NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:45 ast
08:45 msk

Шайсултан Шаяхметов – один из первых кризис-менеджеров независимого Казахстана
Б.Жумагулов: Созидание нового Казахстана мы прочно связываем с феноменальным успехом стратегического курса Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева – сегодня это аксиома. И в этой ретроспективе нам, наверное, уже не так просто понять людей, особенно руководителей верхнего звена управления…
03.11.2014 / история

Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, академик, "Литер", 1 ноября

Это было очень нелегкое время. Вслед за развалом Советского Союза на молодое независимое государство обрушились волны разрушения прежних производственных связей, слома тоталитарной экономической и политической системы. На их обломках только еще предстояло строить новую государственность, новую экономику и социальную жизнь, столь кардинально отличные от всего, что было ранее.
Созидание нового Казахстана мы прочно связываем с феноменальным успехом стратегического курса Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева – сегодня это аксиома. И в этой ретроспективе нам, наверное, уже не так просто понять людей, особенно руководителей верхнего звена управления, которым довелось действовать в почти непредставимых сейчас условиях, когда было, как говорится, "еще ничто не решено…". Время предъявило к таким людям особые требования, когда исчезла прежняя система ценностей, перестали работать наработанные десятилетиями опыт и механизмы управления и потребовалось в тумане будущего разглядеть новые ориентиры, определить новые подходы и направления движения целых отраслей жизни и деятельности страны.
Одним из таких людей и стал Шайсултан Шаяхметов, возглавлявший образовательное ведомство Казахстана с 1987 года. Опыт его жизни и труда в то сложнейшее время очень ценен для нас. Ведь именно тогда, в 1990-е годы, было заложено многое из того, что направило казахстанское образование по принципиально новому пути, по которому мы движемся и сегодня. И где далеко еще не все проблемы до конца решены и не все препятствия преодолены.
Выпускник-отличник химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, юный Шайсултан начал свой трудовой путь со скромной должности мастера по точным приборам на кафедре органической химии КазГУ им. Кирова. Позже стал младшим научным сотрудником, инженером-ассистентом, старшим преподавателем. Затем продолжил учебу в аспирантуре МГУ, защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом, занимался преподавательской и научной работой на химическом факультете КазГУ им. С. М. Кирова (ныне Казахский национальный университет им. аль-Фараби).
Его организаторские способности, творческий и ответственный подход к делу, высочайшая работоспособность, теплые отношения с коллегами не могли остаться незамеченными, и в 1972 году Шаяхметова направляют работать в Министерство высшего и среднего специального образования КазССР, где он вырос от старшего инспектора до начальника управления вузами. С 1977 года он десять лет заведовал отделом просвещения и здравоохранения Управления делами Совмина республики. В то время это была очень высокая должность, во многом сопоставимая с министерским статусом. Здесь Шайсултан Шаяхметович прошел хорошую школу больших управленческих возможностей и очень высокой ответственности. В 1987 году он возглавил Министерство высшего и среднего специального образования республики, а в 1988-м стал министром народного образования Казахстана. И с этой базой вошел в переломные 1990-е годы.
Как известно, образование и у нас, и во всем мире является не только одной из наиболее динамично развивающихся сфер, но и весьма проблемной областью, где чрезвычайно плотно переплетаются интересы государства, экономики, населения, культуры, традиций и новаторства, порой совпадающие, а порой бывающие разнонаправленными.
И на эти объективные сложности в первые годы независимости наложились трудности переходного периода – отток из школ опытных учителей, потери материально-технической базы, дефицит квалифицированных кадров и т.д.
Поэтому Шайсултану Шаяхметовичу пришлось стать настоящим кризис-менеджером переходного периода, решающим две принципиальные задачи. Первая из них – максимально сохранить потенциал отрасли и минимизировать его потери в сложных условиях. Вторая задача – заложить первую базу реформирования системы образования в тесной взаимосвязи с общим стратегическим курсом страны, творчески объединяя в ней все лучшее, что было наработано предыдущей практикой, с самыми современными достижениями мирового опыта.
Сегодня с полной ответственностью можно сказать, что он с этой ролью справился и стал одной из значимых фигур начала новой эпохи в развитии отечественного образования.
Во многом благодаря новаторству министра в республике начали появляться учебные организации нового типа – гимназии, лицеи, колледжи. В средние школы пришли работать первые штатные психологи. Были созданы первые экспериментальные школы, среди них – известная "Школа Архимеда" для старшеклассников. Принципиально важным шагом стало создание в министерстве управления перспективного развития и новых образовательных технологий.
Именно тогда начала формироваться система современного бизнес-образования, были открыты еще непривычно звучавшие для населения специальности "менеджмент" и "маркетинг". Высшая школа впервые шагнула в негосударственный сектор, были созданы первые негосударственные учебные заведения по подготовке управленческих кадров для рыночной экономики, заключены первые договоры суверенной республики о сотрудничестве с зарубежными странами в сфере образования, появились совместные с иностранными государствами учебные заведения. Было положено начало переходу к двухуровневой системе подготовки специалистов – бакалавриат, магистратура – в соответствии с международными стандартами…
Активно действовал министр и в плане сохранения потенциала образовательной отрасли, зашиты школы от негативных воздействий переходного периода, сохранения контингента обучающихся и уровня образованности населения. В нормативных документах министерства акцент делается на необходимости всеобуча в единой системе непрерывного образования, обязательности девятилетнего образования. На руководителей школ возлагалась ответственность за сохранение контингента учащихся.
Как мог, министр боролся за сохранение учебно-материальной базы, против ухода в коммерческий сектор зданий детских садов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений. Особенно он болел за профессионально-техническую школу. Как мы знаем, в переходные годы она понесла весьма серьезный урон, но это случилось уже после ухода Ш. Шаяхметова с поста министра. А тогда он просто не давал закрыть многие профтехучилища и яростно боролся за них "на всех фронтах": и с коммерсантами, и с чиновниками, ставил острые вопросы перед правоохранительными и судебными органами, правительством республики. Шаяхметов уже тогда четко понимал: дело не столько в этих зданиях, сколько в подготовке квалифицированных кадров средней квалификации, которые должны задавать тон в базовых звеньях производства.
Это крайне важный фактор кадрового и технологического развития реального сектора экономики. Конечно, в те годы данная задача объективно отошла на второй план, но стратегически ее важность нисколько не уменьшилась, что впоследствии, уже в XXI веке, вновь сделало вопрос подготовки квалифицированных кадров для производства чрезвычайно актуальным. Это мы сегодня хорошо видим. А значит, министр Шаяхметов в данном аспекте смотрел на годы вперед, предчувствовал грядущее технологическое возрождение. И это было высоко оценено научно-инженерным сообществом, избравшим Шайсултана Шаяхметовича членом-корреспондентом Национальной инженерной академии Республики Казахстан.
Не менее настойчиво Шаяхметов старался бороться с падением престижа педагогического и научного труда, когда из школ и вузов массово уходили педагоги, за торговые прилавки вставали кандидаты и доктора наук, талантливые специалисты превращались в "челноков". К сожалению, во многом такой процесс объективно вызывался условиями того времени, и бороться с данной тенденцией было очень непросто.
Кроме того, стало бытовать ошибочное мнение, что старые кадры "ни на что не способны, их надо менять". Но министр старался сохранить проверенные кадры, не менял ректоров ведущих вузов и директоров средних школ со стажем, а они в свою очередь старались всемерно сберечь свои коллективы.
Он часто ездил по стране, по учреждениям образования, присматривал способных и талантливых людей. Из них в последующем выросла целая плеяда эффективных менеджеров, прогрессивно мыслящих и практически ориентированных на новые условия. По сути, была выстроена система кризисной поддержки кадрового потенциала образования, и она сыграла определенную роль в противодействии негативным трендам 90-х годов.
И очень важным считаю вклад Ш. Шаяхметова как первопроходца в формирование принципиально новой нормативно-правовой базы казахстанского образования.
Как вспоминал об этом ответственном периоде сам Шайсултан Шаяхметович, в период существования СССР для открытия даже одной кафедры нужно было получить разрешение сверху, ведомство было полностью зависимо от Москвы.
А теперь министерству предстояло самостоятельно разработать новую стратегию и тактику развития всей системы образования – при практическом отсутствии подобного опыта и времени.
Несмотря на все трудности, были поставлены задачи не только обеспечить должное функционирование системы образования, но и создать основу для того, чтобы она смогла со временем стать одной из лучших в мире. Для этого была проведена сложнейшая работа по изучению и анализу систем образования ведущих стран мира, обобщению их опыта и выработке предложений по внедрению передовых достижений.
Его соратники вспоминают, что законопроект разрабатывался под непосредственным руководством министра, он лично вносил в него свое видение проблем, работал в тесном контакте с коллегами, работниками системы образования.
Работа над законопроектом была доведена до логического завершения, и 18 января 1992 года вступил в силу первый закон Республики Казахстан "Об образовании". Он получился достаточно добротным и весьма прогрессивным для того времени, открыл перед образовательной системой новые цели и возможности. И эти возможности эффективно гармонизировались с целями реформирования страны, поставленными Главой государства.
С тех пор прошло много лет, закон неоднократно изменялся и дополнялся, и это вполне объективно, ведь жизнь не стоит на месте. Но все же целый ряд принципиальных законотворческих положений, вошедших в тот первый закон "Об образовании", выдержали проверку временем и продолжают работать на наше будущее.
Еще одной заботой министра было состояние национальной школы: "Не открою секрета, если скажу, что казахская школа подверглась сокрушительному разрушению, – отмечал Ш. Шаяхметов в одном из своих интервью.
– Дети наши не знают казахских обычаев, танцев, истории своего народа. До недавнего времени они лишены были возможности углубленно изучать родной язык и литературу. К чему это привело, известно. Вот характерная деталь: среди сотрудников Министерства народного образования многие не знают родного языка, а пишущую машинку с казахским шрифтом мы искали как клад – нет у нас таких машинок. Не нужны были. Возрождение национальной школы – основа духовного возрождения республики… Школа должна сохранить и передать будущим поколениям духовный потенциал народа, развивать его гуманистические ценности и идеалы".
Поэтому возрождение национальной школы стало приоритетным направлением деятельности министерства. Особо хотел бы подчеркнуть, что именно в тот период история Казахстана была введена как самостоятельный предмет в средних школах и созданы первые учебники по этой важнейшей для развития нации дисциплине.
А еще Шайсултан Шаяхметович был поэтом. По воспоминаниям близких, в школе, потом в студенчестве, и даже будучи на ответственных постах, он не переставал писать стихи на казахском языке, боролся за повышение статуса языка и его развитие. Это была непростая задача, ведь тогда казахских школ были единицы: на весь Алматы была одна-единственная школа №12 на почти миллион населения, и в регионах картина была не лучше. А ведь нация жива до тех пор, пока она владеет своим собственным языком, пока живы традиции и культура. Это глубоко понимал Шаяхметов, поэтому активно и последовательно выступал за развитие и повсеместное внедрение казахского языка.
Не случайно после ухода с поста министра он с 1993-го по 1997 год работал заместителем председателя Государственного комитета Республики Казахстан по национальной политике, содействовал созданию международной организации "Казак тiлi". А после выхода на пенсию с 1998 года возглавлял Республиканский центр ускоренного обучения государственному языку Министерства культуры, информации и общественного согласия РК. В 2008 году имя Ш. Шаяхметова было присвоено республиканскому координационно-методическому центру развития языков в Астане.
Он прожил всего 61 год (1939–2000) и не все, что задумывал, успел сделать. Но Шайсултан Шаяхметович сделал главное: наша система образования получила важный импульс для того, чтобы выстоять в чрезвычайно жестких условиях переходного периода. Этому немало способствовали не только талант и редкие качества руководителя, но и его прекрасные человеческие качества, оставшиеся в нашей памяти – интеллигентность высокой пробы и отзывчивость, восприимчивость к новому и душевная чуткость, воля и целеустремленность. Одним словом – замечательный человек.
Сегодня наше образование выходит на новые рубежи, отмечено уже 20-летие президентской программы "Болашак", Казахстан успешно интегрируется в мировое образовательное пространство и присоединился к Болонской конвенции, реализуется выдвинутый Лидером нации Н. Назарбаевым проект "Интеллектуальная нация – 2020", созданы и действуют принципиально новые Назарбаев Интеллектуальные школы и Назарбаев Университет, взят курс на формирование нового качества обучения и новой генерации казахстанцев, умеющих креативно мыслить, перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации. И в этом есть частица труда и мысли первого министра образования суверенного Казахстана Шайсултана Шаяхметова, его прекрасной семьи и детей, учеников и последователей.

Справка
В республике начали появляться учебные организации нового типа – гимназии, лицеи, колледжи. В средние школы пришли работать первые штатные психологи. Были созданы первые экспериментальные школы, среди них – известная "Школа Архимеда" для старшеклассников. Принципиально важным шагом стало создание в министерстве управления перспективного развития и новых образовательных технологий. Именно тогда начала формироваться система современного бизнес-образования, были открыты еще непривычно звучавшие для населения специальности "менеджмент" и "маркетинг". Высшая школа впервые шагнула в негосударственный сектор, были созданы первые негосударственные учебные заведения по подготовке управленческих кадров для рыночной экономики, заключены первые договоры суверенной республики о сотрудничестве с зарубежными странами в сфере образования, появились совместные с иностранными государствами учебные заведения. Было положено начало перехода к двухуровневой системе подготовки специалистов – бакалавриат, магистратура – в соответствии с международными стандартами…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Дюйсенкуль Боповой установлена мемориальная доска в Шымкенте 28.11.2014
Слово с делом не расходилось 27.11.2014
Памяти Человека с большой буквы 26.11.2014
Добрый след на земле 25.11.2014
Юбилей ветерана судебной системы 24.11.2014
В г.Актау в честь первого судьи Мангистауской области установлена памятная доска 24.11.2014
Открыли бюст Мустахима Иксанова 21.11.2014
В Астане презентовали книгу "Уран" газеті. 1917-1918" 19.11.2014
К истории внешней разведки Казахстана 18.11.2014
Кровь Чокана 17.11.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz