NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 23:33 ast
21:33 msk

Новая эпоха Казахстана
К.Султанов: 11 мая 1995 года я был приглашен на прием к Президенту. Он принял тепло, интересовался новой, только что организованной Партией народного Единства. Говорили о разном. Вдруг, как обычно пристально вглядываясь, он сказал: "Я хочу сказать о предложении, которое тебе даже в голову не приходило"…
25.06.2010 / история

Куаныш СУЛТАНОВ, председатель Комитета Сената Парламента РК по международным отношениям, обороне и безопасности, "Казахстанская правда", 24 июня

Затрагивая вопросы государственной и общественной жизни страны, функционирования органов государственной власти, невозможно не сказать о президентской форме правления, о Президенте, о его в высшей степени ответственной и в то же время эффективной государственной деятельности. Работа Президента всегда на виду у народа и находится под непрерывным и пристальным взором общественности. Президентская форма правления на деле доказала свою жизнеспособность. Конечно, государственный институт не может работать сам по себе. Деятельность института олицетворяется действием конкретной личности.
В апреле текущего года исполнилось 20 лет институту президентства, приближается 20-летие нашей государственной Независимости. В связи с этими событиями вполне оправдано стремление политологов, аналитиков, экспертов к обобщению опыта, достигнутого в государственном строительстве, анализу недостатков, оценке современных процессов, что необходимо для будущего и дальнейшего развития нашей республики.
Истоки истории государства в новую эпоху, современных достижений Казахстана берут начало от государственной независимости. Она - фундаментальная основа всей нашей жизни.
Все нынешние достижения - развитие, прогресс и возрождение нации в новое время, духовная и экономическая свобода, признание мирового сообщества, равноправное и взаимовыгодное партнерское сотрудничество с развитыми странами - все это мы имеем лишь благодаря Независимости. Независимость - главная ценность нашего народа и государства. Поэтому каждый из нас должен понять и оценить этот бесценный дар судьбы, беречь его как зеницу ока.
Период становления суверенного государства уходит уже в историю. За двадцать лет в жизни людей, в их мировоззрении произошли коренные изменения. Новое поколение, которое родилось в канун независимости, взрослеет, включается в общественную жизнь. Молодежь может воспринимать независимость как само собой разумеющийся и закономерный процесс. Поэтому долг старшего поколения - донести до их сознания подлинные процессы и значение государственной независимости.
Построение нового государства и деятельность Президента, как близнецы, - неразделимые понятия. Период становления независимого государства отмечен особым духовным настроем казахов, ибо для наших предков независимость была несбыточной мечтой, сокровенным желанием. Это великое счастье выпало на долю современного поколения. Главная задача состоит в том, чтобы сохранить это бесценное достижение.
Государственное строительство - многогранный, сложный процесс, требующий глубоких знаний теории и практики от его участников. В этом смысле мы можем говорить о нашей стране как о состоявшемся государстве, для которого важное значение имели множество компонентов и факторов. Среди них на первый план выдвигаются организация деятельности государственных структур и компетентное, профессиональное управление государством.
За короткое время страна вышла из кризиса, который разразился после распада Советского Союза. Была внедрена национальная валюта, установились новые экономические отношения. Осуществляется интенсивная модернизация производства, внедряются новые технологии, реализуется новая система подготовки кадров.
Выросла новая столица - Астана, ставшая локомотивом реформ, символом возрождения казахской государственности, гордостью всех казахстанцев. Проводятся реформы в системе образования, науки, культуры и здравоохранения. В целях укрепления их материальной базы строятся новые школы, университеты, больницы и поликлиники, в которых устанавливается самое передовое оборудование. Казахстан стал узнаваем в мире, из года в год растет его международный авторитет.
С момента провозглашения независимого государства все наши достижения и благополучие, стремление к процветанию напрямую связаны с именем Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева - с его активной, творческой и многогранной деятельностью. Глава государства олицетворяет собой пример служения своему народу.
Нурсултан Назарбаев указал трудный и достойный путь казахстанцев в новую эпоху, основал новую государственность, направил усилия народа на возрождение духовности нации, цивилизации, смело включился в мировой процесс развития, конкурентоспособности. Возрождается духовная свобода народа, которая была подавлена под гнетом колониальной и тоталитарной систем. Конституция провозгласила строительство демократического, правового, светского государства, свободного гражданского общества. Впервые реализуются многочисленные мероприятия и государственные целевые программы для повышения уровня жизни населения и утверждения процветающего государства.
Президент во многих случаях сумел предвидеть самые противоречивые процессы, происходящие как в стране, так и за ее пределами, и предпринять необходимые конкретные действия для восприятия либо предотвращения их влияния. Благодаря толерантности и мудрости народа, а также разумной, сбалансированной и справедливой политике Главы государства в Казахстане закрепилась атмосфера согласия и стабильности.
За годы независимости достигнуто многое, о чем можно говорить с достоинством и гордостью. В то же время допущено немало промахов и ошибок в деле государственного строительства, в системе государственных структур. Их анализ необходим не просто для выявления, но, прежде всего, для будущего качества нашей страны. К сожалению, эйфория первых лет независимости, столкнувшись вскоре с правилами свободной экономики и жесткой конкуренцией, породила определенные негативные тенденции. Изменилась ценностная ориентация. Особенно пострадала духовность. Для многих, во что бы то ни стало быть богатым, оказалось единственной целью. Как правило, такие не гнушались ничем, для них честность и искренность превратились в пустые слова. Некоторые недобросовестные люди, оказавшись во власти, "прихватили" основные фонды производства, оборудования, технику, недвижимость и другое имущество. Они же стали проводниками социального неравенства. "Дикий капитализм" стал детищем порой неразумной приватизационной кампании в первые годы становления нашей государственности. Спустя 10-12 лет Правительство вновь начинает возвращать в государственную собственность здания детских, дошкольных учреждений и другие социальные объекты, некогда отданные за "смешные цены".
Особенно такое явление процветало при премьерстве А. Кажегельдина. Культ денег и сплошной обман не знал границ. Естественно, подобные действия Правительства не могли не сказаться на мировоззрении населения, и прежде всего молодежи. Теперь же он, превратившись в "гуманиста", с Запада пытается преподать нам уроки демократии и патриотизма.
Глава государства за эти годы воспитал немало людей, которым поручал руководящие должности, большинство из них смогли честно и квалифицированно реализовать возложенные на них обязанности. Однако не у всех хватило достаточного сознания, нравственной чистоты для понимания такого высокого доверия и ответственности перед нацией, народом и государством. Естественно, подобные факты в обществе незамеченными не остаются, они, как правило, наносят и моральный, и материальный урон.
Президент объявил борьбу с коррупцией, создано специальное Агентство по борьбе с коррупцией, но она неистребима. Можно и нужно принимать административные и правовые меры. Но, как показала практика, этих мер далеко недостаточно. Видимо, здесь дело в сознании людей, отсутствии правовой культуры.
К сожалению, правоохранительные органы вместо того, чтобы грамотно использовав воспитательные, профилактические меры против коррупции, пытаются создавать в обществе страх, организовывают "показательные" аресты, ведут "межведомственные войны", задерживают сотрудников друг друга, тем самым еще больше усугубляя ситуацию, раздувая коррупцию. Правоохранительные органы, не придавая значения охране порядка, защите прав и интересов граждан, часто увлечены желанием подчинить себе других, сделать людей зависимыми перед ними.
Реально оценив обстановку, в связи c этим Президент в своем нынешнем Послании вновь подчеркнул необходимость новых реформ в правоохранительной системе, которые должны быть нацелены на воспитание и привитие правовой грамотности, сознательного отношения к государству, обществу. В первую очередь необходимо добиться, чтобы в системе правоохранительных органов работали в подлинном смысле чистоплотные, честные люди, которые будут защищать права граждан страны, создавать условия для реализации человеческого капитала.
Двенадцатого марта 2010 года Глава государства провел совещание, в котором приняли участие руководящие работники Администрации Президента, члены Правительства, акимы областей. Это было одно из совещаний, проводимых в установленном рабочем порядке. В повестке дня рассматривались новые проекты, связанные с дальнейшим развитием страны, действия исполнительных структур в ходе реализации намеченных целей, новые назначения, словом - привычные и обычные явления, происходящие в государственной жизни. Но в то же время, если такие совещания проводит Президент страны, это вызывает особенный интерес у общественности.
Общественность и в этот раз не осталась равнодушной к выступлению Главы государства. Людям импонируют взвешенная политика Президента, его политическая позиция, а также четкая и ясная программа реализации Послания, озвученная в конце января текущего года.
Президент дал новые поручения Правительству и акимам оказать развернутую поддержку малому и среднему бизнесу, стабилизировать и расширить его горизонты и рассматривать эту проблему как базовую социальную программу. Ни для кого не секрет, что данные поручения и раньше поднимались, но выполнение их еще недостаточно. Поэтому исполнительная власть в этом направлении должна изменить полностью и свою деятельность, и отношение к малому и среднему бизнесу.
По официальным данным, на 300 тыс. казахстанских предприятиях малого и среднего бизнеса трудятся около 2 млн. человек. Выпускаемая ими продукция составляет лишь менее 20% товаров, потребляемых населением. Основу малого и среднего бизнеса (70%) составляют торговля, мелкие и крупные фирмы, которые занимаются "куплей-продажей", в лучшем случае - рестораны, столовые, кафе, компании-перевозчики грузов, парикмахерские, салоны красоты, в общем, разные сферы услуг. Конечно, эти отрасли нужны населению, предпринимательство в этой области нужно поддерживать и развивать. Но у нас очень низкий уровень производства и устаревшие технологии в среднем бизнесе. Здесь и кроется основная недоработка.
В целях выполнения поручения Президента Правительство, акимы должны принять конкретные меры по повышению доли предпринимательства в производстве продукции, в частности, по выпуску промышленных товаров, переработке пищевой продукции, потребляемых населением каждый день. Было бы целесообразным рассматривать малый и средний бизнес не только как доходное предприятие, а в первую очередь - как возможность создания рабочих мест, обеспечения занятости, трудоустройства населения. Это не олигархи и никакие не "крутые". В нашей стране известные и богатые бизнесмены никогда не занимались малым и средним бизнесом. К сожалению, так называемая "бизнес-элита" живет по своим правилам, она не интересуется малым и средним предпринимательством и не знает его проблем. Без сомнения, стране нужны крупные предприятия, законно оплачивающие налоги, поддерживающие экономику государства. Но их пока немного. Даже если состоятельные или богатые люди в нашем государстве составят 20-30% населения - это не позволит нам войти в число 50 развитых стран, так как данный показатель не обеспечит улучшения качества жизни большинства населения.
Мы не можем получить истинную оценку социального положения казахстанцев, равняясь на людей, которые находятся в высшем материальном "эшелоне". В связи с этим Парламент, Правительство, акимы, судьи, правоохранительные органы должны при любом действии исходить из нужд основного состава населения страны.
Задачи, вытекающие из поручений Президента, можно было бы сгруппировать следующим образом.
Во-первых, необходимо пересмотреть существующую законодательную базу с тем, чтобы она смогла бы стимулировать зарождение нового бума, новой волны малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, следует организовать меры по стимулированию предпринимательства, в необходимых случаях обучить конкретных людей, привлечь их в конкретные коллективы, оказать материально-техническую поддержку, содействие в получении кредитов, займов, открытии предприятий, наблюдать за производством продукции, а также протянуть руку помощи в ее реализации потребителю. В этом случае могут измениться убеждения и у власти, и у начинающих предпринимателей, появятся общие государственные интересы, прозрачность, все этапы будут открытыми, что сузит возможность коррупции.
В-третьих, необходимо радикальным образом прекратить со стороны государства бюрократический диктат по отношению к предпринимателям, угрозы и незаконное вмешательство.
Правоохранительные органы обязаны отказаться от своих ведомственных интересов и внеплановых "самостоятельных" стихийных или заказных проверок предприятий среднего бизнеса. Они должны защищать права предпринимателей. Но главное - не мешать.
Как указал Президент в своем Послании, до 2014 года важно сократить до 60% документацию, необходимую для работы предпринимательства. В связи с этим можно попытаться реализовать поручение в ближайшее время, например за пару лет. "Дорожная карта" Правительства по развитию предпринимательства до 2020 года должна предусмотреть возможности по улучшению и обновлению положения малого и среднего бизнеса, определить позитивные тенденции, отстраниться от прошлых неудачных результатов. Если сможем обеспечить приток населения в малый и средний бизнес, вовлечь его в процесс повышения качества жизни граждан, тогда цель будет достигнута, ибо поднимутся уровень качества жизни и социальное самочувствие общества.
В-четвертых, особое значение нужно придать предпринимательству в сфере сельского хозяйства. Три года подряд объявлялись годами села, ежегодно выделялись средства в объеме 50-60 млрд. тенге из государственного бюджета. Для сельской местности по программе "Питьевая вода" тоже были выделены необходимые суммы. Какая их часть дошла непосредственно до населения? Какие острые проблемы решены? Кроме того, сколько было непродуманных "левых" лозунгов для сельских жителей типа: "процессы урбанизации снижают необходимость аула", "переселим 700 бесперспективных аулов", "нам нет необходимости развивать животноводство".
По последним данным, после переписи оказалось, что 48%, то есть 7,5 млн. людей в Казахстане, живут в сельской местности. Люди из аулов вынуждены переезжать в большие города на заработки, устраиваться дворниками, строителями, временными разнорабочими. В городах они не имеют никаких прав, живут в съемных квартирах, общежитиях. Важно понимать, что если исполнительная власть поможет организовать в сельской местности предпринимательские коллективы, в том числе полноценные крестьянские хозяйства, тогда жизнь на селе улучшится: люди способны откликнуться добросовестным трудом и организованностью.
Нурсултан Абишевич на этом совещании подверг серьезной критике попытки некоторых представителей исполнительных структур выдавать желаемое за действительное, учащающиеся случаи показухи, обмана.
В мире сейчас никто не сидит сложа руки и ожидая того, чтобы казахи только и процветали. Наоборот, бескомпромиссная конкуренция набирает обороты.
Одной из жил коррупции являются ложь, стремление сгладить, скрыть недостатки, явные нарушения, неверная, искаженная информация, реляции, рапорты. Президент, приводя конкретные нелицеприятные примеры подобного рода, жестко потребовал от всех категорически прекратить такие безнравственные, показушные действия. Это должно быть уроком.
Президент в своем выступлении акцентировал внимание на выполнении обязательств в срок, указанный в Послании, поручил приложить все усилия для улучшения социального положения населения, укрепления потенциала государства, в этих целях мобилизовать стремления для введения новых инновационных проектов. Самым большим уважением и личной наградой для Главы государства могут быть только улучшение благосостояния, качества жизни населения, соблюдение прав и свобод граждан, а в итоге - сильное государство с прочными нравственными ценностями. Важно отметить, что выступление Нурсултана Абишевича, высказанные им требования подняли престиж института власти и доверия народа Президенту. Бесспорно, что может быть дороже для Президента, чем незыблемое доверие соотечественников?!
Казахстан сформировался как государство во главе с Президентом. Нашу нацию признали и приняли в мировом сообществе как прогрессивную, а страну как светское, правовое, свободное развивающееся государство. Мы смогли проявить себя с позитивной стороны и показать свой потенциал на перспективу перед другими мировыми державами.
Это - результат деятельности прежде всего Президента как опытного политика, дипломата, Лидера нации, а также профессионализма государственных институтов, единства и мудрости всего нашего народа. Нурсултан Абишевич к независимости государства и как гражданин, и как должностное лицо пришел уже подготовленным человеком. Он внимательно следил за тем, чтобы не повторять ошибок, допущенных центральной властью Советского Союза, основательно анализировал и принимал своевременные компетентные решения по устранению возможных проблем. Этому способствовали его трудовой опыт, уникальная жизненная школа. Смело принимаясь за решение сложных общественных задач, не пасуя перед разными испытаниями, он закалил себя в горниле трудных ситуаций.
Избрание 39-летнего Нурсултана Абишевича Назарбаева в декабре 1979 года, прошедшего путь от рабочего металлурга Карагандинского металлургического комбината до второго секретаря обкома партии, секретарем ЦК Компартии Казахстана по промышленности привлекло широкое внимание не только в республике, но и во всем Союзе. Это объяснялось тем, что, во-первых, до него все секретари промышленной сферы обычно направлялись из Москвы, из центра, и были представителями славянской национальности. Во-вторых, промышленная сфера была приоритетной, и общество чутко реагировало на выдвижение на высокие должности казахов в молодом возрасте. В-третьих, в то время во всех регионах Казахстана разворачивались гигантские промышленные комплексы, имеющие союзное значение. В-четвертых, избранный новый секретарь ЦК уже имел опыт выступлений с трибун республики и Союза и был хорошо узнаваем как молодой металлург и перспективный руководитель, организатор в региональной промышленной сфере.
Молодой секретарь не стал "раскачиваться", сразу приступив к делу. Во всем Центральном Комитете чувствовалась новая волна, новое дыхание. За короткое время был проведен анализ промышленной сферы, открыто высказаны недостатки и предложены рекомендации, варианты. С его новыми взглядами, убедительными и логичными предложениями считались опытные и видавшие виды министры, руководители крупных предприятий, областей, с ответственностью старались претворить их, а также соответствовать требованиям нового руководителя. Секретари и отделы ЦК КПСС, руководители министерств Союза стали уделять особое внимание деятельности нового секретаря, интересовались его делами, прислушивались к его выступлениям и предложениям. Он пользовался поддержкой и безграничным доверием Первого секретаря Центрального Комитета Компартии Казахстана, члена Политического Бюро ЦК КПСС того времени Динмухамеда Ахметовича Кунаева.
В годы работы секретарем ЦК по промышленности, помимо каждодневного планового развития республики, Н. Назарбаев был инициатором крупных значимых проектов с учетом особенностей недр, минеральных ресурсов регионов.
Нурсултан Назарбаев в короткий срок, работая секретарем Центрального Комитета, своими знаниями привлек внимание общественности, показал себя как личность, способная защитить интересы народа. Не скрывал свое неприятие бюрократии, среди коллег поддерживал в первую очередь доверие, профессионализм, квалификацию. Разговаривал со всеми на понятном "человеческом языке". Будучи секретарем ЦК по промышленности, мог интересоваться разносторонней жизнью республики. Не уставал работать над собой, увлекался искусством, литературой, культурой, наукой, занимался идеологией и с годами все больше повышал уровень этих знаний.
Учитывая сильный характер и созидательную склонность, Центральный Комитет Компартии Казахстана и Политбюро ЦК КПСС 1984 года Нурсултану Назарбаеву оказали новое высокое доверие, выдвинув его на должность Председателя Совета Министров Казахской ССР.
Следующие шесть лет оказались и для молодого Премьер-Министра и для казахстанского народа тяжелыми временами, с испытаниями, проверками, конфликтами, противоречиями. Нурсултан Абишевич прошел все испытания без проигрыша. Ясно, что эти испытания легко не даются и потому то время заслуживает отдельного анализа, хотя бы отдельного раздела в статье.
После падения ГКЧП в августе 1991 года общественно-политическая ситуация развивалась с непредвиденной стремительностью.
Самым главным событием того года было то, что Президент России Б. Ельцин за несколько минут, самостоятельно, без созыва съезда или пленума ЦК КПСС на глазах у Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева распустил Коммунистическую партию, в состав которой входили более 20 млн. членов. Коммунисты, привыкшие к порядку, неукоснительному выполнению решений высшего руководства партии, и в этот раз беспрекословно "выполнили" решение верхов.
Пользуясь этими устоями в рядах партии, Н. Назарбаев в срочном порядке созвал внеочередной съезд коммунистов Казахстана, на основании решения Москвы принял решение распустить партию в РК и объявил о создании социалистической партии.
До этой ситуации Нурсултан Назарбаев уже поднимал вопросы о необходимости реформирования партии и Союза, принимал активное участие по подготовке нового союзного соглашения. Московские руководители центра, хотя и были внутренне согласны с убедительными предложениями Н. А. Назарбаева, но принять политическое решение не торопились.
Нурсултан Назарбаев 19 августа 1991 года сообщил в ЦК, что действия ГКЧП противоречат законам, и поручения этой "организации" выполнить не может. После этого стало ясно одно: будут перемены, и политическая ситуация сложится совсем другим образом.
Президент в срочном порядке в короткие сроки подписал Указ о новой организации государственного управления, о мобилизации государственных структур. Образовался Совет безопасности республики. Работа закипела, все государственные структуры и организации, подчиненные Союзу, были переданы под руководство Правительства Казахстана, принимались решения по вопросам об имуществе КПСС, о внешней самостоятельной экономической деятельности республики, а также было необходимо основать государственный оборонный комитет, Министерство иностранных дел, изменить название Казахской ССР на Республику Казахстан и решать многие другие жизненно важные вопросы.
Самым смелым решением Президента, которое встряхнуло общественность и создало впечатление освобождения от тяжелых душевных сомнений и груза, был Указ, подписанный 29 августа 1991 года, "О закрытии Семипалатинского ядерного испытательного полигона". Этот документ насторожил не только народ Казахстана, но и весь Советский Союз, вызвал недовольство центральной власти. Особенно влиятельные руководители военно-промышленного комплекса, сильно осудив Президента Казахстана в своевольном принятии решения, старались обвинить его в ослаблении обороноспособности государства. Известие о закрытии Семипалатинского ядерного полигона вызвало интерес и на международном уровне. Ядерные державы, такие как США, Англия, Франция, заговорили о необходимости новых договоров с руководством Казахстана, явно выражая обеспокоенность будущим полигона.
В своей книге "На пороге XXI века" Н. Назарбаев, анализируя противоречивые процессы того времени, вспоминает: "Проработка" началась еще во время существования Советского Союза. 16 марта 1991 года госсекретарь Джеймс Беккер пригласил меня в посольство США в Москве. Далеко за полночь состоялась наша встреча. Дж. Бейкер интересовался общей ситуацией в стране, но сейчас мне кажется, что уже тогда на Западе искали подходы к решению проблемы ядерного оружия. Этот вопрос был напрямую поставлен во время нашей встречи в Алма-Ате 16 сентября 1991 года" (Н. Назарбаев. "На пороге XXI века". 1996 г. стр. 64).
В этой книге Президент широко и полностью описывает трудности договоров относительно ядерного полигона и резюмирует ниже, каких результатов достигли благодаря этим переговорам: "Во время Будапештского совещания СБСЕ 5 декабря 1994 года состоялось событие поистине исторического значения. Был подписан Меморандум о гарантиях безопасности Казахстану со стороны депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия - Российской Федерации, США и Великобритании, которые в соответствии с принципами СБСЕ подтвердили свое уважение к независимости, суверенитету и незыблемости существующих границ Казахстана. В меморандуме содержатся важные обязательства о неприменении силы против территориальной целостности и политической независимости Казахстана, об отказе от экономического принуждения. Мы считаем эти гарантии адекватным ответом на ответственную политику Казахстана в области разоружения. Впоследствии прислали свои гарантии правительства КНР и Франции." (Н. Назарбаев. "На пороге XXI века". 1996 г. стр. 76-77).
Необходимо отметить, что закрытие ядерного полигона в свое время и до сих пор не получило в мировом сообществе и в международных организациях своей заслуженной оценки. Во-первых, в общих вопросах по разоружению и нераспространению до решения Н. Назарбаева и после него ни один глава государства не решился на подобный риск. Во-вторых, для всего человечества угроза войны ядерного и техногенного характера ничуть не уменьшилась. В-третьих, минимизировать эту опасность, найти оптимальное, общее согласие, решение не стремятся ни главы государств, ни группы мировых передовых технологий.
Вышеназванные проблемы, ответственность глав ведущих государств в уничтожении ядерного оружия, судьба ОБСЕ, ее перспективы, вопросы безопасности человечества в новое время затронуты Президентом в текущем году в двух статьях, опубликованных во всемирно известных изданиях.
Некоторые политические группы в средствах массовой информации в целях критики Главы государства прибегают к сомнениям типа: "напрасно мы отказались от ядерного оружия". На данное сомнение у Президента есть такие слова: "Что такое ядерное оружие, каково его влияние на все живое, мы знаем по своему опыту, и к такому курсу нас, конечно, подталкивали проблема Семипалатинского полигона и широкомасштабные антиядерные настроения. Думаю, мы правильно поступили, объявив безъядерный статус Казахстана. И дело не в том, что для содержания ядерного оружия необходимы громадные средства и специалисты высочайшей квалификации, чего у нас нет. Дело в том, что иметь ядерное оружие - это значит сидеть на двух пороховых бочках. Во-первых, средства массового уничтожения представляли реальную угрозу нашей безопасности в условиях нестабильного постсоветского пространства. Во-вторых, ядерные государства держали Казахстан под своим прицелом из-за ракет, размещенных на нашей территории. И мне становилось не по себе, когда некоторые люди вели агитацию за сохранение смертоносного оружия на казахстанской земле. Эти политиканы не видели истерзанной земли Семея, не знали о многих калеках и рано умерших от раковых заболеваний. Кое-кто подвергает сомнению наше решение и поныне в основном в поисках дешевых политических дивидендов.
Наша земля постепенно выздоравливает от совершенного над ней насилия... …на полигоне произведено 459 ядерных взрывов, в том числе 113 - в атмосфере. Они не повторятся никогда." (Н. Назарбаев. "На пороге XXI века". 1996 г. стр. 77-78).
После распада Коммунистической партии Советского Союза в обществе имелись разные настроения, и отношение людей к данной ситуации было различным. Экономический кризис и духовный крах обострялись вместе. Самое страшное - ушла вера. В этой ситуации первому лицу государства необходимо было обладать необыкновенным человеческим чутьем и колоссальной политической волей. Он срочно направил в Верховный Совет проект закона "О государственной независимости Республики Казахстан".
16 декабря 1991 года Верховный Совет в течение целого дня рассматривал данный проект Конституционного закона. В заседании приняли участие Президент Нурсултан Назарбаев, 360 депутатов, полный состав Правительства. Тщательно обсуждались каждая статья законопроекта, национальные интересы казахского народа, особенно вопросы языка, межнациональные и международные отношения, высказывались противоположные мнения, предложения и суждения. В ходе обсуждения законопроекта, несколько раз выступая с аргументированными предложениями, существенный вклад в принятие качественного закона внес сам Президент.
Запомнились активные, интересные выступления известных юристов, знаменитых ученых, деятелей искусства и литературы Салыка Зиманова, Жабайхана Абдильдина, Ануара Алимжанова, Омирбека Жолдасбекова, Шерхана Муртазы, Абиша Кекилбаева, Зинаиды Федотовой, Султана Сартаева, Мурата Ауэзова, Нурлана Оразалина, Александра Княгинина и других. Вечером закон был принят, Президент поздравил участников заседания, а через депутатов - и весь народ Казахстана с обретением государственной независимости. Прозвучал старый гимн. Исполнилась многовековая мечта наших предков, осознание суверенного государства наполняло нас радостью, волновало, трогало до слез. Мы ликовали.
По поручению Президента были отправлены срочные телеграммы во все страны, в ООН и другие международные организации. (После путча в Москве 31 августа я был назначен министром печати и средств массовой информации во впервые образованном Правительстве.) Всю ночь работали Администрация Президента и Канцелярия Правительства, канцелярии министерств, средства массовой информации, редакторы и редакции газет. После 11 часов ночи позвонил Президент и сообщил, что правительство Турции направило телеграмму с поздравлениями и признанием нашей независимости. Турция была первой страной, признавшей нашу независимость. На следующий день поступили поздравления с признанием нашей государственной независимости из США и других государств…
Началась новая жизнь, новая эпоха для казахов и всех казахстанцев. Мы были окрылены, наши мысли наполнялись энтузиазмом. Первое совещание Правительства вел сам Президент. Министрам были даны новые задания. Каждый день приравнивался к месяцу, а месяц - к году, мы работали споро, с особенным воодушевлением, с чувством самостоятельности. В обществе много проблем, противоречий. Экономическая система Союза больше не функционировала, производство продукции остановилось, крупные заводы, фабрики тоже не работали, росла безработица. Тормозилась финансовая система, местные и республиканские бюджеты исчерпались, инфляция набирала силу. Полки магазинов опустели, не было товаров народного потребления. Народ томился, пенсионеры своевременно не получали пенсию, учителя и врачи - зарплату, студенты - стипендию.
Не успевали принимать законы, а если и успевали, то их выполнение тормозили механизмы, которые изжили себя в союзное время, но к новым условиям еще не приспособленные.
Стало привычным явлением, что в любой организации, на предприятиях, даже в высших учебных заведениях, на улицах, на площадях инициативные группы запросто могли организовать митинг. Ввиду того что и двери открыты, и телефоны доступны, представителей Правительства и должностных лиц каждый день приглашали на данные собрания. Проблемы экономики и социально-политические вопросы возрастали, превращаясь в груду. Иногда члены Правительства, руководители министерств, должностные лица целые дни теряли на таких собраниях и митингах, отвечали на вопросы, разъясняли ситуацию, выслушивали проблемы, а вечерами до глубокой ночи продолжали работать над законами.
При Администрации Президента образовались комиссии по реформированию правовых, финансово-экономических, социально-политических отношений. В состав этих комиссий входили не только представители Правительства или власти, привлекались к процессу ученые из разных сфер, специалисты, эксперты, аналитики, тем самым создавались условия для применения их возможностей. Изучая передовой опыт самых развитых стран, Президент придавал значение положительному, близкому нашему сознанию и духу опыту. Научил нас смотреть на вещи с разных сторон и сам не уставал учиться, встречался со многими иностранными специалистами, которые приезжали в нашу республику. Среди них были квалифицированные финансисты, экономисты, политики. Он изучал их опыт, использовал их предложения и советы в вопросах становления нашего государства. Приглашал к себе на родину разных специалистов казахской национальности из других государств, особенно из России, в целях рационального использования их знаний, решал вопросы их быта, мобилизовал их силы на становление нашего государства.
После обретения независимости в течение короткого времени, буквально за несколько месяцев, более ста государств установили дипломатические отношения с Казахстаном.
Президент в скором времени провозгласил Концепцию внешней политики республики и Военную доктрину. Массовые реформы внутри государства, связанные с неотложными вопросами построения государства, не останавливались и не откладывались ни на минуту. Наряду с этим решались задачи членства в международном сообществе, устанавливались дружественные взаимовыгодные отношения. Не оглядываясь по сторонам, Глава государства ездил по миру, искал и находил друзей и доброжелателей. Короли и президенты, которые раньше и не слышали слова "казах", теперь видели перед собой незаурядную личность, обладающую необыкновенным чувством общения, убедительной речью и обаянием. Когда рядом с нашим Президентом развевается наш голубой флаг, звучит гимн - действительно чувствуешь гордость! Каждая командировка Президента в другую страну - это важное событие, смысл которого можно изложить не в одной, а в нескольких статьях. Главной целью этих поездок было вывести страну на мировую арену. В нас поверили, и благодаря этому в кратчайшие сроки в отечественную экономику поступили инвестиции.
Мы несколько раз были свидетелями прозорливости Нурсултана Абишевича во внешней политике. Одним из примеров является его выступление в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где он предложил организовать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Не было секретом, что в первое время особенно иностранные коллеги не отнеслись к этому предложению серьезно. Благодаря неустанному труду, без сомнений и колебаний проведенной дипломатической работе в 2002 году в Алматы главы 17 республик из стран Азии стали членами, а 5 государств - наблюдателями СВМДА. Это была первая встреча на международном уровне стран Азии по мерам доверия.
В данное время системно работают и на своем уровне достигли признания и доверия такие организации, как СНГ, СВМДА, ЕврАзЭС, ШОС, Таможенный союз. Все они организованы по инициативе нашего Президента. Цель этих структур - работать во благо мирного сосуществования.
Председательство Казахстана в ОБСЕ является признанием европейским сообществом проводимых в стране политических, экономических реформ, богатого интеллектуального потенциала казахстанцев. На международном уровне высокую оценку получает интенсивная работа республики по привлечению иностранных инвестиций, модернизации производства, внедрению новых технологий, направленная на повышение качества жизни населения. Мировая общественность, главы многих государств отмечают активную деятельность Президента Казахстана и с уважением воспринимают его конкретные предложения во имя мира, согласия и благополучия народов.
Казахстанский лидер отличается умением находить правильные решения. Он достаточен как оптимист, в меру осторожен, также и решителен. Умен. Смел. Находчив. Порой в самых трудных ситуациях он может предложить неожиданные решения. Достаточно вспомнить Послание Главы государства народу Казахстана 1997 года, в котором он озвучил Стратегию развития до 2030 года. В обществе и в высказываниях некоторых аналитиков звучала фраза: "как можно говорить о процветающем Казахстане, когда мы не можем обеспечить людей зарплатой и пенсией?"
Жизнь доказала состоятельность президентской стратегии. Потенциал государства стал мощнее, качество жизни улучшается.
Символом независимого государства является государственная граница. Бесценным богатством, которое наши предки сберегли как зеницу ока и оставили нам в наследство, является земля казахского народа. Исконная казахская земля имела условные границы. Но не была оформлена юридически в соответствии с соглашениями с соседними государствами, международными организациями. Нурсултан Абишевич эту проблему поставил наряду с главными задачами государства и взялся за ее реализацию.
11 мая 1995 года в 17.00 я был приглашен на прием к Президенту. Он принял тепло, интересовался новой, только что организованной Партией народного Единства. Говорили о разном. Вдруг, как обычно пристально вглядываясь, он сказал: "Я хочу сказать о предложении, которое тебе даже в голову не приходило". И после небольшой паузы продолжил:
- Сам знаешь, сколько новых действий приходится совершать, которых раньше и не представляли. Государство создаем. Вместе идем. Вместе переживаем.
Посмотри, сколько за последние годы сделано. Разве могли мы с тобой мечтать об этом при СССР? У нас открывают свои посольства государства, которые не знали о нашем существовании, мы сами сколько посольств открыли. Подумай сам, когда Россия, Китай, Германия, Франция, Америка с нами говорили на равных?
- Да, это правда. Правду говорите, - произнес я, пользуясь тем, что он задумался, - Вы и сами ездите по миру, представляете казахов, - добавил.
Президент тему разговора развил глубже:
- Из истории знаешь, что наши предки издревле придавали немалое значение взаимоотношениям с Востоком и Севером. Предок Абылай-хан тоже поддерживал с ними дружественные отношения, тем самым сохранил казахов. Сейчас новое время, новая ситуация. Китай сильно развивается. С Председателем Цзян Цзэминем встречался в Москве на праздновании 50-летия Великой Победы. Хорошо поговорили. Сказал: направь послом надежного, опытного работника.
Теперь только понял суть разговора, внутренне напрягся, но виду не подал, молчу.
Президент:
- Долго думал, считаю тебя соответствующим этой работе, - сказал он и вопросительно посмотрел взглядом, требующим ответа на вопрос: "Что скажешь?"
- Нурсултан Абишевич, я и предположить не мог этого разговора, да я к тому же не специалист Китая, не знаю языка, не учил.
- Если согласишься, начнется совсем другая жизнь. Не думай, что эта должность ниже тех, которые ты занимал раньше, - сказал Президент. - Это не ниже заместителя Премьер-Министра. Но это не ультиматум. Работай с желанием. Знаю, что языка не знаешь. Официально у посла будет переводчик. Мы вынуждены направлять в такую страну, как Китай, проявивших себя на государственной службе политиков, которые смогут вести равный диалог с правительством этого государства. Такая практика есть. В свое время члены Политбюро ЦК КПСС Полянский и Толстиков были послами: один - в Японии, другой - в Китае. Знай, если поедешь в Китай, будешь участвовать в трех крупных проектах в интересах страны. Первое: наша задача - добиться подписания соглашения о государственной границе между Казахстаном и Китаем. Второе: в КНР 1,5 млн. наших соотечественников. Нас должно интересовать их правовое положение, при их желании следует создавать условия для их возвращения на Родину. Третье: необходимо подписать соглашение о рациональном использовании трансграничных рек.
Мне показалось, он выкладывает свое самое сокровенное, говорит искренне. Через некоторое время продолжил:
- Расширится объем торгово-экономического сотрудничества, в будущем придет время говорить с Китаем о нефти, - подытожил он разговор.
Какие еще колебания и раздумья могут быть после слов Президента об интересах нации?
Вспоминая эту встречу с Главой государства, хотелось показать, во-первых, его способность смотреть в корень любой проблемы; во-вторых, его искусство говорить с человеком; в-третьих, подчеркнуть его историческую заслугу в оформлении государственной границы нашей страны.
Нурсултану Назарбаеву выпала честь юридически оформить государственную границу Казахстана с соседними государствами. Все это не произошло само по себе. Подписанию предшествовала большая, кропотливая работа, изнурительные переговоры пограничников, дипломатов и других специалистов. Китайское государство и его народ в целом очень уважают законы, подписанные договоры, документы. В традиционном понимании - это законопослушный, уважающий законы народ. Китай с древних времен ни с одним из 15 государств, с которыми граничит сегодня, не имел интереса подписывать договоры о государственной границе. Даже во времена Советского Союза переговоры о государственной границе заходили в тупик со ссылкой на "спорные участки".
Эту "мерзлоту" в отношениях смог "растопить" Нурсултан Назарбаев во время встречи с Председателем Цзян Цзэминем в период официального визита в Китай. "Спорные участки" договорились обсудить, не затрагивая национальные интересы сторон. Главы двух соседних государств договорились общую границу превратить в границу дружбы. После неоднократных их встреч и бесед Председатель КНР, посещая нашу страну, сказал: "Господин Президент, государственная граница - важный, чувствительный вопрос. Вы его правильно и своевременно поднимаете. Надо решить этот вопрос, не оставляя наши проблемы будущему поколению".
В Алматы в сентябре 1997 года подписано первое дополнительное соглашение (состоящее из 1 300 страниц), в октябре 1998-го в Пекине - второе дополнительное соглашение, и, наконец, в ноябре 1999-го - коммюнике о полном урегулировании пограничных вопросов между Казахстаном и Китаем. Веками не находившие решения проблемы, включая государственную границу протяженностью 1 748 км, были решены и узаконены. Это получило юридическое оформление в подписанных Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым и Председателем КНР Цзян Цзэминем, премьером Госсовета КНР Ли Пэном документах. Эти Соглашения ратифицированы, одобрены ООН.
Казахстан стал первым из 15 государств, граничащих с Китаем, подписавшим полный пакет соглашений о границе. После этого в 2005-2006 годах законодательно оформлены 7,5 тыс. км границы с Россией. РФ тоже вопросы государственной границы не особо интересовали. Если вспомнить некоторые провокационные заявления отдельных политиков относительно границ, то этот исторический документ также имеет огромную значимость для нас.
Думаю, нет необходимости доказывать историческое значение установленных границ с соседними государствами - Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что государственная граница нашей страны впервые приобрела юридический характер, и это является исторической заслугой Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Свое традиционное Послание народу в 2010 году Глава государства посвятил новым задачам в новом десятилетии. Народ Казахстана вступает в новую эпоху.
В каком качестве мы сможем реализовать себя, какими действиями воспримем новые вызовы глобальных процессов - вот какая ответственность стоит перед нами, на которые упор сделан в Послании.
Эта задача стоит не только перед Лидером нации, но и перед каждым гражданином нашего Отечества.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Послание потомкам 30.06.2010
Все начиналось с Магнитки… 30.06.2010
Юбилей казахстанской Магнитки 28.06.2010
Чтобы расти, надо тянуться ввысь 28.06.2010
Новая эпоха Казахстана 25.06.2010
Шаги исторического прорыва 24.06.2010
Останусь словом на устах 24.06.2010
Последовательный государственник и патриот 23.06.2010
Достойный сын своего народа 22.06.2010
Общее поле заботы 21.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz