NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:24 ast
09:24 msk

Паршивая овца не пожалеет и отца
На недавних научных чтениях памяти Н. Масанова, организованных КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов, стало известно о новой работе сотрудника института Болата Жанаева: оказывается, шала-казахи появились в нашей степи еще в XIX веке…
31.05.2010 / история

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, "Время", 27 мая

На недавних научных чтениях памяти Н. МАСАНОВА, организованных КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов, стало известно о новой работе сотрудника института Болата ЖАНАЕВА: оказывается, шала-казахи появились в нашей степи еще в XIX веке.
И все испортили.
- Я специализируюсь на казахской истории XIX века, и иногда мне встречались архивные документы, где упоминаются шала-казахи, – говорит Болат Тажибаевич. – Ну и кроме того, не скрою, на написание этой статьи меня подвигла непрекращающаяся дискуссия по поводу современных "истинных казахов" и "полуказахов". Поэтому я постарался собрать, насколько это возможно, все имеющиеся документы и научную литературу по этой проблеме в архивах и библиотеках Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга и Ташкента.
- И при этом вы сделали вывод, что шала-казахи XIX века не имеют никакого отношения к современным и не являются их предками?
- Так и есть. Все материалы подтверждают это. Шала-казахи как социокультурная группа впервые появились в Северо-Восточном и Восточном Казахстане в конце XVIII – начале XIX века. Образовали ее мигрировавшие в степь татары, выходцы из среднеазиатских ханств, Синьцзяна, беглые русские солдаты и казаки, калмыки и др. Здесь они обрели новую родину, женились на казашках, но так как эти люди находились вне родоплеменной структуры казахского общества, то они и их потомки получили название "шала-казахи". Правда, уже после того как я написал статью, мне попалась книга по истории города Верного и Семиречья, опубликованная в конце 2009 года. Там есть небольшая статья про шала-казахов. Однако автор, похоже, не разобрался в проблеме и на основании воспоминаний П. П. Семенова-Тян-Шанского о встрече с шала-казахом, возможно беглым русским солдатом, пришел к выводу, что основным языком шала-казахов был русский. Это, конечно, неверно. Все представители первого поколения шала-казахов владели казахским языком, а для их детей и внуков казахский язык был родным.
Кроме того, шала-казахами именовались и некоторые родовые подразделения в составе казахских и кыргызских племен, часть которых была образована потомками представителей указанной социальной группы (подразделение шала-казах рода мамбет племени найман). Другие же получили это наименование от соседей за своеобразие собственного социокультурного облика, сформировавшегося в результате длительного проживания среди казахов; или же это были окыргызившиеся казахи, например род абла кыргызского племени сарыбагыш, представителем которого является бывший президент Киргизской Республики АКАЕВ. В генеалогических преданиях кыргызов – санжыре – этот род обозначен как выходец из аргынов.
Вообще в массовом сознании представления о современных так называемых шала-казахах зачастую экстраполируются на исторических шала-казахов. Так, например, один из современных исследователей пишет, что шала-казахом XIX века являлся любой человек, у которого только один из родителей был казахом. И на этом основании он утверждает, что шала-казахами по происхождению были знаменитый российский адвокат Ф. ПЛЕВАКО, один из лидеров контрреволюции генерал от инфантерии Л. КОРНИЛОВ. Если исходить из этой логики, то к шала-казахам можно причислить и Махамбета УТЕМИСОВА, у которого дед был туркменом. Более того, можно А. С. ПУШКИНА назвать шала-орысом.
На самом деле сходство между нынешними и историческими шала-казахами только в названии. Если сейчас шала-казахами считают тех, кто не владеет родным языком, то тогда это была отдельная социальная категория с особой ментальностью. Современные шала – это дети и внуки нагыз-казахов, и никто из них не считает себя недоказахом. По представлениям казаха-кочевника того времени, все современные казахи являются шала-казахами или сартами.
Вообще родовая сегрегация мне не очень по душе. Конечно, нужно знать своих предков, однако это знание не должно выходить за рамки культурных традиций, но когда трайбализм вмешивается в общественно-политическую жизнь государства, используется для достижения каких-нибудь политических и экономических преференций, хорошего получается мало. Последние события в Киргизии наглядно иллюстрируют это. Там общество также расколото на "кыргызов" и "киргизов".
Между прочим, у нас в дореволюционный период деление на жузы было не особо актуальным и пышно расцвело только после образования автономной республики, когда казахская партноменклатура стала использовать его в борьбе за власть.
- Может быть, современных шала-казахов, как и исторических шала-казахов, стоит выделить в отдельную социальную категорию, ну или хотя бы учредить род шала? Чтобы уже всем все ясно было. Как в США 50-х годов.
- Согласен, пустим специальные автобусы и создадим школы отдельно для шала-казахов и нагыз-казахов (смеется). На мой взгляд, культурная пропасть между казахскоязычными и русскоязычными казахами сильно преувеличена. У каждого шала-казаха имеется множество родственников из числа нагыз-казахов, он с молоком матери впитывает многие казахские культурные традиции. Кроме того, проблема шала-казахов не исчезнет, когда все овладеют языком. Всегда найдутся люди, которые для достижения своих меркантильных целей станут будировать темы "неправильных" людей. Сегодня ты неправильно говоришь, а завтра скажут, что не так мыслишь.
У нас ведь для некоторых людей борьба за возрождение казахского языка превратилась в вид профессиональной деятельности. Тогда как проблема языка не может рассматриваться отдельно от социальных, политических и экономических преобразований, как это происходит у нас. Она должна с ними увязываться.
- И каким образом?
- Если бы я знал, как это сделать, занялся бы политикой. До недавнего времени я достаточно индифферентно относился к этой полемике, пока не побывал в нашей глубинке. Вернулся в шоке. Не могу сказать, что я не знал о положении казахского аула, но одно дело – чужие рассказы, и совсем другое – собственные впечатления. И теперь думаю: к чему эти стенания о языке, когда твой собственный народ, носитель того самого языка, деградирует? И о каком развитии языка можно говорить при массовом обнищании казахского народа и утрате им моральных ориентиров?! В будущем не исключена и такая ситуация, что нация будет расколота на образованное русско- или англоговорящее меньшинство (пусть и владеющее казахским языком) и казахскоязычное малообразованное большинство. При таком раскладе все эти разговоры о возрождении языка являются утопией. И вообще, в основе существующей полемики лежит примитивный этнократизм, который почему-то считается патриотизмом и нацио-нализмом. Мы все знаем, как не нужно жить, но когда дело доходит до определения целей, а особенно путей их достижения, в обществе царит полный раздрай.
- Болат Тажибаевич, возвращаясь к истории. В свое время у нас проходила конференция по мифотворчеству, и докладчики, в общем, сошлись на том, что созидательные мифы работают во благо общества. Такие, к примеру, как "матч смерти" киевского "Динамо" или миф о Кожаберген-жырау, который не писал того, что ему вменяют.
- Если мы будем все время скрывать реальные исторические факты, подменять подлинное научное знание мифами, то обречены постоянно наступать на одни и те же грабли, следовательно, у нации и государства не будет будущего. И вообще, о вреде мифотворчества и связанного с ним исторического нигилизма пока никто еще не написал лучше покойного Нурболата Масанова.
До сих пор распространен миф, что причиной добровольного присоединения Казахстана к России послужило джунгарское нашествие. Тогда как Абулхаир обратился к России, чтобы урегулировать свои отношения с вассалами царя: башкирами и калмыками. Царское правительство старалось не допустить союза казахов и джунгар, опасалось нападения ойратов на сибирские города. В Союзе уже потом историки дописали, что им было нужно.
Или вот кричат о геноциде при Сталине и Голощекине. Но никто не поднимает вопрос об ответственности той же казахской элиты. Ездили по степи и отбирали скот у казахов ведь не русские, а братья по крови.
- Так в каждом стаде найдется паршивая овца...
- Ну что-то слишком много таких овец было.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мой друг Нурсултан 31.05.2010
Паршивая овца не пожалеет и отца 31.05.2010
Презентация книг С.Ходжанова прошла в Алматы 28.05.2010
Нарком, судья, прокурор 28.05.2010
В этом году у Карагандинского металлургического комбината 50-летний юбилей 27.05.2010
Следуя заветам отца 26.05.2010
Путь мудрости 25.05.2010
Сила его была в мудрости 24.05.2010
"Был ли Штирлиц в Казахстане?" 24.05.2010
Про управление и подчинение в Степи 19.05.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz