NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 11:23 ast
09:23 msk

Приметы и поверья казахов
Старики утверждают, что казахской женщине не принято красить брови и выщипывать их: от этого множатся враги, а недруг, обольстив ее, станет помыкать ею
09.07.2004 / история

"Лада", 1 июля

Совершая ритуал открывания лица невесты, певец-исполнитель открывает ей лицо правой рукой. При этом инструментом ему служит полотенце красновато-румяного оттенка, обвязанное вокруг ветки плодового дерева или таволговой камчи – чтобы лицо невесты было ярким, как луна, а принесенное ею потомство – многочисленным, как плоды на дереве.

Использованные при первом бракосочетании предметы не уничтожаются, свадебные наряды не распарываются и не перешиваются, а хранятся в целости. Иначе не миновать расстройства мирного союза, охлаждения супружеских объятий, а то и смерти одного из супругов. Трепетное отношение к вещественным свидетельствам свадьбы и начального момента семейной жизни диктуется боязнью разрушить любовь и согласие, посеять недоверие и пожать бесконечные споры и ссоры.

Супружеская постель неприкосновенна для посторонних: не принято предоставлять ее, а также подушки и одеяла из нее кому-либо. От этого расстраивается брак, сотрясается и уходит на сторону любовь.

Первая постель молодоженов называется "белым ложем белого бракосочетания". Свекровь и тетки обязаны совершить над таким ложем обряд очищения огнем и водой, для чего обычно используются зажженные ветки можжевельника и ароматизированная вода. В противном случае в ложе приживаются черти и демоны; брак распадается.

В казахской семье сноха не садится на кровать свекра и свекрови. Сие строго запрещено и наказуемо, ибо это невоспитанность, от которой портятся отношения и рушится человечность, сноха теряет уважение и катится к блуду.

Старики утверждают, что казахской женщине не принято красить брови и выщипывать их: от этого множатся враги, а недруг, обольстив ее, станет помыкать ею.

Если страдающая бесплодием женщина предстанет с чистым телом и помыслами перед могилой святого и помолится о насущном, то, возможно, после этого она забеременеет.

Не пускайте женщину ходить ночью к воде. Женская душа нежна и пуглива: увидев какое-нибудь живущее в воде животное, она может ужаснуться, приняв его за нечисть.

Разрешившейся от бремени женщине в течение сорока дней нельзя окунать руки в холодную воду и вообще прикасаться к холодным предметам: от этого ребенок вырастет холодным и жестокосердным.

Для разрешившейся от бремени женщины специально забивают белую овцу и с добрыми пожеланиями преподносят калжа – блюда из этого мяса. Дело в том, что из родильницы необходимо вышибить и согнать без остатка родовой пот: иначе мать и младенца подстерегают сорок неурядиц, а ребенок не евшей калжа женщины растет плаксой и хиляком.

Кормящая мать должна прятать груди от посторонних взглядов. Ребенка нужно кормить укромно и при этом не разговаривать: возможный сглаз – обычное дело, ведущее к молочнице и аллергическим заболеваниям, а от болтовни ребенок захлебывается молоком и у него воспаляется носоглотка.

А сейчас о том, чего нельзя делать и что делать полагается в быту казахского народа.

Войдем в юрту. Но не следует открывать резким откидыванием кверху матерчатый полог, служащий дверью юрты. Счастье и Радость, Горе и Печаль – все входит и выходит через дверь. У двери есть свой дух-хозяин, который не терпит небрежного с собой обращения. Только при нападении врага дверь-полог откидывается кверху – для своевременного вооруженного сопротивления. В мирное же время не откидывать полог, а поднимать его чинно – значит, не желать себе зла.

Складывать руки на макушке – недобрый знак, который люди не хотели бы видеть без достаточного на то основания. Издревле только пойманные преступники и военнопленные совершали клятвенный ритуал (смирения или просьбы о пощаде), садясь на корточки и складывая на макушке руки.

Нельзя: стоять в дверях, упираясь руками в косяк; наступать на порог; виснуть на перекладине косяка. Такие картины возможны лишь там, где вторгся и похозяйничал враг, царит несчастье, произошла смерть. Обычно запрещается подобными позами и движениями "вызывать" вышеозначенные состояния.

Не производят подсчет находящихся в доме гостей, указывая на них пальцем: ведь среди них могут оказаться и почтенные аксакалы. Тыча пальцем, обычно считают только скот и пленников. Считать находящихся в помещении людей – проявлять не отлько невоспитанность, но и неуважение к себе подобным. Некоторые же старцы расценивают это как предвестие чьей-то кончины.

Казахи не плюют на огонь. Не льют воду на костер и тлеющие угли. При встрече воды с огнем начинают шипеть уголья и в воздух вздымается пепел, который потом оседает сажей. Дух-хозяин огня покидает очаг. Охлаждается пламя. Угасает страсть. Умирает человек. "Там теплится душа, где колышется пламя". Огонь – основа жизни. Лить воду в огонь – недобрый признак.

Задирать кверху ногу – нехорошая примета и грех, который истолковывают так: будешь вздернут вниз головой, в доме случится смерть, а в хлеву падеж, и в гневе будет Синее Небо.

Истинный казах не сорвет выглянувшую травинку, не оторвет древесную почку, не сломает живой ветки и прутика. Потому что любая зелень – это отрастающее счастье и субстанция самой жизни на земле. Помни, если не хочешь быть проклятым: "Сорвешь зелень – подобно ей и зачахнешь".

Не принято справлять нужду в родник и вообще вблизи водоема. Ведь водный источник – основа жизни и мать всего сущего на земле. К тому же у воды – самые могущественные и строгие хозяева-духи. Опорочишь чистое – потеряешь честь и достоинство, и проклятие обрушится на тебя.

Казах не то что не срубит, но даже не повредит одиноко растущее дерево. Он также не станет отдыхать в его тени, а тем более – ночевать под ним. Поступишь так – останешься сир и вдов, как это дерево, а в мире нет несчастья горше одиночества. Одинокое дерево – воплощение зла, желающего тебе всего самого плохого.

У казаха не поднимется топор рубить сросшиеся или растущие в паре деревья – под жутким страхом, что от этого потеряет супругу или единокровного родственника, познает горе "заломленных крыльев, вывернутых пальцев ног, выкорчеванных корней". Все на земле сотворено парным, все имеет свою вторую половину, и повалившему одно из близнецов – несдобровать. Совершивший подобное злодеяние всю оставшуюся жизнь будет мыкать в тревоге, тоске и унынии.

Не заносят в дом головешку – кусок обуглившегося дерева или бревна: от него зло черным мажется. В дом проскользнет угар, провоцируя склоки. Овцы, что в хлеву, кони, что на выпасе, коровы, что в загоне, и верблюды, что на выгуле – приносят недоношенных детенышей. В миру иссякает достаток, потухает счастье, умирает человек.

У казахов не принято дарить симпатизируемому человеку, а равно родственникам, сватам и союзникам огниво, нож, точило: из-за этого между сторонами начинает искриться недоверие, вспыхивает пожар конфликтов, завязывается "битва сорока ножей" (то есть междоусобица), и скрытые враги науськивают брата на брата. Поэтому близкие люди в случае необходимости не выпрашивают друг у друга, а в тайне от всех похищают приглянувшееся огниво, нож или точило. Даже прознав о том, хозяин инструмента не вправе обижаться – чтобы не раздувать чреватое последствиями происшествие.

У казахов не принято справлять нужду, глядя на солнце и луну. И совершенно запрещено делать это в направлении кубылы (Каабы) и запада. Это – и грех, и опасность заработать душевное заболевание, выражающееся в инфекционном недуге, воспалении мочевого пузыря, непроходимости, а также в искривлении рта. В народных понятиях Солнце и Луна – свет Вселенной, мерила красоты и чистоты.

У казахов не принято пускаться в дорогу во вторник: считается, что в этот день не бывает удачи, а на дорогах подстерегают напасти и ползучие гады пересекают человеческий путь.

Рассердившегося на кого-то человека у казахов принято увещевать советами: "поскрежечи зубами", "не закусывай губы", "сожми кулаки" – чтобы обида или жажда мести не запали ему в душу. Полагают, что, посжимав кулаки и поточив зубы, человек вскоре приходит в себя и ярость покидает его. В противном случае его переживания могут завязаться на нем тяжелой болезнью, не найдя исцеления от которой, человек доживает свои годы замкнутым, злопамятным и угрюмым.

У казахов запрещено свистеть ночью: позванные свистом, в дом заползают змеи.

Запрещено кричать ночью: так поступают лишь в состоянии войны, почему столь зловещего действия избегают в мирное время.

Нельзя спать на закате: в это время сражаются царство Света и царство Тьмы, меняются местами Счастье и Несчастье, Жизнь и Смерть. Не спи на закате – не желай себе смерти!

Ночью не разводят за домом костров, не выносят огонь наружу: может напасть враг или волк, произойдет несчастье, в степи начнется пожар.

Если у человека на теле много черных родинок размером с просяное зернышко – будет много дочерей, считают в народе.

Не принято наступать на могилу, показывать на нее рукой. Поправшего могилу поражает подагра и паралич, у него усыхают и выходят из строя конечности.

Придерживаясь пословицы "Не бери рассаду у порченого", казахи обычно строго и критично относятся к уличенной в смуте стране, общине или семье. Не берут у смутьянов и неудачников ничего – чтобы не пристали их заразы, пороки и дурная репутация.

Завидев лежащий лезвием кверху нож: такой нож лежит и желает чьей-нибудь смерти, его обязательно перекладывают набок.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Лингвисты нашли первое слово на Земле 27.07.2004
Все, что останется после меня 26.07.2004
Приметы и поверья казахов (Продолжение) 21.07.2004
Приметы и поверья казахского народа 13.07.2004
ОПВА 13.07.2004
Приметы и поверья казахов 09.07.2004
На Лубянку вернулся Андропов 16.06.2004
Его имя рождало надежды 11.06.2004
Юбилей в старой Европе 10.06.2004
Губернатор из страны восходящего солнца 03.06.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz