NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 13:12 ast
11:12 msk

Тюргеши и кипчаки - повелители степей
В XI-XIII столетиях в самом центре Азии, на землях, где были хозяевами кипчаки, образовался особый государственный уклад со смешанным кочевым и земледельческим ведением хозяйства (с городами Отрар, Сыгнак и другими), который позднее стал основой казахского народа и, возможно, еще тогда мог образовать государство с современными чертами
27.06.2005 / история

Нурыш АМИРТАЙ, "Экспресс-К", 24 июня 2005

Постоянное военное, политическое и дипломатическое давление Танской династии Китая привело в конце VII века в Жетысу к падению власти западно-тюркских каганов. В это же время начали усиливаться племена тюргешей, входивших до этого в состав государства западных тюрков - "Он ок елi" (Страна десяти стрел).

Наследники тюрков

Энергичный и талантливый вождь тюргешей Уч-элик-каган (иногда пишут Йузлик или Ожели) захватил столицу западных тюрков Суяб и основал свое государство - Тюргешский каганат. Прежде тюргеши были в составе племенного объединения дулу и считались наиболее крупным по численности и территории племенем. Именно по этой причине после распада Западно-Тюркского каганата тюргеши смогли основать Тюргешский каганат.

Первым известным исторической науке каганом тюргешей был Ожели-каган (Огели Бога Тархан). Самым великим по подвигам своим и достоинствам среди тюргешей был военачальник Сулук-каган. Выдающийся востоковед, тюрколог В. Бартольд пишет о нем, что слава и известность батыра была такова, что в роду Ашина, владевшем Западно-Тюркским каганатом не было ему равных. Именно в те годы Тюргешский каганат владел территорией - от Алтая до Божественных гор, от Барколя до Аральского моря. Сулук стал так силен, что благосклонности его искали и Тибет, и китайская династия Тан, которые спешили отдать ему в жены своих принцесс. У Тюргешского каганата были две столицы: большая - город Суяб, а малая располагалась на берегу реки Или - городок Койлык (Кунгут).

В связи с тем, что главные города Тюргешского каганата располагались на торговом пути между Западом и Востоком, караванная торговля и вместе с ней уровень жизни населения стали стремительно расти. Расцвет торговли привел к возникновению собственных денег каганата. Каган тюргешей приказал лить деньги из металла. Раскапывая развалины древних тюргешских городов, археологи обнаружили монеты Тюргешского каганата - четырехугольные, с круглой дырочкой посередине. На монетах есть надпись. На одной стороне выбито: "Каган Тюргешей Бай Бага", на другой - "Стоимость - десять стрел". Это сделано на языке орхоно-енисейских надписей, что свидетельствует о том, что "Т" выбито в честь десяти тюргешских родовых объединений, поскольку так назывался сам народ тюргешей. Если рассматривать тамгу "Т" самостоятельно, независимо от других, то можно сказать, что в орхоно-енисейских надписях знак-тамга "Т" означает стрелу "ок", а двойной дефис поверх знака "=" - цифру 10.

В период распада Западно-Тюркского каганата народ был разделен на десять улусов (территорий). И их главы получили каждый по стреле, поэтому их называли "тюргеши". Не было больших изменений и в этническом составе Тюргешского каганата, возникшего на месте Западно-Тюркского каганата. Китайские летописцы тюргешей и их кагана так и называли: "Каган народа десяти стрел". Точно так же в орхоно-енисейских надписях Тюргешский каганат называется "Он ок будун".

Некоторые зарубежные исследователи делают вывод о том, что казахская государственность и казахский народ имели в своем начале такое крупное объединение, как Тюргешский каганат, что тюргеши были одним из главных этносов, на основе которого сформировался казахский этнос в долинах рек Сырдарьи, Амударьи и в Жетысу, и что "народ десяти стрел" - едва ли не самый главный из родов и племен, вошедших в состав казахского народа.

Но нет ничего вечного на земле. В 766 году из-за многочисленных противоречий, изнурявших Тюргешский каганат изнутри, из-за многочисленных междоусобных стычек и сражений его армия была разбита усилившимися к тому времени карлуками. Тем не менее почти вековая история Тюргешского каганата имеет большое значение для истории Великой степи и степного государства. Самым значительным событием в истории Тюргешского каганата была Атлахская битва, в ходе которой были разбиты китайские войска.

Атлахская битва

В 750-751 годах сильная армия Китая захватила значительную территорию, заняла город Суяб. Но здесь армия Поднебесной, стремившаяся расширить свои завоевания, столкнулась с такой же экспансией арабского халифата, войска которого под знаменем пророка пришли в казахские степи после завоевания стран Средней Азии.

Интересы двух великих воинственных империй, подобно ножницам, схлестнулись на казахской земле. Стало неизбежным решительное сражение между армиями империи Тан (средневековой Китай) и арабами, которое и случилось в 751 году. Оно произошло под Атлахом. Этот небольшой тюргешский город в те времена располагался на берегу реки Талас. Внутренние противоречия разрушили Тюргешский каганат, который разделился на черных и рыжих ("сары и кара"). Китайские военачальники и их союзники корейцы решили в полной мере воспользоваться этим.

Сын правителя города Шаша Зияд ибн-Салих, отец которого был убит при взятии этого города китайским генералом Гау Шиянжи, привел с собой к Таласу арабские войска. Роды карлуков заняли выжидательную позицию и не вмешивались в конфликт. К моменту сражения с обеих сторон собралось по 100 тысяч воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы. Великая битва не закончилась в один день, а продлилась целых пять. Вою-ющие не жалели жизней, словно понимая историческое значение сражения. В счастливый для арабо-тюркских войск момент армия империи Тан была побеждена. В разгар битвы карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими родами, вступили в бой против древнего врага степняков и ударили во фланг танской армии генерала Гау Шиянжи, что и привело к победе.

Если верить арабскому историку Ибн аль Асиру, "под городом Атлах были убиты более 50 тысяч солдат китайской армии и 20 тысяч взяты в плен". Неизвестно, сколько погибло воинов со стороны арабов, согдийцев и союзных им армий тюргешей и карлуков. Но, видимо, тоже немало. Мы только знаем, что Атлахская битва и великая победа в ней сыграли огромную роль в последующей истории народов Средней Азии и Казахстана, развязали узел многочисленных противоречий, послужили наглядным примером единства единокровных народов. Кроме того, именно эта битва привела к тому, что китайская экспансия была прервана. Победа в Атлахской битве имеет, по крайней мере, два глубоких исторических смысла:

1. Главнокомандующий Танской армии генерал Гау Шиянжи едва спасся в этом сражении. С тех пор нога китайского солдата не ступала на священную казахскую землю. Средняя Азия и Казахстан отстояли свою независимость. Избавившись от китайских завоевателей, наши земли сохранили свою свободу до сегодняшних дней.

2. Может быть множество толкований, но в любом случае даже при распространении в казахской степи ислама и исчезновении древнетюркской письменной культуры, на смену которой пришли арабское письмо и грамматика, наши народы приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью. Тюрки через исламскую (арабскую) культуру смогли выйти на более широкие горизонты, одним из значительнейших результатов чего явилось появление такого мыслителя мирового масштаба, как великий ученый, философ и поэт Аль-Фараби, прозванный в ученом мире "вторым учителем после Аристотеля". Другой крупнейшей фигурой мусульманского ренессанса стал выдающийся ученый-врач, ставший одним из основателей канонов мировой медицины Ибн Сина (Авиценна) и другие великие мыслители.

Большинство выдающихся мыслителей, ученых, поэтов и писателей, одним из которых является Абай Кунанбаев, впитали в себя все лучшее из арабской культуры, литературы и искусства. На них влияла благодатная аура мусульманского миропонимания. В этом заключается историческая правда. Конечно, арабские завоевания не прошли бесследно для древней тюркской культуры, многое изменили в жизни кочевника. Но по здравому рассуждению, пользы было больше, чем вреда.

Великие кипчаки

В начале XI века в казахских степях установилось главенство кипчакских племенных объединений. С тех пор эти земли стали называться Дешт-и Кипчак (страна кипчаков).

Почувствовавшие свою силу и власть многочисленные воинственные кипчаки прежде всего установили контроль над караванными дорогами вдоль течения реки Сырдарьи, плато Устюрт и в низовьях Едиля (Волги). Кипчакские роды токсаба и буржоглы, объединившись с куманами (команы, кимаки), доходили в своих походах до южно-русских степей, установили контроль над Кавказом, до границ Византии. Таким образом, кипчакские объединения делились на две большие страны - западных и восточных кипчаков. Деление происходило по реке Едиль. Большая часть современного Казахстана является Восточно-Кипчакским улусом. И в Восточном, и в Западном кипчакском улусах правили ханы.

Административно-политическим центром кипчакского государства была Орда, и с древнейших времен она делилась на два крыла: правое - Орда у реки Жайык (Урал), левое - Орда у Сыгынака, на берегах Сырдарьи. Всю государственную и административную работу осуществляли люди из знати (белая кость), они руководили хозяйством и переписывались с другими странами и городами. Кипчаки знали письмо. Во многих исторических документах и даже произведениях литературы и науки того времени кипчаки упоминаются как поэты и ученые, переписывавшиеся с учеными Индии и Китая, арабами и европейцами. В качестве примера достаточно сказать, что Аль-Фараби был по происхождению кипчаком.

Но перед нашествием монголов отношения между кипчаками и хорезмшахскими правителями стали портиться. Причиной были противоречия внешнего и внутреннего порядка. Кипчаков, служивших у Хорезмшаха, стали признавать за своих вассалов, с чем они не согласились, поскольку всегда были свободными и независимыми. Из-за этого произошло несколько больших конфликтов, приведших к кровопролитию, - к походам кипчаков на Хорезм. Эти конфликты значительно ослабили бывших союзников. И они оказались разделенными перед самым монгольским нашествием.

Кипчаки имели хорошо развитую производственную и ремесленную базу. Они выращивали породистых лошадей, широко использовали продукты животноводства, были мастерами в изготовлении напитков из кумыса. Кроме разведения четырех пород скота (лошадей, коров, овец и верблюдов), кипчаки занимались земледелием - сеяли хлеб, рис, просо, рожь. Они тесно общались со своими историческими соседями, сильными государствами - Хорезмом, Караханидов. Особенно близкими у кипчакской знати были отношения с такой же знатью Хорезмшаха. Они вместе воевали и обменивались невестами, то есть были родственниками. В частности, многие кипчаки служили при дворе Хорезмшаха и в его войске. Войска кипчаков и Хорезмшаха, объединившись, побеждали в нескольких сражениях каракитаев.

Таким образом, в XI-XIII столетиях в самом центре Азии, на землях, где были хозяевами кипчаки, образовался особый государственный уклад со смешанным кочевым и земледельческим ведением хозяйства (с городами Отрар, Сыгнак и другими), который позднее стал основой казахского народа и, возможно, еще тогда мог образовать государство с современными чертами. Но преобразованиям кочевого уклада в значительной степени помешало нашествие монголов.

В подготовке статьи использованы материалы из книги "Иллюстрированная история Казахстана".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Такая молчаливая служба 28.06.2005
В Шымкенте состоялось открытие музея Динмухамеда Кунаева 27.06.2005
Тюргеши и кипчаки - повелители степей 27.06.2005
Шотландская кровь 20.06.2005
Нашелся ледоруб, которым убили Троцкого 17.06.2005
Открыта древнейшая цивилизация Европы 14.06.2005
Этапы большого жизненного пути 13.06.2005
"Серые волки" Абвера 09.06.2005
Почетная грамота – Юрию Казаченко 08.06.2005
Маленькие уроки большой истории 07.06.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz