NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:43 ast
22:43 msk

Московская командировка
Воспоминания о встречах с Д. А. Кунаевым
02.02.2007 / история

Нигматжан Исингарин, "Литер", 1 февраля

В эти дни в республике отмечают 95-летие выдающегося сына казахского народа, талантливого руководителя Динмухамеда Ахмедовича Кунаева. Мне не довелось непосредственно работать рядом с ним, но были две встречи, которые сыграли большую роль в моей биографии.

В 1977 году Казахская железная дорога была разделена на три: Целинную, Алма-Атинскую и Западно-Казахстанскую. Первым решительным действием руководства этих дорог было стремление резко активизировать развитие магистралей, усилить их пропускную и провозную способность и за счет этого обеспечить перевозки грузов и пассажиров как внутри республики, так и транзитные.

Нам часто приходилось выезжать в Москву, в Министерство путей сообщения, поскольку все вопросы капиталовложений, выделения средств на эксплуатационную деятельность, плановые показатели решались именно там. Центр тоже не забывал о нас – приезжали к нам и руководители министерства, его главных управлений, благодаря этому очень многое удавалось сделать после раздела дорог.

Но принимаемые меры были недостаточными, и ЦК Компартии Казахстана принял решение пригласить руководство Министерства путей сообщения в Алма-Ату. В начале лета 1979 года в столицу Казахстана приехали первый заместитель министра Ф. Шулешко и заместитель министра К. Кулаев, последний отвечал за развитие железнодорожного транспорта. Во встрече принимали участие: начальник Западно-Казахстанской железной дороги К. Кобжасаров, Алма-Атинской – Е. Буранбаев, а с Целинной магистрали пригласили меня, главного инженера, поскольку новый начальник дороги Н. Овсяник только недавно приступил к исполнению обязанностей, поэтому проблемы дороги знал пока недостаточно.

После обсуждения всех проблем в отделе транспорта и связи ЦК Компартии Казахстана участников совещания принял Д. А. Кунаев. Мы собрались у него в приемной в старом здании ЦК. Я был самым младшим по возрасту и, соблюдая приличия, зашел в кабинет последним. Динмухамед Ахмедович вышел из-за стола и поздоровался с каждым за руку. Когда очередь дошла до меня, он меня спросил по-казахски: "Ты кто?". Ответив ему также по-казахски сказал, что я главный инженер Целинной железной дороги и приехал на эту встречу, потому что начальник дороги работает недавно. Он повернулся к заведующему отделом транспорта и связи Л. Жукову и сказал: "Вы ищете начальника дороги за пределами республики, а посмотрите, какие у нас растут молодые кадры!". Леонид Григорьевич ничего не успел ответить, мы расселись за большой стол заседаний во главе с Д. А. Кунаевым. Состоялась подробная беседа о положении дел на железнодорожном транспорте. Сначала о проделанной работе доложил Л. Жуков. Заместители министров ответили на вопросы о принимаемых мерах, выступили начальники двух дорог. Свое мнение о положении дел высказал и я. Это была моя первая встреча с уважаемым всеми человеком, и она запала мне в душу. Когда мы выходили из кабинета, Динмухамед Ахмедович пожал мне руку, как бы благословляя меня.

В 1982 году я поехал учиться в Москву, в Академию народного хозяйства СССР. Через два года меня назначили начальником Целинной железной дороги. Работа в новой должности совпала с тяжелейшей зимой, железнодорожники сделали все возможное, чтобы обеспечить бесперебойные перевозки экибастузского угля на электростанции Урала и Сибири. Динмухамед Ахмедович потом сказал, что Экибастуз спас страну.

В феврале 1986 года состоялся XVI съезд ЦК Компартии Казахстана. Мне была предоставлена возможность выступить на съезде, меня избрали членом ЦК. Потом приходилось участвовать в пленумах, докладывать по каким-либо вопросам на различных совещаниях.

В августе того же года я принимал участие в совещании в Алма-Ате. Как правило, бывая в столице, мы обязательно заходили в отдел транспорта и связи ЦК КП Казахстана, докладывали о положении дел на местах и спрашивали у руководства, какие есть указания. Я и в этот раз зашел в ЦК, на месте был заместитель заведующего отделом транспорта и связи Ж. Тайгашинов. С ним мы были знакомы по совместной работе в г. Целинограде. В конце нашей беседы я спросил о Д. А. Кунаеве, о состоянии его здоровья, так как в то время ходили разные слухи. Ж. Тайгашинов ответил, что он у себя, и посоветовал пойти к нему и доложить о положении дел на дороге.

Было послеобеденное время. Я зашел к помощнику первого секретаря, тот сказал: "Скорее всего, вас примут, подождите в приемной". Пока ждал, подошли еще несколько человек. Прошло минут сорок, появился Динмухамед Ахмедович, поздоровался со всеми за руку, в том числе и со мной. Потом, обратившись к другим посетителям, сказал: "К нам издалека приехал молодой начальник дороги. Поэтому я поговорю сначала с ним. А вы бюрократы местные, приму вас после него". И, обняв меня, провел в свой кабинет.

Сели за большой стол. Немного смущаясь, я подробно рассказывал о ситуации на дороге, о том, как мы готовимся к перевозкам зерна нового урожая. Этому вопросу всегда придавалось первостепенное значение. Сказал о том, как мы перевозим уголь, как идет выполнение основных показателей. Докладывал недолго, Кунаев меня очень внимательно слушал, потом сообщил: "Все время звонит твой министр Н. Конарев. Он о тебе хорошо отзывается и просит отпустить тебя в Москву". Я ответил, что как раз и пришел спросить, как быть, потому что министр и мне звонил по этому поводу, но я не дал ответа, так как начальником дороги работаю всего два года, только вошел в курс дела, есть новые планы, проекты. Динмухамед Ахмедович сказал: "В министерстве есть разные заместители. Есть такие, которые каждый день на селекторном совещании говорят только о погрузке, выгрузке, вагонах. Ты на такую должность не иди. Если у тебя будет возможность как-то влиять на ситуацию по вопросам финансирования, материального снабжения, капиталовложений, тебя будут ценить, относиться хорошо, на такую работу соглашайся". Я ответил, что мне предлагают курировать вопросы капитального строительства, путевого и других хозяйств.

Кунаев, удовлетворенный моим ответом, сказал: "Поезжай, познакомишься с центральными органами, Госпланом, Госстроем, Госснабом, это все пригодится. Пройдет несколько лет, все равно ты будешь нужен республике. Так что благословляю, можешь дать согласие министру". Я был поражен тем, как он четко и точно определил роль, которая отводится министерству и тем людям, которые в нем работают, и, естественно, поблагодарил за добрые пожелания.

После этого состоялось мое назначение заместителем союзного министра. Уже было приготовился лететь в Москву, но меня задержали, и я принял участие в работе известного декабрьского пленума 1986 года. С нелегким чувством в тот же вечер я улетел в Москву на новое место работы. На адаптацию времени не было, пришлось сходу окунуться в дела. А их было невпроворот.

В Министерстве путей сообщения ко мне отнеслись прекрасно, особенно министр Н. Конарев. Работа у меня пошла. Пришлось принимать участие во многих крупных делах, таких как: строительство БАМа, железных дорог Тюменского Севера, устранение последствий землетрясения в Армении, реализация других крупных проектов на железнодорожном транспорте страны.

Связи с Казахстаном я не разрывал. Вскоре после отъезда мне позвонили из орготдела ЦК Компартии Казахстана и предложили написать заявление, чтобы в связи с моим переездом в Москву меня вывели из состава ЦК Компартии Казахстана. Я категорически отказался, сказав: партия в стране одна, и если вы считаете нужным вывести меня из членов ЦК – выводите, но сам заявление писать не буду. Два раза в год мне присылали приглашение, и министр Н. Конарев всегда отпускал меня на пленумы. Я имел возможность общаться с людьми, не прерывать связь с республикой. Более того, занялся несколькими интересными проектами для Казахстана.

После известных событий в 1986 году первым секретарем Казахстана стал Г. Колбин. Поработав некоторое время, я решил с ним встретиться, рассказать о том, какие вопросы для Казахстана мы решаем в министерстве. И такая встреча состоялась в гостинице постпредства Казахстана в Москве.

Г. Колбин сидел за столом. Поздоровавшись, он кивком предложил мне сесть напротив него. Я рассказал о том, как шло строительство вторых путей на Западно-Казахстанской дороге, как развивались Целинная и Алма-Атинская магистрали. О проекте строительства железной дороги от Узунагача до Капчагая в обход Алма-Аты, чтобы промышленные предприятия вынести из черты города. Но этот проект шел с большим трудом. Было два варианта, и оба проблемные. По первому дорога должна пересекать поливные земли, а по второму – более дальнему – огибала стрельбище Алматинского высшего общекомандного военного училища. Я попросил у Колбина содействия в этом вопросе. Говорил и о планах строительства метро в Алма-Ате. Он меня молча выслушал, никаких вопросов не задал. Было видно, что это его не интересует, и мне ничего не оставалось сделать, как попрощаться и уйти. На душе остался неприятный осадок от этой встречи.

А через некоторое время в Алма-Ате состоялся пленум ЦК Компартии Казахстана. Я прилетел на это заседание. На пленуме встретился с Н. А. Назарбаевым, он спросил о моей работе. Я сказал, что с работой все нормально, отношение хорошее, но тянет домой, и я обратился к министру с просьбой отпустить меня в Казахстан. Нурсултан Абишевич поддержал меня, сказав, что скоро грядут серьезные времена и, безусловно, я понадоблюсь республике. После этого разговора с еще большей энергией стал просить министра отпустить меня. А тут подвернулся случай: начальник Алма-Атинской железной дороги К. Кобжасаров собрался уходить на пенсию, и я попросился на его место. Конечно, сказал министру, что у меня нет абсолютно никаких претензий ни к нему, ни к его заместителям, ведь меня прекрасно встретили, создали все условия, очень хорошо относились, просто мне хочется вернуться в Казахстан.

В сентябре 1989 года закончилась моя московская командировка, которая продлилась почти три года и куда меня отправил Динмухамед Ахмедович Кунаев. Если бы тогда, в августе 1986 года, он не благословил меня, наверное, не получилось бы такого исключительно важного этапа в моей жизни, моей работе, моем становлении как руководителя.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Февральский аббат 21.02.2007
Знак человека 16.02.2007
НЭП: неизвестные страницы 13.02.2007
Спасение через коллективизацию 13.02.2007
Степи великой гражданин 12.02.2007
Московская командировка 02.02.2007
Свидетель двух эпох 29.01.2007
Товарищ генерал 29.01.2007
Факты и правда: Поиск 29.01.2007
Смерть бессмертного 18.01.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz