Амантай АХЕТОВ, писатель, старший эксперт Института литературы и искусства им. М.Ауэзова, "Central Asia Monitor", 1 ноября
Привлекает внимание в "Указателе" Алекторова и статья "Итоги 27-летнего управления Туркестанским краем" ("Русский вестник", 1891), принадлежащая перу публициста С.Южакова. В частности, он пишет: "Несмотря на довольно крупные ошибки и серьезные недостатки нашего управления Туркестанским краем за все время нашего здесь владычества, в общем положение представляется в довольно удовлетворительном виде. Порядки наши несомненно легче, положительнее и лучше кокандских; наши подати вдвое легче… В жизнь, во внутренние дела инородцев мы не вмешиваемся; они живут, как знают и как хотят; свою религию они исповедуют как желают, совершенно свободно, без всяких стеснений. Мы даже не вмешиваемся в их самоуправление, в их суд – управляйтесь и судитесь, как знаете, только сидите мирно и подати платите исправно. Мы их не эксплуатируем, соков из них не выжимаем, как поступают просвещенные мореплаватели в Индии, в Африке и везде, куда бы их ни занесло. Если же при этом иметь в виду, что мы оживили экономическое развитие страны, усилили промышленность и торговлю, вызвали сильный спрос труда и капитала, что туземец, едва зарабатывавший 10-15 коп. в день, теперь добывает своим простым трудом, как рабочий, 40-80 коп. в день, то естественно, что туземцы весьма довольны русским владычеством, и ошибутся в своих расчетах все горячие фанатики Судана, Аравии или политиканы-софты, или английские подстрекатели, если пожалуют к нам с целью поднять мусульман против владычества неверных: они могут найти себе прозелитов только в медресе среди мулл, а земледельческий трудящийся, промысловый и торговый классы отнесутся к ним совершенно равнодушно. Туркестанский край никогда не жил такой мирной и покойной жизнью, какой живет теперь. Туземец никогда прежде не уходил так смело и спокойно на полевые работы в степь, не боясь степных кочевых хищников, никогда так уверенно не оставлял в сакле свою семью. Вместо прежнего приниженного раболепного вида при кокандском владычестве туземец смотрит ныне смело и спокойно на все и на всех (только еще пред казиями он сгибается – потому что засудят). Многого он прежде не знал, многому научился от русских по части сельского хозяйства и строительства и строительных материалов – и перещеголял своих учителей, отбил у них хлеб. Столяры, плотники, каменщики, повара, кучера и вообще мужская прислуга – преобладают туземцы. Таким образом, мы вывели туземца из неподвижной раболепной жизни под ханским игом". Еще одним неоспоримым преимуществом русской колонизации была забота о здравоохранении народа. Так, "Киргизская степная газета" (1897 г., № 37 и 38) публикует высочайшее повеление образовать врачебную часть в уездах Акмолинской, Семипалатинский и Семиреченской областей и добавляет: "Причем в каждом участке состоят: участковый врач, фельдшер и фельдшерица-акушерка. Пользование населения и отпуск ему медикаментов производятся чинами по врачебной части бесплатно. Суммы, назначенные по каждой области на медикаменты, поступают в распоряжение областных врачебных инспекторов для снабжения врачей лекарствами или деньгами на приобретение оных. Участковые врачи, фельдшера и фельдшерицы-акушерки снабжаются, для разъездов по домам службы вдоль почтовых и земских трактов, открытыми листами на получение земских подвод без платежа прогонов. Это Высочайшее повеление в значительной мере расширяет возможность для местного населения пользоваться врачебною помощью… На участковых врачей, сверх оказания медицинской помощи, возложена также важная обязанность – распространять оспопрививание и обучать оному учеников из местных жителей".
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС Конечно, не все в колонизации казахской степи было светлым. Показательна в этом плане статья "Судьбы киргизского народа", опубликованная в "Восточном обозрении" (1889 г., № 28). Она касается темы переселения русских крестьян на земли киргизов: "Переход земли от кочевников к русскому населению имеет свои вредные последствия. С самого начала завоевания степи началось выделение земель в казачью собственность. Как велико было выделение земель из общего района, можно судить по тому, что уже к концу семидесятых годов область, принадлежащая Сибирскому казачьему войску, тянулась длинною полосою в 1800 верст, и казаки получили в свое владение до 5 миллионов десятин, из которых более чем 3/4 представляют самые удобные земли, то есть лучшие земледельческие и луговые пространства. Собственно говоря, для непосредственных нужд казачьего населения такая масса земли была совершенно излишней… и они сдаются тем же киргизам за сравнительно высокую арендную плату. Параллельно с этим переходом земель в руки казаков идет обеднение миллионного населения кочевников. Недостаток пастбищ имеет свои результаты – увеличение голодовок и падежей скота. Среди киргизского народа все более и более увеличивается число так называемых "джатаков" или "байгушей", то есть лиц, лишившихся скота и выходящих из степи к русским станицам, чтобы наняться в работники. Новые потоки русской колонизации все сильнее и сильнее надвигаются в киргизскую степь… На окраинах степи возникают с изумительною быстротой новые города и деревни, население которых быстро увеличивается. Главная масса киргизского населения уходит глубже в далекую степь, крепко держась за свои вековые обычаи и жизнь номада… Лишь немногие из кочевников, и то по преимуществу в южных уездах Семипалатинской области, занимаются земледелием и даже огородничеством. Несмотря на эти попытки киргизского населения перейти к земледельческому хозяйству, в будущем почти невозможно ожидать, чтобы сколько-нибудь значительная часть кочевого населения переменила свой пастушеский образ жизни. Киргизы беднеют год от года, силы народа видимо истощаются, и он не имеет средств создать обстановку, благоприятную для земледельческой культуры. Да едва ли это и не поздно; экспроприация земель, удобных для земледелия, уже совершилась в степи. На экономические и жизненные интересы природного населения степи не было обращено должного внимания в эпоху, непосредственно следовавшую завоеванием. Дикая сила кочевников дрогнула; потеряв скот и огромные луговые пространства, они целыми массами отрываются от скотоводства и оставляют степь. Не имея возможности перейти к земледелию и заняться какими-либо другими отраслями независимого промышленного труда, бывшие номады являются на рынках труда в качестве работников, "свободных" как птица и способных ко всякой тяжелой работе. В богатой естественными произведениями степи создан рабочий, создан пролетариат из кочевого населения, лишенного скота". А заключить эту часть обзора можно выдержкой из очерка П.Голубева, опубликованного в газете "Северный вестник" (1890 г., №1): "Киргизы понемногу выходят из состояния младенческого добродушия, проникаясь кулачеством русских проходимцев, не одной сотнею вышедших из пределов России, чтобы ловить в мутной воде сибирскую рыбу. С этой стороны наша культура представляет собой явление довольно печальное, но с другой стороны, работящий наш крестьянин, благоразумный администратор, правдивый судья и скромный педагог должны положить начало нравственно-гражданскому развитию киргизов. Прочитавши строки эти, многие улыбнутся… Мы знаем и сами, что перевес на стороне кулачества, но позволяем себе питать надежду на лучшее будущее".
БРАТЬЯ НАВЕК "Указатель" Алекторова будет интересен не только ученым-исследователям, но и рядовым читателям, неравнодушным к истории Отечества, так как изобилует историческими сведениями, сказками, легендами и преданиями, описанием обычаев и традиций народа, раскрывает во всей полноте своеобразие жителей степной Ойкумены. Ход истории сложился благоприятно для потомков великой степной вольницы, которая продолжает идти рука в руку с братским русским народом. Невольно вспоминаю выход в 1990 году остро воспринятого среди казахов эссе Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию?". Напомню, как он распорядился судьбой казахского народа: "О Казахстане. Сегодняшняя огромная его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя: если где кочевые стада раз в год проходят- то и Казахстан". В своей отповеди я напомнил Александру Исаевичу: обвиняя коммунистов в неразумности, он умалчивает о том, что в результате этой "нарезки земли" России отошли обширные районы, где искони проживали казахи, которых в нынешней Российской Федерации живет много больше миллиона. Не мог он не знать и о том, что уже более тысячи лет назад русские и кипчаки (одно из племен, составивших казахский народ) жили бок о бок, и было время, когда "испить шеломами" донской воды почиталось доблестью. Кстати, жили, вопреки расхожим представлениям, по большей части мирно, торговали и роднились как добрые соседи, а в лихую годину приходили на выручку друг к другу. Плечом к плечу встали на Калке половецкая и русская дружины против монгольских туменов. Еще можно вспомнить, как кочевая конница в составе войска Александра Невского громила немецких рыцарей. Поэтому я не думаю, чтобы сами русские люди хотели бы строить свое счастье на крови и ущемлении других. История не простит этого. Русский народ всегда отличался широтой, искренностью, жертвенностью, склонностью к миролюбию и правде. Поэтому он не должен забывать о глубоких корнях наших дружеских отношений. К счастью, подобные попытки противопоставить наши народы не пустили корней в здоровом казахстанском обществе. Тем более что мы всегда признавали объединяющую роль русского народа. И как мне не помнить о последовавшем после публикации моей статьи в газете "Советы Казахстана" звонке ее главного редактора Юрия Таракова, который, пригласив к себе в редакцию, показал мне письмо, подписанное 13-ю русскими людьми из Усть-Каменогорска. На конверте было написано "Советы Казахстана". Амантаю Ахетову – Поэту и Человеку". Мои русские соотечественники выразили полную поддержку моей позиции и погасили сомнения насчет чистосердечности отношений между нашими братскими народами. Какие бы стратегические имперские цели ни преследовала Россия, она, в отличие от других колониальных держав, проявляла истинную заботу об обустройстве и просвещении притянутых в свою орбиту народов. И лучшие примеры этого мы видим в материалах, собранных в "Указателе" Алекторова. Наверное, поверив в просветительскую миссию России, наш великий поэт и мыслитель Абай писал в "Словах назидания": "Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские стали такими, какие они есть, узнавая иные языки, приобщаясь к мировой культуре. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами… Русская наука, культура – ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий… Мой тебе совет: можешь не женить сына, не оставлять ему богатых сокровищ, но обязательно дай ему русское образование, если даже придется расстаться тебе со всем нажитым добром. Это стоит любых жертв". А завершить статью я хотел бы, выразив уверенность в том, что наши русские и иные соотечественники не могут не быть признательными тому народу, который веками хранил и чтил эту землю, дал ей свое имя, вдохнул в нее свою Душу. Что они никогда не забудут широту и щедрость принявшего их народа, вкус степного хлеба, родившегося под азиатским небом. Не будем гневить Небеса, которые одинаково милостивы и бросают свой свет большим и малым народам. Смею сказать от лица многих и многих казахов, что мы в плоть и кровь нашу впитали ту русскую культуру, которая проникнута человеколюбием и высокими общечеловеческими идеалами. Поэтому и нахожу я в себе силы верить в Добро и Любовь, Согласие и Понимание. |