NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:05 ast
11:05 msk

Олжас Сулейменов: Коп жаса, Канат-жан!
Всегда интересно беседовать с нашим крупнейшим поэтом, известным общественным деятелем. И в первую очередь потому, что Олжас Сулейменов, недавний юбиляр, отмеченный родной республикой от всей ее души, никогда не жалеет восторженных, искренних слов о своих соотечественниках (в том случае, конечно, если они тех слов заслуживают точно)
19.07.2006 / история

Олег КВЯТКОВСКИЙ, "Казахстанская правда", 18 июля

Всегда интересно беседовать с нашим крупнейшим поэтом, известным общественным деятелем. И в первую очередь потому, что Олжас Сулейменов, недавний юбиляр, отмеченный родной республикой от всей ее души, никогда не жалеет восторженных, искренних слов о своих соотечественниках (в том случае, конечно, если они тех слов заслуживают точно). А еще потому, что в любом, даже самом стремительном разговоре, умеет Олжеке сказать всегда о том, о чем ему и хочется сказать. Впрочем, следите за беседой и судите сами.

- Олжас Омарович, искренне радуясь нашей встрече, хочу вас в первую очередь спросить: вот, юбилей ваш позади уже, а юбилейный год все продолжается. И чем же интересен он для вас, какие поводы для размышления он вам сегодня дарит?

- В этом году, навскидку, вижу сразу несколько очень серьезных дат: 29 августа 1991 года Президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии полигона. Пятнадцатилетие. С этого акта начался международный, общепланетарный мораторий, который никто не отменял. В декабре - целый ворох дат. Это и 20-летие Желтоксана, и 15-летие образования Республики Казахстан, формирования СНГ на первом Алма-атинском саммите. Обо всем этом мы будем говорить в свое время. Сегодня самое заметное политическое событие в мире - Петербургский саммит "восьмерки", в котором впервые принял участие наш Президент как председатель СНГ. Вот какой путь проделал Казахстан всего за пятнадцать лет!

- В повестке дня петербургского саммита важнейшим вопросом была проблема общей энергетической безопасности...

- Есть также и проблема безопасной энергетики. Наша нефте-угольная цивилизация когда-нибудь доконает планету. Недавно в Австрии выпал град, который пока воспринят как необычный. Потрясенный директор французского ТV сравнил градины с теннисным мячом. Очень мягкое сравнение. В буквальном смысле - мягкое. Теннисные мячи не проламывают ветровые стекла автомобилей. И головы. Вот бильярдный шар - он может. Такой град в фантастических фильмах показывают как один из первых признаков надвигающейся катастрофы. Можно смело констатировать: холодная война закончилась началом глобального потепления.

А вот и еще одна дата. Не такая глыбистая, как перечисленные, но зато очень радостная для меня. Канату Саудабаеву исполнилось 60. Для кого-то "всего шестьдесят", для кого-то "уже". На моем майском юбилее Нурсултан Абишевич обнародовал новый творческий жанр - "Слово о моем друге". Я хочу поучаствовать в развитии этого начинания. А пока хочу высказаться о сегодняшнем юбиляре.

Прав Булат Окуджава, призывавший даже в самые трудные времена, когда было тревожно на душе и были озлоблены сердца, "говорить друг другу комплименты". Сейчас, в добрые времена, сам Бог велел произносить комплименты. Тем более что для меня их говорить Канату так легко!

- Вы с ним давно знакомы?

- Вечность! Он как-то рассказывал, что на вступительном экзамене по литературе читал в Ленинградском институте культуры отрывок из моей поэмы:

"Ты, Земля, поклонись Человеку: твой бог - я!".

Почему он выбрал именно эти строки? В них, думаю нынче, отчетливо выражаются грани характера самого Каната - ершистость, напористость, стремление добиваться поставленной цели. Канат - реалист, прагматик, который ставит перед собой только достижимые цели. Никаких романтических завихрений, хотя имя ему дали поэтическое - Канат ("крыло"). Как тут не вспомнишь Абая: "Змея до вершины скалы достигает ползком, орел - одним взмахом крыла!". Для своих лет он взял очень много карьерных вершин - трижды был министром, депутатом, послом в разных странах.

- И, кстати, вас сменил он, Олжеке, на посту председателя Госкино Казахстана.

- Да, в конце 1983 года я был избран первым секретарем Союза писателей и перешел туда из Госкино. Оставил Канату неплохое хозяйство. Так что у нас и заботы были общие. Мы с ним сообща подготовили плеяду режиссеров, которую критики назвали "ядром новой волны советского кинематографа". Волна успела пару раз взметнуться. Потом - отлив, государство перестало финансировать кинопроизводство, а кинотеатры раздали. Зритель поменял кино на казино. Хотя кто-то из наших ребят сегодня успешно работает и в российском кино, помогая ему подняться. И в Казахстане определенное шевеление в этом смысле происходит. В 90-х мы с ним устроились в одном ведомстве - в МИДе.

- Но у него дипломатический стаж побольше вашего!

- Да, несмотря на молодость - всего-то 60! - Канат Бекмурзаевич сейчас самый "старый" по стажу посол Казахстана. Ему выпало стать первым Чрезвычайным и Полномочным послом независимого Казахстана в декабре 1991 года - сразу после распада СССР. Вот такой у Саудабаева исторический статус. Рассказывая биографию такой личности, приходится вспомнить и главы истории государства. Сейчас, может быть, далеко не все помнят и знают, что МИД существовал у нас и при советской власти. Кукольное министерство со штатом 17 человек - вместе с министром и уборщицами. Союзные республики по сталинской Конституции 1936 года (моя ровесница!) считались самоопределившимися государствами, добровольно объединенными в Советский Союз. Поэтому каждая как бы имела право на ведение собственной международной политики. Все в мире, и казахстанцы в том числе, прекрасно понимали показушность сего учреждения. Но оно все же существовало, хотя и не развивалось никак. Дипкадры даже начального звена целенаправленно не готовились. В МИМО, в "советской кузнеце дипкадров" (Московском институте международных отношений), по нерушаемой традиции учились только отпрыски союзных руководителей и дипломатов высокого ранга. Остальные - лишь мимо МИМО. Республикам вход туда практически был закрыт. Попадали порой единицы - из Грузии, Армении, Узбекистана. Конечно, можно это объяснить удачей, особенным даром. Или - не даром. Для казахстанцев последнее исключалось, их дети поступали в МИМО исключительно за счет своих дарований. Порою, впрочем, помогали квоты для восточных республик - когда надо было срочно подготовить специалистов для работы на азиатских направлениях, когда возникало напряжение между СССР и Китаем, Японией, арабскими странами. Тогда попадали в МИМО и талантливые казахстанцы. Такие, например, как Касымжомарт Токаев. Итак, у нас был МИД, было даже Постоянное Представительство "за рубежом" - в Москве. А там постпредом в 1991 году работал Канат Саудабаев! Когда у входа в здание на Чистых прудах табличку "постпредство КазССР" сменили на "Посольство Республики Казахстан", Канат Саудабаев стал первым нашим Чрезвычайным и Полномочным послом в зарубежном государстве. В независимой России.

- "Независимость" - полифоничное слово...

- Его особенно охотно и с особенным нажимом уже много лет используют политики прибалтийских стран - бывших советских республик. Они считают, и не без основания, советскую власть лишь оккупационным режимом. Но, в принципе, сегодняшняя независимость от общего котла, каким была советская казна, не принесла немедленного счастья никому на всем постсоветском пространстве. А что касается России независимой… Ее независимость, полагаю, подразумевала в 1991 году освобождение от обязанности содержать республики-"нахлебники", среди которых числился и Казахстан. Но в истории Казахстана за многие столетия не было ситуации безвыходной недостаточности, которая и обуславливает состояние зависимости. После распада СССР быстро стало понятно: не все республики оказались готовы к самостоятельности. Кое-где получилось, как в Африке после ухода колонизаторов: гражданские войны, этнические чистки, голод, разрушенное хозяйство. И все это, кстати, - под флагами Свободы, Независимости, Демократии. Получив - и весьма неожиданно - право самостоятельно вершить свою внутреннюю и внешнюю политику, все постсоветские республики этим правом воспользовались по-разному.

- Сегодня Казахстан в СНГ занимает второе место после России по количеству посольств и других дипломатических представительств за рубежом...

- Тут дело не только в количестве миссий, но и в уровне подготовленности дипломатов. Ты знаешь, например, о том, что многие наши послы не имеют специального образования, а технике дипломатического ремесла обучаются в практической работе? Вчерашний школьник, поступив в МИМО, за пять лет хорошо изучит языки, научится держать вилку верной рукой, освоит другие подробности этикета. Но никакой вуз не научит тому, что дают человеку "жизненные университеты". Среди первых послов суверенного Казахстана практически все были умудренными жизнью политиками, руководившими министерствами, регионами, прошедшими через горнило выборов в парламент. Опыт работы на ответственных постах воспитывает государственника. А это главное из качеств, востребованных посольской должностью. В римском лексиконе "diplomat" обозначало человека, которому доверен diplom - "официальное рекомендательное письмо, его выдавали тому, кто отправлялся в провинцию с поручениями от центральной власти". Ныне такой документ называется по старорусски - "верительной грамотой". И если ты принял diplom и передал его главе "провинции", уже по тебе, по твоим словам и поступкам судят о всем государстве, которое ты уполномочен представлять. А зачастую только от тебя во многом и зависит темп сближения, характер отношений "Рима" и "провинции".

Канат Саудабаев - не только первый наш посол, так сказать, по временному порядку. Он и в работе проявляет себя точно так. В его послужном списке отнюдь не случайно представлены такие страны, как Россия, Турция, Англия, США…

- Вам приходилось с ним встречаться в "третьих странах"?

- Конечно. Вот только в Америке с ним еще не встречались, не доводилось как-то. Но, надеюсь, доведется. А что "третьи страны"? Они ведь для нас уж давно не чужбина. Сегодня казахстанец всюду чувствует себя как дома. О чем мы говорим с Канатом? Обо всем - о приятном и менее. Чаще всего беседуем о светлых, интересных и хороших людях: кому из них надо помочь, а кто из них сам помогает стране. Канат порой бывает кем-то недоволен. Но он, в принципе, вовсе не злой человек. Злость - постоянный серый камень за пазухой. Булыжник вместо сердца. Есть такая порода людей. Но среди наших дипломатов их нет.

- Вы хотите сказать, Олжеке, что юбиляр Канат Саудабаев не имеет недостатков?

- Есть, есть у него недостатки! Вот мы часто бывали с ним в разных застольях, встречались частенько один на один. И ни разу ни грамма при этом не выпили! Он ведь просто не пьет. Мне все было недосуг спросить почему? Он и не курит, кстати. И не любит очень "крепких" слов. Неужто потому что долго работал в системе Минкульта? Теперь, надеюсь, встретимся с Канатом за столом, я обязательно задам ему все эти "жгучие" вопросы.

А итожа, хочу сказать уже без улыбки, на полном серьезе. Каждый из нас представляет не только свое государство, но и время его становления. Мы несем на себе отблески событий и личностей, на нас повлиявших. Пламенных событий и светлых личностей. Календарно нам выпало жить в конце века, тысячелетия и в самом начале новых веков, в завершении одной эпохи и на старте следующей. Историкам будущего предстоит рассматривать это неповторимое время как бы сверху, с позиции "над схваткой". А нам было дано оказаться вместе со страной в центре идеологических, социальных тайфунов и устоять, не потерять главного направления. И в это оклеветанное, воспетое, изумительное время мы учились, любили, работали. Биография каждого из нас - страница истории Казахстана.

Юбилейные даты - прекрасный повод вспоминать и размышлять. Не только о своем. Но и о будущем - народа, государства, человечества. В дни моего юбилея аксакалы республики, даруя мне бата-благословение, завершали его удивительным словом "жаса". В нем есть два равнозначных главных смысла - "живи" и "твори".

Я на правах старшего друга сегодня говорю: "Жаса, Канат-жан, коп жаса!"

От редакции. В эти дни "Казахстанская правда" получает немало поздравлений в адрес юбиляра Каната Бекмурзаевича Саудабаева. Не имея возможности напечатать их полностью, все, публикуем лишь наиболее "знаковые".

"Казахстанская правда" присоединяется к поздравлениям, желает юбиляру крепкого здоровья и новых успехов в служении нашей стране!

-----

Посол Государства КИНО

Он не "закручивал гайки", а строил индустрию творчества

Сергей АЗИМОВ, генеральный директор НК "Казахфильм", "Литер", 18 июля

Министр и дипломат, деятель культуры и просто прекрасный человек. А для многих еще – учитель, соратник и друг. И это все о нем, о Канате Бекмурзаевиче Саудабаеве. Но мне, при всем его огромном вкладе в развитие государства, он видится еще и очень талантливым руководителем киноотрасли республики. Во многом благодаря и ему отечественное кино сегодня делает уверенные шаги вперед.

Профессия режиссера-документалиста подарила мне уникальную возможность знакомства с современниками. Знакомства, которое позволяет узнавать людей так, как их, наверное, не может познать никто: кинематографисту открывается главное – внутренний мир человека. Сегодня, по прошествии более двух десятков лет с тех пор, как я, молодой выпускник ВГИКа, пришел в студию кинохроники на "Казахфильм", я нахожу то общее, что объединяет героев моих картин. Все они – крупные государственные деятели или простые труженики – в первую очередь личности. Со своими неповторимым судьбами, надеждами и чаяниями, взглядами на жизнь. Я уверен – таким и должен быть кинематографический герой. Серости не место на экране.

Но не менее, а подчас и более интересные люди окружали меня и в обычной, некинематографической жизни, здесь, "по эту сторону" объектива кинокамеры. В плеяде выдающихся деятелей кино, с которыми сводила меня судьба – Романа Кармена, Амена Хайдарова, Тельмана Жанузакова, Камала Смаилова, Олжаса Сулейменова, особняком стоит фигура Каната Саудабаева.

Сегодня, в день его юбилея меня посещают разные, порою противоречивые мысли о нем. Наверное, это закономерно, поскольку к таким людям, как Канат Саудабаев, нельзя подходить с обычными мерками. Более того, человек, стоящий во главе киноотрасли – сложной, сотканной из искусства и производства одновременно, должен быть многогранной личностью, если не сказать – универсальной. Руководить кинопроизводством можно. А вот как руководить кино, то есть искусством? Делать это удается очень немногим, эффективно управлять – единицам. Сегодня я не могу не вспомнить студию, Союз кинематографистов тех лет, казахский кинематограф в целом, и мне хочется сказать – Канату Бекмурзаевичу был дан дар, пожалуй, самой высшей пробы. Это дар не только руководителя и управленца, это очень редкое качество быть самим собой. Быть личностью: неравнодушной, смелой, способной взять на себя главную ответственность и поддержать коллег по цеху в трудные моменты.

Канат Саудабаев пришел в кино в сложное время, сменив на посту председателя Госкино Олжаса Сулейменова. Естественно, на него моментально устремились взоры кинематографистов, в которых читался один вопрос: что сделает для кино, переживающего преобразования, начатые Олжасом Омаровичем, новый руководитель, какую тактику изберет? Вернее, вопросов-то как раз было много. Один сложнее другого: как приумножить богатые национальные традиции отечественного кинематографа, отстоять спорные картины, привлечь в кино молодых талантливых художников, сохранить целостность и дальнейшее развитие кинопроцесса? Сегодня я могу сказать – решить если не все, то значительную часть стоящих перед киноотраслью задач Канату Саудабаеву удалось.

В кино, как и в любой отрасли искусства, сильна клановость. Впрочем, у профессионалов это дело обычное – ревновать литературу к литературе, кино к нему самому. Но если бы только пресловутый "человеческий фактор"! В кинематографе, как, пожалуй, ни в какой другой области искусства, силен фактор времени. "Революции" здесь происходят с завидной регулярностью каждые три-четыре года. К тому же сообщество кинематографистов – это люди нескольких поколений, а если учесть, что в кино, как в космосе, время течет совершенно по-другому, нежели в обычной жизни, то и разных эпох. Но Канат Саудабаев, прекрасно понимая это, сумел выстроить стратегию руководства киноотраслью так, что личные амбиции, а их, что уж тут скрывать, у творческих людей всегда немало, уступали место одной-единственной цели – создавать творческую атмосферу и, как результат, – хорошее кино. А значило – дать возможность художникам снимать кино, не требуя лояльности ни к режиму, ни к себе лично как к руководителю, не ставить крест на человеке, снявшем неудачную картину, не использовать имеющиеся административные ресурсы для сведения личных счетов, что было и остается таким популярным средством у людей, облеченных властью.

Сегодня, когда я сам волею судьбы нахожусь в этом ранге, я вижу проблему, что называется, изнутри. По долгу службы мне приходится встречаться с руководителями крупных кинообъединений, студий, продюсерских компаний, но люди такой открытости, такой огромной культуры, как Канат Саудабаев, встречаются редко. Каната Бекмурзаевича отличала открытость, но вместе с тем принципиальность, правдивость во всем и уже тем более, когда это касалось серых, казенных, ремесленнических фильмов. Саудабаев, будучи председателем Госкино, принимал весь кинематограф в целом, с его успехами и неудачами, не деля художников на фаворитов и неудачников, считал кино своей судьбой, неотделимой от судьбы страны. И это понятно: что бы он ни делал, какую бы должность ни занимал, ему всегда было свойственно мыслить государственными категориями.

Я вспоминаю, что назначение Каната Саудабаева председателем Госкино было воспринято неоднозначно, если не сказать больше. Он пришел из другой, не кинематографической среды, и некая ироничность и сарказм по отношению к нему все же ощущались. Что сделал бы на его месте другой человек? Наверняка стал бы "вызывать на ковер", "закручивать гайки", пытаясь административными мерами решить проблему недоверия и отчужденности. Но только не Канат Саудабаев. Выше я сказал о том, что он наделен особым даром. Но этот дар, как и большинство того, что дается человеку от рождения, а не приобретается трудом, мало что значит без работы над собой, без рождения доверия по отношению к себе в сердце другого человека.

Как режиссер я столкнулся с Канатом Саудабаевым месяца три спустя после его памятного назначения в ноябре 1983 года председателем Госкино. К слову, мы в тот момент с директором киностудии были в Москве, сдавали нашу полнометражную документальную картину "Кольцо". Акт приемки в субботу в Алма-Ате подписал Олжас Сулейменов, а уже в понедельник, находясь в столице, мы узнали о том, что руководителем отрасли стал Канат Саудабаев.

Первое, что меня поразило – его абсолютно точные, глубокие оценки того, что происходило тогда в казахстанском кинематографе. Причем дело касалось не только производственных вопросов, но и сугубо художественных достоинств фильмов. Впоследствии я узнал, что, став руководителем киноотрасли, Канат Бекмурзаевич по вечерам, оставаясь порой допоздна, в просмотровом зале студии смотрел все более или менее значительные ленты казахстанских кинематографистов. С одной-единственной целью: узнать, кто есть кто в кино не из докладов на собраниях и не из кулуарных разговоров, а из собственных представлений, которые невозможны без оценки картин, то есть конечного продукта, ради которого и существует кинематограф. И это позволяло ему судить о людях и картинах со знанием дела, быть конкретным в своих оценках, что для руководителя крайне важно. После этого момент недоверия был сломан. Но преодолен он был не силой, а добротой.

Скажу, что это качество Каната Бекмурзаевича весьма существенно помогло отечественному кинематографу. Он умел выделить главное, ясно видеть цель, доводить начатое до конца, до логического завершения, без которого даже самое позитивное начинание теряет смысл. Тем более в творчестве. Вот несколько примеров, я считаю довольно показательных. Во время руководства Госкино Канатом Саудабаевым совместно с Олжасом Омаровичем Сулейменовым была организована казахская мастерская во ВГИКе, руководитель которой, режиссер Сергей Соловьев, воспитал плеяду замечательных мастеров, составивших впоследствии основу "казахской новой волны". Как результат этого появились такие во многом спорные, острые, неординарные, но талантливые картины, как "Гибель Отрара" Ардака Амиркулова, "Игла" Рашида Нугманова, "Конечная остановка" Серика Апрымова, "Влюбленная рыбка" Абая Карпыкова, "Балкон" Калыкбека Салыкова и многие другие. Фильмы эти отмечены многочисленными призами престижных международных кинофестивалей, критики говорят о них, как о феномене центральноазиатского кинематографа.

Стоит ли говорить о том, что кино в те годы было снимать очень сложно, в том числе и по идеологическим причинам, о которых мы уже редко вспоминаем. Это было время смены эпох, утраты ценностей, изменения ориентиров. Тем не менее художники смогли талантливо сказать о том, что их волновало, и это я считаю – главное. Этот момент пришелся именно на годы руководства киноотраслью Каната Саудабаева, который старался создать климат наибольшей творческой свободы. Впрочем, любая "волна" – понятие временное. На смену одной должна прийти другая. И Канат Бекмурзаевич это прекрасно понимал.

Еще одна его огромная заслуга в том, что он умел отстоять творчество коллег. Понимая, что картина изначально "непроходная", что даже если на эту производственную единицу будут выделены средства, фильм все равно положат на полку, он отстаивал право художника снимать свое кино. Какие доводы он приводил – известно, наверное, только ему одному, но фильмы снимались, и вы представить не можете – каким это было стимулом для молодых, да и не очень, режиссеров – продолжать творить, не замыкаться, не уходить в себя, а продолжать делать то, чему служили всю жизнь! Канат Бекмурзаевич умел помочь режиссеру. Потому что знал, что в советскую эпоху на "Казахфильме" было снято немало прекрасных картин, которые зритель так и не увидел: "Белая аруана" Виктора Пусурманова, "Следы уходят за горизонт" Мажита Бегалина, "Тревожное утро" Абдуллы Карсакбаева, "Синий маршрут" Жардема Байтенова, "Тризна" Булата Мансурова…

Так было когда-то и с моей картиной "Жоктау. Хроника мертвого моря", посвященной трагедии Арала. Госкино СССР сценарий не утвердило, но я нашел внебюджетные средства. Когда после первой экспедиции, после полутора месяцев съемок мы проявили отснятый материал, выяснилось, что 80 процентов пленки у нас в браке. Что оставалось делать? Ни я, ни съемочная группа не находили ответа. На студии к моему проекту было отношение, мягко говоря, прохладное, и только Канат Саудабаев нашел единственно верные и нужные мне тогда слова: успокойся, работай, а эту картину ты снимешь на следующий год. И я действительно ее снял. Впоследствии фильм был удостоен пяти главных призов международных кинофестивалей.

…Режиссеры – сложные люди. Со своими амбициям, неудовлетворенным самолюбием и часто с расхожим убеждением, что кинематограф начинается именно "с него". Канат Саудабаев понимал, что людей, представляющих лицо современного казахского кинематографа, нельзя привести "к одному знаменателю", да и не имело смысла этого делать. Он как стратег и проницательный руководитель пытался по-другому "расшевелить" кинообщественность, создать в кинематографе здоровую конкурентную среду. В годы его руководства на киностудии "Казахфильм" снимались ленты, вышедшие во всесоюзный прокат: та же "Игла", "Тайны мадам Вонг" Степана Пучиняна. Канат Саудабаев приглашал на "Казахфильм" режиссеров из Москвы. При нем был создан первый в Казахстане международный кинопроект "До свидания, Медео" совместно с чешскими кинематографистами – успешный опыт копродукции и коммерческого, зрительского кино. Именно тогда Сергей Бодров в творческом содружестве с Аманбеком Альпиевым снял у нас замечательную картину "Сладкий сок внутри травы", Сергей Соловьев – фильм "Чужая белая и рябой". Чуть позже Бодров самостоятельно дебютировал как режиссер на "Казахфильме" своей полнометражной картиной "Непрофессионалы"…

Вот поэтому, я считаю, Каната Бекмурзаевича Саудабаева можно с полным правом назвать послом Государства КИНО, наделенным безусловным правом говорить и действовать от имени этого удивительного государства. Хотя в его жизни были потом и настоящие посольские должности, и международное признание, и высшие отечественные награды. Мне приходилось часто общаться с известными казахстанскими дипломатами – Жансеитом Туймебаевым, Кайратом Сарыбаем, Дулатом Куанышевым. Эти люди, представляющие сегодня нашу страну в ведущих мировых державах, начинали свою дипломатическую карьеру в посольстве Казахстана в Турции, под руководством Каната Саудабаева. Многие помнят его слова: "Прежде всего я ценю человеческую порядочность, без которой другие достоинства ничего не значат". В какой-то мере своим учителем считаю Каната Саудабаева и я. Поэтому для меня, как, наверное, и для большинства состоявшихся казахстанских режиссеров, он был и остается человеком, принадлежащим к огромному, замечательному, доброму и самому интересному из миров – миру кинематографа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Олжас Сулейменов: Коп жаса, Канат-жан! 19.07.2006
"Все остается людям" 19.07.2006
Рвался созидать 19.07.2006
"История Отечества в судьбах его граждан: сборник автобиографий. 1922–1960 гг." 29.06.2006
Рождение области. 1936 22.06.2006
Знаковая фигура 19.06.2006
Ласточка казахской музыки 19.06.2006
Неизвестный Андропов 16.06.2006
Ахмету Жубанову - с любовью и признательностью 05.06.2006
Человеческая благодарность 02.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz