Константин КЕШИН, "Казахстанская правда", 23 июля
Вышедшая монография Меруерт Абусеитовой и Ларисы Додхудоевой "История Казахстана в восточных миниатюрах" (секция "Востоковедение" Государственной программы "Культурное наследие"; "Дайк-пресс", Алматы, 2010) - издание далеко не рядовое. Такие увлекательные книги приходят к читателям не каждый год и даже не каждое десятилетие. В тексте монографии (на казахском, русском и английском языках) сведены воедино и представлены в лаконичном стиле материалы, собранные в Великобритании, Франции, Турции, России, Швейцарии, Китае, а также в отечественных архивохранилищах. По словам Меруерт Абусеитовой, доктора исторических наук и директора Института востоковедения МОН РК, именно Государственная программа "Культурное наследие" дала возможность пополнить и расширить казахстанскую источниковедческую базу, которая станет большим подспорьем для объективного исследования истории номадов в Евразии. Вот они, маршруты многолетних поисков на пути к монографии: археографические экспедиции в Казахстане, Кыргызстане, Хакассии, Монголии (памятники древнетюркской письменности), изучение нумизматических артефактов - с тюркскими руническими надписями - в Турфане, Бесбалыке, Каракоруме... Для казахстанских исследователей распахнулись двери Первого исторического архива Китая, Музея восточного искусства Гиме и Фонда Сасикиана в Париже, Бернского исторического музея (Швейцария), стамбульского Дворца Топкапы, Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Британского музея (Лондон), вашингтонской художественной галереи Фрира, музейного собрания в индийском городе Рампур, академических рукописных собраний Душанбе и Ташкента. Это позволило привлечь к изучению не только миниатюры, но и прочие произведения изобразительного искусства. И не только средневековья. Сами по себе эти протяженные во времени и пространстве историко-искусствоведческие поиски - неисчерпаемый кладезь сюжетов с путешествиями и приключениями. Однако авторы сосредоточились на ином. Обрисовав вкратце новое видение проблем государственности, кочевниковедения, контактов кочевой и оседлой (средневековые города Тараз, Отрар, Исфиджаб, Сыгнак, Сюткент...) культур, историко-культурных взаимоотношений в Центральной Азии, М. Абусеитова и Л. Додхудоева занялись непосредственно изобразительным наследием (в книге помещено свыше полусотни иллюстраций). Мы знакомимся с фрагментами росписи Пенджикента, разносюжетными рельефами (в том числе цветными!) из саркофага Аньцзя, рукописными миниатюрами из великой книги "Джами ат-таварих" ("Летописное собрание") легендарного средневекового историка Рашид ад-Дина, житейски-философскими картинками ("Мудрый разговор в бане") из "Маджалис ал-ушшак" Камал ад-Дина Газургахи, батальными сценами (сражение армий Тимура и Тохтамыша) из "Зафар-наме" Шафар ад-Дина Али Йазди, парадным коллективным портретом "Двор Тимура" Мухаммада Афзала Факира Аллах-хана, c цветными и графическими изображениями казахских мужчин и женщин ХVIII века в китайской книге "Хуан Цинн чжи гун ту"... Темы иллюстраций в "Истории..." - дворцовые, религиозные и дипломатические церемонии, игра на музыкальных инструментах, охота, погребальные шествия, штурм крепостных укреплений Багдада, фантастико-мистические видения... Персонажи - тюркский каган, Бартан-Бахадур и его супруга Сунигуль Фуджин (дед и бабушка Чингисхана), ханы Угедей, Гуюк, Шайбани, Абулхаир, Абдаллах, Мунке, Чагатай, Джучи... Некоторые композиции просто покоряют своей многофигурной изысканностью, живописным мастерством и тонкостью психологического анализа. Всмотритесь, к примеру, в "Диспут ученых и мудрецов" или "Маджлис у Джучи-хана". Порой спокойное авторское повествование становится стихотворением в прозе: "На картине, изображающей трех казахских посланников (действие происходит в эпоху Аблайхана) и трех лошадей, запечатлена передача почетных даров китайскому императору Цяньлуну в 1757 году "в знак союза и дружбы" (так называется картина). Казахские посланники с гордой осанкой воспринимаются как люди с высоким чувством собственного достоинства... Десять человек и три лошади нарисованы художником с величайшим мастерством. На фоне величественного пейзажа выделяются изумительной красоты лошади. Видно, что они необычайно ласковые, прирученные и вызывают чувство любви. Люди изображены ярко и так выразительно, что кажутся живыми". Так пишут только о самом любимом и дорогом. Речь идет об экспонате огромной ценности, найденном М. Абусеитовой в запасниках Музея Гиме, - картине кисти талантливейшего живописца Джузеппе Кастильоне, получившего в Китае имя Лан Шин Ин. В книге помещена репродукция еще одной столь же интересной работы ("Прием среднеазиатских послов") любимца императора Цяньлуня. Правитель Китая о своем придворном живописце, современнике Аблая и Абулмамбета, много рисовавшем казахов, отзывался так: "Нет никого над Лан Шин Ином". Завершается иллюстративное приложение (само по себе являющееся замечательным музейным собранием) к книге Меруерт Абусеитовой и Ларисы Додхудоевой великолепным по своей живописной красочности и бесспорному психологическому мастерству портретом султана Баймухаммеда (1889) работы прекрасного российского акварелиста Степана Александровского. "История Казахстана в восточных миниатюрах" - одна из лучших в своей научно обоснованной достоверности и фактологической щедрости книг, созданных "по следам" Великого шелкового пути, уникального явления истории и культуры, вместившего мощные импульсы разноплеменных цивилизаций, проникновенно понятых и наглядно, глубоко объясненных авторами. |