NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 13:25 ast
11:25 msk

Летопись государственности
Увидел свет третий выпуск справочника "Органы государственной власти Республики Казахстан"
26.03.2013 / история

Виктор МАЛИНОВСКИЙ, член Конституционного совета, доктор юридических наук, "Казахстанская правда", 20 марта

Увидел свет третий выпуск справочника "Органы государственной власти Республики Казахстан", подготовленный совместно Архивом Президента страны, Агентством по делам госслужбы и Академией госуправления при Президенте РК.
Первый выпуск вышел в 2004 году и включал в себя сведения об органах государственной власти за период с 16 декабря 1991-го (даты принятия Конституционного закона "О государственной независимости Республики Казахстан") до января 2001 года. Второй – в 2007 году, его содержание охватило следующие пять лет – с 2001 по 2005 год. Настоящее издание обобщает все имеющиеся сведения по этому вопросу за период с 1 января 2006 года до мая 2011-го.
Данные справочники – своеобразная летопись возникновения и развития государственного аппарата Казахстана.
Исторические политико-правовые акты – Декларация о государственном суверенитете 1990 года и Конституционный закон о государственной независимости, принятый годом позже, – стимулировали формирование органов государственной власти Республики Казахстан. Изложенные в справочнике материалы показывают динамичность и поступательность учреждения новых госструктур, последующее формирование, утверждение и совершенствование системы государственного механизма.
В ежегодном Послании Президента, с которым Н. А. Назарбаев выступил 14 декабря 2012 года, наша республика определена в качестве состоявшегося государства. Это по всем параметрам историческая и емкая характеристика, которую олицетворяют казахстанское общество; развитая экономика – основа суверенитета, базирующаяся на многообразии форм и рыночных принципах собственности; финансовая система с собственной валютой и современной банковской инфраструктурой; действующее право – Конституция, законодательство, а также признанные и ратифицированные международные договоры и иные международные обязательства; политическая система, которая представлена партиями, НПО, многочисленными средствами массовой информации, а также формами непосредственной демократии – выборами, референдумом...
В соответствии с Основным законом наряду с высшими ценностями Республики Казахстан – человеком, его жизнью, правами и свободами – непреходящей конституционной ценностью является наше государство. Под руководством Президента республики, Лидера нации Н.А. Назарбаева постепенно, шаг за шагом, преодолевая внутренние противоречия и внешние угрозы, оно утверждается демократическим, светским, правовым и социальным.
Казахстанское государство, созданное самим народом, действует в интересах народа и является единственным представителем народа. В силу этого мы, казахстанцы, должны ценить свое государство и предпринимать максимум усилий для его дальнейшего совершенствования.
На долю нашей страны выпала историческая миссия построения всех составляющих государственной независимости. Государству предстояло консолидировать граждан уходящего в небытие Союза ССР в современное общество людей, однозначно связывающих свою судьбу и судьбу своих детей с будущим Республики Казахстан. За прошедшие годы социалистическое хозяйствование было изменено на рыночные отношения при максимальном ослаблении неминуемо возникающих на этой почве противоречий.
Однопартийная политическая система с единственной "классовой правдой" была преобразована в территорию идеологического многообразия, на которой по общим правилам играют партии, НПО и СМИ. Наконец, одна из бывших периферийных союзных республик была выведена на простор мировой политики в качестве авторитетного надежного партнера, приверженца принципов и документов ООН, лидера антиядерного движения, инициатора многих признанных международным сообществом инициатив, основателем и проводником многовекторной интеграции на постсоветском пространстве.
Резюмировать сказанное можно в такой формуле: в стране за годы независимости мирным путем и эволюционными методами проведена настоящая революция. Из нее народ и государство вышли победителями. Сегодня этот вывод вряд ли кем может быть серьезно оспорен.
Но ведь тогда, в начале 90-х годов прошлого столетия, и само государство вышло из недр "развитого социализма". Другого публичного аппарата управления не было, да и быть не могло. Поэтому на казахстанском пути пришлось решать сложнейшую двуединую задачу: параллельно с эпохальным реформированием общества кардинальным образом переделывать и самого реформатора, то есть государство.
Уверен, по своей важности и сложности эта вторая задача была ничуть не проще, чем, к примеру, введение в реальную жизнь частной собственности. Нужно было определить базовые начала взаимоотношений государства и общества, перевести государственный механизм с единовластия советов народных депутатов на рельсы разделения властей, на высшем уровне сформировать и запустить систему сдержек и противовесов при крайней необходимости сохранения и последующего упрочения управляемости страной.
Нужно было определить сферы и точки приложения усилий и выстроить под них адекватные по своей компетенции и организации госорганы, естественно, с учетом в первую очередь требований экономики, разгосударствления собственности и развития предпринимательства.
Конечно же, требовалось оперативное создание собственных органов и институтов правоохраны, судов, обороны, внешнеполитического аппарата… Естественными были и процессы демократизации внутри самого государства, четкие меры по деконцентрации и децентрализации власти на всех уровнях. Они должны были постепенно уравновесить вызванные на первых этапах независимости объективными потребностями повышенные меры централизма и жесткости в управлении.
Безусловно, такие глобальные изменения, без человеческих жертв и иных потрясений, стали возможны благодаря избранной Н. А. Назарбаевым политике проведения глубоких и всесторонних преобразований. Реализация принципа "сначала – экономика, затем – политика" и житейской мудрости "Семь раз отмерь, потом – отрежь" позволила определить и заложить в Стратегию "Казахстан-2030" четкие направления и последовательные шаги модернизации всей системы управления страной.
Это был неизведанный путь, на котором изучались мировой опыт и практика различных зарубежных стран, казахстанскими специалистами составлялись многочисленные аналитические материалы, принимались к сведению мнения иностранных инвесторов и международных финансовых институтов… Создавались, реорганизовывались и упразднялись центральные и местные государственные органы. Рождались принципиально новые институты, в которых находили воплощение государственные и общественные начала.
Отдельные функции и отправляющие их органы переводились из подчинения Президента в подчинение Правительству и наоборот. Многие преобразования были синхронизированы с конституционным процессом – принятием действующей Конституции, внесением в нее изменений и дополнений, изданием актов официального толкования Основного закона Конституционным советом.
Нужно отметить, что развернутая в последние годы административная реформа затрагивает саму суть государственного начала в управлении. А постепенная передача отдельных дел в конкурирующий сектор, масштабное внедрение госуслуг, в том числе в электронном формате, введение контроля общества за их качеством значительно обогащают конституционную характеристику Республики Казахстан как социального государства, дополняя ее "сервисной" составляющей.
Масштабная борьба с коррупцией, очищение государственного аппарата от скомпрометировавших себя некомпетентностью или барским отношением к людям чинуш оздоровляют морально-этический климат в госуправлении. В совокупности с перечисленными мерами нынешняя реформа госслужбы наверняка выведет ее на принципиально новый уровень.
С информацией, раскрывающей все вышеназванные этапы становления казахстанской государственности, и можно ознакомиться в справочнике. Уникальность трехтомного издания "Органы государственной власти Республики Казахстан" видится в его содержательности и практической полезности. Уверен, что он станет настольной книгой для всех ученых и практиков, задействованных в реализации президентской Стратегии "Казахстан-2050".
Ведь в трех книгах отражены становление и развитие всего государства в разрезах президентской, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Ею охватываются статусы каждого центрального государственного органа от рождения и до преобразования. Теперь не составит труда получить информацию об учреждении, реорганизации и ликвидации даже маленького под­разделения какого-либо министерства, как действующего, так и существовавшего, но выполнившего свое предназначение на заре независимости.
Авторским коллективом под руководством директора Архива Президента Владимира Шепеля проделана без преувеличения колоссальная работа. Ведь историю каждого государственного органа пришлось отыскивать и отслеживать как по опубликованным, так и по архивным документам. Такую задачу могли решить только высокопрофессиональные и преданные своему делу исследователи.
Наряду с научной составляющей издания налицо его и сугубо учебная и прикладная востребованность. Справочник уже стал необходимым учебным пособием для студентов, изучающих конституционное и административное право. Очень полезен он будет и работникам архивов, комплектующим дела долговременного хранения, а также сотрудникам кадровых служб.
Третье издание справочника свидетельствует о придании данной работе постоянного характера. Хочется пожелать авторскому коллективу новых успехов в этом сложном и очень полезном деле.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Летопись государственности 26.03.2013
Ученый, педагог, гражданин 20.03.2013
Истинный педагог 18.03.2013
В городе Ржеве почтили память воинов-казахстанцев 100-й и 101-й отдельных стрелковых бригад 05.03.2013
Профессионал высшей пробы 01.03.2013
Служение слову 25.02.2013
Ты помнишь, как все начиналось… 25.02.2013
Настоящий Чапаев 21.02.2013
По предположению археологов, в кургане Жети-тобе в Жамбылской области был погребен "золотой человек" 20.02.2013
На защите границы 18.02.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz