NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:17 ast
07:17 msk

Александр Затаевич и второе рождение песен Иманжусупа
Писать об Иманжусупе – занятие увлекательное, потому что в каждой новой записи о нем встречаются ранее неизвестные факты из его героической жизни
22.05.2013 / история

Раушан КОШЕНОВА, "Звезда Прииртышья", 21 мая

Писать об Иманжусупе – занятие увлекательное, потому что в каждой новой записи о нем встречаются ранее неизвестные факты из его героической жизни. Сегодня все больше людей включается в поиски материалов о нем. И постепенно вырисовывается очень яркий, запоминающийся образ Иманжусупа – великого казахского композитора и акына.
В начале своих исследований творческого наследия народного батыра, составлявших одну из главнейших моих задач, я пришла к грустной мысли о том, что до наших дней дошли всего две песни Иманжусупа – "Ерейментау" и "Сармойын". Это давало повод доброхотам от искусства говорить, что из-за этих двух песен нельзя считать Иманжусупа композитором. Это мнение усугублялось еще публикацией во втором томе сборника "Песни пяти веков" 31 строфы стихов Иманжусупа, объединенных под общим названием "Ерейментау".
Незадолго до выхода упомянутой антологии на художественном совете при обсуждении романа Зейтина Акишева "Ветка чинары" разгорелась жаркая дискуссия. Один из писателей сказал: "Нельзя посвящать целый роман жизни какого-то человека, когда-то написавшего одну-единственную песню". Тогда свои голоса в защиту произведения подняли Музафар Алимбаев, Рахманкул Бердыбаев, Рымгали Нургалиев, Оразбек Сарсенбаев, и роман удалось отстоять.
По рассказам отца, его братьев, воспоминаниям многих выдающихся деятелей искусства, я знала – творческое наследие Иманжусупа несравненно больше того, что сохранилось за долгие годы запрета и умолчания, шельмования и клеветы.
В Акмолинской области я встретила Нургожу Ораза, главного редактора журнала "Сары-Арка", который рассказал мне о Казыбеке Нуралытеги, исполнителе песен Иманжусупа. Он рано умер, но, к счастью, в журнале были опубликованы его статьи и тексты песен "Бұғылы-Тағылы", "ӘкемҚұтпан", "Ерейментау", "Сарыбел", "Сармойын", "Сейфiл-Мәлiк". Это было большой удачей, и, окрыленная успехом, я продолжала поиски.
Но при прослушивании имевшихся записей песен "Ерейментау", "Бұғылы-Тағылы" оказалось, что обе песни имеют одну мелодию. Так исполняли эти песни Жусупбек Елебеков, Рамазан Баймаганбетов, Кайрат Бекбосынов, Бекболат Тлеухан, да к тому же слова кочевали из одной песни в другую. И более молодые исполнители, такие как Еркин Шукыманов из Семипалатинска, Сайлау Байбосынов из Акмолы, Исабек Сарсенбаев из Кзыл-Орды, повторяли своих предшественников. Известные искусствоведы, ученые-филологи тоже склонялись к этому мнению.
Моим главным аргументом на долгие годы стала книга Александра Викторовича Затаевича "1000 песен казахского народа", изданная в далекие двадцатые годы. Осмысление и осознание величия и значимости подвига Александра Затаевича, благодаря которому мы имеем, как писал Горький, "оригинальнейшие мелодии – богатый материал для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусоргских и Григов будущего" – еще впереди, но в данном конкретном случае именно эта книга, давно ставшая библиографической редкостью, дала второе рождение песням Иманжусупа.
В жизни А. Затаевича, по выражению Асафьева, "вдруг сама собой выросла великая цель" – стать первым "собирателем" казахских песен. Так называет себя сам автор в предисловии к сборнику. Бесконечно преданный своему делу, Затаевич, несмотря на тяжелейшие условия, как он пишет "личного существования", и жестокие потрясения, еще недавно перенесенные страной от голода и эпидемий, приступает к работе и долгих четыре года ездит по казахским степям, записывая народные песни.
Рабочим столом первого собирателя казахских песен "был и высокий берег Урала, и темные, грязные нары общежитий, рваные ковры ночлежек, и базарный прилавок, и чья-нибудь услужливо подставленная спина".
И даже тяжелая форма тифа, свалившего исследователя в самый разгар работы в 1922 году, не остановила его желания "ближе вглядеться в духовное лицо этого большого народа, выходящего на арену новой политической жизни, и оценить те возможности, которые вытекают из настоящего положения вещей, – тот вклад, который казахи могут принести в общечеловеческую сокровищницу духовных завоеваний и достижений культурных народов".
Секрет феномена Затаевича в том, что он, проникнувшись богатством духовной жизни казахов, "величием казаха степного", решает сделать национальную музыку достоянием мировой культуры и, воодушевленный осознанием своей высокой миссии, принимается за работу. "1000 песен казахского народа" – это целая эпоха, эра, застывшая в нотах. И в сердцах благодарных ценителей искусства навсегда останутся слова Александра Затаевича, обращенные к ним: "Храните же, изучайте и приумножайте ваши национальные духовные богатства, развивайте и украшайте их достижениями высшей общечеловеческой культуры, к которой стремитесь, и да возрастет из народных недр обновленная и расцветшая казахская национальная музыка!".
Этот пламенный призыв особенно актуален в наше время, с обретением Казахстаном суверенитета. Возвращаются прежде преданные забвению или искажению величайшие произведения искусства казахского народа, и возвращение это во многом становится возможным благодаря подвижническому труду таких светлых личностей, как Александр Затаевич.
Каждая страница, каждая строка сборника "1000 песен казахского народа" – это неиссякаемый родник, из которого всегда можно утолить жажду живительной влагой народного духа и силы.
Вот и второе рождение Иманжусупа, чье имя было оболгано и оклеветано, а песни, казалось, канули в Лету, стало возможным благодаря подвижнической деятельности Затаевича и его последователей – Жусупбека Елебекова, Ильи Жаканова, Айжана Бердыбая, Кайрата Бекбосынова, Амины Нугмановой, Бекболата Тлеуханова, Алии Мукановой, Толеутая Серикова, Сайлау Байбосынова, Гульнары Хамзиной, Гаухар Сапарбаевой, Берика Жусупова, Еркина Шукуманова, Рамазана Баймагамбетова и многих других.
В сборнике представлено шесть песен Иманжусупа. Шесть разных мелодий, кроме известных доселе песен "Ерейментау", "Сары-Арка", "Сармойын". К большому сожалению, в книге нет текстов к нотным записям, зато есть комментарий к ним, автор, кроме того, подробнейшим образом описывает исполнителей песни, дает характеристики песням, составляет их классификацию. Перечитывая книгу Затаевича, всякий раз обнаруживала что-то очень значительное и новое для себя. Так, в тысячный раз вчитываясь в комментарий к песням, совсем недавно я, считавшая, что в книге всего 5 песен Иманжусупа, вдруг совершенно случайно читаю в комментарии к песне под № 449: "Три другие, не менее красивые песни того же автора помещены под №№ 196, 217, 840".
Но под этими номерами – песни Иманжусупа. У меня от волнения закружилась голова. Неужели найдена еще одна песня, абсолютно неизвестная до сих пор? Снова и снова перечитываю заветные строчки. Да, сомнений быть не может, песня "Ел қайда?" ("Где родные места?"), которую сообщили Ирназарова Камка и Байзакова Заура из Кустанайской губернии, – это песня Иманжусупа.
Да, вне всяких сомнений, в сборнике Затаевича не пять, а шесть песен Иманжусупа, и главным свидетельством этому является сам автор. К сожалению, не записаны слова, и остается лишь догадываться о содержании песни по названию "Ел қайда?" – "Где родные места?". Одна из версий – песня написана в годы ссылки, и Иманжусуп изливает в ней свою неизбывную тоску по озерам и холмам Ерейментау, грустит о близких и твердо верит в свое возвращение.
Примечательно, что география распространения песен Иманжусупа весьма обширна, что указывает на необычайную популярность его песен.
Так, песни под номерами 117, 217 сообщены акмолинцами Хусаином Такежановым и Курбанали Туяковым, № 657 – зайсанцем Абдыхановым Иманханом, № 840 сообщил певец из Тургая Кера Керашканов, семипалатинец Фаиз Садвакасов напел Затаевичу песню Иманжусупа под № 758. Присовокупите к ним двух уже известных девочек из Кустаная и, имея в виду, что уже по материалам более поздних экспедиций песни Иманжусупа были записаны в Кзыл-Ординской, Алматинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской областях, можно с уверенностью говорить о том, что песенное наследие Иманжусупа востребовано народом и хранится в душе каждого, кто любит родную землю, кто верен и предан заветам предков.
В комментарии к книге можно найти материалы и о тех, с чьей помощью удалось собрать бесценные сведения. О каждом из них Затаевич отзывается тепло, с любовью, не скупясь на похвалы. Например, о Курбанали Туякове. Мы узнаем, что Курбанали Туяков – студент Оренбургского рабфака, милый, скромный человек лет 25. Не певец для публики или эстрады, но натура глубоко музыкальная, безупречный слух и мягкая, нежная манера исполнения. Настоящий кладезь акмолинских песен в вариантах, исполненных вкуса и характера.
Другой исполнитель песен Иманжусупа – Хусаин Такежанов – это отец видного ученого-металлурга, государственного деятеля, крупного организатора производства, академика Сауыка Такежанова. Жена Сауыка Такежанова Клара Зейнолловна сама разыскала меня и передала материалы о деде. Оказалось, что когда Темирбая Такежанова арестовали, а его детей и мать везли в эшелоне в Алжир, Хусаину удалось забрать Сауыка. Так Сауык остался в доме дяди, который стал ему приемным отцом. Хусаин Такежанов – известный поэт, автор сборников стихов "Думы старца", "Терме". Он играл на домбре, пел, был заядлым охотником. По свидетельству Сабита Муканова, Сакен Сейфуллин бесконечно уважал его за мирный, покладистый характер, за честность и благородство. По словам Сауыка Темирбаевича, Хусаина называли Молда ага, он большую часть времени проводил за чтением корана, арабских и персидских книг, сочинял дастаны.
Затаевич оставил, к счастью, свое заключение об Иманжусупе: "Своего рода герой, силач. Перечисленные качества соединяет в себе с несомненной музыкальной талантливостью". "Несомненная музыкальная талантливость" – это определение, высказанное таким тонким ценителем искусства и профессионалом, признанным авторитетом в музыкальных кругах, каким был Затаевич, является очень важным понятием значимости творческого наследия Иманжусупа, возвращаемого, хоть и тяжело, с надрывом, без всяких государственных и иных субсидий, народу. Александр Затаевич скрупулезно и самым пристрастнейшим образом отбирал материал для сборника, тем не менее он поместил в книгу целых шесть песен Иманжусупа, и это не случайно. Шесть песен из книги А. Затаевича, то есть нотные записи без текста, из которых известны слова лишь одной – "Сармойын", и семь текстов, из которых известны мелодии лишь двух – "Сары-Арка" и "Ерейментау".
Молодые ученые-искусствоведы Айжан Бердыбай, Алия Муканова, Базаралы Муптекеев совершили огромный, поистине героический труд по реставрации, обработке песен. Особая роль принадлежит Базаралы Муптекееву, который нашел три варианта песни "Сары-Арка", два варианта неизвестной песни "Болған жастан". Кроме того, сопоставляя и анализируя тексты песен, нотные записи из сборника А. Затаевича, прослушав сотни записей материалов экспедиций в разные годы, подтвердил предположение, что песня Алии Мукановой, записанная под № 840, – это песня "Сейфiл-Мәлiк", № 758 – "ӘкемҚұтпан", № 217 – "Сарыбел".
Народный артист РК Кайрат Байбосынов в одной из своих поездок на родину в Жана-Аркинском районе записал песню Иманжусупа "Батыр-ау". Есть свидетельства того, что и в более зрелом возрасте, в последние годы своей жизни Иманжусуп сочинял песни. В памяти дочери его Кулянды сохранилось несколько строк из песни, которую Иманжусуп написал на смерть жены Зейнеп и сына Бекзатыхана.
Надеюсь, что таких находок и открытий будет немало, и порукой этому – наша любовь к искусству, нашей истории, родной земле, что вскормила и вырастила таких сыновей, как Иманжусуп, которые до последнего вздоха отстаивали свободу и независимость своей Родины, и чьи песни и музыка возродились из пепла и будут теперь служить народу вечно.
Думается, что и среди молодых найдутся те, кто целью своей жизни считают накопление и сбережение национального достояния – народной музыки – от забвения и искажений и смогут по достоинству оценить этот вклад в общечеловеческую сокровищницу духовных завоеваний, что принесли, во многом ценой своей жизни, такие личности, как Иманжусуп.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Неизвестная и опасная Кашгария 31.05.2013
"Ак-Тюбе – райское место" 31.05.2013
Кто он, Тель Жаманмурынов? 31.05.2013
Его судили как врага своего народа... 30.05.2013
Казачий форт Тургая. Начало... 29.05.2013
Неизвестная и опасная Кашгария 27.05.2013
Ак-Тюбе, Актюбинск, Актобе 24.05.2013
Судьба его с судьбой страны так схожа… 24.05.2013
Музей – хранитель истории органов безопасности 22.05.2013
Александр Затаевич и второе рождение песен Иманжусупа 22.05.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz