NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 12:44 ast
10:44 msk

Певец-аристократ
Близкий друг Гарифуллы Курмангалиева народный артист СССР Каукен Кенжетаев, в свое время, удивлялся: "И на Урале, и в Актобе, и в Гурьеве – где бы мы ни были с гастролями – везде люди уверенно называли Гарекена своим земляком. А он и не возражает, знай себе посмеивается"…
14.10.2010 / история

Алипа Утешева, "Юридическая газета", 13 октября

Вышла в свет книга "Әнімен елін тербеген" о народном артисте РК Гарифулле Курмангалиеве, подготовленная и выпущенная при личном авторском и финансовом участии внучки замечательного артиста, музыковеда Меруерт Курмангалиевой.
Презентация издания прошла в Астане в Центральном концертном зале "Казахстан".
Близкий друг Гарифуллы Курмангалиева народный артист СССР Каукен Кенжетаев, в свое время, удивлялся: "И на Урале, и в Актобе, и в Гурьеве – где бы мы ни были с гастролями – везде люди уверенно называли Гарекена своим земляком. А он и не возражает, знай себе посмеивается". Народ, гордясь любимцем, выделил его в особый статус – он был "Гарифулла-сал", то есть певец-аристократ. А родился он на самом деле сто лет назад в местечке Аккуль Каратобинского района Уральской области. И отец его был не батраком, как пишут в сети, а баем, дед же – муллой. В роду не только хорошо пели, но и рисовали, это занятие было редким для степи.
Сегодня имя Курмангалиева носят областная филармония и Дворец молодежи в Уральске, музыкальная школа в райцентре Каратобе, где к 95-летию певца установлен памятник, улицы в городах республики. Есть даже цветная марка с его портретом номиналом 180 тенге, которая сегодня путешествует по всему миру. А первая гастроль артиста состоялась еще в 1927 году. Восемнадцатилетним он побывал в Оренбурге. Во время войны с концертной бригадой выступал на фронтах, а в апреле 1944-го участвовал в Декаде советской музыки республик Средней Азии в Ташкенте. Это было настолько почетно, что специальным распоряжением властей участники декады вне очереди обслуживались в банях, парикмахерских, их адреса заносились в справочное бюро, и им, как ордена, вручали "рейсовые карточки" на хлеб. Кто ж знал тогда, что спустя десятилетия музей Генуи рядом со слепком руки великого Никколо Паганини будет хранить слепок гортани счастливого обладателя этой карточки, казаха Гарифуллы Курмангалиева...

ДОЧЬ АЛЬБИОНА
Году этак в 1962-м, вспоминает композитор Еркегали Рахмадиев, в Алматы собралась охотница за народным фольклором из самой Англии. Этот визит по тем временам был мероприятием огромной политической важности и организован на уровне ЦК партии. Пребывая на грани нервного срыва, Ерекен разыскал суперзанятого в спектаклях оперного театра Гарифуллу-ага – "второго Мухита". В ту пору он уже более тридцати лет не расставался с домброй и вовсю купался во всенародной любви, а также признании профессионалов. Незадолго до того Евгений Брусиловский записал именно от Курмангалиева многие мелодии оперы "Кыз Жибек".
А исполнитель он был бесподобный. Что песен Мухита, что народных – "Айнамкоз", "Боз жорга", "Он алты кыз", "Аккербез", "Смет", что знаменитых собственных – "Акжайык", "Суйген жар", "Жан еркем", "Нуржамал", "Акку". Его уникальный страстный голос, совмещавший регистры тембра тенора и сопрано, пробивал самую сердцевину души слушателей. При этом пальцы виртуоза плясали по струнам домбры в потрясающем темпе, фиксируя речитатив, а выразительное лицо с вскинутыми бровями пылало искусством актерской игры. Особенно не было ему равных в исполнении искрометных терме и жельдирме.
Знаменитость не пришлось долго уговаривать. "Жарайды", – сразу сказал Гарекен, как называли его близкие. Он вообще был легким на подъем, подвижным и не признавал всякие праздные рассусоливания.
И вот прибыла долгожданная гостья из страны, оплота капитализма, в сопровождении собственного переводчика. Высокомерная и очень высокая. Под два метра ростом. Макушки партийных чиновников упирались ей в грудь. Гарекен, представленный как народный артист Казахстана, приосанился. Англичанка дежурно улыбнулась и без предисловий запустила звукозаписывающую аппаратуру – огромный черный ящик.
Гарекен начал петь. А "на старте" выступления у него, надо сказать, обыкновенно начинали неистово сверкать глаза. Во время пения, например, "Айнамкоз" Мухита, как свидетельствуют современники, глаза артиста, вторя мелодии и виртуозным пальцам, совершали неистовую пляску в диапазоне самых высочайших чувств и эмоций. Это очень шло ему и буквально электризовало слушателей. К слову, из-за этой особенности исполнения некоторые современники в шутку прозвали его "жынды коз" – "бешеный глаз". И вот Гарекен поет, глаза его сверкают огнем, рассыпая искры, голос мчится, достигает "соль", "ля", "си" и… взвивается до третьей октавы "до".
Англичанка где сидела, там и приросла к месту с разинутым ртом. В зале филармонии повисла продолжительная пауза. Минуту спустя на лице гостьи промелькнула хитрая догадка. Ведь взять такую высоту теоретически невозможно для мужского голоса, пусть даже самого техничного тенора. Дело в том, что в средневековой и более поздней Европе мальчиков-подростков кастрировали, чтобы сохранить этот звенящий голос, и они потом пожизненно пели в хоре. Гостья из туманного Альбиона вопросительно взглянула на сидящего рядом Еркегали Рахмадиева. Тот быстро смекнул, в чем дело, и стал восклицать: "Нет-нет, у нашего артиста семеро детей, большая семья, он полноценный мужчина!" Худрук филармонии так горячо защищал честь отечества в лице своего подопечного, что англичанка несолидно захихикала.
Через две недели Еркегали-ага позвонили из Министерства культуры: будучи в Москве, англичанка передала большой привет казахским артистам. Та запись, оказывается, успела с успехом прозвучать на "Би-би-си", а на следующий день должна была транслироваться по Всесоюзному радио. И она просила лично передать это Гареке, а также поблагодарить его от имени чуть ли не всей Англии. Нечего и говорить, как обрадовался такому известию худрук… Он срочно связался с Гареке, добавив от себя, что "вы страшно понравились англичанке", и, мол, "ваша родина, Западный Казахстан, более других областей географически близка Англии, близка, выходит, и музыка". "Может, вы и английский знаете?" – разошелся молодой Рахмадиев с намеками на родство казахского артиста с Европой. На что Гарекен лишь сказал коротко: "Оттама", то есть "не завирайся". Он мог позволить себе такой тон по праву старшего, Рахмадиев годился ему в сыновья, а во-вторых, будущий композитор не страдал комплексом большого начальника.
На другой день эта запись в полном объеме – песни Мухита "Панкойлек", "Дуние-ай", собственные курмангалиевские – "Кербез кыз", "Кел, еркем", "Нуржамал", "Суйген жар", несколько народных терме и кюев с комментариями о "грандиозном успехе на Западе" прозвучала по Всесоюзному радио. Народ слушал их, как сводки Левитана во время войны. Ведь после Амре Кашаубаева, который поразил своим искусством Париж в далеких 20-х, наш Гарекен вновь потряс высокомерную Европу. Позже легендарный голос Гарифуллы Курмангалиева обошел Москву, Ленинград, Киев, Китай, Пакистан, Иран, Германию, Италию, Индию, Афганистан.

"МИХА!"
В пору своего недолгого директорства в оперном театре Еркегали-ага Рахмадиев был также свидетелем удивительного случая. В начале шестидесятых, в период "оттепели", официально оправдали Сакена Сейфуллина и его соратников. Народ воспрял духом, а в конце 1964-го артисты – Канабек Байсеитов, Гарекен и другие – стали готовиться к большому концерту в Кремле. В группу посланцев вошли также писатели, которых возглавил Габит Мусрепов.
Итак, Колонный зал, скоро начало. В зале яблоку негде упасть. Артисты бродят за кулисами и пытаются привести себя в форму под бдительным оком чиновников из республиканского ЦК – распеваются. В одном углу слышится широкое "а-а-а-ха-ха" Ермека Серкебаева, в другом – соловьиное "ох-ох-о-о-о" Бибигуль Тулегеновой. А Гарекен прислонил свою домбру к стенке, а сам ходит туда-сюда, обе руки в карманах, нервничает, конечно. Он, вообще, всегда, если без домбры, любил держать руки в карманах. "Гареке, может, вы тоже голос немножко подготовите?" – предложил переживающий за артистов директор оперного Рахмадиев. Но Гарекен как-то странно, будто видя впервые, взглянул на него и ничего не сказал.
Подошел и выход Курмангалиева. Тут он вскинулся – так, словно ястреб увидел добычу, – энергично стуча сапогами, прошел за сиротливо прислоненной к стене домброй. И, отдернув занавес, одновременно вскрикнул-выдохнул: "Миха!" Это, видимо, и была его "распевка". Одно-единственное, выброшенное в пространство слово "миха". Самое удивительное, что тогда он спел свою программу безукоризненно с точки зрения вокальной техники, причем, как обычно, "на бис". Потому, наверное, что был Артистом от Бога – данный Им голос у специалистов никогда не оттачивал, а публику сражал наповал.

КАК ГАРЕКЕН "ЗАТМИЛ" КОМПОЗИТОРА
Феноменальный успех сопровождал его и на концерте, посвященном 60-летию Ахмета Жубанова. Увлекшись, Гарекен тогда захватил сердца слушателей и перетянул на себя часть славы композитора. Но сделал это не специально, и великий Жубанов особо не взревновал к его успеху. Еще и потому, наверное, что в моменты единения с искусством и публикой Гарифулла был искренен и чист, как ребенок, и буквально лучился радостью – как тут на него обижаться?
В 1966 году Жиенбеку Рсалдину, коллеге Гарекена по знаменитому жубановскому оркестру казахских народных инструментов, выпало быть ведущим на цикле юбилейных концертов Ахмета Куановича. И вот первый концерт цикла. Актовый зал Дома культуры райцентра Шалкар Актюбинской области, родины выдающегося композитора, под завязку забит его земляками. Жадные до культуры актюбинцы, вспоминал Рсалдин, облепили собой стены и заполнили все проходы.
Концерт, как водится, должен был целиком состоять из произведений юбиляра. И вот прошла предварительная церемония его чествования с вручением тисненной золотом папки, одеванием чапана и т.д. Жиенбек-ага приготовился объявлять выход артистов. И видит, что Гарекен как-то тяжко вздыхает и томится, что на него совсем не похоже. "Япырмау, что это с ним? Неужели боится?" – подумал тогда Рсалдин.
Народный артист Казахской ССР Гарифулла Курмангалиев вышел на сцену почему-то боком, робко ступая. Но публика, узнав любимого артиста, встретила его бурными аплодисментами. Гарекен, казалось, только того и ждал. Моментально войдя в образ, он выплеснул в зал такой мощный заряд искусства, энергии, какой-то хорошей природной злости и страсти, что Дом культуры едва не разнес восторженный рев слушателей. А томился артист, как понял позже "конферансье", от борьбы с распирающими его перед выступлением неведомыми силами: так нервничает сильный скакун перед знатной скачкой...
Его популярность и стала причиной нешуточного конфуза. Концерт, как мы уже сказали, по праву должен был состоять только из произведений Жубанова. Да куда там! Народ не собирался отпускать Курмангалиева, а тот – нет, чтобы вовремя закруглиться, – вдохновенно пел и пел "по требованию" вещи уже далеко не жубановские. Ведущий оказался между двух огней: с одной стороны – заслуженный юбиляр, а с другой – неуемный Курмангалиев с его бурной народной любовью. Вслед за Шалкаром такая же картина повторилась в Актюбинске и Гурьеве, нынешнем Атырау. Но там уж композитор не выдержал.
- Как ты думаешь, чей это юбилей: мой или Гарекена? – однажды не без обиды в голосе поинтересовался он у Рсалдина.
- Конечно, ваш, Аха! – горячо ответствовал чувствующий себя виноватым ведущий.
- Почему в таком случае не притормозишь Гарекена? Не видишь разве, что он "отпустил поводья" и гонит песни одну за другой? Почему позволяешь нарушать программу?!
Ахан был, конечно, прав, констатирует Рсалдин в своих воспоминаниях, и ревность здесь ни при чем. Гарекен должен был приструнить свой темперамент ради общего дела, а не пускаться вскачь, закусив удила, потакая капризам поклонников. Но Жубанов скоро забыл этот проступок таланта, как ему вообще прощали многие и многое. Ведь тот, кто хоть раз в жизни слышал, как парит над миром его зачарованный голос – словно ястреб в синем небе, сильный, свободный и счастливый – не колеблясь, оставлял такие мелочи "за бортом" своего самолюбия.

ВОСЬМОЕ ДИТЯ РАБИГИ-АПАЙ
Супруга Гарифуллы Курмангалиева Рабига-апай была женщиной крупной и душевной – природа явно не сэкономила на ней своих щедрот. Каукен-ага Кенжетаев в своей книге "Онер-омірім" вспоминает, как однажды вечером они втроем – с супругой Шабал и маленьким, но хулиганистым сыном Гайни – встретили Гарекена с женгей на улице. Рабига-апай первым делом принялась тискать и целовать Гайни.
- Женге, мы едва справляемся с этим сорванцом, как вы семерых воспитываете? – пожаловался Кенжетаев.
- Так у меня не семь – восемь детей! – с чувством ответствовала апай.
- Как, когда?! А я и не знал… Поздравляю! – растерялся было Каукен-ага.
- Гарифуллу куда денешь? Он и есть восьмой, самый трудный.
Мужа она любила и закрывала глаза на чаще всего мимолетные увлечения любимца публики, особенно женской ее части. Не надо забывать, что Гарекен был певцом-сал, а по традиции они много песен посвящали девушкам и молодым женщинам и были объектом особого почитания последних. Сал-сэре даже разрешалось до жениха заглядывать за шымылдык – занавес невесты. С их приездом начинался настоящий праздник, и девушки, бывало, встречали певцов за аулом и вносили в аул буквально на руках. В соответствии со своим статусом сал-серэ и выглядели всегда модно, красиво, украшая себя и коней перьями филина, камнями и т.д.
А семья у Гарекена получилась достойная. Старшая Сауле – профессор АГК им. Курмангазы, заслуженная артистка КазССР, Болат – строитель, возводивший атомный опреснитель воды в Актау, Шахерезада – экономист, выпускница Московского института им. Плеханова, Санат – академик, доктор экономических наук, Нурлан – полковник в отставке, Ерлан – занимал ответственные посты на госслужбе. Еще один сын, Гебрат, скончался в 26 лет.
А ангел-хранитель творческого наследия певца-легенды – его внучка Меруерт Курмангалиева. Она много сделала для создания Фонда поддержки традиционного исполнительства им. Г. Курмангалиева, а также музея. Как профессиональный музыковед она сохранила для потомков множество свидетельств многогранности таланта Гарифуллы-сал. Это, например, версии дастанов, поэм и песен, таких, как "Туган жер", "Куламерген", "Бес жигит" и другие, которые ее дед записал арабской графикой!
Гарифулла Курмангалиев сегодня – такой разный при жизни – целый мир. Немногие знают, говорит Меруерт Санатовна, что он прекрасно знал Коран, канонически пел его аяты, так как учился в медресе, где год равнялся трем классам обучения современной средней школы. Любимец женщин, щеголь и коммунист "обрабатывал" многие исполняемые им песни, чтобы сохранить их исконный сакральный смысл – заменял припевные слова типа "Алла-ау" на "Айяу", "Дуние-ау" и другие. Такими, надеждой на непреходящую вечность, остались в народе строчки из песни Мухита "Панкойлек": "И пламенем взовьется дух мой, некогда угасший".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Минувшего неугасимый свет 26.10.2010
Фатима Габитова: Жизнь – легенда 26.10.2010
Загадочные встречи 26.10.2010
Нежное сердце великого Шамши 26.10.2010
Слово о настоящем человеке 19.10.2010
Юбилей выдающегося казахского поэта-импровизатора Исы Байзакова 19.10.2010
О праздничных мероприятиях, посвященных 140-летию восстания под предводительством Исы Тленбаева и Досана Тажиева 18.10.2010
Памяти великим сынам казахского народа 18.10.2010
Воин, поэт, журналист 18.10.2010
Кому мстила Мата Хари? 18.10.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz