Николай Колинко, "Казахстанская правда", 4 декабря
Исполнилось 85 лет со дня рождения Ануара Жакупова. Яркий, предельно целеустремленный, честный человек, настоящий подвижник, он пользовался глубоким уважением всех, кто встречался с ним. Рассказ о нем, наверное, надо начать с того, как простой паренек из глубинки, в три года оказавшийся сиротой, после окончания семилетки стал учеником слесаря на пункте технического осмотра вагонов станции Есиль. Отсюда начался его большой жизненный путь, на котором он вырос до крупного государственного и общественного деятеля страны. Там, на железной дороге, Ануар получил рабочую закалку и вскоре поступил в Акмолинский железнодорожный техникум, после окончания которого пять лет трудился дежурным, затем начальником разъезда "Красивое" и станций Джаксы и Есиль. С первого года освоения целины я работал в тех необжитых краях и хорошо помню тогдашние глухие станции. Раз в сутки здесь останавливался пассажирский поезд Барнаул – Днепропетровск. Зимой землянки так заваливало снегом, что ходили по крышам. А через несколько лет тот же Есиль, ставший центром крупнейшего зернового района (его называли "воротами целины") превратился в красивый, ухоженный белокаменный городок, от станции один за другим стали отходить скорые поезда дальнего следования, десятки товарных составов с техникой, стройматериалами, пшеницей… Когда началась целинная эпопея, это был 1954 год, Ануар Камзинович был студентом Ташкентского института железнодорожного транспорта. Получив в 1957-м диплом инженера путей сообщения (по эксплуатации железных дорог), Жакупов был направлен начальником грузового отдела Атбасарского отделения, затем Джамбулского отделения Казахской железной дороги. Как молодой специалист он приобрел здесь бесценный опыт организации получения и отправки огромных потоков грузов, поступающих в Казахстан, и первых больших урожаев целинного зерна. В 1960 году А. Жакупов был избран председателем райпрофсожа Кустанайского отделения дороги, а после почти четыре года работал заместителем начальника Целиноградского отделения Казахской железной дороги. Как раз тогда, во время уборки десятого целинного урожая, произошла памятная для него встреча с первым партийным руководителем Казахстана Динмухамедом Кунаевым. Динмухамед Ахмедович увидел, как уверенно ориентируется в непростых ситуациях этот человек, и вскоре Ануар Камзинович был приглашен в ЦК, утвержден заместителем заведующего отделом транспорта и связи Центрального Комитета. В 1969 году он был назначен на должность министра автомобильного транспорта республики. Именно на этом посту в полной мере раскрылись незаурядные деловые, организаторские и человеческие качества Жакупова, был осуществлен перевод автотранспорта и промышленных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования – в стране в разгаре была экономическая реформа. "Ветераны-автомобилисты, – писала уже в наши дни главный специалист Архива Президента РК Евгения Чиликова, – оценивают период его руководства как самый эффективный для транспортной отрасли и наиболее успешный для его работников". Тогда на подведомственных предприятиях впервые было организовано изготовление многих тысяч кузовов автобусов, большегрузных бортовых и самосвальных автоприцепов, грузовых контейнеров, смонтированных на автомобилях портальных кранов. За девять лет работы Жакупова министром в строй действующих были введены десятки автопредприятий, заводов, сотни цехов, участков, внедрены централизованные перевозки грузов, позволившие сократить транспортные издержки, открыто около 4 000 автобусных маршрутов, налажено регулярное сообщение практически со всеми населенными пунктами. Ежедневно на маршрутах работало более 15 000 автобусов, перевозилось более 6 млн. пассажиров. К 1978 году в республике действовало 30 автовокзалов, 210 автостанций и 647 кассовых пунктов. Через ЦК и Совмин республики министр добился увеличения ежегодных ассигнований на строительство жилья и детских дошкольных учреждений, в том числе санаториев и пионерских лагерей. Особое внимание А. Жакупов уделял вопросам подбора и расстановки руководящих кадров. Как отмечал вице-президент Российского автотранспортного союза Сергей Скалунов, "…ярче всего высвечивается умение министра Жакупова создавать команду – команду единомышленников, преданных делу развития и совершенствования работы автомобильного транспорта". В своих воспоминаниях он писал, что, побывав однажды в Казахстане, инструктор отдела транспорта ЦК КПСС Андрей Шевчук записал в своем блокноте 17 вопросов о прогрессивных системах перевозки грузов, о которых он даже не слышал, тогда как в Казахской ССР они работали… Казахстанский опыт подготовки кадров массовых профессий был затем повсеместно распространен в Союзе. Достаточно сказать, что в структуре Минавтотранса для рабочих предприятий были организованы 702 двухгодичные экономические школы, в которых обучалось более 23 000 человек, 382 школы для инженерно-технических работников, которые посещали 8 000 человек. Ежегодно в учебных комбинатах и автошколах министерства готовились 7 000 водителей. Уйдя с поста министра, Ануар Жакупов около трех лет был председателем исполкома Алматинского горсовета, два года работал первым секретарем столичного горкома партии, затем почти шесть лет – первым секретарем Джамбульского обкома Компартии Казахстана. "Он трудился, не считаясь со временем, и нас напрягал – рассказывал, вспоминая совместную работу, бывший первый секретарь горкома партии Джамбула (ныне Тараз) Юрий Додонов, недавно ушедший из жизни. – Мы учились у него дальновидности, уверенности в отстаивании своей позиции, перенимали его богатый жизненный опыт. Стержень его души был твердым. Люди особенно ценили его объективность и оперативность в работе, чуткое и доброжелательное отношение, скромность в быту". За время его работы первым руководителем области здесь возросли масштабы развития предприятий химической отрасли, капитального строительства и благоустройства населенных пунктов, увеличились поголовье общественного стада и площади под орошаемыми землями. Первый секретарь внимательно следил за состоянием учебно-воспитательной работы, охраны здоровья и культурно-бытового обслуживания населения. А. Жакупов избирался депутатом Верховного Совета СССР 11 созыва и депутатом Верховного Совета Казахской ССР 8–10 созывов, делегатом XIII–XVI съездов Компартии Казахстана, XXVI–XXVII съездов КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции. Он был награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", медалями. Почетный железнодорожник СССР, почетный гражданин города Алматы. Ануар Камзинович ушел из жизни два года назад, не дожив до своего очередного дня рождения всего четыре дня. Он запомнился людям хорошими делами, как требовательный, заботливый, умеющий держать слово руководитель, мудрый наставник. |