Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ, "Диапазон", 22 сентября
Научный сотрудник музея Алии обвиняет Галымжана Байдербеса, исследователя биографии героини, в том, что его книга содержит много исторических ошибок, неточностей и присваивание чужих заслуг.
- Светлана Ермекбаева работает в областном мемориальном музее Алии Молдагуловой пять лет. Два года назад, когда вышла книга Галымжана Байдербеса "Алия и Маншук. Девушки, ставшие легендой", научный сотрудник музея начала свое "расследование".
Первый факт, который подвергся сомнению - байское происхождение отца Алии Нурмухамбета Саркулова, - говорит Светлана Ермекбаева. - Рассказывая о героине экскурсантам, мы всегда говорили, что она из простой крестьянской семьи. А Байдербес уверяет, что Нурмухамбет был баем, ссылаясь на книгу А. Нуршаихова "Тополек Востока". Я стала проверять этот факт. Изучила материалы госархива. Просмотрела информационные сводки, докладные записки, протоколы по конфискациям и выселению байских хозяйств в Хобдинском районе, различные постановления правительства по конфискациям и ликвидациям байских хозяйств. Ни в списке баев, ни в списке зажиточных лиц этого человека не оказалось. "Нурмухамбет был подвержен гонениям", - пишет г-н Байдербес. Но из архива КНБ мне пришел ответ, что причастность Нурмухамбета Саркулова к репрессиям как врага народа не подтверждается.
Кстати, в биографических сведениях от 21 сентября 1944 года, записанных со слов самого Саркулова и сохранившихся в архиве, упоминания о происхождении и каких-либо гонениях нет. Исторические источники свидетельствуют, что в 1939 году Нурмухамбет переехал в Темирский район, стал членом колхоза им. Кирова. В этом же году он посетил Алию в Ленинграде, куда она переехала с семьей дяди Аубакира Молдагулова (Нурмухамбет после смерти жены Маржан отдал дочь Алию на воспитание Аубакиру - брату Маржан. Так Алия стала Молдагуловой).
- Если Нурмухамбет подвергался гонениям, как он мог поехать в Ленинград и работать в колхозе, получать там зарплату? - сомневается Светлана. - Галымжан Ермаганбетович во всех своих выступлениях и статьях говорит, что Алией двигало желание реабилитировать имя отца, подвергшегося преследованиям как "враг народа". А как же любовь к Родине, желание отстоять ставший родным Ленинград? Вместо того чтобы показать истоки формирования героизма Алии, ее подвиги и заслуги перед Отечеством, автор книги, не имея никаких архивных документов, пишет о байском происхождении, репрессиях и смерти Нурмухамбета Саркулова - личности неисторической.
Кстати, на научно-теоретической конференции, прошедшей накануне юбилея героини, Светлана Ермекбаева с трибуны высказала эту мысль, чем привела г-на Байдербеса, 30 лет занимающегося изучением биографии Алии, в негодование. В ответ на выступление Галымжан Ермаганбетович написал заметку в газету...
"Зачем искать доказательства где-то на стороне? - пишет он. - Разве мало очевидцев, которые могут подтвердить достоверность написанных об Алие материалов? Своими воспоминаниями об отце могут поделиться сестры Алип и Тажен..."
- Основные источники Байдербеса - это воспоминания сводных сестер героини Алип Усеновой и Тажен Жанабергеновой. Эти воспоминания просто абсурдны. Они не являются критерием абсолютной истины, так как не подтверждаются архивными данными, - говорит Светлана. - Когда умер Нурмухамбет, старшей дочери было 10 лет, младшей - всего 5! Сестры помнят такие подробности, что диву даешься. Вот, например, Алип пишет: "Нурмухамбет - сын бая, образованный, был муллой и кумалакши, родился в 1889 году". Учитывая год рождения Нурмухамбета и его "байское" происхождение, он должен был получить образование еще до революции. В архивных документах, где содержатся списки мулл по округам и уездам, Нурмухамбета не оказалось. А об образовании в документе указываются только 3 класса и год рождения - 1886. Далее Алип пишет: "Алия сказала отцу: "Тате, я не умру, когда вырасту, я заберу тебя к себе. Почему ты не даешь мне свою фамилию?" На этот вопрос Нурмухамбет ответил: "Я сын бая, поэтому не могу дать свою фамилию тебе". Непонятно одно: восемь лет она была на фамилии отца, а теперь вдруг нельзя. В этих воспоминаниях очень много противоречий и об отце, и об Алие. Да и как девочки, которым было по 10 и 5 лет, могут помнить такие подробности, понимать смысл слова "репрессии"? Интересен еще один факт: сводная сестра Алии утверждает, что до нее были в семье еще трое мальчиков, но все они умерли в младенчестве, так что, кроме нее и младшей ее сестры, девочек в семье больше не было. Но документы, найденные в архиве, указывают, что до ее рождения в 1940 году в семье был лишь один ребенок, а в 1944 году у Нурмухамбета были двухлетняя дочь Мария и новорожденный сын Тажи. Интересно, где в это время была Алип - ей тогда было уже 4 года.
- В книге Байдербес очень мало упоминает дядю Аубакира и его семью, которая вырастила, воспитала и дала образование будущей героине. Почему, когда были живы Аубакир и брат Бисембай, сводные сестры не говорили о своих воспоминаниях и молчал Г.Байдербес?
В книге научный сотрудник музея нашла еще много несоответствий и противоречий. К примеру, на стр. 71 он пишет: "С 1980 года, когда открылся музей,... первой его управляющей была Фариза Шариповна Байдербесова", а уже на стр. 98 он пишет, что управляющим был Г. Байдербес. Вообще, музей на родине Алии был открыт в 1971 году. На страницах 74 и 135 Байдербес пишет о том, что "выкупил музей, продолжал оказывать услуги населению на свои средства". Как можно выкупить музей у государства? Музей может быть взят в доверительное управление. Перечисляя музеи Алии Молдагуловой, автор книги не указывает номера школ, повторяет два раза. В книге напротив фамилии Лидии Костиной, работавшей в детдоме, где жила Алия, фотография совершенно другой женщины. И еще много мелких ошибок, несостыковок.
- Галымжан Байдербес никогда не писал о том, что помимо звания Героя Советского Союза она была награждена орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда", - говорит Светлана Ермекбаева. - Текст указа об этом, подписанный М. Калининым, есть в государственном архиве. Кроме того, дата присвоения звания Героя не 14 июня, как пишет Байдербес в книге, а 4 июня 1944 года, спустя полгода после геройской смерти Алии.
- Историю нельзя сделать на одних лишь воспоминаниях. Память человеческая несовершенна. Нужно пользоваться документами и лишь подтвержденными фактами, - заключает Светлана. - Сейчас, когда вырос интерес к образу Алии, нужно опасаться, что наряду с искренним почитанием могут всплыть ложь и "неизвестные факты", может возникнуть желание приобщиться к этому святому имени с целью создания имиджа и меркантильных интересов. |