Михаил АЛЕКСАНДРОВИЧ, "Эврика", 18 декабря
Четыре притока Илека
Город Актюбинск был основан в 1869 году и представлял собой маленькое укрепление, именовавшееся Ак-Тюбе. С 1-го октября 1893 года укрепление было преобразовано в город. До Первой Мировой войны Актюбинск был уездным центром и входил в состав бывшей Тургайской области. В губернский центр переименован 8 декабря 1921 года (постановление ВЦИК № 35). Своим развитием город обязан Ташкентской железной дороге, проходящей по всей территории губернии. Не меньшее значение в развитии города сыграла переселенческая кампания в 90-х годах XIX века, выбросившая сотни тысяч семейств переселенцев в Тургайскую область. Город расположен на северо-западной окраине Казахской Республики на реке Илек при устье впадающей в него реки Джаксы-Каргалы. Площадь Актюбинска в пределах городской черты 26.973 десятины (1 десятина = 1,092 гектара), из них под застройкой находятся только 625 десятин. Местность в большей своей части представляет возвышенную плоскость, наполненную невысокими холмами. Эти холмы - не что иное, как продолжение Уральского хребта, именно той его части, которая называется Губерлинскими горами. По территории городских земель протекает река Илек с притоками: Джаксы-Каргала, Тамды, Сазда, Дженишке. Они, как и все степные реки, маловодны и мелки, в летнее время некоторые из них совершенно пересыхают.
В непосредственной близости от города проходит Ташкентская железная дорога, которая образует в городе станцию Актюбинск, на территории же городских земель проходит на расстоянии 15-20 верст (1 верста = 1,0668 км).
По переписи 1926 года в начале тридцатых годов прошлого века в Актюбинске числилось 20.820 человек. Рост населения по годам характеризуется следующим образом: 1897 г. - 2.817 чел., 1917-1920 г.г. - 11.880 чел., 1923 г. - 14.747 человек. По национальному составу: русских - 90% и казахов - 10%. Что касается промышленности, то крупная была развита мало, имелись лишь следующие предприятия: мельницы, кожзавод, типография и элеватор. Кустарная промышленность была развита тоже слабо, одной из отраслей этой промышленности были сапожное и портняжное дело.
Жилищный кризис
Общей жилой площади по городу в ту пору числилось: в частновладельческих домах - 96.409 кв.м., в муниципализированных домах - 15.569 кв.метров, из них только 1594,5 кв. метра использовались под жилье, остальные же были заняты учреждениями, школами, больницами и клубами. Удовлетворение жилищной потребности на тот момент было весьма слабое, жилищный коммунальный фонд был мал, а частновладельческие дома все были маломерны и не удовлетворяли потребности даже самого населения. В Советском Союзе в то время была установлена жилищная норма на человека - 8,10 кв.метра, в Актюбинске же на душу приходилось 4,5 кв. метра. Если говорить о благоустройстве города, то можно сказать так: его просто не было. Существующая часть города была распланирована по шахматной системе, с ориентировкой улиц на север-юг и восток-запад. Площадей в городе было пять, на одной из них, в центре города расположен рынок.
Садов в городе было три, из которых один (парк Пушкина) являлся центром расположения летних "культурно-просветительных" заведений. Остальные два сада не имели такого большого значения, как первый, вследствие нахождения на окраине города одного и молодости другого. Площадь, занимаемая улицами, площадями и садами, составляла 32,5% от общей площади города. Большинство улиц не имели никаких "улучшений и в дождливое время представляли большое затруднение экипажному и пешему движению, или же покрыты значительным покровом наносного песку". Только около 2 километров улиц имели покрытую гравием проезжую часть, и то нуждающуюся в капитальном ремонте. Площади также не имели искусственных покрытий. Мостовых в прямом смысле этого слова в Актюбинске не было, а были "улучшенные проезды", покрытые слоем гальки. Таких "улучшенных дорог" насчитывалось 2 км с шириной проезжей части в среднем 7 метров, что составляло 3% от общего протяжения проездов, общая длина которых была равна 65 км. Правда, на тот момент эти 2 километра "улучшенных дорог" находились в ужасном состоянии, т.к. не ремонтировались уже 10 лет. Тротуаров для пешеходов в городе не существовало, не было и водостоков, хотя город испытывал в них сильную нужду. Во время весенних и дождевых осенних месяцев вода, не имея естественных уклонов для стока, застаивалась большими лужами, которые затрудняли "не только пешеходное, но и экипажное движение". В связи с этим было намечено "прорытие 10 км. канав".
Неудовлетворенные горожане
Население города пило воду из открытых колодцев, которые пополнялись за счет грунтовых вод. Вода имела горьковатый привкус, большое содержание солей и к разряду здоровой питьевой воды отнесена быть никак не могла. В 1927 году были разработаны проект и смета, но к началу тридцатых годов водопровод так и не был построен. Причина проста - не было денежных средств.
Банк выдавал долгосрочную ссуду в размере 300.000 рублей, а на постройку требовалось 500.000 рублей, остальные 200.000 должны были покрываться из бюджета горсовета. Резервы были найдены, определили минимум работ и решили отказаться от "укладки сети за железной дорогой, уменьшить длину сети в городе, отказаться от постройки водонапорной башни, жилых домов".
С электричеством тоже была морока. В городе была электростанция с мощностью двигателя в 29 лошадиных сил и освещала лишь небольшую часть города. Поломки, правда, случались часто. Пригласили инженера саратовского отделения электротреста. Проведя осмотр, он вынес вердикт: выгоднее построить новую, нежели ремонтировать существующую.
В то далекое уже от нас время в ведении горкомхоза находилась одна баня с 8-ю номерами и 2 бани с общими отделениями. Пропускная способность была рассчитана на 250 человек при работе в две смены. Обе требовали ремонта и переоборудования. Существовали 2 частных бани, но и этого было недостаточно, степень "удовлетворенности" населения города в банях была всего лишь 50 процентов. Про пожарную охрану в Актюбинске сказано в двух предложениях: "Пожарная охрана города, где имеется очень много деревянных домов, крайне примитивна и не удовлетворяет городских потребностей. Мы предлагаем закупить два пожарных автомобиля стоимостью в 40.000 рублей".
Не город, а одно название
Вопросы оздоровления городской коммунальной жизни и ее благоустройства были объявлены ЦК партии в июне 1931 года очередной политической задачей. Это было выражено в словах товарища Сталина: "… все это создает такую обстановку работы и быта рабочего класса, которая дает нам возможность вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов".
А в далеком Актюбинске при свете коптилки (электростанция вышла из строя), наверняка, партийный работник пишет заключение "Исторического обзора развития города Актюбинска".
"Из этого обзора жилищного фонда, который был сделан, ясно, что Актюбинск лишен самых элементарных удобств, что громадное подавляющее большинство строений нельзя назвать домами, это скорее глинобитки, хибарки, но отнюдь не жилые дома городского типа. Нужда жилищная крайне острая, жилая площадь на жителя не достигает и 50% нормы. Между тем город быстро растет, население за последние три года увеличилось на 50%. Он становится экономическим и культурным центром большой и богатой области, промышленность развивается, культурные учреждения расширяются, а стало быть, наступил момент, когда жилищное строительство приобретает сугубо важное значение, причем отсутствие его, несомненно, послужит непреодолимым препятствием дальнейшему росту города, его культурного и экономического развития, что несомненно задержит и рост экономической мощи всей губернии. Этим объясняется, почему в ближайшие пять лет намечены электростанция, водопровод, новая баня, жилстроительство городского типа, мощение улиц и прочее. Необходимо наконец привести город в должный культурный вид и дать возможность населению города получить хоть минимум удобств". |