NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 16:13 ast
14:13 msk

Наш рулевой
26 декабря исполнилось 75 лет Теодору Лазаревичу Каплану
28.12.2009 / история

Константин КОЗЛОВ, "Литер", 25 декабря

Судьба этого человека поистине необычна. Родился Теодор Лазаревич Каплан 26 декабря 1934 года в подмосковном Ногинске. Не мечтая в детстве об автомобилях, он более полувека прослужил делу развития автомобильного транспорта.

После окончания автотранспортного факультета Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе он в 1957 году был направлен

в распоряжение Министерства автомобильного транспорта Казахстана, где и состоялся его карьерный взлет.

- Сложно сказать мечтал ли я об автомобильном транспорте с раннего детства, - поделился Теодор Каплан. - Все-таки детство мое пришлось на годы войны. Но когда я уже поступил в институт и стал учиться, тут у меня и проснулся интерес к моей будущей профессии. Первым местом моей трудовой деятельности была алма-атинская автобаза № 4, где я полгода проработал старшим диспетчером, затем год трудился начальником отдела эксплуатации АТЭБ-2 г. Алма-Аты. Тогда на железнодорожной станции Алма-Ата II был создан первый (не только в Казахстане, но и, пожалуй, во всем СССР) прообраз логистического центра, который располагал рядом железнодорожных тупиков, терминалами. В его распоряжении были погрузочно-разгрузочные механизмы, автотранспорт, товарная контора и экспедиционная служба. Все поступающие и отгружаемые грузы обрабатывались силами АТЭБа без участия клиентуры и доставлялись на склады грузополучателей или с их складов на железнодорожные тупики.

Затем Теодор Лазаревич работал в должности заместителя управляющего Алма-Атинского автотреста грузовых перевозок. "В работе автотреста основное мое внимание уделялось вопросам повышения качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на основе централизации перевозок различных грузов - кирпича, железобетона, нерудных строительных материалов, продовольственных и промышленных товаров с предприятий и оптовых баз в розничную сеть", - вспоминает свою работу в автотресте Теодор Лазаревич.

В 1962 году Каплан был переведен на работу в центральный аппарат Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР, где на протяжении девяти лет возглавлял планово-экономическое управление. В те годы в министерстве был осуществлен перевод на новую систему планирования и экономического стимулирования автотранспортных и промышленных предприятий.

- Это не значит, что все это делал я. Тем не менее я смело могу сказать, что принимал самое непосредственное и активное участие во внедрении всех этих новых методов хозяйствования - переход отрасли на полный хозрасчет и самофинансирование, - говорит Каплан.

Затем начались времена застоя, когда консервативные тенденции в стране вновь возобладали. "В Москве у власти было много ортодоксов. И я помню то знаменитое постановление 1975 года, когда фактически косыгинскую реформу свернули. Тем не менее наше министерство смогло уберечься, сделав существенный шаг в сторону рынка. Мы никогда не получали ни копейки дотаций. Честно говоря, руководство Казахстана было в те годы гораздо прогрессивней союзных властей. Хозрасчет дал очень большой эффект. В 1971 году я был назначен на должность заместителя министра. Скажу, что мне очень везло с "моими" министрами. Заместителем я был у шести министров в общей сложности 25 лет", - вспоминает Теодор Лазаревич.

В семидесятые годы в республике широкое распространение получило использование большегрузных автопоездов и контейнеров. Министерством были учреждены специальные знаки "Почетному автотранспортнику" и "Водителю большегрузных автопоездов".

Наступил непростой 1991 год. Обретение Казахстаном независимости для многих руководителей разных рангов означало конец карьеры, однако Теодор Лазаревич плавно и органично вписался в новую эпоху. Когда произошел развал Союза, было сформировано практически новое министерство транспорта, в его состав вошли железнодорожный, автомобильный, водный и авиатранспорт. Министром был назначен Нигматжан Кабатаевич Исингарин и уже в новом формате Теодор Лазаревич был приглашен на должность первого заместителя руководителя Минтранса. В аппарате министерства Каплан проработал пять лет - до ноября 1996 года.

- За это время было сделано немало, - вспоминает юбиляр. - Я принимал активное участие в формировании новой транспортной системы независимого Казахстана. В советское время железная дорога и гражданская авиация подчинялись Москве - Министерству путей сообщения и Министерству гражданской авиации. И когда Союз распался, в Казахстане оказались три полностью хозяйственно самостоятельные железные дороги. Это создавало большие трудности. Например, Западно-Казахстанская железная дорога занималась в основном транзитными перевозками, тарифы на которые были в 2,5 раза выше, чем на экспортно-импортных и внутриреспубликанских перевозках. В результате дорога оказалась высокорентабельной, в то время как Целинная железная дорога, которая занималась в основном перевозками угля, в том числе и на неплатежеспособные южноуральские электростанции, оказалась на гране банкротства.

В сентябре 1996 мне поручили подготовить предложения по организации единого органа хозяйственного управления железными дорогами Казахстана. В ноябре того же года было принято решение о передаче железной дороги в доверительное управление, а 31 января 1997 года постановлением правительства Казахстана было создано РГП "Казахстан темир жолы", где я проработал 2 года - сначала в должности заместителя генерального директора, а затем - советника. Нелишне сказать об этом и на страницах газеты "Литер".

В 1998 году меня пригласили на работу в Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) на должность генерального секретаря. Организация КазАТО была обусловлена необходимостью обеспечить транспортные потребности казахстанских экспортеров и импортеров в условиях активизации их экономической деятельности после обретения республикой статуса независимого государства.

Кстати, в организации КазАТО в 1994 году Теодор Лазаревич Каплан, будучи первым заместителем министра транспорта, принимал самое активное участие.

По утверждению юбиляра, основные усилия в работе КазАТО он уделяет вопросам повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков. Многое удалось сделать.

Только за последнее десятилетие (1998 - 2008 годы) численность подвижного состава предприятий-членов КазАТО увеличилась более, чем в 20 раз, а объемы выполняемых международных перевозок - в 28 раз. Сейчас доля отечественных перевозчиков уже превышает 50 процентов от общего объема международных автоперевозок по Казахстану, в то время как еще 10 лет тому назад этот показатель не превышал 7-8 процентов.

Теодор Каплан пятьдесят два года беспрерывно работает на транспорте Казахстана, является высококвалифицированным специалистом и отличным организатором. Своим умением видеть перспективу, находить оптимальные пути решения проблемы, четко реализовать намеченное, внедрять передовые технологии он снискал уважение работников транспорта. Его фантастическая карьерная выживаемость заключается лишь в трудолюбии и неуемной энергии.

За большой вклад в развитие экономики страны Каплан неоднократно награждался многими правительственными наградами, в том числе орденом "Курмет", двумя орденами Трудового Красного Знамени, пятью медалями, грамотой Верховного совета КазССР, награжден знаками "Почетному автотранспортнику" и "Почетный железнодорожник".

Газета "Литер" поздравляет Теодора Лазаревича Каплана с 75-летием и желает ему здоровья, долгих лет жизни и больше новой и интересной работы!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пример служения стране 31.12.2009
Секретные материалы прошлого века 31.12.2009
Коммунисты Новосибирска предлагают присвоить звание "Почетный житель" Михаилу Кулагину и Ивану Яковлеву 30.12.2009
"Царь - дурак" 28.12.2009
Наш рулевой 28.12.2009
Он был простым и в то же время особым человеком. К 70-летию Сабита Байжанова 25.12.2009
Вехи нашей истории 25.12.2009
Зеркало страны 23.12.2009
Есть такая профессия… 22.12.2009
С другой стороны фронта 21.12.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz