NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:48 ast
08:48 msk

Казахская дипломатия зарождалась на… мягкой белой кошме
Первые сведения о внешнеполитической деятельности казахских ханств, обнаруженные во время археографических экспедиций Института востоковедения, свидетельствуют о том, что корни казахской дипломатии берут начало в глубокой древности
02.07.2012 / история

Меруерт АБУСЕИТОВА, директор Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова Министерства образования и науки, доктор исторических наук, профессор, "Казахстанская правда", 29 июня

Первые сведения о внешнеполитической деятельности казахских ханств, обнаруженные во время археографических экспедиций Института востоковедения, свидетельствуют о том, что корни казахской дипломатии берут начало в глубокой древности
В одной газетной статье невозможно осветить все многогранные стороны внешнеполитической истории, искусства ведения переговоров, которым правители Казахского ханства, судя по историческим материалам, прекрасно владели. Поэтому сегодня мы коснемся лишь некоторых форм средневековой дипломатии наших предков. Сохранилось много разно­образного материала по истории казахской дипломатии – послания, письма, документы с печатью, "под перстнем", переписка, донесения и другие. Но особую важность представляют письменные восточные источники, в которых описаны военные походы и успехи казахских правителей. Таковы, например, "Тарих-и аламара-йи Аббаси", "Шараф-наме-йи шахи", "Бахр ал-асрар", "Имамкули-хан-наме". Согласно им, дипломатические переговоры могли вести компетентные люди с определенным рангом. Но переговоры от имени государства вели только ханы, султаны, военачальники, ходжи, специальные послы и гонцы.
Дошедшие до нас исторические документы порой тенденциозны, по содержанию иногда парадны и пом­пезны. Тем не менее эти документы чрезвычайно ценны – в них сохранился дух того времени, чаяния и надежды казахских ханов. Об этом, к примеру, ярко свидетельствуют запросы казахских ханов, в которых они выражали тревогу в исходе переговоров с противниками. Так, казахский хан Турсун (время правления 1613–1627), принимая гонца от аштарханидского хана, выражает сомнение, вступит ли тот с ним в союз, будет ли соблюдать клятву верности, если он выдаст за него свою дочь?.. Важно также рассмотреть вопрос о "протоколе" переговоров, ибо существовали весьма выразительные формулы, которые отражали различные степени зависимости или, наоборот, самостоятельности государства. Такой материал можно почерпнуть из переговоров казахских ханов с шайбанидами. Как отмечалось в источниках, они называли друг друга "братьями", что свидетельствует о равноправных взаимоотношениях между этими государствами. В средневековых протокольных документах, относящихся к Казахскому ханству, не раз встречается слово "друг", которое также характеризует равноправные и почтительные отношения между государствами-партнерами.
Но иногда переговоры носили далеко не равноправный, а зависимый характер. В 1594 году перед казахским посольством стояла задача добиться поддержки Москвы в борьбе с шайбанидским ханом Абдаллахом. В марте 1595-го казахскому послу вручили ответную царскую грамоту, в которой московский царь сообщил хану Тауекелю, что принимает Казахское ханство "под свою царьскую руку". Однако это было абсолютно неприемлемо для казахского хана. Из материалов казахско-русских переговоров видно, что Тауекель отношения с Москвой представлял не в форме утраты Казахским ханством политической независимости, а лишь как военный союз.
Начало активной внешней политике Казахского ханства было положено при хане Касыме (время правления 1511–1518), и главной целью внешнеполитической концепции было достичь выгоды. Под "выгодой" подразумевалось приобретение, то есть завоевание новых земель, что вполне логично, поскольку внешнеполитические интересы государства определялись его территориальным положением. Поэтому каждый из казахских правителей, начиная с Керея и Джанибека, стремился завоевать новые территории и провести новые границы. При этом не исключается, что сама концепция построения государства была унаследована казахами от империи Чингисхана, как и церемония возведения на трон или "поднятия на белой кошме". Этот древний ритуал соблюдали и тюркские каганы, и караханиды, и чингизиды. Порядок был таков: фарраши (слуги, растилающие ковры) стелили ковры, паласы и устанавливали трон; затем по звездам определялось благоприятное время восшествия на престол, и только после этого приглашали султанов, сановников и мусульманское духовенство. В определенное астрологами время хана сажали на белый войлок и, взявшись за четыре его края, поднимали. Причем за края войлока имели право браться только представители знатных родов. Согласно этим правилам, после поднятия на белой кошме хан произносил клятву верности по особой формуле. Новоизбранного хана усаживали на трон, и начинался пир с подношением даров. Каждого, кто принимал участие в церемонии, хан одаривал дорогим халатом (шапаном). Затем в честь правителя читалась хутба и выбивалась монета с его именем. Это засвидетельствовано и в письменных, и устных источниках, об этом сообщают и надписи на некоторых каменных стелах. Ритуальная церемония поднятия хана на белой кошме подробно описана и в восточных рукописях – "Бахр-ал-асрар", "Тухфат ал-хани".
Итак, XVI век стал важным этапом в развитии казахской дипломатии и формировании военного государства. Кроме того, это время стало для Казахстана полосой глубокого кризиса, обусловленного внутренними экономическими, социальными и политическими факторами. Кризис не замедлил сказаться и на международном положении. Все с большим трудом ханам удавалось удерживать завоеванные земли, противники активно организовывали антиказахские коалиции, подрывая их влияние. Перелом в пользу Казахского ханства произошел лишь во второй половине XVI века, когда к власти пришел хан Хакк-Назар. Он провел ряд реформ и существенно укрепил систему государственного управления и армию. При этом основное внимание при Хакк-Назаре (время правления 1548/49–1580) было обращено на богатые присырдарьинские города – торговые центры. Ведя борьбу за эти богатые земли, казахи вступили в противоборство с могущественными шайбанидами, а затем и аштарханидами. Продолжая политику Хакк-Назара, его преемнику – казахскому хану Тауекелю (время правления 1583–1598) удалось добиться некоторых успехов. Но и он в присырдарьинских городах столкнулся с сильным сопротивлением.
Имя хана Тауекеля следует упомянуть особо, ведь он ввел в государственную практику междинастические браки и военно-политические союзы. Так, например, Тауекель одним из первых казахских ханов установил союз с Россией, закрепив его договором. Затем была создана коалиция с шайбанидами, ногайскими правителями и многими другими. Одним из важных договоров о мире и сотрудничестве в деле отражения внешней агрессии и улаживания политических конфликтов является договор, заключенный в 1598–1599 годах между Казахским ханством и Аштарханидским государством. Договор был утвержден после войны, в которой каждая из сторон пыталась расширить сферу своего влияния в присырдарьинских городах. Наиболее полный текст договора приводится в "Тарих-и аламара-йи Аббаси". В этом документе говорится, что после длительных переговоров между казахами и аштарханидами был подписан мирный договор при непосредственном участии суфийского ордена Накшбандийа. Условия договора должны были соблюдаться неукоснительно, так как его заключение сопровождалось ритуальным действием, клятвой перед Аллахом и символизировало создание священного союза. Нарушение договора означало нарушение святая святых и беспощадно каралось. Преступивший клятву, как правило, расплачивался потерей независимости своей страны и увеличением дани "больше прежнего". Примечательно, что победитель – Казахское ханство получило в свои владения Ташкент (Ташкентский вилайет считался составной частью Аштарханидского государства). Аштарханиды обязывались не вмешиваться во внутренние дела Ташкентского вилайета, а казахи, согласно договору, должны были определенную часть налогов, собранных ими в Ташкенте, отправлять аштарханидскому хану.
Свои военные успехи казахские правители закрепляли не только с помощью дипломатических актов-договоров. Так, на престолы завоеванных городов они в первую очередь сажали своих сыновей, братьев и других членов ханского рода. Будучи умными политиками, ханы понимали, что гораздо надежней будет сохранить престол в завоеванном городе, оставив на нем потомка местной династии, но при этом связав его договорными обязательствами и контролируя с помощью соглядатаев. По сути, он становился заложником на своей родной земле. Заложничество в те времена практиковалось как одно из гарантий мирных отношений и соблюдения договора. Понятно, что в заложники предпочитали брать представителей ханского рода. Но часто зависимые ханы сами присылали ко двору победителя своих сыновей в знак верности.
Нередко в заложники попадали во время военных действий. Так, в 1580 году тобольский воевода Данил Чулков вместе с сибирским ханом Сейдяком захватил в плен казахского султана Ураз-Мухаммада. Как известно из источников, в 1594 году казахский хан Тауекель обратился к российскому правительству с просьбой о возвращении своего племянника султана Ураз-Мухаммада, что послужило поводом для установления дипломатических связей двух государств.
Много исторических сведений сохранилось о династических браках, которые правители соседних государств заключали с казахскими ханами. Династический брак воспринимался как один из традиционно необходимых актов установления союза, подобно обмену подарками, послами или посланиями. На тесную связь династического брака и договорных отношений указывает такой интересный факт: заключение брачных союзов оговаривалось непосредственно в текстах договоров. Так, договор могулов с казахами был закреплен династическим браком: "Когда же Исан-Буга-хан переселился из [этого] мира [в мир небытия], Йунус-хан пошел по пути согласия и единодушия, укрепил основы любви и дружбы родством, приобретенным браком, и своячеством; он отдал свою [дочь] покрытую одеянием целомудрия Михр-Нигар-ханим, после смерти Умар-Шайх-мирзы, сына Абу Сайид-мирзы, замуж за Адик-султана, сына Джанибек-хана. И таким способом обе стороны соединила и скрепила нить дружбы и союза". Михр-Нигар-ханим после смерти своего первого мужа – казахского султана Адика стала женой казахского хана Касыма, который после этого настолько укрепился в областях Дешт-и-Кыпчака, что сумел расширить свою армию до более чем двухсот тысяч всадников.
Все это говорит о том, что дипломатия в XVI–XVII веках играла чрезвычайно важную роль в развитии казахской государственности. Анализ письменных источников, грамот, печатей, монет с титулатурой позволил восстановить историю дипломатических отношений Казахского ханства с соседними государствами, исследовать международные соглашения, династические браки – все те дипломатические средства и приемы разрешения международных споров, которые казахские ханы активно использовали, защищая интересы государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Шанышкылы Бердыкожа-батыр – государственный деятель, сардар, дипломат 30.07.2012
Казахстанская Магнитка: Время. Люди. Судьбы 25.07.2012
"Он любил жизнь во всем многообразии..." 25.07.2012
Дороги и стройки Алексея Хегая 25.07.2012
Вольный ветер казахских степей 24.07.2012
Однажды и на всю жизнь 20.07.2012
Новые тайны "Долины царей" 20.07.2012
Мавзолей – сильной личности 19.07.2012
В Павлодаре до конца лета установят памятник Валиханову и Потанину 12.07.2012
Древние "казахстанцы" еще в четвертом-третьем тысячелетиях разводили скот 12.07.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz