NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 13:09 ast
11:09 msk

Рыцари меча и рифмы
Творческая интеллигенция Казахского ханства исповедовала и пропагандировала идеи национального государства с сильным лидером. Но это не мешало ей критиковать власть
30.05.2011 / история

Наталия Гнеденко, "Эксперт Казахстан", 30 мая

В XVI веке информационное пространство мира было намного меньше современного, но это не исключало возникновения общих идейных мотивов на Востоке и Западе. Томас Мор в Англии и Никколо Макиавелли в Италии создают эскизы утопических государственных систем, а казахские поэты Асан Кайгы и Ахтамберды-жырау воспевают благодатную землю. Главными действующими лицами философских утопий и в Степи, и в Европе являются идеальный сильный государь и "мыслящее население". Государи в свою очередь с удовольствием воспользовались идеями "родных" философов для укрепления абсолютной власти, а на чересчур "активную" критику ответили репрессиями.

Степные рокеры
Творческая интеллигенция формально не принадлежала к аристократии Великой степи (не являясь потомками ни Чингис-хана, ни сподвижников пророка Мухаммада). Это были в основном дети племенных руководителей и судей. Но и дети состоятельных кара-суйек были достаточно хорошо по тогдашним меркам образованы: их обучали читать и писать, свободно держаться как в седле, так и в высшем обществе. Кроме того, им прививались военные навыки. Не каждый житель Великой степи был грамотным, но каждый был воином – это было жизненной необходимостью.
Музыкальные и литературные способности не были чем-то само собой разумеющимся, а скорее приятным дополнением. Кочевники, как и древние греки, и средневековые европейцы, удачно совмещали стихи и музыку, создавая различные виды эпоса. Содержание песен степняков варьировалось от легкого и непринужденного до мрачного, глубокого и философского.
Средневековым жырау их творчество позволяло высказать "наболевшее" властям, в большинстве случаев, не боясь "цензуры", разделить переживания с массами. Стержневой основой лирических толгау были чувства и эмоции, эдакие средневековые рок-баллады, только вместо гитары была домбра, а вместо виолончели (для любителей симфонического звучания) – кобыз. Породистый скакун, неотъемлемая часть жизни уважаемого воина-номада, дополняет получившийся образ.
И тут напрашивается оригинальная параллель с японскими самураями, провозглашавшими единство "меча и кисти". Казахский идеальный муж объединял силу меча и мудрую красоту поэтического слова. Кандидат исторических наук Назира Нуртазина уточняет, что казахские жырау были поэтами-суфиями и воинами, и отмечает: "Казахские поэты всегда в первую очередь были моралистами, блюстителями нравов, воспитателями народа".
Но моралистикой в Степи сыт не будешь, а основным занятием тогдашней творческой интеллигенции была административная, канцелярская и протокольная работа: командир воинского подразделения, судья, писарь, посол. Айтеке, кроме того что был бием – судьей Младшего жуза, был военным главой рода, создавал философские толгау: "Гнев – это текущая вода,// Если расчистить – пусть побежит,// Ум – это река,// Если запрудить, остановится".
Казыбек би, будучи неоднократным послом к джунгарам, несколько раз выручал Абылай-хана из плена своим ораторским даром красноречия. Предания гласят: Галдан-Церен не мог возразить словам Казыбека и освободил 90 пленных вместе с Абылаем. Но би не во всех вопросах был солидарен с ханом, а тот стремился отстранить главного судью Среднего жуза от активной внешней политики.
Нередко жырау были воспитателями степных царевичей. Например, Чокан Валиханов указывал на то, что Бухар-жырау был наставником Абылай-хана с юных лет, что подтверждается в жырах самого лирика: "Когда тебя я видел в те года,// Ты был, как кобчик, маленький тогда".

Идеальный государь – идеальное государство
В период укрепления государственности любой стране если и необходима какая-то литература, то это литература государственного служения. И жырау сформировали такой пласт – поэзию, воспевающую образ сильного государя, достойного прославления. Образы подобного достойного лидера брались как из прошлого, так и из настоящего. Но жырау, как и любая творческая интеллигенция, не переставали быть совестью эпохи, поэтому за панегириками существующей власти нередко следовали критические замечания.
Прослеживается преемственность дочингисовой эпохи Восточного Ренессанса с его ярчайшим продуктами – социально- этическими трактатами Абу Насра аль-Фараби, "Благодатным знанием" Юсуфа Баласагуни и анонимной "Книгой Коркута", центральной темой которых является утопическое государство. Конкретных исторических фактов, подтверждающих непосредственное знакомство казахских жырау с трактатами мыслителей Восточного Ренессанса нет, но многие их идеи были логически дополнены.
Советник первых казахских ханов Джаныбека и Гирея – Асан Кайгы, рассуждая о несчастье, говорил: "Правитель, не знающий, как вести // К довольству наследие свое – народ,// Каким бы ни был хорошим он, // Для тех, кем он правит, – несчастье".
Подобные мысли были приемлемы не только для философов Степи, эти тенденции прослеживаются у представителей европейского Возрождения. В пример можно привести "Тирана" Колюччо Салютати или "Государя" Макиавелли. Для Леона Батиста Альберти идеальный правитель был идеальным архитектором, мудро и гармонично проектирующим и строящим свой город для предотвращения возможных недовольств и обретения счастья (аналогия с "Трактатом о взглядах жителей добродетельного города" Абу Насра аль-Фараби).
В обращениях Шалкииза к князю Темиру жырау подчеркивает несоответствие реального повелителя возвышенному образцу властелина, воина и мудреца. В первом обращении к Темиру жырау, который был в немилости, восхваляет повелителя: "Ты – мой гордый статью конь арабский, // Мой скакун гнедой, // Ты – мой меч в бою разящий, // Рукоятка с вязью золотой…". Шалкииз – классик метода жырау, состоящего из нескольких слагаемых: первоначальное прославление правителя, его идеализация, воспевание всех его добродетелей и тут же либо просьба, либо критическое замечание хану.
Судя по дошедшим до нас толгау, их внешний панегирический характер не исключал горделивого возвышения некоторых жырау над правителем (за что и Шалкииз, и Жиембет периодически попадали в опалу). Впрочем, поэты не умаляли роль справедливых правителей, но подчеркивали их заслуги.
В XVIII веке примером данного подхода является Бухар-жырау Калкаманулы – последний представитель классической поэзии жырау, выступал и как поэт-импровизатор, и как государственный идеолог – советник хана Абылая. Для него Абылай был идеальным правителем, как Лоренцо Медичи для Макиавелли, тем, кто должен был объединить страну и создать из нее ту идеальную Жер Уюк, что искал Асан-Кайгы, то государство Добра, которое описал аль-Фараби.
Жырау могли и критиковать правителей, ведь общественное мнение было на стороне поэтов, которых считали подлинными патриотами и чьим красноречием восхищались. Это с тех времен назло любой цензуре казахи говорят: "Можно лишить головы, но не слова".

В шаге от сепаратизма
Стремление к идеалу нередко расценивалось как сепаратистские настроения, за что "народных трибунов" частенько ссылали в пограничные районы, где многие и заканчивали свою жизнь или жили до смерти недовольного хана. Сохранились три толгау-обращения Жиембета-жырау к Есим-хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам.
В толгау-обращениях к хану Жиембет иллюстрирует свою карьеру: вместе с ханом борется за возвышение государства, но потом переходит в оппозицию к своему властелину и попадает в немилость. Из произведений Жиембета понятно, что он был очень влиятельным лицом, мог говорить с правителем на равных и открыто высказывать свое мнение по поводу ханской самоуверенности и недальновидности, стратегических ошибок при ведении боя. В толгау автор напоминает властелину о тех днях, когда хан нуждался в нем и нисколько не пренебрегал его помощью: "С тех пор, как помню я себя, для хана // Не я ль служил опорой неустанно?// Не я ль тебя поддерживал, когда // Грозила дому ханскому беда?// Поверь, мой хан, тебе придется туго // Без верного советника и друга".
Он даже угрожает Есим-хану местью за нанесенные жырау и его брату обиду и оскорбление. Такая смелость была обусловлена не только свободолюбивой традицией, но и общими заслугами перед ханом. Ведь Жиембет был одним из избранных, вместе с судьями и беками поднимал хана на белом войлоке, всегда был рядом, поддерживал и словом и делом как в военное, так и в мирное время. К тому же Жиембет был предводителем сильного и многочисленного рода в Младшем жузе, славившегося своими батырами и воинственностью, сам жырау обладал авторитетом и пользовался популярностью и как жырау, и как би, и как батыр, и как искусный оратор. Но, несмотря на все заслуги и положение, Жиембет-жырау был сослан в пограничные с джунгарами районы ханства, где, по одной версии, он скончался, а по другой – после кончины хана Есима в 1645 году возвратился на родину.

Старая песня на новый лад
Жизненный путь творческой элиты Казахского ханства практически всегда был трагичен. Идеалисты, они старались не только сами жить по законам морали и справедливости, но и других направить, как им казалось, по "единственно верному пути". За оппозиционные взгляды биев и жырау игнорировали (что могло восприниматься как обида и оскорбление), отправляли в ссылку, отстраняли от ханского двора, в опалу могли попасть даже родственники "провинившегося", но не лишали головы, как это случилось с Мором. Хотя в большинстве случаев свою жизнь они заканчивали, как воины, – в бою. "О прошлом, о будущем что мне жалеть! // Мне не о чем в жизни своей сожалеть. // Я пал пред Мамаем самим, храбрецом, // Я пал как герой – не жалею о том", – утверждает Доспамбет-жырау.
После присоединения к России в Казахстане возникнут два "крыла" творческой интеллигенции. Одно (акыны) продолжало национальные традиции в старом стиле – изустно, на айтысах, а другое (европейски образованная казахская интеллигенция) – в новом, письменно, в политических газетах и поэтических сборниках. Но традиция этатистской подачи гражданской лирики сохранилась и в XX веке.

Из обращения Бухар-жырау к хану Абылаю

Взошла звезда удачи над тобой,
И повалил народ к тебе толпой,
И алаши, твой каждый жест любя,
Взирают, как на Бога, на тебя.

Кого накажешь, а кого простишь,
И жизнь твоя – как утренняя тишь.
До поднебесных, голубых высот
Могущественный голос достигает.
Не сосчитать – ведь их всех тьмы и тьмы,
Рабов, что отпустил на волю ты…

Ты гостей принимал под сенью шатра,
Угощеньем была им мяса гора,
И ко всем твоя милость щедра.
Так кому же зреть Бога, как не тебе,
Проводившему жизнь с врагами в борьбе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Объединяющий чингисизм 31.05.2011
Расчертившие векторы 31.05.2011
В память об узниках АЛЖИРА 31.05.2011
Чимкент, Базарная, 9 31.05.2011
Основатели учений в реальности: Конфуций 31.05.2011
Управляемая история 30.05.2011
Забытый парламент 30.05.2011
Рыцари меча и рифмы 30.05.2011
Основатели религий в реальности: Заратустра 27.05.2011
Когда говорят архивы 25.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz