Жарас ЕРМЕКБАЙ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор, "Казахстанская правда", 19 октября
Мы продолжаем рассказ о нашем замечательном соотечественнике – первом казахском путешественнике, ученом-географе, историке и этнографе Чокане Чингисовиче Валиханове (1835–1865). Напомню, что Институт востоковедения начал работу над изданием 8-томного дополненного собрания его научных трудов, многие из которых до сих пор остаются неопубликованными. Из всех экспедиций, совершенных Чоканом Валихановым, чрезвычайно опасным и одновременно интересным и блистательным по научным результатам явилось путешествие в Кашгарию, или Восточный Туркестан, входивший в западную провинцию Китая. В Кашгарию пытливый ученый отправился не только для выполнения довольно сложной дипломатической миссии, связанной с развитием торговли с Китаем и решением других политических вопросов. Его влекла неизведанность края, незнакомый народ, населявший ту местность, мифы и легенды, окутывавшие жизнь кашгарцев. Благодаря успешному выполнению порученного Валиханову правительственного задания между царской Россией и Цинской империей были установлены дружественные отношения, а на участке границы с западной провинцией Китая удалось открыть российское консульство и наладить торговлю. Перед экспедицией в Кашгар Чокан Валиханов совершил поездку в Семипалатинск, куда отправился в апреле 1856 года. На обратном пути он встретился с удивительным человеком, создателем знаменитой школы русских путешественников-исследователей Азии – Петром Петровичем Семеновым, трудами которого Русское географическое общество впоследствии превратилось в феномен общественной жизни России и оставило потомкам бесценное научное наследие, в том числе и творчества Чокана Валиханова. Петр Семенов за всю свою жизнь совершил только одно, но богатое по своим научным результатам путешествие в Азию. Это была экспедиция на Тянь-Шань в 1856–1857 годах. За эти результаты Семенов и удостоился знаменитой приставки к своей фамилии – Тян-Шанский. Во время встречи с Петром Петровичем Чокан рассказал ему о своем желании отправиться с исследовательской целью в какой-нибудь неизученный крупный азиатский город. Позднее в своих воспоминаниях Семенов писал, что именно он, помня о разговоре с Чоканом Чингисовичем, рекомендовал Гасфорту, перед которым была поставлена задача осуществить дипломатическую миссию в Китай, послать поручика Валиханова в Кашгар. Встреча Валиханова и Семенова стала знаменательной еще и тем, что после нее Петр Петрович написал рекомендацию для принятия молодого казахского ученого действительным членом Императорского Русского географического общества. Вот так Семенов-Тян-Шанский благословил сына султана на опасное путешествие в незнакомый Европе и России китайский Кашгар. Царская Россия, имевшая в XIX веке самую длинную границу с империей Цинов, к тому же постоянно удлинявшуюся за счет присоединения новых земель, и посаженная на чайную зависимость, желала расширения торгового оборота, направленного не только на увеличение импорта из Поднебесной, но и на расширение своего экспорта в эту страну. В итоге дипломатических усилий Россия открыла ряд своих консульств в Поднебесной. Благодаря успеху экспедиции Чокана Валиханова в Кашгар российское консульство было открыто и в городе Кульдже. До начала путешествия молодого поручика, выпускника Омского кадетского корпуса, в этом городе побывали лишь несколько европейцев. Это знаменитый Марко Поло в XIII веке, в XVII веке – монах-иезуит Гаес. Затем во второй половине XIX века в Кашгарию пробрался некий англичанин, чьи имя и судьба остались неизвестными и, наконец, немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта – Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Чокан Валиханов во время разговоров с кашгарцами и местными чиновниками выяснил, что отважному Шлагинтвейту крупно не повезло – его схватили как шпиона и отрубили голову у городской стены. Нетрудно представить то чувство, с которым переступил границу Китая Чокан Валиханов. Ведь ни в Европе, ни в России толком не представляли, что творится в этой обширной и закрытой области Азии. Неудивительно, что путешествие в Кашгар, откуда казахский исследователь привез уникальный научный материал, навсегда осталось в анналах российской географической науки. В Кашгар Чокан отправился в июне 1858 года вместе с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева под вымышленным именем купца Алимбая. Для этого адъютант генерал-губернатора переоделся в одежду восточного купца и обрил по местному обычаю голову. Вначале купцы за полтора месяца достигли верховий реки Или, где провели месяц, торгуя с киргизами. Затем каравану предстояло перейти через Тянь-Шань, что оказалось чрезвычайно сложным и опасным делом. Во время сентябрьских переходов через высокогорные снежные перевалы и ледники погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей. Кроме того, купцам приходилось несколько раз отбиваться от разбойников, нападавших на караван в горных ущельях. Наконец, сложности пути остались позади. При входе в Кашгар купцы прошли тщательный обыск, которому китайские власти подвергали все караваны, входившие в город. Этот контроль Чокан-Алимбай благополучно прошел. Понятно, что Чокан не мог открыто расспрашивать людей и также открыто записывать сведения в дневник. Он составлял картину политической жизни Кашгара, карту местности по обрывкам разговоров, по воспоминаниям людей о тех или иных исторических событиях, посещая общественные места, в том числе мечети и базары. То есть все, что он узнавал об экономике, политической жизни, истории, географии, этнографии Кашгара, давалось ученому напряженным трудом, многие сведения приходилось хранить в памяти. Через 11 месяцев караван вернулся на родину. Готовя отчет по кашгарской экспедиции под названием "О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858–1859 годах", Валиханов представил обстоятельный географический обзор, составил справку о народонаселении, восточной системе городского правления, экономическом и политическом состоянии края! Огромный труд был написан самостоятельно, без помощи местных властей Кашгара, у которых Валиханов, по понятным причинам, не мог уточнить ни одной цифры или даты. Позднее отчет о поездке в Кашгар лег в основу "Очерков о Джунгарии", опубликованных в "Записках Императорского Русского географического общества" в начале 1861 года. В этих же "Записках" были размещены рисунки Ч. Ч. Валиханова, составленная им карта Семиреченского и Заилийского края Семипалатинской области и части Илийской провинции Китая. А вот описание пути в Кашгар и обратно в "Записках" появилось гораздо позже, в 1868 году. Сведения о Восточном Туркестане, вошедшие в отчет Чокана Валиханова "О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858–1859 годах", использовались очень широко. Труд казахского ученого высоко оценили и российские, и зарубежные востоковеды, и вскоре его переиздали на английском языке. После окончания написания отчета, в начале 1860 года, Чокан приехал в Санкт-Петербург. Высшая петербургская власть в лице министров, чиновников и самого императора Александра II встретила его как героя, отважного путешественника и замечательного исследователя, открывшего европейской науке Азию. За выполнение важного правительственного задания Чокана Валиханова произвели в штабс-ротмистры и наградили орденом Святого Владимира. За ним закрепилась слава отважного путешественника… Рассказ о Чокане Валиханове, думаю, будет неполным, если не упомянуть о его трудах, посвященных проблемам реформ в казахском обществе. Патриот своей Родины, он, конечно же, размышлял о проблемах неизбежной модернизации жизни казахского аула. Этой теме посвящена одна из последних работ уже тяжело больного Чокана Валиханова "Записка о судебной реформе" (1864 г.). Взяться за перо его заставили преобразования царской России, направленные на европеизацию страны, и которые были далеки от знания казахских реалий. При этом Чокан Валиханов отнюдь не идеализировал современное ему казахское общество и резко критически относился к эгоистическим требованиям султанов и биев. Взгляд Ч. Ч. Валиханова на право казахов показывает его глубокое знание сложившихся в степи правовых отношений. Он серьезно изучал казахское обычное право, нормы шариата и русское законодательство при написании работы "Записка о судебной реформе". Он предостерегал от поспешных преобразований в казахском крае: "…Вопросы же о реформах требуют гораздо большей осторожности и более глубоких соображений, ибо от них зависит народное – "быть или не быть". Готовя записку о судебной реформе для проекта положений об управлении казахскими степными областями, Ч. Ч. Валиханов выступал за сохранение института биев и считал нецелесообразным введение института мировых судов. Выражая желание большинства казахского населения, он писал: "Суд биев и съездов их, говорил народ, существует у нас издавна и заключает в себе все начала мирового суда, предлагаемого русским правительством. Суд этот, продолжали собравшиеся киргизы (казахи – авт.), вполне удовлетворяет условиям нашего народного быта, поэтому суд биев и съездов их необходимо оставить в древней народной форме". Чокан уделял внимание развитию уголовного и семейного права, в частности, считал необходимым изменить обычаи о неравноправии женщин в семейно-брачных отношениях. Находясь на военной службе, Валиханов поселился в ауле султана Тезека близ российско-китайской границы. Здесь и прошли последние дни Чокана Чингисовича, где в апреле 1865 года он скончался от чахотки или, как ее называли в те годы, грудной болезни. Преждевременная смерть молодого талантливого ученого потрясла всех… Свою короткую жизнь он посвятил казахскому народу, который горячо любил и искренне желал видеть высокообразованным и процветающим. И во всем, что свершилось в истории казахов после 1865 года, навеки остался след Чокана, его напряженных трудов и понимания долга перед народом как ученого. |