NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (февраль 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (январь 2019)








Поиск  
Суббота 23.03.2019 05:36 ast
02:36 msk

Последний из могикан
Старейшему актеру казахстанской сцены Юрию Борисовичу Померанцеву исполняется 90 лет
11.02.2013 / история

Елена БРУСИЛОВСКАЯ, "Казахстанская правда", 8 февраля

Он всегда был рыцарем без страха и упрека, Дон Кихотом от театра. Как и человека из Ламанчи, жизнь подвергала его испытаниям. Он – плоть от плоти дитя ХХ века: его задели, но не испугали сталинские репрессии, опалила, но не сломила война. Он был рожден актером и с завидным упорством, "наперекор стихиям" шел к своему призванию. Не имея театрального образования, стал знаковой фигурой в театральном мире Казахстана.
70 лет на сцене, где сыграно более 300 ролей! Запоминающиеся характеры в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа. Яркие режиссерские работы.
Интеллигент, для которого не устарело понятие "святое искусство", "последний из могикан", как называют его друзья по сцене и по жизни.
Все это – актер и режиссер Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова Юрий Борисович Померанцев, народный артист РК, лауреат Государственной премии РК, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, двух – "Знак Почета", высшего ордена Казахстана "Отан", множества медалей. Занесен в Золотую книгу казахстанской культуры.
– Меня поражает, что в свои годы он не утратил очень важного для актера качества – молодости души, – говорит о Юрии Борисовиче художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова Рубен Андриасян. – Представьте себе, Юрий Борисович 70 лет в театре, но если заглянуть ему в глаза перед выходом на сцену – в них бездна страха и неуверенности. Его буквально трясет. И так перед каждой премьерой, перед каждым спектаклем. Пришедшие вчера в театр мальчики перешагивают эту заветную черту куда спокойнее.
Действительно, как признается сам Юрий Борисович, всякий раз, выходя на сцену или получая новую роль, будто все начинает с чистого листа. Когда-то, очень давно таким "чистым листом" стали для него, московского подростка, спектакли знаменитого МХАТа.
Лучший подарок – билет
Влечение к театру было столь неодолимым, что юный Юрий Померанцев просил, чтобы домашние дарили ему на день рождения только билеты на спектакли.
– Тогда в Москве с этим было сложно, – вспоминает он, – для того чтобы стать обладателем билета, надо было за день до представления прийти рано утром к МХАТу и записаться на очередь у дежурившего там человека. Билетов в свободную продажу поступало немного, и всякий раз, когда мне выпадала удача, я был на седьмом небе от счастья.
Надо сказать, что в доме Померанцевых театр любили все – в семье были и музыканты, и артисты, поэтому посещения спектаклей превращались в праздник. Репертуар МХАТа, Малого, Большого и других московских театров Юрий знал наизусть. Но вскоре его отца, инженера-строителя по профессии, направили работать в Караганду, где он получил назначение на довольно важный пост в тресте "Карагандашахтстрой".
– В Караганде я окончил восьмой класс, а в 1938 году, когда отец возвращался из московской командировки, его арестовали. Тогда у энкавэдэшников была мода снимать с поезда. И вот прямо на перроне, когда он выходил из вагона, на глазах встречавшей его мамы подошли несколько человек и забрали. И если в 1937 году хоть какая-то часть арестованных все-таки уцелела, то в 38-м были расстреляны все – руководящий состав Караганды и несколько ведущих шахтеров.
После этого все боялись иметь дело с семьей "врага народа", знакомства прекратились, и, оказавшись в изоляции, Юрий с матерью вынуждены были уехать в Москву, где жили их родственники.
Кстати, много лет спустя, уже будучи известным актером, он сыграл одну из главных ролей в спектакле "Факультет ненужных вещей" по роману Юрия Домбровского, писателя, которого четырежды арестовывали и которого он хорошо знал по его пребыванию в Алма-Ате.

А завтра была война
Десятый класс Юрий Померанцев окончил летом 1941 года. И как для многих его сверстников, выпускной бал совпал с началом войны.
– В Москве на Петровке, где я жил, у родственников был маленький приемничек, – вспоминал Юрий Борисович. – Сообщение о войне мы слушали с теткой. Первое ощущение – радость. "Ура! Мы будем воевать!" – крикнул я и тут же получил по затылку. Радость моя, как теперь кажется, была вполне естественной. Дело здесь даже не в патриотизме, а в романтичности. Мне грезились мушкетеры, храбрые вояки – Атос, Портос, Арамис и Д" Артаньян, и, конечно же, быстрая и желанная победа.
Но до победы было еще долгих четыре года. Вскоре Юрия Померанцева мобилизовали и направили в Казань, где формировался лыжный батальон специального назначения. Там он учился разбирать и собирать миномет, получил звание ефрейтора. По этому поводу Юрий Борисович шутил, что в армии он имел такой же чин, как Гитлер.
Потом был Северо-Западный фронт, где их батальон совершал кинжальные рейды по вражеским тылам. Сражалась 22-я ударная армия отчаянно, но и потери несла большие.
– У нас был ротный миномет для внезапного нападения на села, занятые немцами. Мы выбивали их оттуда, а они нас. Это была самая настоящая мясорубка, когда от батальона в 900 душ оставалось в живых, скажем, всего девять, – рассказывает Юрий Борисович. – Во время первых атак я ничего не боялся, и только когда получил ранение, очень испугался. У меня перебило кость на руке, был задет лучевой нерв.
Держать автомат он уже не мог, поэтому в 1943 году военная жизнь для Юрия Померанцева закончилась, правда, позже ему довелось довоевать на экране. И что интересно, ему дважды пришлось сыграть командующего Русской освободительной армией генерала Власова – сначала в эпопее Юрия Озерова "Освобождение", потом в картине Юрия Чулюкина "Родины солдат".
Не могу не упомянуть еще об одной знаковой кинороли Юрия Борисовича – доктора Лаврова в фильме "Наш милый доктор" Шакена Айманова, который до сих пор трогает своей добротой. Наверное, поэтому талантливая лента все чаще возвращается к сов­ременным зрителям.

Возвращение к себе
В том же 1943 году после госпиталей Юрий Борисович приехал в далекую тыловую Алма-Ату, куда были эвакуированы его родные. Алма-Ата тогда была своего рода культурным центром страны – сюда были эвакуированы киностудии Москвы и Ленинграда, жили и работали выдающие режиссеры и актеры: Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Галина Уланова и многие другие.
Казалось бы, влюбленному в искусство Юрию Померанцеву прямая дорога на театральную сцену. Но… на какое-то время в нем опять проснулся тот самый фантазер, выросший на романах Купера и Майн Рида, мечтавший о дальних путешествиях, о геологических экспедициях…
– И вот я живу в общежитии горно-металлургического института, прилежно записываю лекции… пару месяцев. И понимаю, что поспешил, это был неверный выбор, – рассказывает Юрий Борисович. – Я отправился к дяде Александру Матвеевичу, не стал скрывать, что всей душой тянусь к искусству… Он пошел со мной к Траубергу, дяде одного из режиссеров чрезвычайно популярной в те годы трилогии о Максиме. Старик Трауберг, хормейстер театра оперы и балета, согласился прослушать меня.
…И два с половиной года Юрий Борисович пел в оперном хоре. Одновременно он прикоснулся и к "великому искусству" – стоял в монашеской одежде у гроба царицы Анастасии в "Иване Грозном" Эйзенштейна, снимался в массовке в сказочном фильме "Черевички" Кошеверовой и Шапиро, принимал участие в крошечном эпизоде балета "Жизель", где танцевала великая Уланова.
Театр для Юрия Померанцева начался с роли… Волка в "Красной Шапочке" на сцене открывшегося в Алма-Ате в ноябре 1945 года Театра юного зрителя, создателем которого стала легендарная Наталья Сац, которая тогда только что освободилась из лагеря. "Она учила меня жизни и театру. Именно ей я – человек без высшего образования, настоящий самоучка – обязан своей актерской судьбой", – с глубокой благодарностью скажет потом актер.

Театральный роман длиною в жизнь
Эта "эпоха ТЮЗа" продолжалась для Юрия Борисовича почти 10 лет, когда в 1954 году Яков Соломонович Штейн, будучи художественным руководителем Русского театра драмы, так тогда назывался Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова, пригласил его к себе работать. С тех пор сцена лермонтовского театра стала для него вторым домом. Сотни ролей, работа с разными режиссерами, любовь и признание зрителей…
Много лет Юрий Борисович работает с Рубеном Андриасяном..
– Первую роль с Юрием Борисовичем мы сделали почти 40 лет назад в спектакле "Прежде чем пропоет петух", – рассказывает Рубен Суренович. – Потом десять лет были порознь, а после моего возвращения к лермонтовцам в 1984 году был "Расточитель" по Лескову. Спектакль не типично лесковский, а такой детектив, где автор предугадал "новых русских", и мы это сыграли. Юрий Борисович исполнил там роль Князева. Затем были такие постановки, как "Скупой", "Испанский священник", "Забавный случай". Но особенно удачным получился его Грегори Соломон в "Цене" Артура Миллера. Спектакль уже много лет идет на нашей сцене с неизменным успехом. Я очень ценю Юрия Борисовича в "Талантах и поклонниках" – сам постановщик этого спектакля, он прекрасно играет в нем. Хорош он в "Василисе Мелентьевой", "Дядюшкином сне", "Свадьбе Кречинского", "Танго".
Спектакль "Танго" по пьесе польского драматурга Мрожека поставил молодой режиссер театра и кино, лауреат премии "Тарлан" Игорь Пискунов.
– Судьба подарила мне много встреч с Юрием Борисовичем, – говорит он. – Кроме "Танго" я ставил с его участием спектакль "Тот, кто получает пощечины" по Леониду Андрееву, снял художественный короткометражный фильм по Чехову "Лекция о вреде табакокурения". И сейчас постоянно поддерживаю с ним отношения.
Знаете, о чем мы с ним недавно говорили? О смысле жизни. И этот смысл, по Померанцеву, в движении. Вернее, в постоянно проистекающем процессе – процессе работы над очередным спектаклем, размышлениями о новой роли, новом характере…
И я вам скажу: таких актеров, как он, больше нет. Он – последний из могикан. Мне с ним очень интересно работать – с Юрием Борисовичем можно спорить, но при этом надо обязательно иметь веские доводы в отстаивании своей точки зрения.
Сейчас у Юрия Борисовича трудный период – недавно у него умерла жена, и я вижу, как он ищет выход из этого положения. А выход для него один – любимая работа. Ведь он – великий актер. И это величие во всем – в колоссальных знаниях, эрудиции, в отношении к делу… Если он делает роль, то он делает ее до мелочей, до нюансов, до маленькой запятой! Таких актеров сейчас просто нет!
Мне очень повезло, что судьба свела меня с таким человеком.
Все, кому довелось работать с Юрием Борисовичем Померанцевым, отмечают его широчайший актерский диапазон. Ему одинаково подвластны и комедийные, и психологические, и острохарактерные роли.
– Работать с ним большое напряжение не только для партнера, но и для режиссера, – говорит Рубен Суренович. – Тут просто так, на общих фразах, ничего не придумав, репетицию не проведешь. Уже факт его присутствия не позволяет это сделать. Это школа.
И хотя в таком возрасте трудно преодолевать ступеньки роста (не секрет, что некоторые на них задерживаются), а он идет. Идет, потому что полностью настроен на преодоление. Спектакли, где занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. Они медленнее стареют. Потому что в них всегда атмосфера собранности. Рядом с мастером работать одной левой, согласитесь, неприлично. Он – высшая планка для всего нашего коллектива.
Поздравляя Юрия Борисовича с его юбилеем, мне хотелось бы пожелать, чтобы в его глазах всегда читался вопрос:
"А что я будут играть дальше?"
Автор выражает благодарность члену Союза кинематографистов РК Людмиле Енисеевой-Варшавской за помощь в подготовке материала.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Служение слову 25.02.2013
Ты помнишь, как все начиналось… 25.02.2013
Настоящий Чапаев 21.02.2013
По предположению археологов, в кургане Жети-тобе в Жамбылской области был погребен "золотой человек" 20.02.2013
На защите границы 18.02.2013
Ветерану Дуйсемби Арипову – 80 лет 14.02.2013
Жизнь продолжается в архивах 13.02.2013
Жизнь премьера 12.02.2013
Последний из могикан 11.02.2013
Маленькая женщина с большим сердцем 11.02.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.03.19 Суббота
92. КИРАБАЕВ Серик
87. ИСКАКОВ Жаксылык
75. АБИЛЬДИНОВ Думан
66. НАЗАРБАЕВ Булат
64. АЛИМГАЗИНОВА Баян
64. БЕГМАНОВ Абдугали
63. МУЛЬКИН Сейтгали
59. КАРЖАУБАЕВ Эрлан
53. ЖАНБУРШИН Едил
53. ТЕЛЬТАЕВ Багдат
52. СМАИЛОВ Бауржан
50. АКИЛБЕКОВ Кадиргали
50. КРЫМОВ Кайрат
47. АШИМОВ Аскар
46. САДЫР Ербол
...>>>
24.03.19 Воскресенье
88. МУСАЕВ Кенесбай
82. КУЗЕМБАЕВА Сара
81. МЕДИЕВ Касимбек
72. АЛИМЖАНОВ Бекен
71. ЭРЛИХ Константин
66. НАГАЙ Олег
64. БИМЕНДИНА Асима
64. ИСАЕВ Серик
63. СУЛТАНОВ Ерик
60. ЕСИМХАНОВ Сагындык
58. ТУРЫСБЕКОВ Мурат
57. САФИНОВ Канатбек
56. КУБЕНОВ Адилбек
55. НУСИПБЕКОВ Ержан
55. ТЫНЫСБЕКОВ Аскар
...>>>
25.03.19 Понедельник
87. БЕЙСЕНОВА Алия
84. АЗАРОВ Александр
79. БАЗАРБЕКОВ Каирбай
77. РАМАНКУЛОВ Мирхайдар
73. ДАНЬШИНА Татьяна
71. ИСКАКОВ Бисембай
70. САГАТ Ергали
68. САРТБАЕВ Сейит
67. ЕРЖАНОВ Токтарбай
65. МАКАНОВ Жандильда
60. АЙМАНБЕТОВА Гульбану
60. БАЙМЕНОВ Алихан
60. КАДРАЛИЕВ Абай
54. КАРАШЕВ Анарбек
50. КАЛМУРАТОВА Гульмира
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz