Улданай БАХТИКИРЕЕВА, д.ф.н., профессор, "Казахстанская правда", 2 ноября
В рутинных заботах повседневной жизни с болью воспринимается уход Учителей в разных концах мира. Алтай Сарсенович, ушедший от нас в начале октября текущего года, не был моим Учителем в обычном понимании этого слова. Мне, к сожалению, не пришлось быть студенткой КазГУ (ныне КазНУ), посещающей его курсы, и встреча наша в Астане была недолгой. Но его отдельные работы и фундаментальный труд "История и теория древнетюркского письма" (2003) стали для меня одними из основополагающих трудов, формирующих мое мировоззрение. Будучи по образованию русистом и переводчиком (англ.), а по этнической принадлежности казашкой, родившейся в России, на протяжении своей научной деятельности я изучаю доступные мне труды по тюркологии, чтобы понять истоки и корни моих предков, моего этноса, моего народа, его культуры, достижений в науке. Особая заслуга Алтая Сарсеновича для меня заключается в обосновании им собственной позиции в двухсотлетнем изучении возникновения первой алфавитной письменности у древних тюркоязычных племен, в серьезной критике конъюнктурных установок официальной советской науки относительно "старописьменности" и "младописьменности" тюркских языков. Тюркские рунические письмена и их генезис в его осмыслении и изложении способствуют исчезновению белых пятен археологии, истории, лингвистики, этнографии, эпиграфики и палеографии. Способность Алтая Сарсеновича изучать пути и времени возникновения первой алфавитной письменности у древних тюрков уникальна. Ученый обладал обширной эрудицией в области общих проблем палеографии, тюркской эпиграфики, глубокими знаниями в области истории тюркских языков, культурно-исторических контактов тюркских народов и их взаимодействия с другими языковыми коллективами. Обращение к трудам предшественников, занимавшихся проблемами древнетюркской письменности (В. В. Радлов, В. Томсен, С. Е. Малов, В. М. Насилов, Э. Р. Тенишев, И. А. Батманов, А. К. Боровков и др.), учет известных работ зарубежных тюркологов свидетельствует о синтезирующей концепции А. С. Аманжолова. Кропотливый труд, настойчивость в реализации своих идей и чрезвычайная внимательность к другим мнениям, любым наблюдениям, выводам, фактам, находя им место в своей теории, – принцип научного подхода Алтая Сарсеновича. Очевидно, эти свойства его личности подвели к выводу о том, что тюркоязычные народности и их языки имеют весьма древнюю письменную традицию. По А. С. Аманжолову, истоки этой письменности уходят корнями вглубь веков и нельзя их соотносить с периодом возникновения древнетюркской государственности VI–X веков. Попытка советской официальной науки в ее западноцентристском изводе лишить важных страниц истории тюркских народов, а именно наличия алфавитного или буквенно-звукового письма – величайшего достижения как тюркских культур, так и в целом – мировой культуры, оказалась, мягко говоря, неудачной. Вместе с тем ученый предостерегает молодых исследователей от "поспешных выводов" как "в определении родоплеменной принадлежности отдельных недатированных памятников древнетюркской письменности", так и в желании "сближать древние языки (диалекты) тюркских племен и племенных союзов с современными общенародными и национальными тюркскими языками". Очевидно, что многие вопросы истории развития тюркских языков и в частности казахского языка и культуры будут корректироваться в соответствии с результатами исследования А. С. Аманжолова. Мне бы хотелось остановиться на некоторых из них: "Наличие у древних тюрков древнегреческого алфавита, характерного для середины I тысячелетия до н. э., и тюркского рунического алфавита, возникшего, судя по всему, не позже середины I тысячелетия до н. э., недвусмысленно указывает на поразительное совпадение исторических судеб этих близкородственных алфавитов в долине Или и свидетельствует о древнейшей письменной традиции тюркоязычных племен. <…> Ранние типы письма (пиктография, идеография), засвидетельствованные на территории Казахстана, отражают этапы развития прототюркской цивилизации при непременной организующей роли языка и письменности. <…> Палеографический анализ древнетюркских рун в свою очередь приводит к выводу о весьма ранней дате сложения тюркского рунического алфавита в Южной Сибири и Семиречье – не позже середины I тысячелетия до н. э. Этот алфавит обнаруживает близкую генетическую связь, во-первых, с ранними типами древнегреческого алфавита (особенно с малоазийскими и италийскими) и, во-вторых, с северносемитско-финикийским (в том числе с ранним арамейским) и южносемитскими алфавитами. Вместе с тем тюркский рунический алфавит выступает как очень богатая и вполне самостоятельно сложившаяся графическая система. Тесная генетическая связь тюркских рунических знаков с ранними семитскими, древнегреческими, италийскими и малоазийскими буквами объясняется тем, что тюркский рунический алфавит прошел долгий путь развития и, по-видимому, восходит к древнейшему общему источнику алфавитных письменностей". Продуктивность основных идей в общей концепции А. С. Аманжолова начала осознаваться научным сообществом с 60-х годов прошлого века, о чем красноречиво свидетельствуют отзывы Л. Н. Гумилева, Вл. М. Насилова, В. В. Шеврошкина, С. А. Соколова, А. Х. Маргулана, Т. М. Гарипова, Г. Саитбатталова, М. М. Копыленко и мн. др. Прикладное значение исследований Алтая Аманжолова несомненно, и это будет еще отмечаться в работах как ряда ведущих ученых, специалистов тюркологов, так и в работах его учеников. Формирование высококвалифицированных научных кадров тюркологов, создание в Казахстане солидной научной школы по древнетюркской тематике, искоренение невежества в отношении истории тюркских языков – о чем мечтал Алтай Сарсенович – начали свой самостоятельный отсчет в 20-летней истории суверенного Казахстана. Хотелось бы надеяться, что трудам Алтая Аманжолова уготован высокий уровень преемственности в лице учеников, последователей, молодых тюркологов не только Казахстана, но и других стран мира. |