Раушан ШУЛЕМБАЕВА, "Казахстанская правда", 26 ноября
В Алматы в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая прошли юбилейные торжества в честь 100-летия народного писателя, поэта и драматурга, лауреата Государственной премии Казахстана и литературной премии им. Абая Калижана Бекхожина (1913–1990).
Талант с большой буквы Авторитетного классика национальной литературы и одного из выдающихся сыновей казахского народа Калижана Бекхожина называют Писателем с большой буквы. Он оставил после себя глубокие произведения, эпические поэмы и стал ярким символом ушедшей эпохи. Открывая торжественную встречу и приветствуя деятелей культуры и искусства, аким Алматы Ахметжан Есимов подчеркнул многогранность его творчества и непреходящее значение высокохудожественных работ. – Он создал неповторимый поэтический мир, а его стихи и поэмы заслуженно вошли в сокровищницу казахской литературы. На таких бессмертных произведениях мастера, как "Мариям Жагор қызы", "Науан батыр", "Степной комиссар", "Стойкая судьба", "Сказание о соколе" и других, выросло не одно поколение казахстанцев. Благодаря его блестящим переводам на казахский язык нам стали ближе и понятней творения Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других классиков мировой литературы, – сказал А. Есимов. Писатель начал печататься рано – в середине 30-х годов ХХ-го столетия. Первое поэтическое произведение 19-летнего Калижана опубликовали в районной газете "Колхоз" Павлодарской области. Через некоторое время юношу пригласили работать в эту газету ответсекретарем. А в 1934-м направили делегатом от Павлодарской области на I Съезд казахстанских писателей. Большое впечатление тогда на него произвели выступления Сакена Сейфуллина, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Беимбета Майлина, Ильяса Жансугурова. По совету Сакена Сейфуллина в том же году Калижан поступил в КазПИ им. Абая, где как отличник учебы получал специальную стипендию им. А. С. Пушкина. С тех пор своим учителем Бекхожин неизменно называл Сабита Муканова, который читал лекции в институте и к великой чести молодого поэта предложил ему участвовать в написании школьной Хрестоматии по казахской литературе. Талантливого студента заметили также в ЦК комсомола Казахстана и предложили работу в комсомольском печатном издании, где Бекхожин совмещал должности редактора и директора. Его первые серьезные литературные произведения "Партизан Балтабай", "Ақсақ құлан" ("Хромой кулан"), "Орман қызы" ("Лесная девушка") вышли в свет перед войной, в 1938–1939 годах. Вскоре после издания поэму "Орман қызы" выдвинули на соискание премии ЦК комсомола Казахстана. И это неудивительно, ведь в своем творчестве мастер талантливо рассказывал о романтике и задоре молодых людей, приезжавших на всесоюзные стройки из всех уголков СССР. В "Степном комиссаре" Калижан Бекхожин раскрыл образ Алиби Джангильдина, а в поэме "Часовой Кремля" интересно и образно передал воспоминания бывшего часового Али Сарсенбина о его встрече с Лениным. Энергию творчества Калижана не прервала даже начавшаяся Великая Отечественная война, с которой он вернулся лишь в феврале 1946 года. Будучи военным корреспондентом казахской газеты "За Родину", он писал фронтовые репортажи, поддерживая дух солдат и укрепляя веру в победу. Теме войны он посвятил стихи "Наш Кошкарбай", "Памяти друга", "Сестре", "Освенцим", "Вновь раскрывшийся цветок" и другие. В 1941-м вышли поэмы "Александр Невский" и "Двадцать восемь". Как вспоминала на вечере памяти Софья Молдагалиева, вдова казахского поэта, лауреата Государственной премии СССР Жубана Молдагалиева (1920–1988), ее муж дружил с Калижаном Бекхожиным. – Однажды каким-то непостижимым образом им удалось встретиться на фронте, и Калижан написал о моем муже очерк. Эта встреча еще более сблизила их, – продолжила Софья Молдагалиева. – Калижана Бекхожина хорошо знала еще моя бабушка, с которой он общался и приходил к нам домой, поэтому я была знакома с ним еще с детства. И у меня остались о нем добрые воспоминания.
Достойный последователь "золотой эпохи" Председатель Союза писателей Казахстана Нурлан Оразалин подчеркнул в своем выступлении, что сегодня Калижана Бекхожина по праву называют достойным последователем великих мастеров "золотой эпохи" казахской литературы – Мухтара Ауэзова, Габита Мусрепова, Габидена Мустафина, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Ильяса Жансугурова. Он сам с гордостью называл себя учеником этой блестящей плеяды, говоря, что их творчество оказало на него огромное влияние. Время показало, что он оказался талантливым учеником – из-под его пера вышли прекрасные поэмы, по своему высокому художественному уровню не уступающие произведениям мастеров "золотой эпохи". Это "Батыр Науан", "Мариям Жагор қызы" ("Мария, дочь Егора") и другие (Бекхожин написал двадцать поэм). О поэме "Мария, дочь Егора" с восторгом отзывались Сабит Муканов и Мухтар Ауэзов. Она по сей день любима в народе. А написал ее поэт, отталкиваясь от реальных событий, когда в 1950 году встретился с автором и первой исполнительницей знаменитой песни "Дударай" заслуженным деятелем искусств Казахской ССР Марией Рекиной, ставшей главной героиней романа. Она тогда приехала на съезд композиторов Казахстана. Писатель долго беседовал с ней, слушая рассказ о ее волнующей любви к Дюйсену, как она вместе с любимым боролась с религиозными предрассудками, запрещавшими им быть вместе. Все это легло в сюжет новой книги, повествующей о любви дочери русского рыбака Егора – Марии и казахского джигита Дюйсена. Удивительным и непостижимым образом трагедия молодых влюбленных сказалась и на судьбе произведения – Калижан Бекхожин не мог сразу издать книгу, так как у нее оказалось немало недоброжелателей. Спас ситуацию Сабит Муканов, который заявил, что поэма "Мариям Жагор қызы" талантлива, она показала поэтическую мощь ее автора и достойна войти в сокровищницу казахской литературы. Эти слова оказались спасительными, и сегодня читатель может наслаждаться самобытным литературным творением К. Бекхожина. Нурлан Оразалин считает, что Калижан Бекхожин, начав свое литературное поприще как поэт-лирик, которому был присущ романтизм, постепенно превратился в поэта эпического склада. И это стало закономерным в его творчестве, ведь эпик – это всегда поэт-философ, поэт осознанных чувств. "Его жизнеутверждающее творчество пронизано высокой нравственностью, человеческим благородством, патриотическими чувствами и любовью к Родине", – добавил Н. Оразалин.
"В песнях моя жизнь" Писатель по праву считается одним из ярких выразителей чувств и стремлений своего времени. Его творчество многогранно, ведь он был не только мастером поэтического жанра, но и автором пьес "Акан Актаев", "Если сердца верны", "После ливня", "Лавина гнева", "Гималайские раскаты", которые с успехом ставились на сценах республиканских театров, а также публицистики, литературной критики, талантливых переводов. Однако не все в жизни народного писателя складывалось легко и просто, как может показаться на первый взгляд. Директор Института литературы и искусства, член-корреспондент НАН РК Уалихан Калижанов напомнил, что у поэта были нелегкие испытания. Так, после публикации поэмы "Батыр Науан" его обвинили в национализме. Это произведение, в котором К. Бекхожин затронул тему национально-освободительного движения казахов, создавалось в сложные 50-е годы. Идеологи тех лет посчитали, что советскому поэту не к лицу воспевать пережитки прошлого. В итоге К. Бекхожина исключили из партии, уволили с работы, а весь тираж сборника, в который вошел "Батыр Науан", изъяли. – Отцом Калижана был известный поэт Нургожа, который дружил и переписывался с акыном Аханом-сере, собирателем генеалогии и устного народного творчества казахов Машхуром Жусупом Копеевым и другими выдающимися людьми своего времени, – продолжил директор института. – А это значит, что Бекхожин сызмальства жил в атмосфере творчества, знал литературу, слушал айтысы отца с Машхур Жусупом Копеевым, прославленным Жаяу Мусой, Исой Байзаковым. Думаю, это помогло ему начать писать стихи с ранних лет и, как отец, стать одаренным поэтом. Калижан Бекхожин сам при жизни рассказывал, что был влюблен в творчество Абая, Султанмахмута Торайгырова, Ильяса Джансугурова, Машхура Жусупа Копеева. Возможно, именно пример Абая привел Бекхожина к решению заняться переводом русских классиков на казахский язык. А при составлении Хрестоматии по казахской литературе он просто не мог не включить в нее труды известных поэтов-книжников, в том числе Машхура Жусупа Копеева. Такой поступок Калижана Бекхожина, бесспорно, является смелым, поскольку в те годы поэтов-книжников называли "врагами литературы", ставя им в вину, что они знакомили с литературными шедеврами Востока, продолжая оставаться на позициях апологии старины и традиционных идеалов. С началом новейшей истории Казахстана пришло время пересмотреть творческое наследие Калижана Бекхожина через призму суверенитета, говорили эксперты, ведь в условиях соцреализма некоторые его стихи были исследованы с партийных позиций. Такая работа необходима, ведь с каждым годом интерес к произведениям писателя растет, а его творчество становится широко известным и за пределами Казахстана. Например, как сообщил руководитель Союза евразийских писателей (Турция, Анкара) Якуб Омироглы, они издали на турецком языке поэму Калижана Бекхожина "Әппақ-намә" о девушке-кипчачке, возлюбленной поэта Низами. И книга пользуется большим спросом. – Кроме того, мы посвятили очередной номер нашего журнала "Братья по перу" 100-летнему юбилею казахского писателя, опубликовав статью его сына Ерлана Бекхожина о творчестве отца. В следующем номере будут стихи самого Калижана Бекхожина, над которыми сейчас работают турецкие переводчики, – сообщил Якуб Омироглы. В юбилейных торжествах в честь 100-летия народного писателя приняла участие Национальная библиотека, организовавшая книжную выставку "Өлеңім – Өмірім". В библиотечных фондах хранится уникальный номер "Казахстанской правды" от 11 августа 1937 года со статьей Калижана Бекхожина "Поэзия Махамбета", в которой автор приводит отрывок из песни Махамбета, прозвучавшей перед его казнью, и в которой он прославлял гордый дух Исатая. "В этой последней песне Махамбет обобщил, выразил волю и силу всего народа. Поэт еще раз показал себя подлинным народным героем, перед лицом смерти использовавшим единственное оставшееся у него оружие – песню… Отмечая столетие этого знаменитого восстания… каждый из нас, читающий стихотворения Махамбета, не может не восхищаться величием его души, энергией его натуры, не может не воодушевляться его огненным призывом к борьбе, ненавистью к врагам народа", – писал поэт Бекхожин на страницах нашей газеты. Сегодня, анализируя творчество Калижана Бекхожина, можно утверждать, что в своих произведениях он прожил тысячи жизней, страдал и радовался. И в этом нашел настоящее счастье и признание. Завершился юбилейный вечер концертной программой с участием народных артистов и ведущих творческих коллективов страны. |