NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 20:46 ast
18:46 msk

Железнодорожный генерал
Факты из биографии Аби Саркыншакова
25.04.2014 / история

Юрий ПОМИНОВ, "Звезда Прииртышья", 24 апреля

У него был шанс стать агрономом, журналистом… Но все-таки он стал железнодорожником. Учиться поехал в Ташкент, там было в ту пору 15 институтов, он выбрал в железнодорожном факультет эксплуатации железных дорог – здесь была самая высокая стипендия. А это для него и его немолодых, неграмотных и далеко не богатых родителей имело не последнее значение.
Поступить-то поступил, а как учиться, если занятия велись на русском языке, а он окончил казахскую школу? Так что первое время Аби было нелегко, но русским он занимался очень усердно и постепенно освоил его. Втянулся в студенческую жизнь, выполнял комсомольские поручения, занимался спортом, писал заметки в институтскую многотиражку.
И вот в кармане диплом инженера по эксплуатации железных дорог и направление – на станцию Павлодар. 1956 год. В то время, конечно, и Ташкент был не тот, каким он стал позднее. А что говорить о Павлодаре? Деревня деревней. Песок, пыль, одноэтажные домишки, саманушки, почти нет зелени…
***
Аби прямо с поезда пошел в отдел кадров, представился. Сказали: есть инженерные должности. А он попросился стрелочником – хотел начать с первой рабочей профессии… Назначили дежурным по парку станции Павлодар.
Как же он мерз в свои первые павлодарские зимы! Он ведь был южанином, да и учился в Ташкенте, где зимой вполне можно было обойтись без теплого пальто и шапки. А тут ветры, бураны, морозы за минус сорок. На работе еще ничего, а дома, ночью… Домом был то один, то другой списанный вагон с печкой-буржуйкой. Пока топишь – терпимо, а перестал – через час холод до костей пробирает.
А в остальном жизнь шла своим чередом. Быстро продвигался по службе: дежурный по станции, инженер станции, поездной диспетчер. Кругом было много молодежи, его уже знали, избрали секретарем комсомольской организации.
В 1960-м Аби Саркыншакова назначили начальником станции Павлодар. И было в ту пору начальнику 26 лет. Еще через девять лет – с начала 1969 года – он первый заместитель начальника Павлодарского отделения дороги, с 1975 – начальник отделения. На этой должности он пробыл больше 20 лет: пришел в 41 год, а оставил ее уже после своего шестидесятилетия.
То есть всю свою жизнь Аби Саркыншаков проработал на одном месте, в Павлодарском отделении железной дороги. Редкий, наверное, исключительный случай для кадровых железнодорожников.
***
Рос и развивался, меняясь буквально на глазах, город. Несколько настоящих технических революций пережило и некогда провинциальное, захудалое отделение железной дороги. Сначала это происходило с участием Аби, а потом – под его непосредственным руководством.
Экибастузский топливно-энергетический комплекс – особая строка в биографии Саркыншакова. Ведь не только угольщики, но и железнодорожники обеспечивали невиданные темпы развития угледобычи.
Весь экибастузский уголь грузился в вагоны и отправлялся по железной дороге на 22 тепловые электростанции… Это была трудная, иногда на пределе сил, высокопрофессиональная работа. Объем отправляемых грузов в 1984 году составлял около 97 млн. тонн, в 1985 – свыше 99 млн., в 1986 превзошли стомиллионный рубеж погрузки. Возили, разумеется, не только уголь, но и ферросплавы, нефтепродукты, глинозем, тракторы и сельхозмашины, строительные материалы. Хотя главным грузом оставался все-таки уголь.
Подсчитано: за первые тридцать лет своего существования Павлодарское отделение железной дороги увеличило грузооборот в 12 раз, а объемы отправления грузов – в 90. То есть отгрузка в среднем ежегодно вырастала втрое. Таких темпов прироста не знало ни одно отделение дороги в бывшем Союзе.
Теперь уже мало кто помнит, что в свое время ставилась задача довести добычу угля в Экибастузе к 1990 году до 170 миллионов тонн в год и построить четыре ГРЭС. В этой связи наши железнодорожники поднимали вопрос о строительстве третьего технологического пути на участке Экибастуз – Целиноград, а также о сооружении второго железнодорожного моста через Иртыш в Павлодаре.
Для Саркыншакова ЭТЭК – время пиковых нагрузок, мучительного поиска нестандартных путей выхода из сверхсложных ситуаций, время удивительных технологических находок, настоящих открытий.
20 февраля 1986 года в Экибастузе был сформирован состав из 440 вагонов длиной около шести с половиной километров и весом 43407 тонн. Его вели четыре локомотива. Он без всяких задержек преодолел 300-километровый участок до Целинограда. Об этом сообщили почти все центральные газеты, телевидение и радио.
–Конечно, рекорды не были самоцелью, – вспоминает Аби Саркыншакович, – мы стремились оптимизировать угольные потоки из Экибастуза, отрабатывали новые технические решения, испытывали возможности техники.
***
Те, кто давно живет в Павлодаре, помнят, сколько радости детворе доставляла детская железная дорога, построенная и открытая в 1979 году, к 25-летию отделения дороги. Среди тех, кто стал "локомотивом" этой стройки, был и Аби Саркыншакович. Чего греха таить, имел он при этом и "корыстный" расчет – знал, что не только местом развлечения станет детская железная дорога, но и поможет десяткам мальчишек и девчонок выбрать главное дело в жизни. Для этого, кстати, оборудовали и специальные классы, где занимались в две смены до 600 и более школьников.
Спустя два года, в 1981-м, в Павлодаре был создан железнодорожный техникум. А предшествовали этому следующие события. Весной 1980 года А.С. Саркыншакову довелось отчитываться на бюро ЦК Компартии Казахстана. Вел бюро первый секретарь ЦК, член Политбюро ЦК КПСС Д.А. Кунаев. Выступление начальника отделения дороги слушал внимательно, заинтересованно. Среди прочих "постановочных" вопросов Саркыншаков упомянул о том, что действующее железнодорожное училище не справляется с подготовкой кадров для отделения дороги – желательно иметь свой техникум… Меньше чем через полтора года техникум принял первых 120 учащихся. Когда отмечали его десятилетие, на очном и заочном отделениях их было уже почти 1200. По уровню оснащенности Павлодарский железнодорожный может потягаться и с иным вузом. Все годы своей работы Аби Саркыншакович считал техникум детищем отделения дороги, помогал чем только мог, – не только техникуму, но и специализированному профтехучилищу, железнодорожным школам…
***
Еще одна веха – железнодорожный вокзал в Павлодаре. В 1977 году вбили первый колышек на месте будущей стройки, а осенью 1981 сдали вокзальный комплекс в эксплуатацию. Кто скажет, что наш железнодорожный вокзал плох? Классно поработали трансстроевцы – они и сегодня вполне могут гордиться этим своим объектом. Помогали предприятия города и области, поддерживали власти.
Уместно вспомнить про санаторий-профилакторий. Саркыншаков считал совершенно ненормальным, что крупнейшее в стране отделение дороги не имело своего профилактория. Преодолевая разного рода трудности и препоны, построили сперва пионерский лагерь – самый крупный в отрасли. На его базе и развернулись… Отстроили спальный корпус, грязелечебницу, наладили отпуск всех лечебных процедур, начали разливать свою минеральную воду, имеющую лечебные свойства…
Санаторий-профилакторий стал очень популярным у железнодорожников. Теперь там, во многом благодаря усилиям ветерана, размещается областной детский дом.
Железная дорога в ту пору – это не только рельсы, вагоны, локомотивы. Комплекс социальных объектов, которыми располагало Павлодарское отделение во времена Саркыншакова, насчитывал сотни многоэтажных жилых домов, на его балансе было 27 детских садов, одиннадцать школ, профтехучилище, техникум, две больницы и две поликлиники… А еще Дворец культуры, бани, фельдшерско-акушерские пункты, тепличный комплекс, подсобный цех… Всего, кажется, и не перечислить…
Особенно большой рывок в строительстве жилья, детских дошкольных учреждений был сделан железнодорожниками в последнее десятилетие. Проблема с жильем для них была к 1995 году практически решена, а ведь тогда здесь работали около 18 тысяч человек. Детских садов понастроили с запасом. И каких садов – с улучшенными условиями содержания детей, бассейнами… Все это социальное хозяйство служило, служит и будет служить людям. И это лучший прижизненный памятник Саркыншакова самому себе.
***
Он всегда был общественным человеком. Охотно выполнял комсомольские поручения в институте и на станции Павлодар. В 24 года стал депутатом городского Совета – самым молодым в его составе. Был членом горкома и обкома партии, членом бюро обкома. Избирался депутатом областного Совета многих созывов, был депутатом областного маслихата. Его членство и депутатство никогда не было простым приложением к должности – он всегда всерьез и с охотой работал в секциях и комиссиях, считая это своим долгом перед теми, кто его выдвинул или избрал…
Он был делегатом XXVII съезда КПСС от Павлодарской области. Что бы теперь ни говорили о той партии, а на свои форумы она действительно направляла не последних людей.
Съезд больше всего запомнился Аби Саркыншаковичу тем, что он собрал вместе огромное количество людей, известных подчас не только всей стране, но и всему миру: пять тысяч делегатов, делегации из 152 стран…
***
Кто-то очень верно подметил: часы тянутся, дни бегут, а годы летят… Вот так и Аби Саркыншакович уже без двух лет шестьдесят отдал своей родной железной дороге. Сколько всего было за эти годы!
Судьба сводила его с очень разными людьми. Например, в начале своей железнодорожной карьеры ему довелось встречаться с бывшим главой союзного правительства Г.М. Маленковым, сосланным в Экибастуз. Там он работал директором ТЭЦ, а Саркыншакову по роду службы приходилось иметь дело с грузами для ТЭЦ и ее железнодорожным хозяйством.
В свое время окрылила А.С. Саркыншакова поддержка Д.А. Кунаева на бюро ЦК Компартии Казахстана.
Не раз пересекались пути А.С. Саркыншакова и Н.А. Назарбаева. В бытность Нурсултана Абишевича секретарем ЦК Компартии Казахстана по промышленности Саркыншаков показывал ему, как куратору отрасли, свое железнодорожное хозяйство, локомотивное депо станции Павлодар, другие объекты. Н.А. Назарбаев не забыл той поездки, и когда им в дальнейшем приходилось встречаться – на съездах КПСС, Компартии Казахстана, во время поездок Президента Казахстана по области, он интересовался делами железнодорожников. Аби Саркыншакову посчастливилось присутствовать на присяге первого Президента республики при его вступлении в должность. Это было 10 декабря 1991 года. И позднее они неоднократно встречались.
Многолетняя дружба связывала Аби Саркыншаковича с бывшим министром путей и сообщения СССР Н.С. Конаревым.
За время работы Саркыншакова в области сменилось семь первых секретарей обкома, один глава областной администрации и два акима области. И со всеми ему удавалось находить общий язык, они его поддерживали, потому что во главу угла он всегда ставил дело.
***
Уходя с поста начальника отделения дороги, он оставил после себя прекрасное наследство: техническая оснащенность предприятий дороги, уровень развития социальной сферы имеют запас прочности на многие годы вперед.
Аби Саркыншаков по-прежнему продолжает быть в трудовом строю железнодорожников, работая членом консультационного совета национальной компании "Қазақстан темір жолы". А Павлодарское отделение железной дороги, в становление и развитие которого он вложил столько сил, остается самым мощным в суверенном Казахстане по объему отправленных грузов.
За последние годы на территории области осуществлены при активнейшем участии А.С. Саркыншакова уникальные проекты. Построена железная дорога Аксу – Дегелен, на открытии которой присутствовал Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, назвавший Аби Саркыншаковича своим другом.
Не одно десятилетие добивался А.С. Саркыншаков электрификации участка Астана – Павлодар. Осуществилась и эта его давняя мечта. При его содействии стал курсировать между Астаной и Павлодаром современный, комфортабельный скоростной электропоезд.
За плечами у А.С. Саркыншакова – большая жизнь, полная свершений, ярких событий, встреч. О ней, посвященной любимой железной дороге, рассказывают его книги "40 памятных лет", "Люди и встречи", "Жизнь моя – железная дорога", "Я вам расскажу…".
А.С. Саркыншаков отмечен высокими наградами СССР и суверенного Казахстана, он почетный гражданин Павлодара и Павлодарской области, обладатель знака "За заслуги перед областью".
Счастлив Аби Саркыншакович и в семье. С супругой Толеукыз они вместе уже более 50 лет – она для него и друг, и советчик. Вместе воспитали троих замечательных детей. Как и их родители, дети связали свои судьбы с железнодорожной отраслью. В большое семье десять внуков и два правнука.Семья придает А.С. Саркыншакову оптимизма, уверенности в завтрашнем дне.
Было время, когда руководящее звено железнодорожников имело еще и воинские звания. По этой табели о рангах Аби Саркыншакович – давно железнодорожный генерал.
Вот уже вторую половину века он служит однажды и навсегда избранному делу, живет и работает так, как это способны делать лишь люди высокого долга. И сегодня, накануне его восьмидесятилетия, остается пожелать ему здоровья, всегдашнего оптимизма и творческой неуспокоенности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Служившие у истоков 30.04.2014
Священная война за Крым 30.04.2014
Спасибо, комбат 29.04.2014
Бопежан Иманкулов – пулеметчик, партизан, разведчик 29.04.2014
Руководил, увлекая работой 28.04.2014
85-летняя узница концлагеря вспоминает о зверствах фашистов 28.04.2014
"Железный нарком" Темирбек Жургенов 25.04.2014
Юрий Домбровский – хранитель памяти старой Алма-Аты 25.04.2014
Как немцы бомбили Таушык 25.04.2014
100 лет исполняется со дня рождения Германа Борисовича Жилинского 25.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz