Гуляим БАЙМУРЗИНА, "Прикаспийская коммуна", 21 октября
Сто лет тому назад, в 1911 году, в Оренбурге вышли в свет труды Шакарима "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий" и "Традиции мусульманства". Также в следующем году мы будем отмечать столетие со дня издания сборника стихов "Зеркало казахов" ("Қазақ айнасы"). Эти значимые даты дают возможность современному читателю по-новому взглянуть на творчество великого писателя. Конечно, чтобы дать полную и исчерпывающую оценку произведениям Шакарима необходимо тщательно исследовать его литературное наследие. На мой взгляд, это задача ученых – дать полноценное идейно-художественное толкование и глубокое раскрытие поэзии и прозы Шакарима. А моя цель состоит в том, чтобы заинтересовать читателей и поделиться с ними своими впечатлениями от чтения его произведений. Шакарим Кудайбердиев – выдающийся казахский поэт, переводчик, философ, композитор. Он духовный преемник и ученик великого Абая. Его творчество – уникальный пласт национальной культуры, воплотившей духовный опыт и мудрость казахского народа. Он оставил богатое литературное наследие. Кроме названных произведений, Шакарим – автор поэм "Енлик-Кебек", "Калкаман-Мамыр", "Айслу-Нартайлак", "Смерть Кодара", "Жизнь забытого", "Лейли и Меджнун", романа "Адиль и Мария", сборника рассказов "Сад роз", философских произведений "Три истины", "Сад подснежников" и других. Шакарим перевел на казахский язык газели Хафиза, некоторые произведения Л.Толстого, Г.Бичер-Стоу, А.Пушкина. Поэзия Шакарима отражает взгляды мыслителя на духовное познание мира. В каждом его стихотворении можно встретить искорку истины. Легко и небрежно прочитать его стихи невозможно. Смею утверждать, что понадобится время, чтобы его философская лирика стала понятной и ясной. Кану я, но будут жить мои стихи, Молодые все запомнят до строки, Кто-то с верой примет это, кто-то нет, Нет, не каждому стихи мои близки, – писал поэт. Стихи Шакарима несут в себе нравственные поиски автора, его благие призывы к людям оставаться разумными, возрождать в себе человечность, быть творцами. Человек похож порою то на волка, то на сыть, И порой от человека зверя все же не отличить. Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме. Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить. Он верил, что слова обладают великой силой и своими строками воспевал пользу науки, просвещения, искусства, поэзии. Обращаясь к сородичам, он пишет: Почтение к поэту – для народа честь. Поэзия украшает жизнь, как и есть. Пусть акинаком проникая в грудь, Возвысит душу, поднимая до небес! Поэзия в тебе совьет свое гнездо, От грязи сердце очищая, как водой. Степной простор от жажды утолив, Пускай она течет божественной рекой. На меня большое впечатление произвела философская проза писателя. Я думаю, что его философия остается и по сей день актуальной и востребованной. Своей уникальной прозой он открывает нам безграничные горизонты духовного пространства. Читая его произведения, мы становимся проницательнее, мудрее, о многом начинаем задумываться, осознавать, учимся мыслить. Погасить пламя невежества, навести чистоту внутри себя, сосредоточиться на духовном развитии – основные мысли писателя. Шакарим непрерывно искал способы, как сделать лучше себя и других. Его волновали и тревожили вопросы о том, как исправить человеческую природу, как научиться жить в согласии с собой и окружающим миром. Его нравственно-духовные поиски привели к созданию философских произведений, которые мы принимаем как духовное завещание писателя. "Мысли разных лет" – это небольшая миниатюра, где собраны афоризмы Шакарима. Для меня они являются жемчужинами мудрости, помогающими нам понять самих себя и мир вокруг нас. Давайте же сердцем услышим мудрость Шакарима: "Глаза человеческие можно прикрыть, око души никогда", "Разве тот, кто говорит обо мне плохо, сумеет сделать меня хуже, чем я есть на самом деле?", "Если нет жизни помимо этой, какой смысл тратить ее на единоборство с природой и людьми?", "Беды сыплются на землю беспрерывно, как белый дождь. А радость сверкнет молнией и исчезнет. Отчего это? А оттого, что в человеке недоброты больше, чем милосердия", "Творя крупицу добра, мы пытаемся искупить этим грехи величиной с гору. И не стыдно нам после этого называться человечеством?" Следующее произведение Шакарима – "Сады подснежников" – состоит из притчей. Главная идея – уберечь людей от дурных поступков, призыв к высокому, осуждение низости. Писатель считал, что если слушающий имеет чуткие уши и справедливое сердце, то умные советы как своевременно принятое лекарство избавляют его от дурных наклонностей. Его поучительные истории ориентируют людей на нравственное самосовершенствование. Внутренний моральный закон должен руководить поступками людей – такова основная мысль его притчей. Современному читателю будет интересен его философский трактат "Зеркало подлинного счастья". "Как стать счастливым человеком?", – задает себе вопрос Шакарим. Размышляя, приводя различные примеры, он находит формулу счастья. Она не в обретении богатства, власти, славы, которые скоротечны, преходящи и обманчивы. Счастье в том, чтобы иметь безупречно чистое сердце и испытать самое возвышенное из чувств – любовь. Не утратить чистоты сердца, сохранить целомудрие помыслов, неустанно творить добро – в этих духовных ценностях заключается настоящее счастье. Другими словами, Шакарим дает нам понять, что счастье не то, что есть у человека, а то, что есть в человеке, в нашем стремлении совершать как можно больше добрых дел. Внешние человеческие ценности приносят только временную радость. Правильнее возводить фундамент счастья на духовном развитии. Искать его вне себя – заблуждение, оно внутри нас, в нашем сердце. Безусловно, его этико-философские воззрения, идейные искания, духовные познания заслуживают самого пристального внимания и ученых, и рядовых читателей. Как и великий Абай, Шакарим избрал путь истины и духовности. В эссе под названием "За семьдесят два года" он утверждает идею нравственно-духовного очищения. Он убежден, что основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что поможет искоренить пагубные вожделения. В процесс воспитания необходимо ввести науку совести. Так считал великий гуманист Шакарим. По его мнению, для того, чтобы эти нравственные нормы работали, необходимо формировать в человеке внутреннюю потребность в утверждении в себе высокой морали. Одним из главных творений писателя является его философский труд "Три истины". Я думаю, что при усвоении содержания великих книг важно относиться к ним не как к вместилищу абсолютной истины, а как к образцу поиска истины, и в размышлении прийти к собственным духовным открытиям. Предлагая свою истину, он предостерегает: "Приняв на веру сказанное авторитетной личностью, нельзя оставаться бесповоротно привязанным к ее словам и идеям, следует полностью раскрепостить свой разум и беспристрастно, не болезненно-воспаленным, а здравым рассудком изучить и критически оценить… высказывания, суждения". Многие люди пребывают в состоянии глубокого сна. Так не должно быть. "Человек должен задумываться об установлении истины. Это особый долг здравомыслящего человека", – так начинает свои размышления Шакарим. Исследуя законы Вселенной, он приводит споры между теми, кто утверждает, что мир был сотворен Богом, и теми, кто убежден, что Вселенная возникла сама по себе. Это значит, что он приводит в пример две истины – материалистическую и теологическую. И затем преподносит свою истину – закон о совести. Очень интересно следить за мыслями автора, это требует умственных сил, концентрации, в то же время необыкновенно расширяет границы сознания. Шакарим утверждает, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезнет, не поддается порче, а с каждым разом совершенствуется, идет к возвышению. Самая крепкая опора для духовного возвышения – совесть. Она есть желание, потребность Души. В это понятие входит скромность, справедливость, доброта. Совестливый человек впускает в свою жизнь свет. Соразмышляя с Шакаримом, мы выходим на более высокий уровень мышления. Продолжая его мысли, понимаю, что совесть тесно связана с понятием красоты, так как все по-настоящему красивое – нравственно. Путь к красоте лежит через любовь. Таким образом, совесть вмещает в себя нравственность, красоту и любовь. Именно совесть делает нас людьми, это и есть истинное призвание человека. Осознание этих правил преобразило бы жизнь каждого. Для этого мы должны открыть свое сердце. В мире идет непримиримая борьба Добра со Злом. А поле битвы, как утверждал Ф.Достоевский, – сердце человека. Наша страна устремлена вперед и нацелена на процветание во всех сферах жизни. Философия Шакарима убеждает, что для счастливой жизни народа и государства необходимо духовное развитие. Наше будущее должно быть нацелено на Духовность. Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 года в Семипалатинской области. Кудайберды, отцу Шакарима, старшему брату великого казахского поэта Абая, было тридцать шесть лет, когда он покинул этот мир. В жизни семилетнего мальчика ранняя смерть отца оставит неизгладимый след. Именно тогда он напишет свое первое стихотворение. С тех пор он станет воспитываться у дяди Абая. Абай же, горячо, по-своему любивший старшего брата, всю теплоту своих чувств старался вложить и передать маленькому Шакариму. Воспитание Абая благотворно отразилось на формировании его мировоззрения. Юность Шакарима проходила в творческом окружении, где почитались ораторское, прикладное искусство, наука, музыка. Шакарим владел кузнечным ремеслом, создавал сложные орнаменты. Скроенная и сшитая им самим одежда имела индивидуальный стиль. Будущий поэт чинил сломанные швейные машинки и остановившиеся часы. Создавал из дерева музыкальные инструменты. Был искусным охотником, держал ястреба, скаковых коней. Благодаря ораторскому искусству, а также своему знатному происхождению Шакарим в двадцать лет назначается волостным управителем. После сорока лет, с 1898 года всерьез занялся творчеством. По определенной системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А.Пушкина, Л.Толстого. Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Благодаря одаренности, постоянному самосовершенствованию он стал одним из самых высокообразованных казахов. Круг его интересов был необычайно широк: история, философия, риторика, теология, география, естественные науки. В 1903 году он был принят в ряды членов Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. В 1906 году он совершил хадж в Мекку. Посетил Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск приобретенные им книги. В год установления Советской власти Шакариму было около шестидесяти лет. Когда с приходом большевиков к власти речь пошла о разрушении традиционного уклада жизни казахов, он недоумевал: ради чего, во имя чего и для чего разрушать, а что взамен? А предлагаемые вещи не имели ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. И потому Шакарим социалистическую идеологию не принял. Он также всеми фибрами души не воспринимал государство, построенное силовыми методами. И в этих условиях поэт должен был писать стихи и воспевать новый строй. Он предпочел уйти из такого общества. С 1922 года Шакарим жил в горах Чингистау в совершенном одиночестве. Он размышляет о смысле жизни, записывая свои мысли, подводя итог сделанному. И наверняка догадывается, что его жизнь на безлюдной зимовке настораживает представителей Советской власти. Они действительно подозревают великого старца в сговоре с врагами страны, учиняют обыск в зимовке в его отсутствие. В один из пасмурных осенних дней 1931 года поэт без суда и следствия был расстрелян, его окровавленное тело сбросили в колодезный сруб в Баканасе. Этот колодец тридцать лет носил траур по человеку великой души, опередившего свое время. Только в июле 1961 года останки поэта были захоронены. Прокуратура Советского Союза решением от 29 ноября 1958 года реабилитировала Шакарима Кудайбердиева за отсутствием состава преступления, хотя запрет на творчество поэта остался. И только весной 1988 года многогранное наследие Шакарима стало достоянием народа. |