"Хабар", 8 июня
Эта документальная картина о жизни нашего земляка писателя-пушкиниста Николая Раевского долго считалась утраченной, и через 13 лет снова вернулась в Казахстан. Судьба киноленты оказалась такой же запутанной, как и ее главного героя. Екатерина Потягина, корреспондент: - Офицер, ветеран двух войн, видный специалист науки о бабочках, политический заключенный, литератор. В общем, человек удивительной судьбы. Всю жизнь в душе Раевского шла внутренняя борьба – зоология или пушкиноведение. Великий классик победил. С тех пор имя Раевского неразрывно связано с Александром Сергеевичем. Фильм "Жизнь за Отечество" был снят еще в 1987 году, при жизни Николая Алексеевича Раевского. Это благодаря ему, Алматы навсегда останется местом новых открытий о жизни и творчестве Пушкина. Здесь Раевский работал в Институте клинической и экспериментальной хирургии. А по вечерам допоздна засиживался в местных богатейших библиотеках, работал над своей первой книгой о Пушкине "Если заговорят портреты". Кстати, свою карьеру писателя он начал уже в 70 лет. Вторая книга "Портреты заговорили" вышла сразу вслед за первой. И тоже стала бестселлером. Это последнее интервью с неутомимым пушкинистом. Здесь ему 92 года. Николай Раевский, писатель-пушкинист (архив): - Я не могу ничего не делать. И хотя мне уже за 90 лет, все-таки хочется работать, работать, работать. В данное время я занят подготовкой очередной книги о Пушкине, о которой думаю уже много десятков лет. Фильм о Раевском снимали сразу три киностудии – центральная, казахстанская и чехословацкая. Ее посмотрел весь Советский Союз. А через год не стало ее главного героя – Раевского. При невыясненных обстоятельствах из архива пропала и картина о нем. Александр Головинский, режиссер, заслуженный деятель искусств РК: - Но вдруг в прошлом году меня разыскали из Москвы представители фонда культуры. Говорят, мы нашли вашу работу, нам она понравилась, и они ее показали по каналу "Культура" в прошлом году, отметив 115 лет со дня рождения нашего алматинского писателя-пушкиниста. Мы не отметили, потому что я не смог эту работу привести. Мне сказали, что теперь это собственность РФ. И мы так просто не можем показать ее у себя. Целый год казахстанская сторона вела переписку с телерадиофондом России о возвращении фильма в нашу страну. И вот на днях, говорит режиссер, в Алматы прибыла долгожданная кассета. В ближайшее время ее копии будут переданы на все отечественные телеканалы. |