NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 22:22 ast
20:22 msk

"И пошел тот первый угольный состав на Урал"
25 декабря 2009 года исполнилось 55 лет с начала освоения Экибастузского угольного месторождения. Это знаменательное событие навсегда останется в истории угольной промышленности страны, Павлодарской области, Экибастуза
26.02.2010 / история

Л. Сагайдачная, "Звезда Прииртышья", 25 февраля

25 декабря 2009 года исполнилось 55 лет с начала освоения Экибастузского угольного месторождения. Это знаменательное событие навсегда останется в истории угольной промышленности страны, Павлодарской области, Экибастуза.

Значительное количество документов по истории освоения Экибастузского каменноугольного месторождения хранится не только в Экибастузском отделе государственного архива Павлодарской области, но и в личных фондах почетных граждан города С.И. Джаксыбаева, И.П. Федотова, Н.И. Петренко, Героев Социалистического Труда М.Ф. Возного, Г.С. Гридина, семейного фонда Колотевых. Обратимся к документам и мы.

В декабре 1947 года министерство угольной промышленности восточных районов СССР утверждает проектное задание Иртышского угольного разреза № 1. В этот период также была завершена разработка первого комплексного проекта вскрытия Экибастузского каменноугольного месторождения, в соответствии с которым предусматривалось заложить десять угольных разрезов. В мае 1948 года создается строительно-монтажное управление "Иртышуглестрой" (в будущем трест "Иртышуглестрой"), которое должно было осуществить строительство нового города и Экибастузских угольных разрезов. А построить нужно было много, работа начиналась практически на голом месте: не было жилья, производственной базы, не было дорог, техники, квалифицированной рабочей силы…

Герой Социалистического Труда Михаил Федорович Возный вспоминал: "Зима 1948-1949 годов, когда я приехал в Экибастуз, выдалась на редкость лютая… Строители ютились в землянках и палатках. Правда, было три финских домика, но они еще не были закончены строительством. Но все это не могло остановить строителей. Их грузовой автотранспорт и тягачи круглосуточно утюжили степь, утонувшую в снегах. Я работал тогда шофером на грузовой машине. И вот, чтобы быстрей выбраться из землянок и палаток, а главное - пустить в эксплуатацию богатейшие источники энергетического топлива, приходилось ездить за стройматериалами в Павлодар в любую погоду. Словом, зарождение нового Экибастуза было суровой школой для тех, кто забивал первые колышки и закладывал фундаменты первых домов".

28 сентября 1949 года выходит постановление Совета Министров СССР "О развитии добычи угля на Иртышском угольном месторождении", в котором намечено строительство десяти угольных разрезов на три миллиона тонн угля в год каждый и города на 50 тысяч жителей. С вводом в эксплуатацию в 1950 году экскаваторов СЭ-3 - самых первоклассных в то время отечественных карьерных машин и железнодорожного транспорта (паровозов, думпкаров) темпы горных работ на строительстве Иртышского угольного разреза значительно возросли.

В июне 1950 года машинист экскаватора Семен Губенко поднял первый ковш вскрышной породы, а в июле машинист экскаватора Михаил Возный погрузил первые кубометры породы в думпкары. Из доклада управляющего трестом "Иртышуглестрой" Дмитрия Васильевича Бабченко "О строительстве Экибастузского каменноугольного месторождения", составленного в октябре 1954 года, мы узнаем об итогах строительства за шесть лет. В докладе подводятся итоги и ставятся вопросы перед правительством об улучшении строительства: "Первые три года строительство проходило в чрезвычайно тяжелых условиях. Находясь в глубокой безводной степи, удаленной на 135 километров от областного центра, на 110 километров от районного центра, при отсутствии населенных пунктов на расстоянии до 65 километров, отсутствии в течение двух лет железнодорожной линии и шоссейных дорог, несмотря на тяжелые климатические, экономические условия, строительство Иртышского угольного разреза № 1 началось в августе 1948 года". Далее в докладе сообщается: "На 1 октября 1954 года трест "Иртышуглестрой" в своем составе имеет 12 хозрасчетных предприятий: три строительных управления, пять промышленных предприятий - кирпичный завод, деревообрабатывающий комбинат, ремонтно-механический завод, контора подсобных предприятий и энергоуправление, контору материально-технического снабжения, жилищно-коммунальную контору с общежитиями, банями, прачечными, гужтранспортом; два детских сада на 150 детей. Снабжение рабочих строительства и жителей Экибастуза продовольственными и промышленными товарами осуществляется отделом рабочего снабжения (ОРС) треста "Иртышуглестрой".

Из того же доклада следует, что свыше шести тысяч человек имели жилплощадь, в пяти общежитиях жили более 200 человек, в поселке были построены две бани, временный рынок с торговыми точками разных организаций, рабочий клуб временного типа, центральная библиотека, постоянный пионерский лагерь в горах Баянаула, в котором в летний сезон 1954 года отдыхало 379 детей, дом отдыха, четыре школы, в том числе одна вечерняя для взрослых, больница на 150 коек с поликлиническим отделением, станция скорой помощи, санэпидстанция, детские ясли на 126 мест. В рабочем поселке действовало автобусное движение, были открыты отделение госбанка, сберкасса, почта, телеграф.

Но основным объектом строительства был Иртышский угольный разрез № 1. Из того же доклада: "Несвоевременное обеспечение строительных объектов проектно-сметной документацией, перебои в поставке техники, снабжении строительными материалами резко снижали темпы строительства. Не хватало автотранспорта, в 1954 году, например, обеспеченность составляла 56 процентов. И еще, хроническая нехватка рабочей силы - обеспеченность рабочей силой за 9 месяцев 1954 года составила 76,3 процента… Вся рабочая сила из вольнонаемного состава сосредоточена на пусковом объекте - строительстве Иртышского угольного разреза №1, а прочие объекты временно законсервированы до прибытия пополнения рабсилы".

Однако строители и угольщики Экибастуза, преодолевая невероятные трудности и испытания, выполнили задачу, поставленную партией и правительством. И полетели телеграммы-рапорты в Москву, Алма-Ату, Караганду, Павлодар: "Докладываем, что коллектив строителей треста "Иртышуглестрой" завершил строительство первой очереди угольного разреза, и 25 декабря (1954 года) комиссией министерства разрез принят в эксплуатацию с оценкой "хорошо". Угольщики Экибастуза мобилизуются на выполнение плана угледобычи, капитального строительства".

В будущем будет много побед, достижений, успехов. Благодаря их упорному труду будут введены в эксплуатацию разрезы "Центральный" (Иртышский угольный разрез №1), "Северный", "Южный" (вскрышной), "Западный", "Богатырь" (разрез №5/6), "Восточный", "Майкубенский". Будет построен современный промышленный город Экибастуз, улицы которого будут носить имена первостроителей: Жумата Омашева, Николая Петренко, Михаила Возного, Байзена Сутжанова, Ади Шарипова, Михаила Чалбышева, будут построены Экибастузские ГРЭСы… Все это будет впереди.

А в обычный рабочий день 25 декабря 1954 года была введена в эксплуатацию первая очередь Иртышского угольного разреза №1, в невероятно сложных условиях сделан первый шаг в освоении Экибастузского угольного месторождения. "Радость была великая, - вспоминал Николай Колотев (из книги "По сердцу сверяя шаг"), бригаде которого довелось вынуть первый ковш угля и погрузить в вагоны. - Все сбежались посмотреть на это чудо - обыкновенный каменный уголь Экибастуза. Четыре года изо всех сил экскаваторы копали эту землю… Знали, что это случится, но четыре года монотонной работы на вскрыше как-то притупили это ожидание, и поэтому все вышло неожиданно и радостно. Подали первый состав. Порожняк. Деревянные колья, опутанные проволокой, были вместо бортов у тех вагонов. И пошел тот первый угольный состав на Урал…".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
История жжет напалмом 26.02.2010
"И пошел тот первый угольный состав на Урал" 26.02.2010
Золотой век Тулегена Тажибаева 24.02.2010
Китай по полочкам 24.02.2010
Уникальную книгу презентовали ученые-историки РК 23.02.2010
Горят мартеновские печи 23.02.2010
Рассекречен ряд документов о стрелковых дивизиях, формировавшихся в Великую Отечественную войну в Акмолинске 23.02.2010
Фронтовое письмо, написанное солдатом еще во время Великой Отечественной войны, пришло к его невесте лишь спустя 65 лет 18.02.2010
Время не властно 15.02.2010
В Монголии откопали тайны народа хунну? 12.02.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz