NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 09:55 ast
07:55 msk

Сын своей земли
1 мая исполнилось 85 лет со дня рождения народного художника Казахстана, одного из создателей национальной школы живописи Канафии Тельжанова
04.05.2012 / история

Елена БРУСИЛОВСКАЯ, "Казахстанская правда", 3 мая

Чтобы в полной мере осознать масштаб личности и степень одаренности этого человека, достаточно сказать, что его имя вошло в список 10 тысяч лучших художников мира, начиная с XVIII века. Его картины украшают залы знаменитой Третьяковской галереи. Сложно перечислить все регалии Канафии Темир-Булатовича, поэтому назову лишь основные: народный художник СССР (1978 г.), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967 г.), народный художник Казахской ССР (1963 г.), лауреат Государственной премии Казахстана (1967 г.), действительный член (академик) НАН РК (2003 г.), заслуженный деятель искусств КазССР (1961 г.), Почетный академик Международной академии наук Высшей школы, профессор (1981 г.). Канафия Тельжанов награжден серебряной медалью М. Б. Грекова, орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, "Отан", многочисленными медалями. Он является лауреатом независимой премии "Тарлан". Сегодня Канафия Тельжанов – руководитель персональной творческой мастерской Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова.

Картины на все времена
К этому художнику у меня особое отношение. Журналистская судьба подарила мне незабываемую встречу с Канафией Тельжановым, когда я, начинающая журналистка, получила задание сделать материал из Государственного музея искусств им. А. Кастеева, основателем и первым директором которого и был Канафия Темир-Булатович.
Когда интервью было записано, Тельжанов неожиданно предложил мне посмотреть картину, над которой он тогда работал. Мастерская художника располагалась здесь же, в музее, рядом с кабинетом. Помню, как я замерла, переступив ее порог, – прямо передо мной колосилось море спелой пшеницы. На огромном, во всю стену полотне раскинулась бескрайняя казахстанская целина, в гуще спелых колосьев лишь угадывались еще непрорисованные силуэты.
– Ваше впечатление? – спросил меня Канафия Темир-Булатович. Но, судя по моему лицу, ответ, видимо, и так был ясен.
С тех пор прошло много лет, но я не могу забыть это пшеничное море. Тельжанов обладает удивительным даром, присущим лишь избранным, – создавать картины, выражаясь современным языком, на уровне 25-го кадра. Увидев его полотна однажды, забыть их уже невозможно.
Канафия Тельжанов прожил большую, полную событий жизнь, которая во многом явилась отражением истории огромной страны под названием СССР. Ее трагедии были и его трагедиями, а победы – и его победами. Эта эпоха перемен и великих потрясений застыла на холстах художника, он видел ее глазами историка и философа. Новатор в живописи, Тельжанов сумел обуздать время, сделав его достоянием не только современников, но и потомков.
"Картины Канафии Тельжанова – это могучие, красивые песни о родном Казахстане, о великой борьбе народа за светлое прекрасное будущее", – сказал народный художник СССР, академик Академии художеств СССР Урал Тансыкбаев.
Есть Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1978 года, где сказано: "Почетное звание "народный художник СССР" присваивается наиболее выдающимся деятелям советского изобразительного искусства".
Канафия Тельжанов ярко заявил о себе еще студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, представив в качестве дипломной работы в 1953 году картину "Амангельды Иманов", где героико-исторический жанр, приверженцем которого был его учитель Михаил Иванович Авилов, трактовался совершенно по-новому. С годами он совершенствовал и оттачивал мастерство, превратив свою мастерскую в настоящую научную лабораторию по созданию своего стиля в искусстве. Не случайно его называют одним из основателей казахской национальной школы живописи.

Браво, господин Тельжанов!
Картины Канафии Тельжанова невозможно спутать с произведениями других художников – его отношение к отображаемому миру, выбор сюжетов, сам подход к выразительным средствам живописи настолько оригинальны, что узнать кисть мастера не составляет труда. Это подтвердила одна из последних крупных выставок казахстанского искусства за рубежом, которая немногим более года назад впервые прошла в Лондоне в залах знаменитого аукционного дома Christie’s. Она называлась "Сокровища Казахстана". Причем это не была выставка-продажа, Christie’s демонстрирует и обычные экспозиции в осенний период, когда залы свободны от аукционов.
Идея проведения выставки картин Государственного музея искусств им. А. Кастеева принадлежала главе русского отдела Christie’s Алексею Тизенгаузену. Торговый дом взял на себя организацию выставки, включая перевозку картин, оформление и издание каталога.
Как рассказала руководитель Центра современного зарубежного искусства музея Елизавета Ким, открывали и предваряли выставку две картины Канафии Темир-Булатовича Тельжанова – "На земле дедов" ("Атамекен") и "Кокпар".
– Именно они задали тон всей экспозиции, потому что работы, выполненные на высоком профессиональном уровне, раскрывают национальные особенности живописи Казахстана, – отметила Елизавета Ким. – И в то же время это такая художественная система, которая понятна каждому европейцу, потому что, как известно, Канафия Темир-Булатович получил в советское время прекрасное образование в Академии художеств в Ленинграде. Причем эти произведения были отобраны самими представителями дома Christie’s, которые предварительно приезжали в Алматы, чтобы ознакомиться с коллекцией нашего музея. Чтобы показать произведения Канафии Тельжанова, устроители выставки пошли даже на дополнительные расходы. Как правило, выездные выставки диктуют небольшой формат холстов, а у Канафии Темир-Булатовича произведения большого формата, их просто нельзя внести в самолет, поэтому, чтобы доставить картины в Лондон, был заказан специальный грузовой рейс. Но надо сказать, что эти затраты были не напрасны.
В выставочный зал знаменитого аукционного дома Christie’s ведет большая лестница, и, подходя к ней, первое, что видели посетители, – это картины Канафии Тельжанова, которые ярко характеризовали нашу республику, наш народ. Ведь известно, что именно искусство дает самое полное представление о стране. И было очень приятно, что только на открытии выставки собралось свыше 500 человек – казахская и русская диаспоры Лондона, английские журналисты, коллекционеры, а вообще эту выставку посетило рекордное для дома Christie’s количество людей, причем очень много было молодежи. Директор нашего музея Бахыт Сералиев рассказывал, что к нему подходили многочисленные представители творческой интеллигенции, очень тепло отзывались о выставке, и при этом все отмечали две ключевые работы Канафии Тельжанова, называя его гениальным.

Истоки
Надо сказать, что появление картины "На земле дедов" ("Атамекен") имеет свою историю. Она была навеяна художнику воспоминаниями детства. Не случайно говорят, хочешь познать человека, посмотри, каким он был в юности, – ведь именно тогда закладывается характер, который потом становится судьбой.
И здесь звезды были благосклонны к Тельжанову – он родился в Омске в семье видного государственного и общественного деятеля Темир-Булата Мухамеджановича Тельжанова.
– Мой прадед Тельжан был уважаемым человеком, – рассказывает Канафия Темир-Булатович. – В архивах Омской губернии хранились сведения о том, что он был образованным человеком, знающим арабский язык, много сделавшим для просвещения казахской молодежи. Еще до революции его стараниями были открыты двухгодичные образовательные школы, а позже, в 20-е годы, Тельжан открыл специальную четырехгодичную школу на Кокшетавщине, в 18 километрах от Кзылту, в одном из аулов, которому потом люди дали название Тельжан-аул. Об этом мне рассказывал мой дед Мухамеджан.
Я помню, как ребенком он часто катал меня на тачанке, запряженной тройкой, из Тельжан-аула в мамин аул Байтуяк, который располагался в Омской губернии. Мне запомнился огромный размах степи, наполненной ароматом трав, полыни, цветов… Это был какой-то захватывающий дух свободы! Еще запомнились мазары, разветвляющиеся степные дороги, вдоль которых встречались памятники народного зодчества казахов Западной Сибири. Когда я стал художником, всплыли эти воспоминания детства, и поэтому чувство глубокого уважения к старшему поколению, любви к родной земле я пронес через всю жизнь.
Став зрелым мастером, Канафия Темир-Булатович создал монументальное полотно "На земле дедов" как дань памяти своим предкам. По мнению искусствоведов, эта картина открыла новый этап в истории изобразительного искусства Казахстана.
На формирование Тельжанова как художника и личности большое влияние оказал его отец Темир-Булат Мухамеджанович Тельжанов. Это был неординарный человек. В первые послереволюционные годы он возглавлял молодежные организации Сибири, был редактором краевой газеты "Кедей сөзi" – органа Сиббюро ВКП(б), одним из редакторов газеты "Бостандык туы" – органа представительства КАССР при Сибревкоме, позже Акмолинского губревкома. Был членом Кокчетавского исполкома и Акмолинского губисполкома, республиканской комиссии при Сибревкоме по размежеванию границ Сибкрая и КАССР, чрезвычайным уполномоченным Сибревкома в КазЦИКе по Акмолинскому и Атбасарскому уездам на продфронте. В Оренбурге стал организатором и одним из редакторов краевой газеты "Энбекши Казак" – органа крайкома ВКП(б), членом ЦИКа КазССР 1-го и 2-го созывов.
В середине 20-х годов Темир-Булат Тельжанов был направлен на учебу в Ленинградский политехнический институт им. М. Калинина. Вскоре он перевез в Ленинград и семью. В 1929 году, окончив политехнический, сразу же поступил в Институт красной профессуры, где ковались кадры советской интеллигенции. Наверное, мало кто знает, что об этом периоде жизни Тельжанова-отца писал Сабит Муканов в своем романе "Школа жизни".
"В Ленинграде существовал хороший обычай: студенты, приехавшие из разных краев и союзных республик, организуют так называемые землячества. Организовали такое землячество и казахские студенты. Раз в месяц они собирались все вместе, делились новостями, полученными из Казахстана, устраивали вечера отдыха, спорили, читали доклады. Казахское землячество насчитывало тогда около 250 человек. Председателем его был студент политехнического института Темир-Булат Тельжанов… Сюда, к Темир-Булату Тельжанову, и я пришел посоветоваться по квартирным делам. Темир-Булат в тот же день помог устроиться с квартирой".
Кстати, почти через 50 лет, в 1989 году, о заслугах Темир-Булата Тельжанова говорили участники Дней культуры Казахстана в Ленинграде. Тогда был поднят вопрос об увековечении памяти казахстанцев, живших и работавших в 20–30-е годы в Ленинграде. Предлагалось установить мемориальные доски на домах, где в то время жил не только Темир-Булат Тельжанов, но и Мухтар Ауэзов, Алкей Маргулан, Каныш Сатпаев. Это были люди особого склада – талантливые, с огромным творческим потенциалом, образованные.
Маленькому Канафие повезло, что он рос в такой интеллектуальной среде. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец отдал его в художественную школу "Юных дарований" при Всероссийской академии художеств. Это бывшая императорская Академия художеств, которая была открыта в Санкт-Петербурге еще во времена императрицы Елизаветы в 1757 году. По словам Канафии Темир-Булатовича, он всегда любил рисовать, но считает, что талант в человеке заложен свыше, и это определяет его судьбу.

Удары судьбы
А судьба не долго была к нему благосклонна: одарив коротким счастливым детством, нанесла первый удар: 4 декабря 1937 года отец Канафии был арестован, а в апреле 1938-го расстрелян как враг народа. Ему было 39 лет. Темир-Булат Тельжанов разделил печальную судьбу лучших людей государства, которые были незаконно репрессированы в годы сталинского террора. Забегая вперед, скажу, что Канафия Тельжанов приложил немало усилий, чтобы восстановить честное имя своего отца. Темир-Булат Тельжанов в 1958 году посмертно был реабилитирован. А благодаря настойчивости его сына в 1989 году восстановлен в рядах КПСС с 1919 года специальным постановлением ЦК КП Казахстана.
Клеймо "сына врага народа", которое легло на подростка, изменило и его биографию – Канафию практически сразу же отчислили из художественной школы, по сути, он стал изгоем общества. И тем не менее не изменил мечте стать художником, поступив в изостудию.
Вскоре началась война, и его вместе с другими ребятами эвакуировали в село Колково Кировской области.
– Помню, когда я с рюкзаком за спиной спускался по лестнице с третьего этажа и оглянулся на маму, стоявшую у двери и молча провожавшую меня в эвакуацию, то понял, что больше никогда ее не увижу, – вспоминает Канафия Темир-Булатович. – Так оно и случилось. В 1942 году она погибла от голода в блокадном Ленинграде. Мою маму звали Жамал, она работала воспитателем в детском саду. Мне она запомнилась молодой и очень доброй. В тяжелые минуты жизни эти дорогие для меня люди незримо всегда были рядом – я чув­ствовал за спиной отца, его опору, и ласковые руки мамы, которые меня поддерживали.
В 1942 году детей, оставшихся без родителей, стали отправлять из Колково в ремесленное училище в город Халтурино, но у Канафии появилась мысль вернуться на родину в Казахстан. Несколько раз он обращался в районный отдел милиции, чтобы получить разрешение поехать на учебу в Алма-Ату. Его недетская настойчивость удивила даже повидавших немало служак. Не случайно начальник райотдела милиции на прощание ему сказал: "Из тебя будет толк, парень". А путь был долгим и нелегким. Представьте – военный 1943 год. Зима. И Канафия шел пешком в пургу через вятские леса 20 км до станции! Потом был долгий путь до Кирова, затем поездом до Новосибирска, а оттуда в Алма-Ату.
И так как у него уже была художественная подготовка, его приняли сразу на второй курс Алмаатинского художественного училища, которое он благополучно окончил в 1947 году.
Я вернулся в свой город, знакомый до слез
И тут в его судьбе опять возник Ленинград. После окончания училища Канафия решил продолжить учебу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
– Вы не поверите, но, наверное, это действительно был зов судьбы, – говорит он. – Я словно услышал зов отца и матери, ведь они погибли в этом городе. Ленинград для меня не просто место на карте – это город и моей боли, и моей любви. Любви к прекрасному, к искусству. Любовь к этому городу мне привил еще отец. Он постоянно водил меня, совсем мальчишку, по галереям, Эрмитажу, Русскому музею... И потом я часто приходил туда, где когда-то мы бывали вдвоем.
Окончив в 1954 году институт, Канафия опять вернулся в Алма-Ату, не оставшись в любимом Ленинграде, городе поэтов, писателей и художников. Почему? На этот вопрос он ответил так:
– Потому что я, как ни высокопарно это звучит, люблю свою родину. Я – казах, сын своей земли. Знаете, как герой греческих мифов Антей черпал силы, прикасаясь к матери-земле, так и художник может творить только на родной земле, только она питает талант, дает силы для творчества.

Тень прошлого
Канафия Темир-Булатович вернулся в Алма-Ату полный творческих замыслов, казалось, что для одаренного художника наступило счастливое время. Но прошлое все еще преследовало его. В 1954 году на III Съезде художников Казахстана, в котором участвовали гости из Москвы, союзных республик, руководители отдела культуры ЦК КП Казахстана и Совета министров, его кандидатура была выдвинута в члены правления, но неожиданно ее отклонили партийные функционеры на основании того, что Тельжанов якобы был "сыном врага народа".
– Я был потрясен этим обвинением, – взволнованно говорит Канафия Темир-Булатович, – тем более что оно прозвучало в переполненном зале, где сидело столько извест­ных людей! Помню, когда раздался громогласный голос представителя ЦК КП Казахстана: "Отвечайте, вы высланы были в Ленинград?", из задних рядов кто-то выкрикнул: "В Ленинград не высылают, это колыбель революции". Хотя надо сказать, что и раньше, в школе, интернате, институте я порой чувствовал скрытую неприязнь некоторых педагогов, знавших мою биографию, но такого предательства от своих собратьев-казахов не ожидал. Для меня это было потрясением. Я ушел со съезда.
Он тяжело переживал этот очередной несправедливый удар судьбы. Многие талантливые люди в такой ситуации просто ломались. Но Тельжанов нашел в себе силы и снова выстоял! Жизнь так часто его била, что он научился, как говорится, держать удар.
Спасла его любимая живопись. Канафия все бросил и уехал далеко в горы, в долину Кора, что в Джунгарском Алатау, и стал писать. Прекрасная природа возродила его, здесь впервые почти физически он ощутил первозданность мира. Однажды на джайлау художник увидел девушку, сидящую у костра. Она о чем-то задумалась, глядя на огонь. Это была, по сути, уже готовая композиция. Так родилась ставшая знаменитой картина "Жамал", которую Канафия Тельжанов посвятил памяти любимой матери. Казалось бы, сюжет ее прост, но в его понимании это было неким олицетворением единства Человека и Вселенной. Не случайно полотно позже было отобрано для Третьяковской галереи.
Тельжанов, как все большие художники, смотрел на мир глазами ребенка, ведь подлинную красоту воспринимает только чистая душа. Александр Блок когда-то писал: "Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети". По мнению поэта Эдуарда Межелайтиса, глазами ребенка увидел греческий скульптор исполненную очарования Афродиту, а Рафаэль – красоту и непорочность Сикстинской Мадонны, Леонардо да Винчи – благородную прелесть Монны Лизы. Прекрасное не терпит лжи. Чем талантливее художник, тем больше прекрасного в мире видят его глаза.

Восхождение
"Горный" период стал переломным в жизни художника. Канафия Тельжанов нашел свой путь в искусстве, где традиции тесно переплетались с новаторством. Одна за другой стали появляться картины, составившие славу казахстанского изобразительного искусства – "Звуки домбры", "Тишина", "Впервые", "В солнечном краю", "Кокпар", "Кыз-куу", "Разговор", "Подруги", "Мирные огни", "Карлыгаш", "Дома", "Искра", "Поток", "Правда", "Свобода, "Надежда", "Под чистым небом", "Счастливые" и многие, многие другие.
Картина "Кокпар", например, как мы уже писали, покорила даже чопорных британцев. Кажется, что прямо на зрителей несется грохочущая лавина всадников. Полотно полно такой экспрессии, что возникает иллюзия реальности – кажется, слышишь ржание коней, топот их копыт, крики всадников. Впереди богатырь в пунцовой рубашке. Он весь во власти игры, азарта, бросил поводья,и, как птица, взмахнув руками, кричит на всю степь, радуясь победе, силе, солнцу. Надо очень любить жизнь и глубоко понимать психологию человека, чтобы создать такую жизнеутверждающую картину.
Гимном победе, торжеству светлых идеалов стало полотно "Запевала" – центральная часть триптиха "Начало", посвященного революционному прошлому страны. За нее Тельжанов был удостоен серебряной медали имени М. Б. Грекова. Эта картина находится сейчас в одном из залов Третьяковской галереи. Удивительно красива и поэтична его работа "Звуки домбры".
О полотнах Канафии Тельжанова можно писать много, они высоко оценены любителями искусства и профессионалами, неоднократно выставлялись не только внутри страны, но и на многих международных выставках, в том числе в странах Европы, США, Скандинавии, в азиатских государствах.
Творчество художника получило широкое международное признание. Свидетельством тому – приглашение в качестве педагога в Академию искусств Кубы и в Китай, в Синьцзянский институт искусств. Десятки лет, начиная с послевузовского периода, Тельжанов занимался подготовкой отечественных живописцев. Им воспитана целая плеяда молодых художников.
Его произведения широко изданы и репродуцированы – от шикарных фолиантов до набора цветных открыток и школьных учебников.
Свыше 20 лет Канафия Тельжанов был в руководстве Союза художников СССР, неоднократно возглавлял и Союз художников Казахстана, избирался депутатом Верховного Совета VI и VII созывов.
Полотна классика казахстанской живописи выставлены в Государ­ственном музее искусств им. А. Кастеева. Много сил было им отдано и в период строительства этого уникального здания, ставшего одной из достопримечательностей Алматы.
– Это мое детище, – улыбаясь говорит Канафия Темир-Булатович, – ведь я собирал по всему Казахстану экспонаты по древнему и народно-прикладному искусству казахов. Залы музея открыли миру изобразительное искусство Казах­стана с древнейших времен и до наших дней. Кроме того, музей стал научно-исследовательским центром изобразительного искусства страны. Залы музея принимали и продолжают принимать художественные выставки со всех континентов. В нем проходят творческие встречи, конференции и симпозиумы с участием выдающихся деятелей культуры. Мне доводилось приветствовать у нас знаменитого американского художника Рокуэла Кента, итальянца Ренато Гуттузо, венгерского художника Иштвана Киша.
С высоты прожитых лет мне бы хотелось сказать несколько слов нынешним молодым художникам, тем, кто идет вслед за нами.
Будьте патриотами своей страны, достойными внести значительный вклад в созидательный труд, культурное строительство великой процветающей нашей Родины. Вы знаете, что сегодня взоры всей мировой общественности обращены к Казахстану, к его столице Астане, открытой всему миру, всем странам и государствам, нациям и народам Земли, к нашим достижениям и успехам, достигнутым под руководством Лидера нации. И в этих достижениях есть немалая доля труда деятелей культуры и искусства, утверждающих своим творчеством высокие идеалы гуманизма, вселяющих в души людей Радость, Счастье и Любовь.
А сам Канафия Тельжанов, несмотря на почтенный возраст, все так же в строю. В его мастерской более 10 начатых работ, а сколько еще замыслов! Для художника, пока он жив, держит в руках кисть, творить – это и значит жить.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Чтобы помнили 30.05.2012
Слово о Мырзатае Жолдасбекове 28.05.2012
Со страниц истории 25.05.2012
Было время грозовое 23.05.2012
Вся жизнь – в науке 23.05.2012
У людей во всех советских республиках отнимают их гордость 16.05.2012
Елдаши на марше 15.05.2012
Достойная биография 15.05.2012
Первенец отечественной прессы 14.05.2012
Главный монтажник страны 14.05.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz