NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Суббота 22.02.2020 17:04 ast
14:04 msk

Возвращая имя отца. Часть 1
Жизнь Бирмухамеда Айбасова – слушателя Московского института Красной профессуры – оборвала пуля, но он многое успел сделать для своего народа, будучи первым акимом первой столицы Казахстана – Кзыл-Орды, руководителем Тургенского овцесовхоза, редактором Казиздата и главным редактором Казпартиздата
27.10.2003 / история

"Аграрный Казахстан", 24 октября

Так называется документальная повесть Еркена Айбасова, которую мы начинаем публиковать сегодня с некоторыми сокращениями. Эксклюзив предоставлен только "АК" автором-сыном героя.

Жизнь Бирмухамеда Айбасова – слушателя Московского института Красной профессуры – оборвала пуля, но он многое успел сделать для своего народа, будучи первым акимом первой столицы Казахстана – Кзыл-Орды, руководителем Тургенского овцесовхоза, редактором Казиздата и главным редактором Казпартиздата. Но главное, он и сегодня продолжает жить в сердцах многих, кто знал его.

Строки, написанные с сыновней болью, это благодарная дань памяти не только отцу автора, но и всем тем людям, кто стал жертвой безжалостной политики истребления цвета нации. Тех, кто свято верил в светлое будущее своей страны, расстреливали, морили голодом, бросали в застенки, пытались навсегда стереть память о них, объявляя врагами народа… Не удалось! Они были и остаются совестью народа. Дело отцов и дедов продолжают дети и внуки. И пока жива память, живы и те, перед кем мы сегодня склоняем головы…

ВОЗВРАЩАЯ ИМЯ ОТЦА

(документальная повесть)

"Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достиг ли он ее".

Абай

1. Москва, Кремль, товарищу Сталину

В феврале 1933 года на стол Сталина в кремлевском кабинете легло письмо "О работе Казахстанской парторганизации". Копия в Казкрайком, секретарю Л. Мирзояну (АП РК Фонд 141, опись 1, един. хр. 5734). В нем шестеро коммунистов приводили ужасающие факты голода и разорения в Казахстане, о которых широкая общественность узнает только после крушения Советского Союза, и просили вождя принять широкомасштабные, союзные меры по спасению республики, ибо республиканская парторганизация не способна на это.

Незадолго до этого, 7 января, Сталин выступил с докладом "Итоги первой пятилетки", в котором, наоборот, описывались достижения социализма по всем направлениям и его победоносный вал, который неудержимо подминал под себя остатки рухнувшего строя. А тут такое письмо, такой негатив – не ко времени.

Но что нужно этим коммунистам, живущим в Москве, что их заставило пойти на этот шаг, чего им не хватает? Ведь живут в теплой, благоустроенной, а главное, сытой Москве. Да, на Украине, в Поволжье, Казахстане голод, о чем Сталин, несомненно, знал. Любой новый строй зиждется на костях старого строя. Так было при Иване Грозном с его опричниной, после которой осталось в живых пол-России, при Петре I, поднявшем Русь на дыбы, так было и так будет всегда.

Эти шестеро, прошедшие "чистку" и отбор, учатся в институте Красной профессуры. Учеба в самом престижном, закрытом заведении означала прямое попадание в партийную номенклатуру, а затем – накатанную дорогу к высоким государственным постам. Нужно было только сидеть и помалкивать, соблюдать партийную дисциплину: дадут команду – поднимай руки вверх, "одобрямс", нет команды – сиди тихо, так нет...

Сталин еще раз внимательно прочел фамилии авторов письма. Некоторых он знал в лицо, поскольку сам читал им лекции вместе с новоявленными теоретиками партии: златоустом, но непоследовательным Бухариным, всезнающим, но аморфным Луначарским и этой "миногой" Крупской.

Кто же они? Слушатели института Красной профессуры – Гарибулла Искаков, Ильяс Кабулов, Жусупбек Арстанов, Бирмухамед Айбасов, член Казкрайкома ВКП(б) Габбас Токжанов, студент Московского геологоразведочного института (МГРИ) Уразалы Джандосов.

Кто же из них зачинщик?

По возрасту они почти сверстники – 28-29 лет, вот только Айбасову Бирмухамеду 37. В таком возрасте разница в 7-8 лет ощутима, особенно у казахов, к тому же он единственный среди них, кому близка экономика сельского хозяйства республики: успел поработать 10-12 лет в разных административных областях на ответственных постах.

Сталин позвонил секретарю Борису Бажанову: "Вызвать авторов письма на Старую площадь...".

Секретарь каждый день сталкивался с членами Политбюро и убедился, что никакие они не вожди, их такими рисовала послушная красная пресса. Например, Калинин не смог заступиться за свою жену, отбывавшую срок в концлагере. Ворошилову не достает широты государственных взглядов, ему бы не в Кремле сидеть, не создавать Красную Армию, которая "всех сильней", а слесарить где-нибудь в Луганске.

Про себя Бажанов давно решил бежать из этой страны. Вскоре ему это удалось на удивление легко: под Новый год, когда часовые "священных рубежей" были мертвецки пьяны, он во весь рост перешел советско-иранскую границу. Расчет был верен. За границей он издал ряд книг. В одной из них "Кремль, 20-е годы" он напишет: "Замечательное у нас Политбюро: два заикало (Молотов и Рыков), один ошибало (Бухарин), один вышибало (Сталин)".

А сейчас, взяв письмо, он заранее знал, что оно никогда не увидит свет, а авторов, этих наивных правдолюбцев, исключат из института и пошлют в самые отдаленные районы отсталого Казахстана, и о них никто не вспомнит – это в лучшем случае; а в худшем – их сгноят в подвалах Лубянки.

На Старой площади с ними провели соответствующую беседу, и вскоре все они, не окончив институт, были направлены обратно в Казахстан.

Пойти на такой шаг, когда по стране во все колокола превозносились эпохальные победы социализма и ни слова – о голоде, когда за каждое правдивое слово людей преследовали и сажали, мог не каждый. Они, слушатели института Красной профессуры, теряли будущее, ставили под угрозу свою карьеру. За душой у них не было никакой корысти, только гражданское мужество и любовь к родному Казахстану. Они знали, на что шли. Только за это каждый из них достоин народной памяти и отдельного повествования.

Наш рассказ об одном из них – Бирмухамеде АЙБАСОВЕ.

2. Отец Биркея, детство

На формирование личности влияют два фактора: окружающая в детстве среда и пример родителей.

Детство Биркея протекало в окрестностях Улытау... Горы Улытау – великие горы и священны для казахов. Именно здесь зарождался первый узел казахской истории. Как от Киева пошла Русь, так и от Улытау – казахи. Это было место сбора представителей всех жузов, видных батыров, военачальников и предводителей крупных племен и родов для выбора очередного хана. Окрестности гор служили для захоронения выдающихся государственных деятелей.

Здесь закончил свой жизненный путь основатель казахских родов – мифический Алаш. С древним боевым кличем-ураном "Алаш" джигиты неслись в бой. Мавзолей Алаша до сих пор сохранился на берегу степной реки Майлы-кия (мягкая осока).

Здесь жил бий Эдиге, который убил хана Золотой Орды Тохтамыса, того самого, который через два года после Куликовской битвы покорил и сжег дотла Москву.

Жоша-хан – Джучи-хан – первый сын покорителя Вселенной Шынгиз-хана, по одной из легенд, охотясь на куланов, погиб здесь при загадочных обстоятельствах. До сих пор сохранился его мавзолей. В казахском фольклоре есть поэтический кюй "Аксак Кулан – Джучи-хан"", посвященный основателю джучиева улуса.

В отрогах гор сохранились развалины укрепления последнего казахского хана Кенесары Касымова. Отсюда он, сотворив прощальный намаз, двинулся на юг к киргизам, где и погиб в районе современного города Токмак.

Пожалуй, нигде в Казахстане, а может быть, во всем тюркском мире нет такого места, где воедино собрано столько уникальных исторических памятников. Можно открыть международный туристический центр, изучать застывшие страницы истории тюрков, кыпшаков, казахов – вот только нет у нас своего Генриха Шлимана.

Юный Биркей с молоком матери впитывал в себя все легенды и сказания. Ничего так не наполняет сердце гордостью, как героическая история своего народа и причастность к нему.

Бирмухамед (Биркей) Айбасов родился 12 сентября 1895 года недалеко от г. Улытау в урочище "Котыр", ныне Жезказганской области.

Его отец – Айбас Байтабынов, один из первых казахских врачей, из рода Найман-баганалы-саргадак родился здесь же в 1862 году, то есть в то историческое время, когда император России Александр II отменил крепостное право, осуществил революцию сверху. Волны этих исторических преобразований порой докатывались и до глухих окраин обширной империи. Выражалось это, например, в том, что кочевникам впервые было дозволено осваивать неведомую до сей поры профессию медика, так как коренной народ и вновь прибывшие переселенцы тонули в непрерывных болезнях и эпидемиях. Первый отряд медиков призван был зачинать современное здравоохранение взамен шаманов, знахарей, баксы, талибов и просто шарлатанов той патриархальной поры.

В 1884 году Айбас Байтабынов окончил Омскую центральную фельдшерскую школу. Приказ №34 о присвоении ему звания медицинского фельдшера и назначении волостным лекарем в Атбасарский уезд подписал сам генерал-губернатор Степного края Колпаковский: "Представлен к званию фельдшера...". Это врачебное звание позапрошлого века может вызывать у нас ироническую усмешку, поскольку сейчас даже врачи не находят работу, а ведь в то время оно произносилось с оттенком уважения и почтения.

В ведении молодого Айбаса из-за отсутствия медиков оказалось пять волостей, расположенных вокруг Улытауских гор. 5-7 лет он работал один, выполняя обязанности врача, фельдшера, повивальной бабки и по уставу – полицейского, совершая ежемесячные объезды своего медицинского участка №12, равного по площади европейскому государству, такому как Королевство Бельгии. И только потом к нему пришло пополнение из той же фельдшерской школы в лице Жанабая Ниязбекова и Адильбека Майкутова.

"Врачу приходилось много работать и служить в самую трудную пору при возникновении эпидемий, – писал врач-народоволец той поры, – быть поселковым и уездным врачом, лечить казахов, крестьян-переселенцев и горожан, совершать частые и большие поездки по степи, объезжать киргизские аулы и крестьянские поселки во все времена года, невзирая ни на какую погоду – в ненастье и в лютые с бураном морозы".

Казахи зимой ютились под одной крышей со скотом, что способствовало появлению всевозможных заболеваний: бруцеллеза, чесотки, других. Архивные документы той поры читаешь как сводки с передовой: что ни год – холера выкашивает целые регионы, что ни год – чума уничтожает целые роды, племена. В эпицентре борьбы с этими жуткими заболеваниями оказывались врачи и, конечно, фельдшера.

Это касалось и Айбаса – жизнь его порой висела на волоске. Например, в 1891-1892 годах, когда вместе с врачом Кузнецовым и другими он осуществлял карантинное дежурство у брода Бескулан и переправ Текей, Тайрткель на реках Шу и Сары-Су, не давая пройти караванам из Туркестана, несущим холеру в Центральный Казахстан. Длительные боевые дежурства в необъятной дикой степи сближали врачей; оторванные от дома, они становились единой командой. Работа была опасной, в караванах шел не только торговый люд, лазутчики из других стран, но и контрабандисты, перевозившие наркотики, оружие. Врачи обязаны были всех проверять и пропускать через карантинную зону.

Обращает на себя внимание такой факт: на протяжении 26 лет работы Айбас осуществлял ежегодные трехмесячные дежурства в Атбасарском уездном приемном покое. Для этого ему нужно было выезжать из района постоянного обитания – Улытау – и на лошадке по неведомым верблюжьим тропам добираться до Атбасара, преодолевая три природно-сельскохозяйственные зоны, покрывая расстояние свыше 400 километров. За 26 лет Айбас ни разу не допустил срыва, выезжал в любое время, но чаще весной. Эти поездки давали ему многое. Он изучал растительный мир, определял, в какой фазе какое растение можно потреблять для лечебных целей; проезжая по историческим местам, узнавал историю.

При приемном покое имелась большая библиотека, хорошо оснащенные медицинские кабинеты, где фельдшера могли повышать свой профессиональный уровень.

На фото 1 – группа первых казахских врачей. Снимок сделан в 1905 году в Атбасаре. Фотокопии хранятся в Государственном музее истории медицины и здравоохранения (г. Алматы), в краеведческом музее г. Атбасара, помещены в книге Виля Галиева "Медицинская деятельность ссыльных революционеров в Казахстане" (Алматы, "Казахстан", 1982 г.). Подлинник хранится в семейном архиве Айбасовых.

СПРАВКА. 1. В центре сидит Леонид Андреевич Кузнецов – врач-народоволец, выпускник медицинского факультета МГУ, член центральной группы партии "Народная воля" 1883-1887 гг. В университете входил в число тех, кто демонстративно отказался послать траурный венок на гроб императора Александра II после его гибели 1 марта 1881 года. Также демонстративно он отказался участвовать в церемонии встречи нового императора Александра III, пожаловавшего в МГУ после коронации в Успенском соборе Кремля.

Кузнецов был сослан в Степной край и оказался в Атбасаре. Обучая казахских фельдшеров врачебному искусству, он сам под влиянием их рассказов, особенно Айбаса, проявил живой интерес к истории казахов. И был поражен тем, что эта история – казахов-кипчаков-тюрков-саков-гуннов, уходящая вглубь веков, почти неведома ему.

Леонид Андреевич опубликовал статью "О надписи на камне Тамгалы-Тас в пустыне Бетпак-Дала в Атбасарском уезде" (Записки Семипалатинского отдела Русского географического общества, 1927 г. вып. 16, стр. 122-124). На этом камне были выбиты родовые знаки всех многочисленных родов, племен казахов. Сюда, движимые неизвестным шестым чувством, стекались казахские роды и оставляли свой родовой знак – тамгу, тем самым признавая это место центром казахского мироздания.

Позже писатель Ильяс Есенберлин, тоже родом из Атбасара, в своем романе "Кочевники" обыграл этот факт, загадочный камень-тамга на берегу Сары-Су стал символом единения казахского государства.

2. Адильбек Майкутов (во втором ряду стоит, слева) – один из первых казахских революционеров, член Атбасарского Совдепа, во время гражданской войны был схвачен колчаковцами. На глазах семьи и Айбаса его скрутили, избили, несмотря на просьбы и мольбы, повели в Мариновку и там расстреляли. Его именем названы поселки, совхозы, написаны книги, статьи.

Продолжение


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Вот такая, блин, вечная молодость 29.10.2003
Возвращая имя отца. Часть 1 27.10.2003
Маленькие трагедии целины 23.10.2003
Инструмент независимости 22.10.2003
"Под гнетом их обаяния" 14.10.2003
Силовик 13.10.2003
Последний император 07.10.2003
Фашисты под Актюбинском 03.10.2003
Репрессии: Сетевые структуры 18.09.2003
В Израиле отмечают юбилей мемориального комплекса "Яд-ва-Шем" 18.09.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.02.20 Суббота
79. БАИШЕВ Канат
75. ЕСЕНОВ Ермухамед
75. САГИНДЫКОВА Майко
74. АЙТХОЖИНА Нагима
69. САДЫКОВ Сабит
68. АСАНГАЗЫ Оразкул
67. ПОМИНОВ Юрий
66. АЛДАШОВ Бахтияр
59. МЫНЖАНОВ Кайрат
59. ТАЖИГУЛОВА Альмира
58. КУАТОВ Руслан
58. КУРМАНОВ Жанат
57. ЕСТИБАЕВ Серик
56. АБДУКАРИМОВ Нурлан
56. КУНШЫГАР Алмат
...>>>
23.02.20 Воскресенье
100. ЖАБАГИН Шакир
77. КУЛАЖАНОВ Куралбек
75. КРУПЕНЕВ Владимир
74. ДЖИЕНБАЕВ Рустем
74. РОМАНОВ Игорь
71. МУСАЕВ Темирхан
70. ЖАНАБАЕВ Габдысамат
69. АЛЬБЕРГЕНОВ Боранбек
68. АУБАКИРОВ Марат
67. КУЛЬЖАНОВ Дюсембек
67. СУЛТАНМУРАТОВ Жунисбек
66. МАШКЕВИЧ Александр
65. ДИКАНБАЕВА Сауле
65. ТУГЕЛ Садыбек
64. ЖАНЕНОВА Галия
...>>>
24.02.20 Понедельник
79. НУРУМОВ Алданыш
70. ЖАЙШИБЕКОВА Кулумхан
68. ТАЩЕГУЛОВ Жанахмет
62. ГЛУЩЕНКО Сергей
62. ЦОЙ Виктор
59. КАБАЕВ Сейылхан
55. ДЖУСУПОВ Аскар
54. УТЕМБАЕВ Ерик
52. ХАЙРУЛЛИНА Райхан
49. АДИЛОВ Асылхан
49. НУСУПОВ Болат
48. МАЖИНОВ Игорь
47. АХМЕДЬЯРОВ Галым
47. КУАНЫШЕВ Талгат
45. БОЖБАНОВ Мадениет
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz