"Лада", 1 июля
Совершая ритуал открывания лица невесты, певец-исполнитель открывает ей лицо правой рукой. При этом инструментом ему служит полотенце красновато-румяного оттенка, обвязанное вокруг ветки плодового дерева или таволговой камчи – чтобы лицо невесты было ярким, как луна, а принесенное ею потомство – многочисленным, как плоды на дереве.
Использованные при первом бракосочетании предметы не уничтожаются, свадебные наряды не распарываются и не перешиваются, а хранятся в целости. Иначе не миновать расстройства мирного союза, охлаждения супружеских объятий, а то и смерти одного из супругов. Трепетное отношение к вещественным свидетельствам свадьбы и начального момента семейной жизни диктуется боязнью разрушить любовь и согласие, посеять недоверие и пожать бесконечные споры и ссоры.
Супружеская постель неприкосновенна для посторонних: не принято предоставлять ее, а также подушки и одеяла из нее кому-либо. От этого расстраивается брак, сотрясается и уходит на сторону любовь.
Первая постель молодоженов называется "белым ложем белого бракосочетания". Свекровь и тетки обязаны совершить над таким ложем обряд очищения огнем и водой, для чего обычно используются зажженные ветки можжевельника и ароматизированная вода. В противном случае в ложе приживаются черти и демоны; брак распадается.
В казахской семье сноха не садится на кровать свекра и свекрови. Сие строго запрещено и наказуемо, ибо это невоспитанность, от которой портятся отношения и рушится человечность, сноха теряет уважение и катится к блуду.
Старики утверждают, что казахской женщине не принято красить брови и выщипывать их: от этого множатся враги, а недруг, обольстив ее, станет помыкать ею.
Если страдающая бесплодием женщина предстанет с чистым телом и помыслами перед могилой святого и помолится о насущном, то, возможно, после этого она забеременеет.
Не пускайте женщину ходить ночью к воде. Женская душа нежна и пуглива: увидев какое-нибудь живущее в воде животное, она может ужаснуться, приняв его за нечисть.
Разрешившейся от бремени женщине в течение сорока дней нельзя окунать руки в холодную воду и вообще прикасаться к холодным предметам: от этого ребенок вырастет холодным и жестокосердным.
Для разрешившейся от бремени женщины специально забивают белую овцу и с добрыми пожеланиями преподносят калжа – блюда из этого мяса. Дело в том, что из родильницы необходимо вышибить и согнать без остатка родовой пот: иначе мать и младенца подстерегают сорок неурядиц, а ребенок не евшей калжа женщины растет плаксой и хиляком.
Кормящая мать должна прятать груди от посторонних взглядов. Ребенка нужно кормить укромно и при этом не разговаривать: возможный сглаз – обычное дело, ведущее к молочнице и аллергическим заболеваниям, а от болтовни ребенок захлебывается молоком и у него воспаляется носоглотка.
А сейчас о том, чего нельзя делать и что делать полагается в быту казахского народа.
Войдем в юрту. Но не следует открывать резким откидыванием кверху матерчатый полог, служащий дверью юрты. Счастье и Радость, Горе и Печаль – все входит и выходит через дверь. У двери есть свой дух-хозяин, который не терпит небрежного с собой обращения. Только при нападении врага дверь-полог откидывается кверху – для своевременного вооруженного сопротивления. В мирное же время не откидывать полог, а поднимать его чинно – значит, не желать себе зла.
Складывать руки на макушке – недобрый знак, который люди не хотели бы видеть без достаточного на то основания. Издревле только пойманные преступники и военнопленные совершали клятвенный ритуал (смирения или просьбы о пощаде), садясь на корточки и складывая на макушке руки.
Нельзя: стоять в дверях, упираясь руками в косяк; наступать на порог; виснуть на перекладине косяка. Такие картины возможны лишь там, где вторгся и похозяйничал враг, царит несчастье, произошла смерть. Обычно запрещается подобными позами и движениями "вызывать" вышеозначенные состояния.
Не производят подсчет находящихся в доме гостей, указывая на них пальцем: ведь среди них могут оказаться и почтенные аксакалы. Тыча пальцем, обычно считают только скот и пленников. Считать находящихся в помещении людей – проявлять не отлько невоспитанность, но и неуважение к себе подобным. Некоторые же старцы расценивают это как предвестие чьей-то кончины.
Казахи не плюют на огонь. Не льют воду на костер и тлеющие угли. При встрече воды с огнем начинают шипеть уголья и в воздух вздымается пепел, который потом оседает сажей. Дух-хозяин огня покидает очаг. Охлаждается пламя. Угасает страсть. Умирает человек. "Там теплится душа, где колышется пламя". Огонь – основа жизни. Лить воду в огонь – недобрый признак.
Задирать кверху ногу – нехорошая примета и грех, который истолковывают так: будешь вздернут вниз головой, в доме случится смерть, а в хлеву падеж, и в гневе будет Синее Небо.
Истинный казах не сорвет выглянувшую травинку, не оторвет древесную почку, не сломает живой ветки и прутика. Потому что любая зелень – это отрастающее счастье и субстанция самой жизни на земле. Помни, если не хочешь быть проклятым: "Сорвешь зелень – подобно ей и зачахнешь".
Не принято справлять нужду в родник и вообще вблизи водоема. Ведь водный источник – основа жизни и мать всего сущего на земле. К тому же у воды – самые могущественные и строгие хозяева-духи. Опорочишь чистое – потеряешь честь и достоинство, и проклятие обрушится на тебя.
Казах не то что не срубит, но даже не повредит одиноко растущее дерево. Он также не станет отдыхать в его тени, а тем более – ночевать под ним. Поступишь так – останешься сир и вдов, как это дерево, а в мире нет несчастья горше одиночества. Одинокое дерево – воплощение зла, желающего тебе всего самого плохого.
У казаха не поднимется топор рубить сросшиеся или растущие в паре деревья – под жутким страхом, что от этого потеряет супругу или единокровного родственника, познает горе "заломленных крыльев, вывернутых пальцев ног, выкорчеванных корней". Все на земле сотворено парным, все имеет свою вторую половину, и повалившему одно из близнецов – несдобровать. Совершивший подобное злодеяние всю оставшуюся жизнь будет мыкать в тревоге, тоске и унынии.
Не заносят в дом головешку – кусок обуглившегося дерева или бревна: от него зло черным мажется. В дом проскользнет угар, провоцируя склоки. Овцы, что в хлеву, кони, что на выпасе, коровы, что в загоне, и верблюды, что на выгуле – приносят недоношенных детенышей. В миру иссякает достаток, потухает счастье, умирает человек.
У казахов не принято дарить симпатизируемому человеку, а равно родственникам, сватам и союзникам огниво, нож, точило: из-за этого между сторонами начинает искриться недоверие, вспыхивает пожар конфликтов, завязывается "битва сорока ножей" (то есть междоусобица), и скрытые враги науськивают брата на брата. Поэтому близкие люди в случае необходимости не выпрашивают друг у друга, а в тайне от всех похищают приглянувшееся огниво, нож или точило. Даже прознав о том, хозяин инструмента не вправе обижаться – чтобы не раздувать чреватое последствиями происшествие.
У казахов не принято справлять нужду, глядя на солнце и луну. И совершенно запрещено делать это в направлении кубылы (Каабы) и запада. Это – и грех, и опасность заработать душевное заболевание, выражающееся в инфекционном недуге, воспалении мочевого пузыря, непроходимости, а также в искривлении рта. В народных понятиях Солнце и Луна – свет Вселенной, мерила красоты и чистоты.
У казахов не принято пускаться в дорогу во вторник: считается, что в этот день не бывает удачи, а на дорогах подстерегают напасти и ползучие гады пересекают человеческий путь.
Рассердившегося на кого-то человека у казахов принято увещевать советами: "поскрежечи зубами", "не закусывай губы", "сожми кулаки" – чтобы обида или жажда мести не запали ему в душу. Полагают, что, посжимав кулаки и поточив зубы, человек вскоре приходит в себя и ярость покидает его. В противном случае его переживания могут завязаться на нем тяжелой болезнью, не найдя исцеления от которой, человек доживает свои годы замкнутым, злопамятным и угрюмым.
У казахов запрещено свистеть ночью: позванные свистом, в дом заползают змеи.
Запрещено кричать ночью: так поступают лишь в состоянии войны, почему столь зловещего действия избегают в мирное время.
Нельзя спать на закате: в это время сражаются царство Света и царство Тьмы, меняются местами Счастье и Несчастье, Жизнь и Смерть. Не спи на закате – не желай себе смерти!
Ночью не разводят за домом костров, не выносят огонь наружу: может напасть враг или волк, произойдет несчастье, в степи начнется пожар.
Если у человека на теле много черных родинок размером с просяное зернышко – будет много дочерей, считают в народе.
Не принято наступать на могилу, показывать на нее рукой. Поправшего могилу поражает подагра и паралич, у него усыхают и выходят из строя конечности.
Придерживаясь пословицы "Не бери рассаду у порченого", казахи обычно строго и критично относятся к уличенной в смуте стране, общине или семье. Не берут у смутьянов и неудачников ничего – чтобы не пристали их заразы, пороки и дурная репутация.
Завидев лежащий лезвием кверху нож: такой нож лежит и желает чьей-нибудь смерти, его обязательно перекладывают набок. |