NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:00 ast
12:00 msk

Шанышкылы Бердыкожа-батыр – государственный деятель, сардар, дипломат
Издревле казахи особо отличившихся в сражениях предводителей ополчений, а также храбрых и отважных воинов называли батырами…
30.07.2012 / история

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, доктор исторических наук, "Казахстанская правда", 27 июля

Одним из выдающихся государственных деятелей, почитаемым казахским кочевым сообществом, признанным российскими и китайскими властями сардаром был Шанышкылы Бердыкожа-батыр, посвятивший жизнь защите рубежей родины от нашествия иноземных захватчиков. Совсем недавно учеными Института этнологии и антропологии РАН Татьяной Балуевой и Елизаветой Веселовской совместно с Институтом археологии им. А. Маргулана во главе с директором Бауыржаном Байтанаевым был реконструирован внешний облик знаменитого батыра.
Издревле казахи особо отличившихся в сражениях предводителей ополчений, а также храбрых и отважных воинов называли батырами. Позднее так стали именоваться люди, ярко проявившие себя в выступлениях против колониальной политики царской администрации и набегов войск китайской империи и среднеазиатских ханств. Звание батыра приобреталось исключительно личными подвигами и не передавалось по наследству, причем его могли заслужить простолюдины и бии, султаны и ханы.
Так, в XVIII–XIX веках высокого звания батыров удостоились выдающиеся казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Абылай и Кенесары. В XVIII веке в казахском обществе появилась целая плеяда любимых народом главнокомандующих крупными военными соединениями жузов, что было связано в первую очередь с борьбой казахов против длительной джунгарской агрессии: Канжыгалы Богенбай, Каракерей Кабанбай (Средний жуз), Табын Букенбай, Тама Есет (Младший жуз), Шанышкылы Бердыкожа, Шапрашты Наурызбай (Старший жуз).
Среди них одно из самых достойных мест занимает храбрый военачальник Шанышкылы Бердыкожа-батыр. По неписаным законам к именам наиболее уважаемых батыров прибавляли название его родового объединения, что было признанием не только выдающихся заслуг перед Отечеством, но и знаком отличия главнокомандующих жузами.
Жестокое поражение в годы "великого бедствия" (1723–1727 гг.) не сломило волю и дух казахов. Именно героизм народа, его мужество, готовность к самопожертвованию во имя сохранения независимости родины позволили не только выстоять, но и внести решающий вклад в разгром джунгарских захватчиков. Примечательно, что степняки отчаянно сражались и отстаивали территорию Казахстана, не делясь на жузы, племена и роды.
Шанышкылы Бердыкожа-батыр происходил из славного рода шынышкылы древнего племени уйсын Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Значительные группы представителей этого воинственного рода проживали в районе Ташкента. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сырдарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена.
Бердыкожу-батыра видели бросающимся на врага с родовым ураном (кличем) "Айырылмас", племенным – "Бахтияр" и общеказахским – "Алаш". Ни один казахский воин не мог устоять после таких слов-призывов к проявлению массового героизма знаменитого батыра Богенбая: "Отомстим врагам нашим, умрем с оружием в руках, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленения наших детей. Робели ли когда воины равнин кыпчакских?!"
По данным тщательного исследования и реконструкции останков Бердыкожи-батыра учеными из лаборатории знаменитого Михаила Герасимова, осуществленным под руководством Т. Балуевой, "его рост составлял 177 сантиметров, что было несколько выше величин, характерных для своей эпохи". Он был широкоплеч, хорошо физически тренирован. "Рельеф всех костей правой руки имеет максимальное развитие, что говорит о постоянных физических упражнениях этой конечности". Более того, "топография костно-мускульного рельефа свидетельствует о том, что этот человек был опытным наездником". Он владел всеми видами холодного и стрелкового оружия. В детстве его называли "бала-батыром", видимо, из-за раннего участия в казахско-джунгарских войнах.
Некоторое время аулы батыра располагались рядом с аулами Кабанбай-батыра и Казыбек бия в районе Алаколя и Тарбагатая. Между ними были братские и дружественные отношения. Согласно устным преданиям, во время одного из сражений Бердыкожа-батыр уступил свою лошадь старшему другу Каракерей Кабанбай-батыру, потерявшему боевого коня.
Шанышкылы Бердыкожа-батыр неоднократно выходил победителем в единоборствах с джунгарами – "жекпе-жек". Казахское государство времен Абылай-хана доверяло ему военное знамя казахского ополчения. Он был включен в ханский совет, что считалось признанием его выдающихся заслуг перед Отечеством.
Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историо­логия повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений в районах Буланты, Билеуты, Итишпес, Аныракай, Талкы, Ебы, Алаколь, Улансу, Мамырсу, Шар, Шорга и других.
Он принял участие в знаменитых Булантинском и Аныракайском сражениях против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах армии Абылай-хана против вторгшихся в Казахстан многочисленных войск китайцев. В 1771 году во время "пыльного похода" Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. Как и раньше, батыры всех родов, племен и жузов единым фронтом выступили против калмыков, мстя им за прежние бесчинства. И враги, имевшие боеспособное войско общей численностью в 40 тыс. человек, потерпели жестокое поражение.
Значительный урон калмыкам был нанесен отрядами султана Айшуака на реке Сагиз. На реке Орь, Ужим, близ Мугоджарских гор отступающие калмыки подверглись нападению отрядов хана Нуралы. Султаны Абылай, Султанбет и Абульфеис также отважно сражались с калмыками. Чудеса героизма проявили батыры Баян, Жанибек, Уйсунбай, Аркандар, Байгозы, Уразумбет, Ильчибек, Баянбай и другие. Бились с врагом и воинские соединения казахов Старшего жуза во главе с такими батырами, как Тлеукабыл, Жайсан, Каумен, Камке, Даулет, Малдыбай, Конысбай и Шанышкылы Бердыкожа. Казахам удавалось захватывать скот, пленных и имущество противника. По прибытии в Синьцзян остатки калмыков были расселены небольшими группами и стали нести службу, преимущественно на границе с казахами.
Сражения казахов с отступающими волжскими калмыками во время "Шанды жорык" имело огромное историческое значение. Наши предки отстояли земли Тарбагатая и бассейна реки Или. Таким образом закончилась почти 200-летняя война с воинственными джунгарами и волжскими калмыками.
Существует предание, что батыры Старшего жуза не выступали в поход и не проводили крупные курултаи, если не было среди них Шанышкылы Бердыкожи-батыра. После Толе бия его считали вторым по рангу государственным деятелем и выдающимся полководцем Старшего жуза. Поэтому не случайно Машхур Жусуп Копеев ставит его имя наравне с такими признанными народными героями, как Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Каздаусты Казыбек, Шакшак Жанибек, Кокжал Барак, Сырым Малайсары. Он же отмечал, что "Шанышкылы Бердыкожа-батыр был одним из самых именитых, сильных и надежных батыров".
Сардар, представляя жизненные интересы Казахского ханства, не раз участвовал в дипломатических переговорах с Китаем, представителями Российской империи и кыргызами. Так, 13 июля 1783 года, впервые прибыв на Иртышскую пограничную линию, был тепло принят комендантом Семипалатинской крепости, ученым и капитаном российской армии Иваном Андреевым. А до этого на протяжении почти 18 лет стоял на границе с алатаускими кыргызами, не допуская их на территорию Юго-Восточного и Южного Казахстана, несмотря на то что традиционные кочевья рода шанышкылы находились за сотни километров оттуда.
О богатстве батыра И. Анд­реев рассказывал в своем знаменитом историческом бестселлере "Описание Средней орды киргиз-кайсаков": "Волость чашклынская (шанышкылы. – Авт.), в которой старшина Берды-кожа, подвластных у него кибиток (семей. – Авт.) до 300, лошадьми и скотом весьма богаты".
В мае 1783 года батыр, оставив земли Семиречья, прикочевал со своей волостью в район Шынгыстау. Причин тому было несколько. Во-первых, после ожесточенных сражений с джунгарами территории этого региона оказались опустошенными, и нужно было защитить их от новой опасности – военно-политической экспансии царского правительства. Во-вторых, Бердыкожа-батыр как один из главных батыров ("бас-батыр") Абылай-хана переселился на территорию Восточного Казахстана по личному приглашению Уали-хана для поддержания его несколько пошатнувшегося политического положения, которому все же не удавалось сохранить былое величие Казахского ханства после смерти своего могущественного отца.
Действительно, ко времени перекочевки на эту территорию Бердыкожи-батыра умер влиятельный чингизид, сын хана Абулманбета, правитель найманов султан Абульфеис, который был сподвижником Абылая, но придерживался прокитайской ориентации. На смену Абульфеису пришел его пасынок, сын султана Барака – влиятельный султан Ханкожа. Последний не думал беспрекословно подчиниться новому хану. Поэтому китайская империя была весьма заинтересована в выборе именно Ханкожи.
После прибытия в Чингистау Бердыкожа-батыр несколько оттесняет правителя найманов с насиженных земель в район Тарбагатая. Этому нашелся и прекрасный повод: султан Ханкожа в свое время отказался оказать помощь и содействие отрядам батыра в общеказахском походе на воинственных "бурутов", или алатауских кыргызов. В глазах кочевого социума правда была на стороне батыра, в данном случае выступавшего за интересы казахского народа и за укреп­ление легитимной власти потомков Абылая.
Кроме активного противостояния джунгарам, храбрые сыны этого рода заслоняли южные и юго-восточные рубежи казахских земель от притязаний воинственных кыргызов. Несмотря на то что традиционно казахи старались поддерживать братские и родственные отношения с этим тюркоязычным народом, нередки были случаи набегов, угона скота, противостояний на почве земельных споров. В этих условиях Абылай был вынужден совершить ряд упреждающих военных рейдов вглубь Киргизии, хотя сам был противником братоубийственной войны. В частности, при жизни он рекомендовал Шанышкылы Бердыкоже-батыру, одному из главных идеологов и сторонников сохранения за казахами плодородных земель Семиречья, воздерживаться от военной экспансии на территории соседних кыргызов. Об этом имеется информация в широко распространенном среди кыргызов "шежире Алымбека".
Но хан Абылай вместе с Бердыкожой-батыром был вынужден организовывать походы на кыргызские земли в 1765 и 1770 годах. А третий в 1779-м закончился перемирием. В качестве аманатов были взяты дети самых знатных родоначальников – манапов, захвачено большое количество пленных, из которых хан образовал две новые волости – Жанакиргизскую и Байкиргизскую, переселив их в район Кокшетауских гор, где традиционно проживали представители рода атыгай. Эти меры хана Абылая привели к установлению на некоторое время мира на казахско-кыргызской границе. Во всех этих походах самое деятельное участие принял его главный батыр Шанышкылы Бердыкожа.
По данным капитана И. Андреева, уже после смерти хана Абылая в октябре 1785 года батыр возглавляет очередной крупный поход против кыргызов, собрав 700 воинов из числа семи крупных родоплеменных объединений, в том числе и местного населения, выбравшего его своим вожаком. На этот раз поводом к походу послужили отгон кыргызами 2 500 лошадей и желание отомстить за убийство казахских батыров. По прибытии в кочевья кыргызов они встретили китайский отряд общей численностью до 1 500 человек, которых кыргызы также беспокоили. Договорившись о совместных действиях, два отряда начали наступление: казахский – со стороны реки Аягуз, а китайский – от реки Или. Тогда алатауским кыргызам был нанесен очень ощутимый удар.
Кыргызы продолжают совершать набеги, угоны скота и даже убийства казахских правителей и батыров. Так, от их рук погибает могущественный Кокжал Барак-хан, шапрашты Жапек-батыр, а также видные батыры Айтак, Арзы, Куржы и другие.
В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает Бердыкожа-батыр. Об этом скорбном для казахов событии подробно написал А. Левшин в своем знаменитом труде "Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей": "Еще более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Берды-кожа…Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза. – Авт.), который вез его к своему родоправителю. Раздраженные поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили Берды-кожу самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсеченные члены".
Кстати, изучение останков батыра учеными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии "множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким".
Так, тщательное антропологическое исследование московскими учеными костей батыра показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечен фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти.
Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело все же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.
Безусловно, у казахов известие о коварном убийстве уважаемого батыра вызвало чувство глубокой скорби и негодования. За организацию похода с целью отомстить за его смерть "горцам" взялись его родной брат Секлоян (у И. Андреева, Аккаяк – у А. Левшина) и четыре сына батыра (старших звали Лепес и Шок). Вскоре в одном из походов был взят в плен сын кыргызского батыра Исенгельды. Двое непосредственно убивших связанного казахского батыра были вскоре настигнуты и подвергнуты жестокой казни третьим сыном сардара: первый убийца – в местности Каратал-Коянды, второй – в районе Бухары.
Существует предание, что перед своей казнью батыр пророчествовал врагам: убийцы будут непременно наказаны именно третьим его сыном и в тех местах, которые он тогда указал. Кыргызская сторона позднее выплатила кун в несколько голов лошадей за убийство Шанышкылы Бердыкожи-батыра, и набеги прекратились.
В поход против кыргызов для мщения за убийство казахского батыра отправились и султан Ханкожа, и будущий хан Среднего жуза Бокей, собрав небольшой отряд из числа казахов токмак – найманской волости. Наймановцы потребовали у своих султанов немедленно организовать этот поход, угрожая в противном случае тем, что откочуют "под Ташкению".
Но, простояв лагерем некоторое время и не решившись напасть на кыргызов, вернулись обратно. После этих событий часть рода шанышкылы покидает район Шынгыстау и возвращается в места своих древних кочевий на территорию Южного Казахстана.
После смерти Бердыкожи-батыра политическая ситуация в регионе меняется в худшую сторону. Российская имперская политика делает свое дело: в 1788 и 1798 годах царское правительство начало выдавать кочующим на левобережье Иртыша казахам официальные разрешения на "вечную кочевку" на правобережную сторону реки. Это делалось, в первую очередь, с целью и далее ослабить власть Уали-хана. Здесь был применен древний и безотказный имперский принцип "разделяй и властвуй": некогда единый и монолитный Средний жуз оказался фактически поделен на две части, контактам между которыми препятствовала Иртышская пограничная линия.
При непосредственном участии представителей Российской империи в 1795 году несколько тысяч казахов во главе с влиятельными султанами и батырами Среднего жуза выразили российской императрице Екатерине II открытое "недовольство" правлением хана Уали и желание откочевать на "внутреннюю сторону" пограничной линии. Более того, в 1817 году сын Барака султан Бокей, находящийся в оппозиции к потомкам хана Абылая, был утвержден царем... вторым ханом Среднего жуза при еще живом хане Уали. А в 1822 году без каких-либо церемоний и переговоров с потомками Чингисхана Российская империя полностью отменяет правление чингизидов на территории Северного, Центрального и Северо-Восточного Казахстана, которое продолжалось 600 лет...
Перед откочевкой шанышкылинцы и местные казахи проводят ас в память своего любимого батыра и возводят величественный мазар. Знаменитый полководец был похоронен в "долине батыров" в верхнем течении реки Дагандалы (территория современного Темиршинского сельского округа Каркаралинского района Карагандинской области). Место захоронения было выбрано не случайно: здесь рядом с горами Кокшетау и Дуана располагалась одна из ставок хана Абылая перед отправкой в поход против вторгшихся на казахскую землю шуршутов (китайцев. – Авт.). Также достоверно и то, что здесь в свое время Кунанбай кажы давал ас представителям трех жузов в честь своего отца бия Оскенбая. В этой же святой земле покоятся степные Ромео и Джульетта – Козы-Корпеш и Баян-сулу…
По древним обычаям казахов его мазар был возведен на древней караванной дороге, связавшей города-оазисы Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения батыра было зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте.
К настоящему времени остались развалины мавзолея, возведенного в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт археологии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая точно определила место захоронения славного батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века.
Он был возведен из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму.
При исследовании останков батыра казахстанскими учеными-археологами оказалось, что плечевая кость левой руки имеет следы прижизненной травмы, у погребенного также была сломана левая ключица, сильно повреждена левая часть черепа.
Более того, археологические материалы были подтверждены и дополнены фольклорными записями, в первую очередь собранными в свое время Машхур Жусупом Копеевым. Немало информации было почерпнуто из архивов России и Китая, а также собрано местными краеведами. Сведения о противостоянии с батыром встречаются также в кыргызских фольклорных произведениях и генеалогических таблицах.
И после смерти Шанышкылы Бердыкожи-батыра его величественный мазар, напоминающий шлем исполина, зорко "следил" за каждой пядью казахской земли, продолжая вселять страх в пытавшихся покушаться на ее целостность. Череп батыра, реконструированный российскими специалистами, возвращен на свою родину и вторично торжественно предан земле.
Благодаря таким личностям, как Шанышкылы Бердыкожа-батыр было сохранено внутреннее единство народа и удержана огромная территория. Думается, в будущем исследователи серьезно займутся изучением жизни и деятельности этого незаслуженно забытого батыра, воздав должное его верной службе своему народу и государству. Не далек и тот день, когда на месте его захоронения появится новый величественный мазар. Также настало время учредить военные ордена в честь знаменитых казахских батыров, дать их имена улицам казахстанских городов.
Наша молодежь должна воспитываться на славных традициях чести и мужества таких выдающихся сардаров, как Шанышкылы Бердыкожа-батыр.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Шанышкылы Бердыкожа-батыр – государственный деятель, сардар, дипломат 30.07.2012
Казахстанская Магнитка: Время. Люди. Судьбы 25.07.2012
"Он любил жизнь во всем многообразии..." 25.07.2012
Дороги и стройки Алексея Хегая 25.07.2012
Вольный ветер казахских степей 24.07.2012
Однажды и на всю жизнь 20.07.2012
Новые тайны "Долины царей" 20.07.2012
Мавзолей – сильной личности 19.07.2012
В Павлодаре до конца лета установят памятник Валиханову и Потанину 12.07.2012
Древние "казахстанцы" еще в четвертом-третьем тысячелетиях разводили скот 12.07.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz