Павел Банников, "Литер", 16 октября
И вздрогнула земля… Из истории землетрясений в Семиречье 1885–1912 гг. В сборнике, подготовленном Национальным центром археографии и источниковедения, собраны материалы о землетрясениях в Семиречье в конце XIX – начале XX века. Начиная с Беловодского землетрясения 22 июля 1885 года до Кеминского 22 декабря 1910. Истории самих катаклизмов, истории решения проблем населения после них, проблемы восстановления разрушенных построек – показаны в документах и письмах. Материал, подобранный составителями, дает не только интересную картину и почву для географических изысканий, но и показывает некоторые важные составляющие человеческих отношений того периода. Простой сухой отчет о действиях арестантов во время Верненского землетрясения 1887 года: "К счастью, нашлись самоотверженные люди из среды самих арестантов: таранчинец Заир Сатыбалдин и казак Варфоломей Мочалов, выломав дверь своей камеры, не искали спасения, а с неустрашимостью, засвидетельствованной всеми арестантами и тюремным начальством, помогали открыть двери других камер, чем, несомненно, спасли многих своих товарищей по заключению от увечий, а может быть, и от смерти, так как некоторые из них, в том числе женщины, от страха и удушливой пыли в камерах лишились чувств и были вынесены названными арестантами на руках". (Из донесения степного губернатора Г.А. Колпаковского министру внутренних дел графу Д.А. Толстому о землетрясении 28 мая 1887 г.) В общем, эта книга – еще одно доказательство тому, что архивные документы могут быть порой увлекательнее самой искусной выдумки, и, несмотря на то, что основная аудитория книги – географы и историки, она будет интересной довольно широкому кругу читателей.
Хореографы Казахстана. Иллюстрированный информационный справочник (1934-2012 гг.). Собственно говоря, справочник под редакцией известного хореографа Дюсенбека Накипова – это первый опыт систематизации истории казахского балета. Несмотря на то, что многие выпускники нашей балетной школы в последние 80 лет стали известны на мировом уровне, балет по-прежнему остается в массовом восприятии чем-то непонятным. Как и его история, казалось бы, совершенно недавняя (с 1930-х годов в Казахстане), которую легко отследить, полна белых пятен и незаслуженно забытых имен. Хотя на деле эта прививка европейской культуры дала казахской культуре очень многое и стала родной, что прекрасно доказывает данное издание. Справочник построен по хронологическому принципу, с одной стороны, с другой, по принципу соотнесенности танцовщиков и хореографов с определенным учебным заведением или театром. Основная задача книги, видимо, в напоминании о том, что культура современного Казахстана не возникла в один день и имеет пусть не самую длинную, но яркую историю. С этой задачей книга справляется.
Елена Клепикова. Алма-атинские быльки. Совершенно иной подход к истории, уже авторский, хотя жанр текстов, вошедших в книгу, ближе к городской легенде. Истории Верного – Алма-Аты – Алматы, ставшие со временем полумифическими персонажи, сюжеты из жизни горожан в веке двадцатом и немного в двадцать первом, миниатюры-наблюдения за пространством, постоянно изменяющимся, но, кажется, все еще хранящим некоторый особенный дух. Вот этот дух Алма-Аты, пожалуй, и есть главный герой книги. В недавнем обзоре, как вы помните, была книга со схожими задачами, посвященная Москве. И мне кажется, что книги этого жанра, находящиеся где-то между фикшн и нон-фикшн литературой, важны для любого города. Это гимны, которые создают некоторый целостный образ города из деталей жизни его обитателей. Вещи нужные и, думаю, – важные. |