Константин КОЗЛОВ, "Литер", 25 декабря
Судьба этого человека поистине необычна. Родился Теодор Лазаревич Каплан 26 декабря 1934 года в подмосковном Ногинске. Не мечтая в детстве об автомобилях, он более полувека прослужил делу развития автомобильного транспорта.
После окончания автотранспортного факультета Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе он в 1957 году был направлен
в распоряжение Министерства автомобильного транспорта Казахстана, где и состоялся его карьерный взлет.
- Сложно сказать мечтал ли я об автомобильном транспорте с раннего детства, - поделился Теодор Каплан. - Все-таки детство мое пришлось на годы войны. Но когда я уже поступил в институт и стал учиться, тут у меня и проснулся интерес к моей будущей профессии. Первым местом моей трудовой деятельности была алма-атинская автобаза № 4, где я полгода проработал старшим диспетчером, затем год трудился начальником отдела эксплуатации АТЭБ-2 г. Алма-Аты. Тогда на железнодорожной станции Алма-Ата II был создан первый (не только в Казахстане, но и, пожалуй, во всем СССР) прообраз логистического центра, который располагал рядом железнодорожных тупиков, терминалами. В его распоряжении были погрузочно-разгрузочные механизмы, автотранспорт, товарная контора и экспедиционная служба. Все поступающие и отгружаемые грузы обрабатывались силами АТЭБа без участия клиентуры и доставлялись на склады грузополучателей или с их складов на железнодорожные тупики.
Затем Теодор Лазаревич работал в должности заместителя управляющего Алма-Атинского автотреста грузовых перевозок. "В работе автотреста основное мое внимание уделялось вопросам повышения качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на основе централизации перевозок различных грузов - кирпича, железобетона, нерудных строительных материалов, продовольственных и промышленных товаров с предприятий и оптовых баз в розничную сеть", - вспоминает свою работу в автотресте Теодор Лазаревич.
В 1962 году Каплан был переведен на работу в центральный аппарат Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР, где на протяжении девяти лет возглавлял планово-экономическое управление. В те годы в министерстве был осуществлен перевод на новую систему планирования и экономического стимулирования автотранспортных и промышленных предприятий.
- Это не значит, что все это делал я. Тем не менее я смело могу сказать, что принимал самое непосредственное и активное участие во внедрении всех этих новых методов хозяйствования - переход отрасли на полный хозрасчет и самофинансирование, - говорит Каплан.
Затем начались времена застоя, когда консервативные тенденции в стране вновь возобладали. "В Москве у власти было много ортодоксов. И я помню то знаменитое постановление 1975 года, когда фактически косыгинскую реформу свернули. Тем не менее наше министерство смогло уберечься, сделав существенный шаг в сторону рынка. Мы никогда не получали ни копейки дотаций. Честно говоря, руководство Казахстана было в те годы гораздо прогрессивней союзных властей. Хозрасчет дал очень большой эффект. В 1971 году я был назначен на должность заместителя министра. Скажу, что мне очень везло с "моими" министрами. Заместителем я был у шести министров в общей сложности 25 лет", - вспоминает Теодор Лазаревич.
В семидесятые годы в республике широкое распространение получило использование большегрузных автопоездов и контейнеров. Министерством были учреждены специальные знаки "Почетному автотранспортнику" и "Водителю большегрузных автопоездов".
Наступил непростой 1991 год. Обретение Казахстаном независимости для многих руководителей разных рангов означало конец карьеры, однако Теодор Лазаревич плавно и органично вписался в новую эпоху. Когда произошел развал Союза, было сформировано практически новое министерство транспорта, в его состав вошли железнодорожный, автомобильный, водный и авиатранспорт. Министром был назначен Нигматжан Кабатаевич Исингарин и уже в новом формате Теодор Лазаревич был приглашен на должность первого заместителя руководителя Минтранса. В аппарате министерства Каплан проработал пять лет - до ноября 1996 года.
- За это время было сделано немало, - вспоминает юбиляр. - Я принимал активное участие в формировании новой транспортной системы независимого Казахстана. В советское время железная дорога и гражданская авиация подчинялись Москве - Министерству путей сообщения и Министерству гражданской авиации. И когда Союз распался, в Казахстане оказались три полностью хозяйственно самостоятельные железные дороги. Это создавало большие трудности. Например, Западно-Казахстанская железная дорога занималась в основном транзитными перевозками, тарифы на которые были в 2,5 раза выше, чем на экспортно-импортных и внутриреспубликанских перевозках. В результате дорога оказалась высокорентабельной, в то время как Целинная железная дорога, которая занималась в основном перевозками угля, в том числе и на неплатежеспособные южноуральские электростанции, оказалась на гране банкротства.
В сентябре 1996 мне поручили подготовить предложения по организации единого органа хозяйственного управления железными дорогами Казахстана. В ноябре того же года было принято решение о передаче железной дороги в доверительное управление, а 31 января 1997 года постановлением правительства Казахстана было создано РГП "Казахстан темир жолы", где я проработал 2 года - сначала в должности заместителя генерального директора, а затем - советника. Нелишне сказать об этом и на страницах газеты "Литер".
В 1998 году меня пригласили на работу в Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) на должность генерального секретаря. Организация КазАТО была обусловлена необходимостью обеспечить транспортные потребности казахстанских экспортеров и импортеров в условиях активизации их экономической деятельности после обретения республикой статуса независимого государства.
Кстати, в организации КазАТО в 1994 году Теодор Лазаревич Каплан, будучи первым заместителем министра транспорта, принимал самое активное участие.
По утверждению юбиляра, основные усилия в работе КазАТО он уделяет вопросам повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков. Многое удалось сделать.
Только за последнее десятилетие (1998 - 2008 годы) численность подвижного состава предприятий-членов КазАТО увеличилась более, чем в 20 раз, а объемы выполняемых международных перевозок - в 28 раз. Сейчас доля отечественных перевозчиков уже превышает 50 процентов от общего объема международных автоперевозок по Казахстану, в то время как еще 10 лет тому назад этот показатель не превышал 7-8 процентов.
Теодор Каплан пятьдесят два года беспрерывно работает на транспорте Казахстана, является высококвалифицированным специалистом и отличным организатором. Своим умением видеть перспективу, находить оптимальные пути решения проблемы, четко реализовать намеченное, внедрять передовые технологии он снискал уважение работников транспорта. Его фантастическая карьерная выживаемость заключается лишь в трудолюбии и неуемной энергии.
За большой вклад в развитие экономики страны Каплан неоднократно награждался многими правительственными наградами, в том числе орденом "Курмет", двумя орденами Трудового Красного Знамени, пятью медалями, грамотой Верховного совета КазССР, награжден знаками "Почетному автотранспортнику" и "Почетный железнодорожник".
Газета "Литер" поздравляет Теодора Лазаревича Каплана с 75-летием и желает ему здоровья, долгих лет жизни и больше новой и интересной работы! |