Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский, "Казахстанская правда", 30 мая
В 2015 году исполняется 20 лет с момента возвращения главного храма Алматы – Вознесенского кафедрального собора Русской православной церкви. История его строительства восходит к 70-м годам XIX века, но сам проект храма был предоставлен на утверждение строительному комитету и епархиальному начальству в 1899-м. Его авторы – архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский. Первоначальный архитектурный замысел претерпит впоследствии ряд изменений. В Пушкинском парке (сегодня – Парк 28 гвардейцев-панфиловцев) 26 сентября 1904 года епископ Паисий (Виноградов) водрузил на месте алтаря будущего храма деревянный крест. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркую роль в истории строительства собора. Работа пошла быстрыми темпами, и в очень скором времени фундамент собора вышел из земли. Здание уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов. Но прежде всего уникальность собора заключается в его размерах – это первое высотное здание в истории сейсмоопасного региона. Так, высота колокольни до подкрестного шара составляет 41,4 м. Строительство собора стало настоящим прорывом в архитектурной мысли. Благодаря инициативе Андрея Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Это уже в советские годы распространится среди народа легенда, что собор был построен "без единого гвоздя". Аналогично укреплялись мощные рубленые колонны в интерьере. Некоторые секреты строительства были открыты лишь в 70-е годы ХХ столетия во время реставрации храма как памятника республиканского значения. Выяснилось, что Андрей Зенков в создании фундамента применил опыт древних среднеазиатских мастеров: многослойную заливку в траншеи хорошо очищенной глины, которая создает особую, непроседающую "подушку". Чтобы погашать боковые сейсмические удары, были придуманы смягчающие устройства в траншеях в виде валунов, песка и гальки. К таким же секретам можно отнести и воздуховоды внутри колонн, обеспечивающие хорошую вентиляцию всей деревянной конструкции храма, созданной из тянь-шаньской ели. Лепнина на потолке – тоже особая. Это не тяжелый гипс, а качественная имитация из папье-маше. При обилии новаций, изобретений, сложных инженерных приемов храм выглядит вполне традиционно, торжественно, величественно и вместе с тем легко. Никакие технические детали не режут глаз, и ничто не намекает на существование скреп, шарниров, нагелей и болтов. Материалы для строительства и отделки и готовые изделия доставлялись из разных регионов: из Ташкента – цемент; из Варшавы – антисептик для обработки древесины и специальный раствор для покрытия цементных полов; из Санкт-Петербурга – метлахские плитки с завода "Косъ и Дюрръ" и художественное литье из папье-маше с фабрики З. Ковалевского; из Тулы – никелированные скобяные изделия со знаменитого завода В. Земцова; краску – из Москвы; иконы для иконостаса – из Киевской художественной мастерской А. Мурашко. По архивным свидетельствам в строительстве принимали участие наряду с русскими и казахи, и калмыки, и татары, и украинцы. 30 июля 1907 года состоялось великое освящение новопостроенного собора. Центральный алтарь храма посвящен Вознесению Господню, южный – Благовещению Пресвятой Богородицы, и северный освящен во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, покровительниц Семиречья. С этого времени Вознесенский кафедральный собор стал сердцем духовной жизни Семиречья. 22 декабря 1910 года (по новому стилю – 4 января 1911 года) город Верный подвергся страшному землетрясению. Сила подземных толчков составила 10 баллов. Это великое бедствие послужило испытанием Вознесенского собора на прочность и подтвердило гениальность инженерной идеи храмоздателей. Невзирая на натиск стихии, страшные подземные удары и колебания земли, Вознесенский кафедральный собор устоял. Вскоре после октябрьского переворота 1917 года атеистический советский режим распространил свою власть на землю Семиречья. В 20-е годы прошлого века здесь началось гонение на верующих, массовое осквернение и разрушение монастырей, храмов и часовен. Не избежал этой трагической участи и Вознесенский кафедральный собор. В 1929 году в прессе была инициирована кампания, направленная на закрытие собора по так называемому "требованию трудящихся". Вызывавший восхищение и благоговение, устоявший перед силами природных стихий, величественный храм постановлением Алма-Атинского окрисполкома был закрыт. Безбожники не ограничились прекращением богослужений, и вскоре произошло уничтожение иконостаса и колоколов, разграбление утвари, икон и библиотеки. Само здание подверглось реконструкции, до неузнаваемости изменившей вид собора, и на долгие десятилетия в святом месте установилась "мерзость запустения". В 30-х годах городские власти разместили в соборе радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания. К этим работам в 1934 году привлекается А. Зенков, к тому времени ставший начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казакской АССР. Искренне любящий свое творение, Андрей Зенков приложил все усилия, чтобы свести к минимуму тот вред, который нанесет собору реконструкция. Он возводил новые перекрытия в интерьере так, что они имели независимые конструкции, частично удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой. Территория вокруг храма также изменилась. Некоторое время прямо перед входом в собор стояли памятники Ленину и Сталину, над папертью развевались кумачовые полотнища и транспаранты. Широкие аллеи и часть соборной площади были засажены деревьями нарочно, чтобы сделать церковное здание менее приметным. С этой же целью яркие, праздничные купола были закрашены буро-зеленой краской. Судьбой собора, выдающегося памятника культуры и архитектуры Казахстана, специалисты заинтересовались лишь в 70-х годах прошлого века. Это было временем расцвета музейного дела и развития внутреннего культурного туризма. Здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, и из государственного бюджета впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ. В те годы не могло быть и речи о восстановлении первоначальных функций собора. Поэтому группа реставраторов из Министерства культуры ограничилась лишь частичным восстановлением первоначального внутреннего пространства и внешнего декора. Интересным историческим фактом является сохранение крестов на главах Вознесенского собора на протяжение всей эпохи гонений, не коснулась их рука разрушителя ни в кровавые 30-е годы, ни в эпоху хрущевского истребления церкви. В начале 90-х годов прошлого века пали ледяные оковы атеизма и настало "время собирать камни" – восстанавливать порушенные святыни, возрождать веру и благочестие. Летом 1990 года на Алматинскую кафедру был назначен архиепископ Алексий (Кутепов), ныне – митрополит Тульский и Ефремовский, глава Тульской митрополии. Благодаря его ходатайствам на уровне Правительства Республики Казахстан был поднят вопрос о реставрации здания собора с восстановлением его первоначального вида и функций. Наконец настал ключевой момент в решении судьбы Вознесенского кафедрального собора. В день светлого Христова Воскресения – 1 мая 1994 года, посещая Никольский собор Алматы, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал слова, великой радостью отозвавшиеся в сердцах верующих: "Я решил сделать подарок для всех православных граждан моей страны: кафедральный собор в центре столицы, отнятый советской властью 70 лет тому назад у православной церкви, передать в вечное пользование православной церкви в Казахстане". Личный Указ Нурсултана Абишевича восстановил историческую справедливость и дал твердую надежду на возрождение и развитие православия в Казахстане. Посещая в дни Святой Пасхи и Рождества Христова главный храм Алматы, Президент страны не раз говорил о том, что православное христианство наряду с традиционным исламом является столпом духовности Казахстана и надежным партнером государства в обеспечении мира и согласия в обществе. На следующий день после судьбоносных слов Президента в Вознесенском соборе впервые за 65 лет было совершено богослужение, открывшее новую страницу благодатной жизни храма. Тысячи людей заполнили в тот вечер храм и соборную площадь. К следующей весне были завершены все юридические процедуры, и 18 апреля 1995 года драгоценная святыня Алматы окончательно стала достоянием православных верующих. Восстановление первоначальной планировки Вознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно с богослужениями. Сейчас Вознесенский кафедральный собор в полноте осуществляет свою благодатную миссию, под его сводами ежедневно совершаются богослужения, по праздникам проходят торжественные литургии с участием архипастырей и священнослужителей из всех епархий Казахстанского митрополичьего округа, и гостей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. При храме работает воскресная школа и трудится замечательный певческий коллектив – хор Митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств России О. Овчинникова. С момента возвращения Вознесенского кафедрального собора православной церкви его посетили многие главы государств и правительств, прибывавшие в Казахстан с официальными визитами, главы поместных церквей, представители дипломатического корпуса, общественные и государственные деятели. Еще предстоит немало сделать, чтобы восстановить былую красоту и величие собора, неленостно трудиться, чтобы сберечь эту духовную и историческую жемчужину для последующих поколений. В настоящее время полным ходом идет подготовка к масштабной профессиональной реставрации. Собор, переживший землетрясения и сохранившийся в годы гонений на православие, без проведения капитального ремонта может прийти в ветхость, а поэтому необходима серьезная работа с привлечением высококлассных специалистов, использованием качественных материалов и техники. Уже начата подготовка эскизных проектов к созданию росписей, стены украсят новые киоты и иконы, выполненные известными изографами и резчиками по дереву. Сегодня слова нашей искренней признательности и благодарности звучат в адрес Главы государства, многоуважаемого Нурсултана Назарбаева, личным распоряжением которого и состоялось возвращение кафедрального собора церкви. В одном из своих Посланий народу Казахстана Лидер нации отметил положение, определяющее вектор развития нашей республики: "Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном". Православная церковь, внесшая наряду с традиционным исламом значимый вклад в историческое развитие и культурное достояние Казахстана, продолжает и будет продолжать осуществление своей благородной миссии в XXI веке, служа делу народного единства, способствуя сохранению и упрочнению мира и благополучия в стране, проповедуя в своих храмах непреходящие духовные истины, помогая человеку найти радость единения с Богом. |