буквально наводнила наличка из других регионов, хотя еще недавно рубли были самым дефицитным "товаром" в наших пределах!

Но мы уже были готовы к такому повороту событий. Производство тенге, которое началось в ноябре 1992 года, завершилось еще в апреле 1993 года. Мы разработали спецмаршрут Алматы-Актау-Лондон. И в начале лета доставили свою валюту в Казахстан.

Специальным постановлением Правительства два-три пассажирских борта круглосуточно завозили банкноты, которые мы переправляли в Джамбульское хранилище. В общей сложности перевозкой мы занимались почти два месяца. Поскольку транспортировка тоже требовала секретности, заместитель председателя Нацбанка Мирсултан Турсунов лично руководил доставкой денег. Сначала он сам сопровождал груз. Потом стал терять здоровье из-за постоянной смены часовых поясов, бесконечных перелетов. Пришлось еще два-три человека привлечь для доставки тенге.

При этом хочу особо отметить вклад в дело подготовки национальной валюты "Тенге" господина Турсунова М.А., который был ответственен за реализацию всей организационно-технической части этой работы огромной государственной важности.

Грузовые самолеты курсировали, не делая посадок в третьих государствах: груз с банкнотами не должны были подвергаться таможенной процедуре. Однако весь этот план едва не рухнул из-за одного вздорного чиновника таможни. Как-то в час или два ночи позвонил Турсунов. Оказывается, в Актау, где самолет сел для дозаправки, таможенный офицер проявил чрезмерное рвение и решил вскрыть спецконтейнеры. Хотя сопровождающий показал документы, оформленные на не подлежащий досмотру спецгруз, адресованный Правительству Казахстана. Но ретивый дозорный тем не менее настаивал и работники Нацбанка были бессильны ему помешать. Дело происходило ночью, других представителей местной власти в аэропорту не было. Пришлось мне ночью позвонить акиму области Новикову Ф.А., благо мы с ним давно знакомы. Я объяснил, что нужно немедленно отправить груз без досмотра, ибо в противном случае нас всех ждут большие неприятности. Добавил также, что большего я ему сказать не имею права. Он понял, что груз важный, хотя и не знал, что это миллиарды тенге и дал команду выпустить самолет из аэропорта.

Кстати, не буду скрывать, мы, размещая заказ на изготовление тенге, столкнулись с серьезной проблемой. Ведь прежде казахстанские финансисты эмиссией денег не занимались, и поэтому не знали, как вычислить необходимое количество банкнот. Для определения потребности в наличных деньгах существует научная методика. У нас такого специалиста никогда не было, поскольку деньги мы получали из Москвы. Руководители компании "Харрисон и сыновья" подсказали, что в таких случаях многие страны обращаются к уникальному специалисту из Англии, доктору Л. С. Пейну.

Восьмидесятилетний экономист взяв за основу численность население Казахстана, изучил экономические показатели и сделал вывод, что, во-первых, нам нужны 20 тенговые купюры, вместо привычных двадцатипяток, как мы раньше говорили, "четвертных". Ученый сделал расчеты. Но наши финансисты подумали: откуда ему, сидя в Англии, знать наши потребности? Они нашли данные 1961 года, то есть момента последней советской денежной реформы, учли изменения в экономике, посчитали и… пришли к тем же выводам!

Использование наличных денег в обороте доктор Пейн вычислил верно. Он учел и запас, и другие нюансы. По его прикидкам, на первом этапе основная масса деньги должны были уйти в оборот. Затем в связи с инфляцией и с учетом того, что за 8 месяцев купюра изнашивается, он подсчитал, сколько нужно денег для замены обветшавших банкнот.

Позднее, мы убедились на практике, что по всем параметрам его прогнозы оправдались, и по количеству каждого номинала, и по общему объему наличных денег. Говорят, он вообще ни разу он не ошибся, делая аналогичные расчеты для других государств.

Итак, к моменту, когда Россия прекратила выпуск советских рублей, свои деньги у нас уже были готовы. Теперь надо было запускать их в оборот. Для этого предстояло решить еще одну проблему - обзавестись собственной разменной монетой - тиынами.

Еще в те месяцы, когда наши художники готовили тенге к выпуску, мы объездили ряд стран и остановили выбор на немецкой компании "Гребнер". Это прогрессивная фирма, восприимчивая к достижениям современной науки и технологии. Специализируется на выпуске оборудования для чеканки монет.

Наше решение мы согласовали с Ериком Магзумовичем Асанбаевым и стали искать место для Монетного двора. С. Т. Такежанов, всю жизнь работавший с цветными металлами, подсказал, что есть завод в Усть-Каменогорске с сильным конструкторским бюро. Мы выехали на место. Это было закрытое производство, единственный завод, который выпускал для энергетиков Советского Союза ядерное топливо. Кроме того, как известно, в регионе много металлургических заводов и месторождений цинка, меди, серебра. А для чеканки монет нужны эти компоненты. Глава государства одобрил этот выбор и разрешил создание монетного двора в г.Усть- Каменегорске

Мы привезли из Германии высокоскоростные прессы, получили технологию и передали это в КБ Ульбинского предприятия, директором которого был покойный ныне Виталий Метте. Металлурги начали искать сплав. Предложили несколько вариантов. Нужен был сплав, достаточно эластичный, чтобы выдержать скорость пресса, стойкий к коррозии, поскольку за долгие годы монеты проходят через миллионы рук. Металл должен быть дешевым, себестоимость монеты не должна превышать номинал, чтобы производство монет было рентабельным. Конструкторы и металлурги делали пробную чеканку, сплавы растрескивались, разлетались на мелкие куски. Собственно процесс чеканки монет состоит из двух этапов. Сначала делают бляшки, а потом пресс одним ударом выбивает с двух сторон барельеф и боковую грань. В конце – концов такой сплав металла был найден.

Кроме металлической части тенге нам нужна была полная линия чеканки, для изготовления всей государственной атрибутики вплоть до звезд на офицерские погоны. И мы эти станки заказали.

Вообще подготовка инструментов по нашему дизайну - долгая история. Как я уже говорил, у нас был голод на наличные. И в качестве параллельной валюты мы хотели ввести металлические деньги еще до ввода тенге. На территории Германии мы впервые отчеканили монету с номиналом в 20 тенге. Первую монету я сам отчеканил. Каждый член казахстанской рабочей группы тоже поработал на станке. Монету с красивым дизайном мы показали президенту. Впоследствии господин Марченко публично задавался вопросом: почему монета такая большая? Но для того времени по себестоимости по всем параметрам монета себя оправдывала. А главное - мы испытали пресс. Сейчас двадцатитенговая монета намного меньше по диаметру, соответственно и расход металла меньше.

Но вернемся к металлическим деньгам. Даже имея готовую линию на Ульбе, мы не могли начать чеканку монет. Из опасения, что тогда многие бы узнали, что готовится ввод нацвалюты. А мы не могли заранее провозгласить это. И когда в сентябре Президент принял решение вводить тенге, металлическая часть тенге естественно не была готова.

Не была подготовлена концепция и сам механизм перехода на национальную валюту. В этих целях была создана госкомиссия по вводу тенге в обращение. Глава государства Н.А.Назарбаев создал государственную комиссию под председательством Премьера-министра С. А. Терещенко , в которую вошли вице-президент Республики Казахстана Е. М. Асанбаев, первый вице-премьер Д.Х.Сембаев, секретарь Высшего экономического совета Б.Изтлеуов и я, как глава Нацбанка Республики Казахстан. А господа Марченко Г.А., Джандосов О.А. и Назаров В.К. вошли в состав секретариата этой комиссии. Часть документов подготовил госкомиссия, часть – Нацбанк. Мы обсудили основные вопросы, решили в каком количестве обмен проводить, курс обмена, валютный курс. Члены комиссии ежедневно собирались и в общей сложности за восемнадцать дней подготовили все необходимые нормативные документы. Теперь осталось только обнародовать условия обмена и приступить к делу. Но, как я уже говорил, разменной монеты, металлической части валюты не было. Мне это вменялось в вину, но я объяснил ситуацию, попросил месяц сроку и пообещал, что до середины октября подготовлю монету в цехе ценных бумаг. Цех к тому времени устойчиво работал, и нам уже не пришлось делать заказы за рубежом. Художники подготовили дизайн, руководители будущего Гознака организовали трехсменную работу и за месяц бумажные тиыны были готовы.

Мы развезли деньги и монету по областям. Для этого я попросил в Правительстве десять дней. В течение декады, за два-три дня до обмена рублей на тенге, новые купюры и мелочь в достаточном количестве была доставлена в областные и районные центры. КНБ и МВД обеспечили охрану. Был выделен самолет под передвижной офис Нацбанка. И к середине ноября подготовка к обмену денег была завершена.

После того, как мы завершили доставку денег, Глава государства сделал объявление. Обмен приурочили к субботе, чтобы большую часть работы провести в выходные дни, с минимальными потерями рабочего времени. Накануне в вечерних новостях по телевидению 13 ноября 1993 г. Президент страны Н.А.Назарбаев провозгласил введение национальной валюты. Я, как председатель Нацбанка, рассказал о порядке обмена валют.

Помню, рядом с Президентом собрались все члены Правительства. Впервые Глава государства показал новые деньги, валюту независимого Казахстана. Это был большой день в жизни страны, знаменовавший собой конец целой эпохи и начало новой.

А потом неделю сотрудники Нацбанка работали, не считаясь со временем, как говорится, день и ночь. Миллионы казахстанцев несли деньги для обмена. Помнится, 15 ноября 1993 года мы, члены правления, с раннего утра находились в Алматинском управлении Нацбанка. И увидели, как на глазах растет очередь. Стали выяснять причины. Оказалось, что работники банка не учли наши инструкции. Деньги приходили в запломбированных мешках и не должны были пересчитываться перед сдачей. Их следовало поменять на тенге, и лишь после возврата в банк в течение года рубли должны были быть пересчитаны полистно. А здесь в областном управлении кто-то решил по старой традиции, что деньги счет любят…

Это был пересчет вала. Образовался затор, кассиры не успевали принимать деньги. Теперь, раз процесс пошел, уже нельзя было прервать его. Пришлось половину Нацбанка превратить в пункт обмена денег. Я обратился к коммерческим банкам, чтобы каждый из них выделил сотрудников для приема денег.

В целом же сотрудники Нацбанка проявили высочайший профессионализм, преданность делу, организованность. В те выходные вся банковская система в таком режиме работала.

Тенге официально получил право на жизнь и с 15 ноября 1993 года был успешно введен в обращение. Первоначальный курс мы установили из расчета 4,75 тенге за один доллар США. А каждый тенге был обменен на 500 советских рублей. Курс обмена мы, члены правления Нацбанка, предлагали 1 к 1000. По всем канонам экономической теории следовало обменять деньги в таком соотношении. Курс, принятый госкомиссией впоследствии оказал отрицательное влияние на престиже национальной валюты: в первые два года тенге "падал" интенсивно. Но главное было сделано. С той поры, с 15 ноября 1993 года тенге стал главным инструментом нашей экономики, основой денежной системы государства.

Именно с этого момента начались настоящие реформы в экономике Казахстана . Мы начали внедрять рыночные механизмы во всех секторах народного хозяйства. Ведь, находясь в "рублевой зоне", в зависимости от финансовых институтов России, мы не могли проводить самостоятельную монетарную, экономическую политику. Именно поэтому мы почти два года создавали инфраструктуру, базу, чтобы с вводом тенге начать серьезные реформы в финансовой сфере. Вся предварительная работа эта была проведена в установленные сроки и качественно, потому что сплоченность, дисциплина всегда существовали в банковской системе, в коллективе Нацбанка. Банковская система издавна славилась особой ответственностью, организованностью. Банковские работники привыкли всегда работать в рамках и нормах жестких правил. И я весьма благодарен своим коллегам, членам правления Национального банка, которые рядом со мной трудились в тяжелейшие годы, с нуля создавая главный банк страны и банковскую систему в целом.

Моя работа как председателя Нацбанка длилась всего год и 11 месяцев. Но нам за это время удалось сделать многое. В условиях распада СССР, когда прекратились дотация, всякая финансовая помощь из "центра", выделение кредитных ресурсов казахстанским банкам из ресурсов союзных банков, а также нарушения вертикальных связей управления экономикой необходимо было:

создать качественно новую национальную банковскую систему Республики, состоящей из двух уровней во главе с Национальным банком Республики Казахстан;

поэтапно создать необходимую инфраструктуру для нормального функционирования банковской системы и денежного рынка, которая плавно переросла в самостоятельные структуры и рынки (платежная система межбанковских международных расчетов, валютная биржа и т.д.);

создать совершенно новую нормативно-правовую базу;

открыть фабрику ценных бумаг, которая дала возможность печатать всю банковскую, финансовую и для других целей бланочную продукцию, включая авио и железнодорожные билеты и удостоверении личности, паспортов. В последующем он слился с банкнотной фабрикой;

в г. Усть-Каменогорске на Ульбинском заводе организовать чеканку металлических монет;

главное – подготовить и ввести Национальную валюту "тенге", уложившись в жесткие сроки, определенные Президентом.

Нередко можно слышать критику в мой адрес, но они судят обо всем с "колокольни" настоящего времени, совершенно не учитывая условия того периода становления. Конечно, для реализации каждого из этих мероприятий, если они бы осуществлялись в нормальных условиях, потребовались бы месяцы и годы разработок, глубоко аргументированных, научно обоснованных государственных программ и немало средств, для их реализации. Но ни того, ни другого, как я отметил выше, у нас не было. Самое тяжелое в этой ситуации было то, что не было никакого резерва во времени. Каждый день возникали совершенно новые проблемы, которые необходимо было решить безотлагательно, многие проблемы были тесно переплетены с выживаемостью предприятий, отраслей и экономики в целом.

Одни вопросы я смог решить потому что они мне были известны ранее из опыта многолетней работы в банковской системе, другие вследствии упорного изучения состояния дел в других странах путем стажировки работников. Все это, в последствии, с лихвой оправдалось, если судить по конечным результатам.

Я очень благодарен Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Нурсултану Абишевичу за ту честь, которой он удостоил меня, назначив меня первым Председателем Нацбанка и доверив мне организацию подготовки ввода национальной валюты- важность которой трудно переоценить.

Выражаю особую благодарность членам Правления Национального банка того времени господам Таджиякову Б., Дудкину А.Н., Турсунову М.А., ЗиябековуБ.З. госпоже Абдуллиной Н.К., помощнику Председателя Нацбанка РК Назарову В.К., руководителям операционного управления по межгосударственным расчетам Кулебякиной , Тасбулатовой Ф.А., руководителям всех областных управлении, директору банкнотной фабрики Кожамуратову Е., руководителям союза дизайнеров Казахстана Сулейменову Т.Б., Габжалилову Х., руководителю группы дензнака монет Национального банка РК Ивженко В., первому директору монетного двора Забелину А.

В одной небольшой публикации невозможно перечислить имена многих сотрудников Национального банка РК, которые достойны увековечить их имена для истории, за это заранее прошу относиться благосклонно к автору этой публикации. Многие из них продолжают работать и в поныне банковской системе Республики Казахстан и России, могу лишь сказать им следующее: им будут дань и уважение достойные тому вкладу в дело становления банковской системы Казахстана в других публикациях, исследованиях моих и других авторов, но то общее дело, к которому каждый из них причастен, навсегда останется в памяти истории становления государственности независимого Казахстана. Сегодня международные рейтинговые агентства признают нашу банковскую систему самой надежной среди стран СНГ, а национальную валюту – самой устойчивой. И я горд тем, что банковские работники нашего поколения стояли у истоков нынешних достижений, заложили фундамент нынешних успехов.

В завершение я хочу сказать следующее. Конечно, сам по себе печатный станок – чисто механический инструмент. Другое дело, что валюта – это рычаг управления экономикой, инструмент независимости. Так что подлинный суверенитет мы получили не в момент образования Республики Казахстан, а спустя два года, после ввода тенге. И, как финансист, я веду свой отсчет годам подлинной свободы с 15 ноября 1993 года.

Г.Байназаров

(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента РК)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Вот такая, блин, вечная молодость 29.10.2003
Возвращая имя отца. Часть 1 27.10.2003
Маленькие трагедии целины 23.10.2003
Инструмент независимости 22.10.2003
"Под гнетом их обаяния" 14.10.2003
Силовик 13.10.2003
Последний император 07.10.2003
Фашисты под Актюбинском 03.10.2003
Репрессии: Сетевые структуры 18.09.2003
В Израиле отмечают юбилей мемориального комплекса "Яд-ва-Шем" 18.09.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz