NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:43 ast
22:43 msk

Знак свыше
Спустя 80 лет в Мангистау возвращен святой посох Бекет-ата
08.10.2010 / история

Сая ЗАГИПОВА, "Литер", 7 октября

У казахов есть пословица: "Тойдын болганынан болары кызык". То есть подготовка к торжеству и его ожидание намного приятнее, чем само торжество, которое проходит за какие-то несколько часов.
Сегодня мангистаусцы часто вспоминают эту народную мудрость, обсуждая праздничные мероприятия, посвященные 260-летию святого провидца Бекет-ата, которые состоялись недавно на территории Мангистауской области.
По мнению большинства, юбилейные мероприятия были организованы на высоком уровне, под эгидой духовного единства народа. Как известно, в их рамках были претворены в жизнь проекты созидательного характера – открытие дороги к некрополю Бекет-ата, начало строительства нового райцентра – села Батыр Мунайлинского района и первого микрорайона "Акку" в составе градостроительного проекта "Актау-сити". Однако одним из знаковых событий стало то, что в Мангистау через 80 лет был возвращен посох (аса таяк) святого Бекет-ата, завещанный им своим потомкам. Все это лишь усиливает связь между поколениями, помогая молодежи усвоить нравственный урок из жизни и деятельности святых предков, немало сделавших для единения народа, помогавших ему достойно ответить на вызовы времени. Поэтому "Литер" решил посвятить священному посоху Бекет-ата отдельный материал.

Посох – как знак свыше
Как не раз отмечалось, наследие Бекета Мырзагулулы до сих пор системно не изучено. Вокруг его имени витает много легенд, народная молва приписывает ему различные чудесные качества, количество паломников к его мавзолею не иссякает ни днем, ни ночью. Однако конкретных вещей, к которым прикасалась рука Бекет-ата, кроме построенных им подземных мечетей, очень мало. Согласно легенде, Бекет-ата обладал обширными знаниями, в том числе медицинскими, лечил страждущих и больных с помощью священного Корана и посоха.
Священный посох привез в Мангистау потомок святого провидца в седьмом колене Бердихан Сандыбеков, который в настоящее время проживает в городе Байрамалы Марыской области Туркменистана.
– Возможность привезти на родную землю реликвию Бекет-ата нам подарил президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев. И мы этому несказанно рады. Когда я получил приглашение принять участие в юбилейных мероприятиях нашего предка и привезти с собой его священный посох, сразу решил попросить руководство региона помочь нам переехать на родину предков. Аким области Крымбек Кушербаев предложил выбрать для постоянного проживания Мунайлинский район. Таким образом, думаю, мне удастся исполнить мечту моего знаменитого предка – вернуть через 80 лет его священный посох, который он завещал нам, на землю, где он прожил свою жизнь, – говорит Бердихан.
По словам Бердихана, посох на протяжении восьми десятилетий хранился в его семье, передаваясь по наследству. Бывало, что и в советское время, и после к ним домой приезжали люди издалека, которые, прослышав о чудесных свойствах посоха Бекет-ата, желали к нему прикоснуться.
– Мой отец не всем разрешал пройти через этот ритуал. Если гость, на его взгляд, был недостаточно морально подготовлен или о его характере шли не очень лестные отзывы, отказ следовал незамедлительно, – вспоминает он. – Помню случаи, когда привозили маленьких детей, страдающих различными заболеваниями, женщин, которые мечтали зачать детей. Сначала гости ночевали у нас дома, на следующий день отец читал суры из Корана, затем человек подходил к посоху, поклонившись, целовал его. При этом, естественно, он просил Всевышнего даровать ему здоровье или детей…
Бердихан и до этого часто, раз в два года, приезжал в Мангистау, посещая подземную мечеть Бекет-ата. Он уверен, что знаменитый предок дал ему свое "бата" (благословение) на переезд на историческую родину и возвращение его посоха. Бердихан незадолго до переезда видел сон, в котором седобородый старец ждал его во дворе своего дома, рядом горел огонь…
На мероприятия в честь 260-летия Бекет-ата был привезен не только священный посох, хранящийся у непосредственных потомков Бекет-ата. Второй посох в Мангистау привезли из Актюбинской области потомки ученика Бекет-ата – Шектибая. Турсынгали Накеш, в семье которого хранится второй священный посох Бекет-ата, презентовал на праздничных мероприятиях свою книгу "Священный посох "Кок аса".

Тайны священного посоха
Дошедшие до нас сведения о Бекете Мырзагулулы едины в одном: будущего святого отличало неуемное стремление к совершенствованию, он много странствовал в поисках новых знаний. Учителем Бекет-ата был человек по имени Пакыржан. Постепенно, повышая свое духовное образование и интеллектуальный уровень, Бекет-ата перешел из "муридов" в "ахуны", затем получил статус "ишана", познав тайные технологии самопознания и самосовершенствования. Скорее всего, Пакыржан видел в нем своего преемника и продолжателя дела.
В книге Турсынгали Накеша дается определение ритуалу поиска достойных учеников: "Люди, вставшие на этот путь, практически отрекаются от мирской жизни и посвящают себя познанию истины. Идеалом жизни считают честность, скромность, равенство, поиск знаний. Для достижения сана пира и учителя необходимы серьезные знания. Эти люди в совершенстве знают Коран. Они владеют техникой и технологией медитации, невероятными для обычных людей способностями, такими как предвидение, кудесничество, влияние на природные явления, а то и искусственное создание ветра, тумана, дождя, снега, жары и холода. Владеют телекинезом, левитацией, то есть способностью летать, мгновенно обладать информацией и целым рядом других чудес. Все эти навыки они очень строго держали в секрете и обучались им только доверенные, через которых и передавались знания будущему поколению. Задача руководителя ордена – подготовка достойного продолжателя его дела, независимо от его национальной принадлежности. Как правило, на этот пост учителя, т.е. пира, готовили двух лиц одновременно. Пост доставался одному. Все остальные подчинялись этому лицу. Претенденты на звание пира доказывали свои знания и способности соперникам и наставнику".
Судя по дошедшим до нас рассказам о Бекете, он использовал некоторые навыки из учения, основателем которого считают Ходжу Яссави. Как уже было сказано, такого человека на фарси называют "дервиш", а на арабском – факир (пакыр), учеников – муршидами, последователей учителя – муридами (что означает ищущий, старающийся). По традиции дервиши носили шерстяной халат (шекпен), шерстяной колпак, имели посох, с собой носили котелок и некоторый скарб, необходимый для странствий.
– Прежде чем написать книгу, я основательно изучил все сведения, касающиеся личности Бекет-ата, его учителя Пакыржана, его ученика, моего предка Шектибая, особенности ритуала признания пиром (шейхом). К примеру, для того чтобы получить титул пира, суфию необходимо достичь уровня "машайык", что означает мудрец, ученый, которому покровительствуют ангелы. Они им дают ответы на все вопросы, помогают познанию, получению информации и др., – говорит Турсынгали Латыфулы. – Как уже говорили, Мухаммад, сын Шафоата, был потомственным суфием. Его учителями были его отец и дед. Прозвище Бакырджан, что значит дервиш или факир, видимо, он взял специально. В казахской среде он стал известным под именем Пакыржан. В последующем, когда он постиг необходимые знания, к его имени прибавилось почтительное Азиз. И называли его Мухаммед Бакырджан Азиз, на казахском искаженно произносят азы, т.е. Пакыржан азы, а иногда Пакыржан кажы.
Пакыржан-пир руководил медресе в Хиве, построенным Шергазы ханом, и его дальнейшей целью была подготовка преемника его знаний. Его выбор пал на Бекета Мырзагулулы, которого он обучал в молодости в своем медресе. Среди народа и некоторых изучающих жизнь Бекет-ата имеется мнение, что он стал пиром в 20–21 год. Эту точку зрения автор книги считает ошибочной, поскольку Мухаммед Бакырджан Азиз родился в 1720-м, а умер в 1789 году. Вероятнее всего, Бекет получил звание пира и стал наследником его учения в 1785–1789 годах, ближе к 1789 году, т.к. в народе имеется сказание о том, что Бекет пиром стал в 40 лет, т.е. в 1789–1790 годы, что ближе к истине. Верховный учитель имел особый посох. Происхождение посохов уходит вглубь веков. Посохи, которым приписывают различные магические и чудотворные свойства, имеют лица высшего духовного сана, проповедники всех религий. Посохи указывали обычным людям и рядовым последователям различных религиозных учений на то, что его обладатель – мудрец и уважаемый человек.
В книге Турсынгали Накеша говорится: "Такой посох имел и Пакыржан шейх. Он представляет собой железный жезл длиной 125 см квадратной формы, сечением 1х1см. Имеется рукоять, под ней миндалеобразное расширение, с обеих сторон которого нанесены серебряные узоры. Посох имеет две петельки, видимо, предназначенные для ремня, который использовали для ношения посоха на плече, на спине при длительных переходах. В последующем этот посох был передан его ученику Бекету, тот в свою очередь передал его своему преемнику – Шектибаю. Посох сейчас хранится у его потомков, то есть у автора этих строк. Эта священная для нас реликвия стала поводом гонения властями моих предков в 1928–1938 годах. Старший брат моего отца хазрет Хусайн Накешулы за хранение священного посоха "Кок аса" был посажен в 1938 году в тюрьму, где умер в 1940 году. Его двоюродный брат Габдусаттар (Абсат), получивший посох для хранения от Хусайна, также преследовался властями. Получивший священную реликвию от Абсата мой отец Латыф также был притесняем властями. Лишь в 1970–1980 годах перестали преследовать нашу фамилию".
Казахстанцы воспрянули духом после получения независимости, начав искать свои корни, изучать историю, открывать белые пятна в ней. В том числе были вырваны из забвения имена духовных лидеров, таких как Бекет-ата. Оказывается, посмотреть "Кок аса" в Актюбинскую область приезжали Алтыншаш Жаганова, Абиш Кекилбаев, Имангали Тасмагамбетов и другие. В республиканской палате по апробации драгоценных металлов и изделий была сделана экспертиза. Описание и предположительное время изготовления этого посоха сделал кандидат исторических наук, археолог-этнограф Ю.Н. Булохов.
Таким образом, "Кок аса", по предположению ученых, – изделие примерно XVI–XVII веков, возможно, его происхождение имеет арабские корни. Первоначально он принадлежал, видимо, миссионерам ислама и суфизма. Это предположение дает основание полагать, что посох ранее принадлежал предку Пакыржана – Рахману Берды баба, который одним из первых прибыл в Хорезм проповедовать суфизм. "Есть и другое наше предположение о том, что "Кок аса", возможно, ранее принадлежал учителю Пакыржана – шейху Султан ходжа, который достиг одной из вершин суфийского учения, о чем сказано в книге "Рисолайи хилфати суфико". Если придерживаться точки зрения о том, что руководители суфийских орденов и школ свои знания и учение передают своему преемнику не по наследству, а более подготовленному и достигшему уровня "машаих" на конкурсной основе, то "Кок аса" Пакыржану перешел от шейха Султан ходжа. Не отрицаем и то, что, возможно, он унаследовал его и от своих предков, доказав свою подготовленность среди конкурентов", – считает автор книги.
На орнаменте, который имеется на одной из сторон посоха, сделанном в "зверином стиле", изображена змея с раздувшимся капюшоном. На обратной стороне – орнамент в виде растения, в мифологии оно означает "древо жизни". Так, известная в Актюбинской области целительница Казиза хаджи полагает, что орнамент в виде "змеи", о котором мы говорили, – это название суры Корана – "Тања". Арабские буквы "Т" и "њ", написанные в виде орнамента. Изображенный на обратной стороне орнамент в виде "растительного узора" – это арабские "алиф, лям, мим". "Тања" – это одна из сур Корана. Именно в этой суре говорится о посохе пророка Муса (Моисей), которому Аллах повелевает бросить его против колдовства фараоновых колдунов. Посох превращается в большого змея и пожирает маленьких змей, в которых превратились посохи колдунов. Говоря о значении букв "алиф, лям, мим" – "гуруф мукатта" буквы, встречающиеся в начале некоторых сур Корана, значение которых известно лишь Аллаху, Казиза хаджа предполагает, что этими священными знаками начинается вторая и одна из основополагающих сур Корана – "Бахара" ("Корова"), где изложены все основы священной книги. Таким образом, можно полагать, что этот посох является предметом проповедника ислама, т.е. сура "Тања" говорит о посохе, сура "Бахара" – об основах ислама.
"Склоняюсь к первой версии, т.к. предположительно "Кок аса" сделан в XVI–XVII веках, то, возможно, он происходит из Хорезма или Хивы и предназначался для шейха Рахмон баба – предка Пакыржан азы, – говорит Турсынгали Накеш. – В конце июня 2009 года в Жиренкопе побывала москвичка Надежда Сергеевна Шмелева, которая специализируется на религиозных памятниках, священных местах и их пропаганде. Я показал ей посох. Она сказала, что такие предметы встречаются в Дагестане, и несколько из них она видела лично. Внешне этот посох похож на те, что она видела, но чем-то отличается. Такие посохи имеются и в Сирии. Мастера железных дел Кавказа, а именно Дагестана, на железо наносят орнаменты из серебра, эту технологию они называют "огненная насечка". В результате орнамент из серебра очень хорошо блестит и долгие годы не тускнеет. Орнаменты на нем, видимо, сделаны по аналогичной технологии. Растительный орнамент на посохе во многих случаях имеет значение "вечности".
По словам автора книги, имеется еще одно мнение в подтверждение того, что "Кок аса", возможно, происходит из Аравии. Этой точки зрения придерживается народный писатель Казахстана Абиш Кекилбаев. По его мнению, этот предмет указывает суфиям на то, что его владелец является посвященным человеком, шейхом (машаихом), пиром. Возможно, что происходит "Кок аса" из арабских стран – Сирии или Египта. В свое время исламские руководители Аравии, направляя в Среднюю Азию своих миссионеров, видимо, выдавали такие посохи с целью удостоверить личность владельца. А также для того, чтобы, находясь в местности, куда посланы эти миссионеры, они могли получить поддержку, уважение, возможно, и полное повиновение мусульманских руководителей или миссионеров, посланных до них. В связи с этим с давних времен до современных дней сохраняется поклонение перед посохом.

Как посох выбрал Бекет-ата
По установленным среди суфиев нормам и этикету учитель должен готовить не менее двух учеников на свое место. Пакыржан обратил внимание на казаха Бекета и туркмена Огланды. По обычаю процесс получения последующей степени среди муридов проходил в открытой форме. Претенденты на это звание пира отбирались из числа имеющих богатый научный багаж – ишанов и более высшей категорий – "машайхов".
Бекету Мырзагулулы в этот период шел 40-й год. Годы после завершения медресе Бекет провел в поисках новых знаний, распространяя свое учение среди местных казахов в Мангистау. В эти годы он открыл школу на родине, в среднем течении реки Жем. Одновременно продолжал самосовершенствоваться. Для проведения определенных обрядов он сооружал подземные кельи, прозванные подземными мечетями, а среди суфиев их называют завия, барака. Подземные кельи делались на отшибе, вдалеке от населений. Вместе с тем при отборе места, предполагают ученые, учитывалась не только отдаленность от других мест, но и особая аура этой местности. Полагают, что места, где расположены подземные кельи, имеют особые географические, геофизические, геомагнитные особенности. Одна из этих подземных келий носит название Акмечеть, прозванная так из-за того, что она была вырыта на меловых отложениях берега реки Жем (Эмба) и имела ярко-белую окраску. За эти годы Бекет обучил многих детей грамоте, а более одаренных продолжал обучать далее, привлекая на путь суфия, пишет автор книги.
Взросление и становление Бекета происходило в сложный исторический период для Казахстана. Мангистау стремились захватить хивинские, хорезмские и бухарские ханы, увеличивалось влияние царской России. В этот период Бекет использует знания и природный дар для установления справедливости, недопущения вражды среди сородичей и с соседями. Он все больше становится известным как судья, посредник, принимает участие в военных действиях в качестве духовного руководителя. Он предсказывал действия противника. Его решения в мирских спорах, на войне, просветительская работа увеличили его популярность в роду Адай. Этот период совпал с тем, что его пригласил учитель Пакыржан на состязание за звание пира.
В книге "Священный посох "Кок аса" говорится, что в означенное время в Хиву в медресе Шергазы хана по призыву шейха Пакыржана прибыли претенденты на звание его преемника. Шейх Пакыржан огласил свою волю: "Мой посох будет выброшен. Кто найдет и принесет его мне первым, тот будет пиром, который продолжит мои дела. Все остальные должны будут следовать за ним". Он бросил свой посох, все разбежались на его поиски. Остались лишь туркмен Огланды и казах Бекет.
– Учитель, прошу Вашего благословения на это дело. Я вижу, посох достиг того места, куда вы его послали, – сказал туркмен Огланды.
– Я вижу еще летящий посох. Благослови и меня, – сказал Бекет.
Когда Огланды вышел, учитель остановил Бекета и сказал ему:
– В пути однажды ты заблудишься, не найдя выхода. Призови меня на помощь, и я тебе помогу.
Однажды Пакыржан явился к Бекету и сказал: "Я пошлю мальчика. Он укажет путь дальнейшего поиска". Спустя некоторое время мальчик на лошади прокричал:
"Эй, Бекет! Иди за мной!" Ребенок привел его к одному из чинков Устюртского плато. Внизу он увидел Огланды, нашедшего священный посох учителя. Но к нему не подпускает "старец". Огланды первым попробовал вытащить. Это ему не удалось. Бекет, к удивлению, легко вынул посох из земли. На месте, куда он вонзился, пробился родничок.
Огланды обратился к Бекету:
– Когда придет наше время, я хочу быть похороненным на вершине этого места, – и шутя продолжил: – Но если ты решишь тоже покоиться здесь, то выбери себе место пониже меня.
Место, где упал священный посох, в последующем Бекет отметил как особое место и построил здесь подземную мечеть на местечке Огланды, как оно было прозвано позже. Тело Огланды захоронено на вершине плато, а Бекета – у подножия этого места.

Шектибай – ученик Бекет-ата
Когда настало время Бекет-ата выбрать ученика, он повторил вышеописанные действия своего учителя Пакыржана. Кулшан и Шектибай были его старшими учениками. На 63-м году жизни Бекет-аулие собрал всех своих учеников и последователей, которым объявил о своем преемнике. Когда Бекет бросил посох, Шектибай и Кулшан, получив его благословение, отправились на поиски. Бекет тихо промолвил: "Наверняка посох достанется Шектибаю".
Автор книги рассказывает: "По рассказам моего отца Латыфа, которые он слышал от своего, а те от своих отцов, далее происходило так. Однажды они брели по степи. По пути они встретили мальчика, пасшего овец: "Видимо, вы ищете железную палку? Она вонзилась в большой камень и не вытаскивается".
Кулшан первым попробовал вытащить святой посох из камня, но не смог. Шектибай вынул святой посох легко и обратился к Кулшану: "Брат! Чтобы не было обид между нами, мы воткнем в землю святой посох и ляжем по его разные стороны. Если утром он окажется ближе к одному из нас, пусть тот и владеет им".
Утром Кулшан увидел, что посох стоит у изголовья Шектибая, который объявил:
– Кулшан не менее достоин стать преемником пира Бекета. Однако велением свыше посох предпочли оставить мне. Да будет Аллах всегда милостив к тебе и не допустит недостатка и бедности тебе и твоим потомкам.
После этого Шектибай и Кулшан попрощались, разошлись каждый в свой край. Шектибай стал преемником Бекета.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Минувшего неугасимый свет 26.10.2010
Фатима Габитова: Жизнь – легенда 26.10.2010
Загадочные встречи 26.10.2010
Нежное сердце великого Шамши 26.10.2010
Слово о настоящем человеке 19.10.2010
Юбилей выдающегося казахского поэта-импровизатора Исы Байзакова 19.10.2010
О праздничных мероприятиях, посвященных 140-летию восстания под предводительством Исы Тленбаева и Досана Тажиева 18.10.2010
Памяти великим сынам казахского народа 18.10.2010
Воин, поэт, журналист 18.10.2010
Кому мстила Мата Хари? 18.10.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz