Андрей ТРИШЕЧКИН, "Акмолинская правда", 31 июля
В прошлое воскресенье при поддержке акиматов Акмолинской области и Аршалынского района состоялось празднование значимого юбилея – 150-летия со дня рождения выдающегося сына казахского народа, поэта, композитора, певца, внесшего неоценимый вклад в историю страны Иманжусуп а Кутпанова. Его жизнь – это высокий пример служения идеям свободы и независимости, безграничная любовь к людям и родной земле. Церемонию грусти и в то же время светлой памяти о своем славном предке ее устроители разделили на две половины: процедура переноса контейнера с землей с места захоронения Иманжусупа в г. Таразе на родовое кладбище Кутпановых, что расположено недалеко от аула Жибек жолы Аршалынского района; вечер, организованный в средней школе аула Жибек жолы, носящей имя этого легендарного во всех отношениях человека. Закладка капсулы на родовом кладбище Кутпановых с землей с могилы Иманжусупа Кутпанова и установка памятной плиты были проведены в присутствии его дальних родственников, знатоков его биографии, представителей общественности со строгим соблюдением мусульманских традиций и канонов. После завершения всех необходимых процедур, состоялся небольшой, импровизированный митинг. Вот что, к примеру, на нем сказал аким Аршалынского района Талгат Муханбеджанов: – В селе Жибек жолы Иманжусуп Кутпанов, – отметил он, – прожил более полувека. На родовом кладбище покоятся его родители, старшие братья, сестра и другие родственники. Иманжусуп жил здесь с 1865 по 1913 годы. В 1913 годуон переехал на берега Сыр-Дарьи, но память о народном кумире, авторе популярных песен осталась в сердцах жителей и передавалась из поколения в поколение. Биография Иманжусупа уникальна тем, что его нельзя назвать представителем одного лишь региона. Он своей жизнью воплотил сегодняшнюю идею национального единства, о которой говорит наш Президент Нурсултан Назарбаев... Иманжусуп Кутпанов. Кто же он? Приведем строки из его биографии. Народный композитор, акын-импровизатор родился в Ермаковском (ныне Аксуском) районе Павлодарской области. Его юность прошла в Акмолинской области. Предки Иманжусупа были свободомыслящими людьми, мечтали о независимой жизни. Его отец Кутпан участвовал в восстаниях, сыграв значительную роль в героическом движении Кенесары Касымова. Уже ребенком Иманжусуп отличался большой физической силой, желанием во всем быть первым. При этом увлекался песнями, сказаниями, риторикой. Познакомился с творчеством Биржана-сал, Акана-серэ, Укили Ибрая, Балуана Шолака Баймурзина, Мадии Бапиулы, был в дружбе с Жарылгапбер-ды, Естаем и другими певцами. Встречался с Жаяу Мусой, который оказал влияние на его мировоззрение и становление как акына-импровизатора. В своих произведениях Иманжусуп следовал традициям народных певцов, разоблачал несправедливость феодальной знати, ханов и султанов по отношению к народу. И неоднократно преследовался за свои свободолюбивые взгляды. Являясь защитником всех слабых и обездоленных, он часто конфликтовал с властями, будь то аульный начальник или царский чиновник. Иманжусуп принял Советскую власть в надежде, что наступит время независимости, свободы и равенства. В этом отношении на него сильно повлияла дружба с Ќажымуќаном Мунайтпасовым и Сакеном Сейфуллиным. О творчестве Иманжусупа Кутпанова сказ особый и при этом без ссылки на исследования в этом направлении его внучки доктора философских наук, профессора академии "Кљкшљ" Раушан Кошеновой не обойтись. Не обойтись без того, что она написала о своем знаменитом предке и что при этом писали о ней. Прежде, что пишут о ней? "... На земле Жетісу и в Восточном Казахстане семья Кутпановых провела в ссылке 8 лет. В Государственном архиве сохранились материалы по делу Кутпановой Зейнеп, жены Иманжусупа, которая написала 5 писем на имя генерал-губернатора с просьбой освободить мужа Иманжусупа... Сегодня подвиг отважной Зейнеп повторила ее внучка Раушан Кошенова, посвятив свою жизнь исследованию жизни и творчества Иманжусупа. Ею написано около 200 статей, более 30 книг, защищена докторская диссертация "Культурно-исторический портрет Иманжусупа". Создано около 500 передач на республиканском радио, более 200 телефильмов и программ". А теперь, что она пишет сама о творчестве своего деда Иманжусупа. "К сожалению, сохранилась лишь малая часть творческого наследия акына. Долгое время запрещалось не только исполнение его песен, но и упоминание его имени. До нас дошли песни "Сарымой-ын", "Сарыарќа", "Ѕкем Кутпан", "Сарыбел", "Бђѓылы-Таѓылы", "Ерейментау", "Сейфіл-Мљлік". Еще четыре песни композитора вошли в сборник А.В. Затаевича "Тысяча песен казахского народа" под названием "Иманжџсіптіњ љні". Кстати, о А. В. Затаевиче, песнях Иманжусупа у нее свое и достаточно точное определение: "...В самом деле, осмысление и осознание величия и значимости подвига Александра Затаевича, благодаря которому мы имеем, как писал Горький, "оригинальнейшие мелодии – богатый материал для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусоргских и Григов будущего", – еще впереди, но в данном конкретном случае именно эта книга, давно ставшая библиографической редкостью, дала второе рождение песням Иманжусупа. Композитор и музыковед А.Д. Костальский в своей рецензии писал: "Считаю необходимым привести мысль, высказанную Роменом Ролланом: "Если хотите дать себе отчет в музыкальной индивидуальности какого-нибудь народа, в том, что есть в нем самого сокровенного, то лучший способ – это изучить его народные песни". Сказанное особенно актуально в наше время с обретением Казахстаном суверенитета. Каждая страница, каждая строка сборника "Тысяча песен казахского народа" – это неиссякаемый родник, из которого всегда можно утолить жажду холодной живительной влагой народного духа и силы... Песни Иманжусупа действительно были и будут популярны в народе, они свидетельствуют о высокой гражданственности певца. Автобиографические мотивы и природные зарисовки в его песнях находятся в неразрывном единстве, личные переживания переплетаются с обращением к родным местам, которые ассоциируются с образами близких друзей. Эта взаимосвязь является одной из специфических черт творчества Иманжусупа. Кстати, о популярности и долголетии стихов и песен Иманжусупа. В разговоре его широко известная внучка Раушан Кошенова привела такой факт из биографии деда: "Конец двадцатых годов, как известно, в это время людей повсеместно косил голод. Деда во главе делегации отправили за помощью в город Акмолинск (ныне Астана). Здесь он встретился с состоятельными людьми, обрисовал им бедственное положение соплеменников и задаром получил целый обоз хлеба. Пока ехал до своего рода-племени, помогал хлебом всем встреченным им людям..." Своим творчеством, как и тогда хлебом он учит мудрости. Зерна его доброты проросли нетленной людской памятью, стали частью последующих пламенных речей, романов, повестей, рассказов, стихов и песен. То есть его творение – бесценный родник вдохновения, а его имя название ему. Помнили о Иманжусупе в народе и всегда будут помнить. Его именем названы улицы в Акмолинской, Южно-Казахстанской, Кзыл-Ординской областях. Вот и вечер памяти был проведен в прекрасной школе, которая носит его славное имя и дети гордятся этим. Программа была достаточно насыщенной и разнообразной. В заключение хотелось бы сказать, что благодаря юбилею, еще более ярким светом засияла на национальном небосводе звезда Иманжусупа Кутпанова, по-новому люди расслышали его слова – призывы к добру и всеобщей справедливости, крепче, надежней стал и крылья его песен. |