NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:08 ast
12:08 msk

Русские и казахи: столетия вместе. Часть 2
О колонизации Степи глазами прогрессивных россиян 19-го века
04.11.2013 / история

Амантай АХЕТОВ, писатель, старший эксперт Института литературы и искусства им. М.Ауэзова, "Central Asia Monitor", 1 ноября

Привлекает внимание в "Указателе" Алекторова и статья "Итоги 27-летнего управления Туркестанским краем" ("Русский вестник", 1891), принадлежащая перу публициста С.Южакова. В частности, он пишет:
"Несмотря на довольно крупные ошибки и серьезные недостатки нашего управления Туркестанским краем за все время нашего здесь владычества, в общем положение представляется в довольно удовлетворительном виде. Порядки наши несомненно легче, положительнее и лучше кокандских; наши подати вдвое легче… В жизнь, во внутренние дела инородцев мы не вмешиваемся; они живут, как знают и как хотят; свою религию они исповедуют как желают, совершенно свободно, без всяких стеснений. Мы даже не вмешиваемся в их самоуправление, в их суд – управляйтесь и судитесь, как знаете, только сидите мирно и подати платите исправно. Мы их не эксплуатируем, соков из них не выжимаем, как поступают просвещенные мореплаватели в Индии, в Африке и везде, куда бы их ни занесло. Если же при этом иметь в виду, что мы оживили экономическое развитие страны, усилили промышленность и торговлю, вызвали сильный спрос труда и капитала, что туземец, едва зарабатывавший 10-15 коп. в день, теперь добывает своим простым трудом, как рабочий, 40-80 коп. в день, то естественно, что туземцы весьма довольны русским владычеством, и ошибутся в своих расчетах все горячие фанатики Судана, Аравии или политиканы-софты, или английские подстрекатели, если пожалуют к нам с целью поднять мусульман против владычества неверных: они могут найти себе прозелитов только в медресе среди мулл, а земледельческий трудящийся, промысловый и торговый классы отнесутся к ним совершенно равнодушно.
Туркестанский край никогда не жил такой мирной и покойной жизнью, какой живет теперь. Туземец никогда прежде не уходил так смело и спокойно на полевые работы в степь, не боясь степных кочевых хищников, никогда так уверенно не оставлял в сакле свою семью. Вместо прежнего приниженного раболепного вида при кокандском владычестве туземец смотрит ныне смело и спокойно на все и на всех (только еще пред казиями он сгибается – потому что засудят). Многого он прежде не знал, многому научился от русских по части сельского хозяйства и строительства и строительных материалов – и перещеголял своих учителей, отбил у них хлеб. Столяры, плотники, каменщики, повара, кучера и вообще мужская прислуга – преобладают туземцы. Таким образом, мы вывели туземца из неподвижной раболепной жизни под ханским игом".
Еще одним неоспоримым преимуществом русской колонизации была забота о здравоохранении народа. Так, "Киргизская степная газета" (1897 г., № 37 и 38) публикует высочайшее повеление образовать врачебную часть в уездах Акмолинской, Семипалатинский и Семиреченской областей и добавляет:
"Причем в каждом участке состоят: участковый врач, фельдшер и фельдшерица-акушерка. Пользование населения и отпуск ему медикаментов производятся чинами по врачебной части бесплатно. Суммы, назначенные по каждой области на медикаменты, поступают в распоряжение областных врачебных инспекторов для снабжения врачей лекарствами или деньгами на приобретение оных. Участковые врачи, фельдшера и фельдшерицы-акушерки снабжаются, для разъездов по домам службы вдоль почтовых и земских трактов, открытыми листами на получение земских подвод без платежа прогонов. Это Высочайшее повеление в значительной мере расширяет возможность для местного населения пользоваться врачебною помощью… На участковых врачей, сверх оказания медицинской помощи, возложена также важная обязанность – распространять оспопрививание и обучать оному учеников из местных жителей".

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
Конечно, не все в колонизации казахской степи было светлым. Показательна в этом плане статья "Судьбы киргизского народа", опубликованная в "Восточном обозрении" (1889 г., № 28). Она касается темы переселения русских крестьян на земли киргизов:
"Переход земли от кочевников к русскому населению имеет свои вредные последствия. С самого начала завоевания степи началось выделение земель в казачью собственность. Как велико было выделение земель из общего района, можно судить по тому, что уже к концу семидесятых годов область, принадлежащая Сибирскому казачьему войску, тянулась длинною полосою в 1800 верст, и казаки получили в свое владение до 5 миллионов десятин, из которых более чем 3/4 представляют самые удобные земли, то есть лучшие земледельческие и луговые пространства. Собственно говоря, для непосредственных нужд казачьего населения такая масса земли была совершенно излишней… и они сдаются тем же киргизам за сравнительно высокую арендную плату.
Параллельно с этим переходом земель в руки казаков идет обеднение миллионного населения кочевников. Недостаток пастбищ имеет свои результаты – увеличение голодовок и падежей скота. Среди киргизского народа все более и более увеличивается число так называемых "джатаков" или "байгушей", то есть лиц, лишившихся скота и выходящих из степи к русским станицам, чтобы наняться в работники.
Новые потоки русской колонизации все сильнее и сильнее надвигаются в киргизскую степь… На окраинах степи возникают с изумительною быстротой новые города и деревни, население которых быстро увеличивается. Главная масса киргизского населения уходит глубже в далекую степь, крепко держась за свои вековые обычаи и жизнь номада…
Лишь немногие из кочевников, и то по преимуществу в южных уездах Семипалатинской области, занимаются земледелием и даже огородничеством. Несмотря на эти попытки киргизского населения перейти к земледельческому хозяйству, в будущем почти невозможно ожидать, чтобы сколько-нибудь значительная часть кочевого населения переменила свой пастушеский образ жизни. Киргизы беднеют год от года, силы народа видимо истощаются, и он не имеет средств создать обстановку, благоприятную для земледельческой культуры. Да едва ли это и не поздно; экспроприация земель, удобных для земледелия, уже совершилась в степи. На экономические и жизненные интересы природного населения степи не было обращено должного внимания в эпоху, непосредственно следовавшую завоеванием.
Дикая сила кочевников дрогнула; потеряв скот и огромные луговые пространства, они целыми массами отрываются от скотоводства и оставляют степь. Не имея возможности перейти к земледелию и заняться какими-либо другими отраслями независимого промышленного труда, бывшие номады являются на рынках труда в качестве работников, "свободных" как птица и способных ко всякой тяжелой работе. В богатой естественными произведениями степи создан рабочий, создан пролетариат из кочевого населения, лишенного скота".
А заключить эту часть обзора можно выдержкой из очерка П.Голубева, опубликованного в газете "Северный вестник" (1890 г., ­­№1):
"Киргизы понемногу выходят из состояния младенческого добродушия, проникаясь кулачеством русских проходимцев, не одной сотнею вышедших из пределов России, чтобы ловить в мутной воде сибирскую рыбу. С этой стороны наша культура представляет собой явление довольно печальное, но с другой стороны, работящий наш крестьянин, благоразумный администратор, правдивый судья и скромный педагог должны положить начало нравственно-гражданскому развитию киргизов. Прочитавши строки эти, многие улыбнутся… Мы знаем и сами, что перевес на стороне кулачества, но позволяем себе питать надежду на лучшее будущее".

БРАТЬЯ НАВЕК
"Указатель" Алекторова будет интересен не только ученым-исследователям, но и рядовым читателям, неравнодушным к истории Отечества, так как изобилует историческими сведениями, сказками, легендами и преданиями, описанием обычаев и традиций народа, раскрывает во всей полноте своеобразие жителей степной Ойкумены. Ход истории сложился благоприятно для потомков великой степной вольницы, которая продолжает идти рука в руку с братским русским народом.
Невольно вспоминаю выход в 1990 году остро воспринятого среди казахов эссе Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию?". Напомню, как он распорядился судьбой казахского народа: "О Казахстане. Сегодняшняя огромная его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя: если где кочевые стада раз в год проходят- то и Казахстан".
В своей отповеди я напомнил Александру Исаевичу: обвиняя коммунистов в неразумности, он умалчивает о том, что в результате этой "нарезки земли" России отошли обширные районы, где искони проживали казахи, которых в нынешней Российской Федерации живет много больше миллиона. Не мог он не знать и о том, что уже более тысячи лет назад русские и кипчаки (одно из племен, составивших казахский народ) жили бок о бок, и было время, когда "испить шеломами" донской воды почиталось доблестью. Кстати, жили, вопреки расхожим представлениям, по большей части мирно, торговали и роднились как добрые соседи, а в лихую годину приходили на выручку друг к другу. Плечом к плечу встали на Калке половецкая и русская дружины против монгольских туменов. Еще можно вспомнить, как кочевая конница в составе войска Александра Невского громила немецких рыцарей.
Поэтому я не думаю, чтобы сами русские люди хотели бы строить свое счастье на крови и ущемлении других. История не простит этого. Русский народ всегда отличался широтой, искренностью, жертвенностью, склонностью к миролюбию и правде. Поэтому он не должен забывать о глубоких корнях наших дружеских отношений.
К счастью, подобные попытки противопоставить наши народы не пустили корней в здоровом казахстанском обществе. Тем более что мы всегда признавали объединяющую роль русского народа. И как мне не помнить о последовавшем после публикации моей статьи в газете "Советы Казахстана" звонке ее главного редактора Юрия Таракова, который, пригласив к себе в редакцию, показал мне письмо, подписанное 13-ю русскими людьми из Усть-Каменогорска. На конверте было написано "Советы Казахстана". Амантаю Ахетову – Поэту и Человеку". Мои русские соотечественники выразили полную поддержку моей позиции и погасили сомнения насчет чистосердечности отношений между нашими братскими народами.
Какие бы стратегические имперские цели ни преследовала Россия, она, в отличие от других колониальных держав, проявляла истинную заботу об обустройстве и просвещении притянутых в свою орбиту народов. И лучшие примеры этого мы видим в материалах, собранных в "Указателе" Алекторова.
Наверное, поверив в просветительскую миссию России, наш великий поэт и мыслитель Абай писал в "Словах назидания":
"Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские стали такими, какие они есть, узнавая иные языки, приобщаясь к мировой культуре. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами… Русская наука, культура – ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий…
Мой тебе совет: можешь не женить сына, не оставлять ему богатых сокровищ, но обязательно дай ему русское образование, если даже придется расстаться тебе со всем нажитым добром. Это стоит любых жертв".
А завершить статью я хотел бы, выразив уверенность в том, что наши русские и иные соотечественники не могут не быть признательными тому народу, который веками хранил и чтил эту землю, дал ей свое имя, вдохнул в нее свою Душу. Что они никогда не забудут широту и щедрость принявшего их народа, вкус степного хлеба, родившегося под азиатским небом. Не будем гневить Небеса, которые одинаково милостивы и бросают свой свет большим и малым народам.
Смею сказать от лица многих и многих казахов, что мы в плоть и кровь нашу впитали ту русскую культуру, которая проникнута человеколюбием и высокими общечеловеческими идеалами. Поэтому и нахожу я в себе силы верить в Добро и Любовь, Согласие и Понимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мангышлак в моей партийной судьбе" 28.11.2013
На пути к восстановлению исторической памяти 27.11.2013
Мир поэзии Калижана Бекхожина 27.11.2013
Второй том книги по истории Костаная представили читателям его авторы 25.11.2013
Анализ ДНК указывает на евразийские корни коренных жителей Америки 25.11.2013
По труду и честь 22.11.2013
Жена Абилкайыр хана прожила 100 лет и похоронена в Оренбургской области 22.11.2013
Издано собрание сочинений 20.11.2013
Ермеку Серкебаеву и советскому поколению 50-х и 60-х посвящается 19.11.2013
Первый снег Малика Габдуллина 18.11.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz