NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:02 ast
15:02 msk

Русские и казахи: столетия вместе
О колонизации Степи глазами прогрессивных россиян 19-го века
28.10.2013 / история

Амантай Ахетов, писатель, старший эксперт Института литературы и искусства им. М.Ауэзова, "Central Asia Monitor", 25 октября

Мир человеческий богат соцветьем народов, мировоззрений, культур, обычаев и традиций. Заселяя Землю, Создатель хотел, чтобы люди прежде всего ценили свои малые отечества. Кому-то дороги горы, кому-то – море, суровая тундра или знойная пустыня, а казахскому сердцу мил степной простор. И через эту привязанность к отчей земле приходит чувство верности и осознания своего места под солнцем. Отсюда начинается любовь к миру и человечеству. И не будь мы так многолики, насколько беднее стал бы человеческий мир…

О близости двух народов
В связи с этим хочу обратиться к изумительному обобщению нравов русского и казахского народов, сделанному еще в прошлом веке великим просветителем Степи Ибраем Алтынсариным:
"У русского и казахского народов одна нерасторжимая судьба. Во-первых, если русские для Европы не европейцы, то казахи не являются азиатами для Азии. Во-вторых, ни русский, ни казахский народ не пострадали за Господа Бога. И в-третьих, ни русские, ни казахи не умеют ни купить, ни продать". Вот тебе и спасительный рынок! Вот тебе и истинная вера!
Почему я обращаюсь к судьбе именно русского и казахского народов в великом человеческом братстве? Господь Бог уготовил нам разумное добрососедство, ибо два наших народа издревле стали вратами между Западом и Востоком, караванной дорогой для обмена не только материальными ценностями, но и культурой, верованиями.
Сегодня сложно говорить об этом содружестве, не упоминая периода колонизации Степи. По-всякому можно смотреть на ту историческую эпоху, но мне хочется приоткрыть эту завесу через удивительную книгу замечательного русского публициста, этнографа, педагога и ученого Александра Ефимовича Алекторова "Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах". Она была издана в 1900 году в Казани и сегодня впервые готовится к переизданию в Казахстане Институтом литературы и искусства имени М.Ауэзова.
Обращает внимание приведенный в "Указателе" отзыв о кочевниках Великой степи выдающегося американского военного корреспондента Мак-Гахана (перевод с английского. Москва, 1875 г.):
"Я не могу не заметить, что все время моего пребывания с киргизами (казахами) оставило самое приятное воспоминание. Они все без исключения были добры ко мне, гостеприимны и честны. Я провел среди них целый месяц, путешествовал с ними, ел с ними и спал в их кибитках; со мною все это время были деньги, лошади, оружие и вещи, которые могли прельщать их как богатая добыча, а между тем я от них ничего, кроме хорошего, не видел; не только не пропало у меня во все время ни малейшей безделицы, но не раз случалось, что за мной скакал киргиз пять-шесть верст вдогонку, чтобы возвратить что-либо мною забытое. К чему же все эти толки о необходимости цивилизовать подобный народ! К чему ведут все рассуждения Вамбери о сравнительных преимуществах английской и русской цивилизации для них? Киргизы замечательно честны, добродетельны и гостеприимны – качества, которые немедленно сглаживаются цивилизацией во всех первобытных народах. На мой взгляд, даже жаль прививать такому счастливому народу нашу цивилизацию со всеми сопровождающими ее пороками".
В Указателе есть немало фактов об устанавливающихся отношениях между хозяевами степи и переселенцами. Так, приводится корреспонденция А.Акынова из Баян-Аула ("Киргизская степная газета", 1894 г., №49), в которой пишется:
"Между русскими, проживающими в глуби степей, встречаются симпатичные личности, которые, имея с киргизами частные сношения, тесно сближаются с ними и этим достигают доверия кочевников ко всем вообще русским. Такие лица не чуждаются лучших киргизских обычаев и особенно симпатичного из них обычая – гостеприимства и радушного угощения в своем доме всех, без различия национальности. Так, некто г. Я-ов, проживающий на станице Карасу, выдавая свою дочь замуж, вздумал ознаменовать радостное семейное событие устройством пира для киргизов. Заколов 5 крупных скотин и 10 баранов, он недалеко от станицы выставил 10 киргизских юрт. Ко дню пира, по приглашению, приехали киргизы Акбетавской и Шакшанской волостей".
В "Письме в редакцию газеты "Новости" (1894 г., №33) В.Верещагин проводит параллель между казаками и киргизами. На сибирско-китайской границе семьи русских казаков в домашнем обиходе говорят по-киргизски, и этот язык считается интеллигентным; киргизы, наоборот, избегают говорить по-русски; казаки-поселенцы – бедные и грязные, киргизы – зажиточны.

О выборах и религии
Самое больное место в Степи – выборы. Вот что, например, писал Алатау-Баласы в статье "Незаконные поборы и партийная борьба", опубликованной в "Киргиз­ской степной газете" (1897 г., №49 и 50):
"Перед выборами состоятельные киргизы стараются подкупить влиятельных кочевников с целью образовать себе лишнее число избирательных шаров. По достижении должности они стараются возвратить расходы на подкупы. Пойдут тогда сборы "джуртчиликов", "чишмов", убытков и пр. Бывает, что во время вербовки юртовладельцев на пятидесятничество киргизы спорят из-за голосующих. Одни кандидаты считают избирателей своими, другие тоже видят в них своих сторонников и тянут на свою сторону… Ловкие юртовладельцы приходят иногда к кандидату одной партии, берут у него деньги, затем идут к претенденту другой партии, тоже его обманывают, потом обирают и третьего, а во время баллотировок они кладут свой шар за того, у кого они больше взяли денег. Власть, возможность наживы и почетное положение управителя – все это составляет заветную мечту каждого киргиза".
Нечто подобное встречаем мы и в статье Е.Александрова о "Из жизни степных уездов" ("Туркестанский вестник", 1885 г., №17). Вот что он пишет о выборах биев – народных судей: "Всякий богач, властолюбец перед выборами бросает деньги на подкуп, на кормление своей партии, не жалея затрат, стараясь лишь как можно больше народа привлечь на свою сторону. Выбрали, наконец, бием! Надо же ему и возместить свои затраты. Вот и начинает он тянуть с правого и виноватого".
В Указателе есть немало материалов о помощи правительства и русских переселенцев местному населению после джутов и других бедствий. Показательна в этом плане опубликованная в "Астраханском листке" (1892 г., №249) статья "Помощь во­время", где говорится: "Прибылой водой моряны у киргизов приморского округа Внутренней орды унесло массу скота. Киргизы становятся на зимовку на буграх. Поднялась сильная моряна, ерики и ильмени вышли из берегов, и уровень воды поднялся так, что скоту негде было поместиться. Сами киргизы вынуждены были спасаться на вершинах бугров, на стогах сена и на крышах своих землянок. Положение их на синеморских буграх оказалось прямо трагическим, потому что вода держалась в течение нескольких суток, пока дул ветер. Ни пищи, ни питьевой воды не было. Голодные, ежеминутно страшившиеся за целость своей жизни, киргизы свободно вздохнули, когда ветер стал затихать, но надо было ждать еще продолжительное время, пока спадет вода, чтобы считать себя спасенным. На выручку явились лодки с провизией и пр., посланные с синеморских промыслов О.И.Базилевского. Лодки эти разъезжали от бугра к бугру, развозя хлеб и помогая, чем можно, очутившимся в бедственном положении киргизам. Особенно сильно пострадали киргизы, зимовавшие на низких местах".
Внимательна была русская администрация и к верованию казахов. Так в "Русском вестнике" (1897 г., №№4 и 7) была опубликована статья Т.Тихонова, которая посвящена киргизской степи, занимающей пять обширнейших областей: Акмолинскую, Семипалатинскую, Семирченскую, Уральскую и Тургайскую. "Главную массу населения составляют киргизы, которых здесь более двух миллионов. Все они говорят на одном языке, родственном с языком их соседей татар, с которыми они исповедуют ныне и одну общую религию. Распространению ислама среди них способствовало, между прочим, и само русское правительство, ибо Екатерина II, как известно, целым рядом указов повелела построить в киргизской степи татарские школы, мечети и отпечатать на счет казны Кораны для раздачи их кочевникам-киргизам. Одним из главных способов распространения ислама в киргизской степи было обучение киргизов чтению религиозных татарских книг, тем более что киргизы не имели своей письменности. Арабско-татарская транскрипция, получившая право гражданства в языке киргизов, ведет к полному поглощению его языком татарским. А между тем противодействовать этому поглощению с успехом мог бы наш русский алфавит, о чем уже неоднократно обсуждался вопрос и в среде ученых-ориенталистов, и в высших правительственных сферах. Так, по инициативе министра графа Толстого, принята была следующая мера. Для того чтобы удостовериться, может ли русский алфавит удобно выражать звуки киргизского языка, было поручено директору Казанской учительской семинарии Ильминскому вместе с ученым татарским, состоявшим в то время при генерал-губернаторе, написать русскими буквами какую-нибудь статью на киргизском языке; затем призвали несколько гимназистов из киргизов и заставили их прочесть статью. Опыт этот вполне удался: гимназисты-киргизы читали без малейшего затруднения, да и писали скоростью с совершенною легкостью, как будто им диктовали русскую речь. После этого гр. Толстой ходатайствовал пред Высочайшею властью о дозволении применить к киргизскому языку русскую транскрипцию, на что было изъявлено согласие".

О народном просвещении
Вообще "Указатель" Алекторова полон статей, проникнутых заботой об образовании детей кочевников. И подход к этой проблеме носит заинтересованный характер. Так, газета "Русская жизнь" (1894 г., №36) опубликовала статью А.Ахвердова, которая представляет интерес и поныне:
"В прежние времена высшая администрация степного края, имея в виду высокую задачу просвещения степняков-киргизов, учредила общежитие при Верненской и Омской гимназиях на деньги, собираемые ежегодно с каждой кибитки трех областей – Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской, на эти же средства воспитывались киргизские дети в ветеринарной, фельдшерской и технической школах г. Омска. Многие отправились на родину, где приносят немалую пользу народу.
Новая же администрация степного края отменила все эти порядки. Жаждущие знания должны теперь учиться не на общественный киргизский счет, а на свой собственный. Вследствие этого некоторые, дойдя до шестого и седьмого классов и не имея средств, должны были уехать к родным в степь. Очень жаль, что разумные благие начинания прежней администрации отменены новой. Говорят, что на деньги, которые собирались с киргизов для образования их юношества, учреждены ссудо-сберегательные кассы для киргизов же, о существовании которых большинство из них не знает.
Очень грустно, что администрация не заботится об образовании полудикого населения. Даже еще в двадцатых годах великий законодатель Сперанский, составляя уложение о сибирских киргизах, имел в виду именно их образование; в некоторых параграфах его устава говорится, что дети киргизских султанов и старшин должны приниматься на казенный счет в учебные заведения, которые имелись в тогдашней Сибири. Удивительно! Прошло с того времени около семидесяти лет, и что же мы видим? В последнюю четверть XIX столетия, в степном крае замечается обратное движение, и уничтожаются благие посевы прежних деятелей. А еще мы шумим, кричим, желаем слияния инородческого элемента с коренным русским, забывая, что только одно образование и цивилизация могут сблизить народности".
Недостаткам народного образования в киргизских степях посвящена и публикация в газете "Народ" (1897 г., №230). Исходя из того, что русско-киргизские школы устроены на совершенно нерациональных началах и не отвечают ни характеру, ни склонностям киргизов, газета сетует на подчинение школьного обучения татарским учителям и муллам. "Татары как наиболее фанатичные приверженцы ислама давно застыли и замерли в умственной жизни и ничего не могут дать своим ученикам, кроме своей неподвижности. Такое распространяемое между киргизами татарское влияние в самой высшей степени сопротивляется проникновению в среду киргизского молодого поколения прогресса и развития. Учителя же, муллы, по своему совершенному невежеству не могут учить детей ничему иному, кроме своего шариата. Русские народные школы не привлекают киргиза – они ему совершенно чужды… Дайте киргизской школе учителя-киргиза, поведите преподавание в ней на киргиз­ском языке – и школа не будет обходима киргизскими детьми. Но этого мало. Для того, чтобы киргиз приобрел привязанность к школе, чтобы видеть в ней источник света и истинного знания – одним словом, чтобы он считал эту школу не чуждой и не далекой себе, а своей родной школой, – сделайте ее именно такой. Сделайте ее национальной киргизской школой: кроме учителя-сородича и преподавания на родном языке, киргизский мальчик должен встретить в ней все родное, знакомое и любимое им с детства: описание своей жизни, своих нравов и обычаев, бытовых особенностей, историю своего народа и своей родины, картины кочевья и своих степей, гор и лесов и всего другого, что окружает его со дня рождения. Тогда только он пойдет в свою школу и будет относиться к ней с полным доверием и любовью. Тогда только эта школа сделается истинным рассадником знания среди киргизов, возбудителем их мысли и лучших человеческих чувств, двигателем по пути к культуре и цивилизации".
А "С.Петербургские ведомости" (1898 г., №287) дали сведения из газеты "Русский Туркестан" о стремлении киргизов к образованию:
"Русский Туркестан" отмечает наблюдающееся за последнее время в киргизской степи отрадное явление настойчивого домогательства кочевниками или иметь у себя русско-туземные школы с русскими учителями, или помещать детей своих в подобные же учреждения, уже функционирующие. По всем уездам области составляются приговоры, устанавливаются нормы самообложения и подаются просьбы об открытии школ с интернатами… Из всех инородцев Туркестана только киргизское население проявляет указанное рвение к свету, и поэтому особенно важно не дать потухнуть в душе номада этой возгорающейся искре".
Газеты указывают на особенное прилежание, с каким занимаются киргизские мальчики, попавшие в школу. "По свидетельству начальствующих лиц, большая успешность учения замечается в среде киргизов, а не русских. Трудно передать те приятные ощущения, которые испытываются случайным посетителем интернатов при спросе учеников-киргизов… Время, проведенное в школе, не пропало бесследно, и ученики, покидающее alma mater, понесут в степь, в прокопченные юрты отцов изрядный запас сведений, проливающих свет на обычаи и культуру народа, ставшего в общечеловеческой семье старшим братом киргиза".
Большой интерес представляют воспоминания Н.Ильминского об И.Алтынсарине (Казань, 1891 г): "При такой выдающейся для ордынца внешней карьере Ибрагим Алтынсаринович гораздо более замечателен был по своим личным качествам как человек умный, честный и симпатичный. В письмах Алтынсарина вполне отразилась душа его, отразился взгляд его на вещи, понятие об образовании киргизов, горячее стремление к просвещению своего народа, любовь к учителям, которыми он дорожил, но не оставлял и без строгого внушения в случае недостатков".
Правда, очень грустно звучит в заключении выдержка из письма Ф.Д. Соколова к Н.И. Ильминскому от 9 августа 1889 года:
"Похоронили Алтынсарина рядом с отцом его, на берегу реки Тобола. При похоронах было до 900 киргизов и татар, в том числе до 100 мулл, преимущественно из татар. В последние дни жизни к больному уже никого из русских не допускали: около него сидели муллы и читали Коран. А. В., Т. А., И. К. и я наезжали на зимовку, чтобы в последний раз проститься с любимым человеком, но, несмотря на нашу просьбу, не были допущены и уехали ни с чем. Грустно было, тяжело чувствовалось на душе! При похоронах никого из русских не было, кроме нас, учителей, да и мы должны были находиться в отдалении: киргизы смотрели на нас как на нежеланных людей при этом обряде, даже некоторые подходили к нам с вопросом: "Какое дело есть у вас?"
Письмо это диссонансом звучит в хоре других и наводит на мысли довольно печальные.
Окончание следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Русские и казахи: столетия вместе 28.10.2013
Казахский Авиценна 25.10.2013
Наставник Абылай хана 25.10.2013
Эталон справедливости 25.10.2013
Наша легендарная Маншук… 24.10.2013
Шестьдесят лет назад казахский народ потерял одного из лучших своих сыновей – Алиби Джангильдина 24.10.2013
МАЭК. Взгляд со стороны 24.10.2013
Славный сын Жетысу 22.10.2013
Жизнь настоящего коммуниста! 22.10.2013
Из когорты шестидесятников 22.10.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz