"Лада", 8 июля
Обычаем запрещено стричь ногти в жилище: попадая в еду, ногти вызывают неизлечимую болезнь. В прежние времена верили, что злые старухи-ведьмы околдовывают людей, подкладывая им в постель свои ногти.
Нельзя обходить кругом чужой дом – чтобы болячки этого дома не пристали к человеку и счастье, которое ему суждено, не заблудилось.
Нельзя перерезать конец веревки, посредством которой упакован и снаряжен груз. В противном случае свое собственное добро не пойдет человеку впрок, а подвергнется в пути разбою и разграблению.
Не принято подавать еду в поврежденной, треснутой, ущербной посуде. Кроме элементарного неуважения к гостю и того, что к такой посуде обязательно прикладывается вечно голодный шайтан, от этого страшно гневается и изливает свою злость на нерадивых хозяев ангел-хранитель гостя.
У казахов не принято позорить и насмехаться над больными, калеками, нищими и юродивыми. Акцентировать внимание на недостатке другого – уже само по себе признак дурного воспитания. Высокомерие наказуемо – станешь таким сам, либо твой ребенок, или близкий человек. Не поощряется ирония над чужим несчастьем: глумливый будет погребен в золе, утоплен в озере, жизнь проживет в тяжких вздохах и кончит ее бесславно, оголив зад.
Казах не станет беспричинно ковырять и рыть землю, потому что в народных представлениях такое действие приглашает смерть и предвещает кончину.
Не наступают на пожарище, потому что знают: может покарать дух-хозяин огня.
Немало мифов, легенд и поверий содержит народная астрономия казахов. Например, завидев падающую звезду, полагают, что умер какой-то человек.
Не принято дарить родственникам и приятелям предметы желтого цвета, ибо последний – знак нездоровья, от которого липнет желтуха и хронические заболевания.
По-разному толкуются природные явления. Затмение небесных тел – недоброе знамение надвигающейся беды. Затмилось Солнце – умрет царь у мусульман, затмилась Луна – у кафыров (иноверцев).
Нельзя задувать горящую свечу: пламя гасят, закрывая чем-нибудь фитиль. Если дуть на пламя – можно сдуть богатство, потушить счастье и вдобавок стать забывчивым.
Казах воздерживается от того, чтобы в весеннее время спать под открытым небом. Весна – граница между зимой и летом, межсезонье холода и жары. На всем лице земли разворачивается жестокая битва духов. У заснувшего на улице искривляется рот и развивается душевная болезнь.
Заходя вечером в чей-нибудь дом, с хозяевами здороваются "Добрый вечер" – "Кеш жарык", но никогда не говорят "Ассалаум агалейкум". Запрет этот связан с тем, что иногда по ночам черт проникает в дом в образе ангела и усаживается на тор. Допустивший неосторожность и поприветствовавший таким образом дьявола рискует окриветь, а затем и вовсе помереть от злобной болезни.
Когда по весне впервые грохочет дождевое небо, подножие дома поливают молоком – на счастье и чтобы молока было больше.
Кошмяной люк юрты – тундук – в хорошие дни обычно не подпирают шестом: так делают в доме, где кто-то умер.
Закон степного общежития: в честь только что прикочевавших, новых соседей сидящий здесь аулом люд дает ерулик – новосельческую званую трапезу. "Доля соседская – доля божья", – гласит поговорка. Отказать в ерулике – значит, отказать себе в достатке, жилищу – в безопасности, земле – в плодородии.
Не отправляются в путь и не начинают важных дел во вторник. Вторник – день тяжелый, и тяжело в этот день голове.
Ногти и волосы следует стричь по четвергам и пятницам. Запрещено делать это ночью: оказывается, во время сна душа человека висит на его ногтях. А снимать ночью волосы – все равно что снимать голову.
Пищу кладут в рот только правой рукой; подносимая левой рукой пища не пойдет впрок.
Брюки и нижнее белье следует надевать сидя – в обстановке душевного мира и устроенного, счастливого быта. Надо остерегаться надевать брюки стоя: это образ войны, суматохи, тревоги.
Не едят оставшуюся неприбранной с ночи пищу. Такая еда нечиста и негодна, поскольку за ночь в нее гадит нечистый.
Мужчине следует остерегаться, чтобы поутру на улице первая встречная женщина не обошла его с правой стороны: у него не будет дороги, фортуна отвернется от него и он набредет на неприятность.
Понапрасну не стучат камнем о камень – от этого у волков чешутся зубы и они нападают на живность, что в хлеву и на выгуле. Зазря пропадает и гибнет скот.
Не садитесь туда, где обычно восседает старец этого дома: можно невзначай проникнуться старческим духом. Если у вас что-то болит или вы легко поддаетесь заболеваниям, ваш недуг может осложниться.
Завидев смерч, казах трижды сплевывает на землю и прогоняет: "Иди в дом к плешивому, иди в дом к плешивому!" Где смерч – там беснуются джинны, а у задетого джинном человека искривляется рот и нос, уродуется лицо.
Ни детям, ни всем остальным не разрешается обходить кругом сидящего человека: если сидящий болеет или несет на себе какое-то колдовство, то все это переходит на кружащегося. К допустившему такую оплошность пристает зараза, обрекающая его на невзгоды.
Отдавая кому-нибудь свою носильную вещь, казах обязательно оставит себе одну пуговичку или отрезок шнура – чтобы личное счастье не отошло вместе с пуговицами или поясом одежды. Известная казахская пословица-поговорка "Чем внушать устремление с гору, лучше ниспошли везения с палец", по-видимому, связана с данным поверьем.
Издревле существует запрет на привычные слова и выражения в условиях боевого похода или военной операции. Из необходимости обмануть смерть не говорят "сойди с коня", "привяжи коня", а употребляют иносказания "приземлись", "крепи", "войди". Выступая в поход, не поют песен и не плачут. Кружку называют "дружкой". Если под воином кобыла, он величает ее конем: дело в том, что у оседлавшего кобылу не бывает ратной удачи, и к тому же кобыла не военный транспорт, а жеребящийся, дойный скот.
Нельзя входить в дом с жующим ртом, но выходить из дома пережевывая пищу – хорошая примета. У казахов есть поговорка "Поедом входи в дом врага, доедом – выходи из дома друга". Заметив, что входящий человек что-то жует на ходу, хозяин дома сердито говорит ему "Сплюнь кровно!", заставляет выплюнуть перед домом и лишь после этого впускает внутрь.
При встрече гостя хозяин самолично открывает дверь, но при проводах – не притрагивается к ней: гость должен открыть ее сам. В противном случае это означает, что хозяин собственноручно спроваживает благодать, пожаловавшую в дом вместе с гостем.
Чтобы оградить себя от злых языков, порчи и сглаза, применяют каменный оберег, именуемый в народе "ослиным камнем". Он-то и собирает, и отражает вредную энергию. |