Г.Садырова, "Лада", 15 июля
В казахском доме следят за тем, чтобы не гремела посуда: от такого шума благосостояние убегает прочь и счастье обходит дом стороной.
У казахов есть выражение "На почет – почетом, на пиво – медом". По обычаю, сторона жениха приглашает сторону невесты "посмотреть дверь", т.е. на презентацию с целью ознакомления невесты со всеми будущими родственниками, с уровнем достатка и быта. В честь "живых и мертвых" (т.е. духов предков и сородичей) приносится в жертву овца. Если "живых и мертвых" не почтили и духи остались в обиде и забвении, невесту ожидает недуг.
У казахов есть выражение "Не томи молоко". Налитые и поставленные перед вами молочные продукты вроде айрана, молока, кумыса нужно пить быстро, без долгой задержки. Если притомится молоко, то и человеку суждено томиться без молока, что чревато нездоровьем и неудачами.
Асату – древний обычай "кормления из рук". Когда сваты в искреннем веселье собираются на пир, перед главным блюдом подают сдобренное айраном куйрык-бауыр – жаркое из ливера – и делают это самое асату. Чаще это происходит с шутками и прибаутками, но есть в том и глубокий смысл: подмешивая в еду белый айран, сваты желают себе и друг другу чистоты помыслов, тесного и длительного родственного союза.
Казах не кладет на шею нитку: воспользовавшись этим, шайтан сводит его с ума и, не ведая, что творит, несчастный погибает, задушив себя сам.
Изголовье тора – почетного места в жилище – нельзя увешивать шкурами лисы, волка, медведя и прочих хищников. От грубейшей этой ошибки счастье не задерживается надолго, и в доме воцаряется тревога: возникает неотвязное ощущение, что дом полон тенями диких зверей. Особенно плачевно сказывается это на молодых семьях.
Когда подают основное блюдо с бараньей головой, правое ухо верховодящий за столом преподносит гостю-ребенку, чтобы слушался старших и не пререкался с ними, рос чутким, наблюдательным и дисциплинированным.
Если после трапезы личный нож или ножичек гостя оказался прибранным вместе со скатертью – нож обратно не возвращают: за резкой мяса и приемом пищи гость сам должен следить за своим инструментом, своевременно протирать и складывать в ножны. Гость вынужден молчать, ибо знает, что если он попросит свой нож – не избежать последствий: рано или поздно пойдет "междоусобица в сорок ножей".
Рассаженные за двумя подносами с мясом гости, испросив себе ножи для резки мяса, возвращают затем их обратно с благодарностью и наколотым на острие кусочком сала. Нож – мужское оружие, и белое сало призвано притупить его не всегда уместную агрессивность.
У казахов есть примета "Если ежится луна – готовь ноги (чтобы резвиться), если ежится солнце – готовь лопату (чтобы работать в ненастье)". Известно, что ущербная луна предвещает теплую погоду. Если месяц лежит на спине – к холоду. Если месяц выгнул спину – к теплу.
Дурной знак, неискупимый грех и подлое занятие – заниматься домыслами, клеветой и наветами. "О человеке судят по его делам, а не по слухам вокруг него", – гласит народная мудрость.
Нельзя плевать в воду. Учинять понапрасну запруды на пути проточной воды. С этим поверьем связана мудрая пословица "Не плюй в колодец, из которого пришлось испить".
Уходя, не хлопают дверью. Известная поговорка гласит: "Не хлопайте дверью, в которую вам еще придется войти". Дверь и тор – места, где гнездится счастье, которое просто сбегает от непочтительного обращения.
Казах не пинает и не попирает ногами казан и очаг. Черная сила казана и дух-хранитель очага карают за такое: у виновного заболевают и скрючиваются ноги.
Казан в казахском доме не положено держать пустым. "Чтобы казан не зиял", в него капают хотя бы ложку масла. Когда полон казан – нет поводов для переживаний.
Милостыню подают только в дополуденное время. Днями, когда не возбраняется давать подаяния, считаются четверг и пятница. Дело в том, что не подлежат распылению средства, добытые до полудня. И если после обеда уступить в пользу страждущего хотя бы копейку – с нею уходит все состояние.
У казахов не принято стряхивать с рук капли воды после мытья: руки нужно тщательно обтирать полотенцем. Потрясающего руками карает хозяин воды Сулеймен, и от этого забиваются родники.
Если ночь застала путников в безлюдной местности, они обычно располагаются на ночлег в мавзолее мусульманина. Утром же они продолжают путь, первым делом совершив молитву духам умерших. Одинокий странник в ночи находится под защитой духов предков.
У казахов не принято кусать всуе свой большой палец, ибо так людям свойственно поступать лишь в минуты траура, великой скорби или непоправимой утраты. Делать это без достаточного на то основания запрещено и воспринимается как зловещий символ. Только в глубоком раскаянии или сожалении человек закусывает свой большой палец.
У казахов непозволительно плевать в небо и в направлении шанырака – поразит Бог Синее Небо и дух-хранитель шанырака.
Не принято рассматривать подошву обуви: где только не ступает нога человека и что только не давится его башмаком. При виде нечистот с подошвы человеку может сделаться нехорошо, вплоть до расстройства здоровья. Коль уж придется взглянуть на грязную подошву, человек трижды сплевывает – чтобы не брезговали глаза, чтобы не захромали ноги.
Среди казахов издавна и широко распространены понятия "сглазить", "пронзить взглядом" (т.е. навести порчу), "достать языком" (речью). Некоторых людей опасаются как обладателей "дурного глаза" и "злого языка". Согласно верованиям, мишенью дурного глаза становится все самое хорошее и настоящее: хороший человек, милый ребеночек, отличный скакун, красивая девушка, бесстрашный батыр, могучий борец…Вот почему, например, при большом скоплении народа и во время зрелищ хороших спортсменов и лучших лошадей держат скрытно, стараясь до поры никому не показывть – чтобы не навели порчу. Если человек пристально рассматривает юную невесту и младенца, кто-нибудь из ближних обязательно одернет по-доброму: "Сплюнь на землю, не то сглазишь". Есть предохранительные заговоры от дурной биоэнергии: против глаза произносят "сукк-сукк", против языка – "тьфа-тьфа", а если хвалят сверх меры, то говорят: "Пусть набредет язык твой на камень".
Обряд "тагым кагар" – "похлопывание по седлу" – справляется перед долгой дорогой: аульчане собираются и похлопывают по седлу на коне отбывающего. Дом уезжающего устраивает пир для собравшихся проводить, которые за угощением желают путнику всяческих успехов.
Весьма любопытный обычай представляет собой "тобык жуту" – "проглатывание лодыжки". Для проглатывания обычно выбирают заячью лодыжку. Условие таково, что вызвавшийся произносит гадательное заклинание:
Если я батыр, выйди из моего сердца, Если я борец, выйди из моего локтя, Если я оратор, выйди из моего неба, Если я счастливчик, выйди из моего лба.
Рассказывают, что прорастая и выпячиваясь из того или иного места, косточка указывает впоследствии на заложенные в проглотившем качества и таланты.
"Ярость – враг, разум – друг", – говорят казахи. Рассерженный на брата или сестру человек может вернуть себе самообладание, если, уперев руки в бока, на мгновенье зажмурит глаза.
Если поссорятся близкие люди, какой-нибудь третий родственник приглашает их в гости и за общим столом старается их помирить. Иногда поссорившиеся сами, без посредников, приглашают один другого в гости. Поступают так из древнего этического принципа "Пусть ему (ей) станет неловко, и он (она) перестанет обижаться. Бьющего камнем бей угощением".
Если просят иголку, ее не дают острием вперед и с остатком нитки от последнего шитья. Ибо "хвостик" влечет за собой обиду, ссору и вражду. Также, возвращая иглу, ее, во-первых, приносят без "хвоста", во-вторых, не вручают, а бросают на пол – чтобы укол иглы достался земле и ушел в нее.
Пищу, приготовленную на торжество или похороны, надлежит раздать без остатка – чтобы сохранилось изобилие, не кончалась еда и не скудел казан.
Спящего человека не будят криком или тормошением. Просто надо мягко и отчетливо произнести: "Прерви свой сон. Да обласкает тебя Господь и осенит тебя девичьим сном". И лишь когда он проснется и откроет глаза, вы можете сказать ему: "Вставай". Кричать и трясти спящего – значит, получить недоспавшего, раздраженного и обиженного человека. |