NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:34 ast
11:34 msk

Сердце духовной жизни Семиречья
В 2015 году исполняется 20 лет с момента возвращения главного храма Алматы – Вознесенского кафедрального собора Русской православной церкви
01.06.2015 / история

Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский, "Казахстанская правда", 30 мая

В 2015 году исполняется 20 лет с момента возвращения главного храма Алматы – Вознесенского кафедрального собора Русской православной церкви.
История его строительства восходит к 70-м годам XIX века, но сам проект храма был предоставлен на утверждение строительному комитету и епархиальному начальству в 1899-м. Его авторы – архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский. Первоначальный архитектурный замысел претерпит впоследствии ряд изменений.
В Пушкинском парке (сегодня – Парк 28 гвардейцев-панфиловцев) 26 сентября 1904 года епископ Паисий (Виноградов) водрузил на месте алтаря будущего храма деревянный крест. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркую роль в истории строительства собора. Работа пошла быстрыми темпами, и в очень скором времени фундамент собора вышел из земли.
Здание уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов. Но прежде всего уникальность собора заключается в его размерах – это первое высотное здание в истории сейсмоопасного региона. Так, высота колокольни до подкрестного шара составляет 41,4 м. Строительство собора стало настоящим прорывом в архитектурной мысли. Благодаря инициативе Андрея Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Это уже в советские годы распространится среди народа легенда, что собор был построен "без единого гвоздя". Аналогично укреплялись мощные рубленые колонны в интерьере.
Некоторые секреты строительства были открыты лишь в 70-е годы ХХ столетия во время реставрации храма как памятника республиканского значения. Выяснилось, что Андрей Зенков в создании фундамента применил опыт древних среднеазиатских мастеров: многослойную заливку в траншеи хорошо очищенной глины, которая создает особую, непроседающую "подушку". Чтобы погашать боковые сейсмические удары, были придуманы смягчающие устройства в траншеях в виде валунов, песка и гальки. К таким же секретам можно отнести и воздуховоды внутри колонн, обеспечивающие хорошую вентиляцию всей деревянной конструкции храма, созданной из тянь-шаньской ели. Лепнина на потолке – тоже особая. Это не тяжелый гипс, а качественная имитация из папье-маше.
При обилии новаций, изобретений, сложных инженерных приемов храм выглядит вполне традиционно, торжественно, величественно и вместе с тем легко. Никакие технические детали не режут глаз, и ничто не намекает на существование скреп, шарниров, нагелей и болтов. Материалы для строительства и отделки и готовые изделия доставлялись из разных регионов: из Ташкента – ­цемент; из Варшавы – антисептик для обработки древесины и специальный раствор для покрытия цементных полов; из Санкт-Петербурга – метлахские плитки с завода "Косъ и Дюрръ" и художественное литье из папье-маше с фабрики З. Ковалевского; из Тулы – никелированные скобяные изделия со знаменитого завода В. Земцова; краску – из Москвы; иконы для иконостаса – из Киевской художественной мастерской А. Мурашко. По архивным свидетельствам в строительстве принимали участие наряду с русскими и казахи, и калмыки, и татары, и украинцы.
30 июля 1907 года состоялось великое освящение новопостроенного собора. Центральный алтарь храма посвящен Вознесению Господню, южный – Благовещению Пресвятой Богородицы, и северный освящен во имя святых мучениц Веры, Надеж­ды, Любови и матери их Софии, покровительниц Семиречья. С этого времени Вознесенский кафедральный собор стал сердцем духовной жизни Семиречья.
22 декабря 1910 года (по новому стилю – 4 января 1911 года) город Верный подвергся страшному землетрясению. Сила подземных толчков составила 10 баллов. Это великое бедствие послужило испытанием Вознесенского собора на прочность и подтвердило гениальность инженерной идеи храмоздателей. Невзирая на натиск стихии, страшные подземные удары и колебания земли, Вознесенский кафедральный собор устоял.
Вскоре после октябрьского переворота 1917 года атеистический советский режим распространил свою власть на землю Семиречья. В 20-е годы прошлого века здесь началось гонение на верующих, массовое осквернение и разрушение монастырей, храмов и часовен. Не избежал этой трагической участи и Вознесенский кафедральный собор. В 1929 году в прессе была инициирована кампания, направленная на закрытие собора по так называе­мому "требованию трудящихся". Вызывавший восхищение и благоговение, устоявший перед силами природных стихий, величественный храм постановлением Алма-Атинского окрисполкома был закрыт. Безбожники не ограничились прекращением богослужений, и вскоре произошло уничтожение иконостаса и колоколов, разграбление утвари, икон и библиотеки. Само здание подверглось реконструкции, до неузнаваемости изменившей вид собора, и на долгие десятилетия в святом месте установилась "мерзость запустения".
В 30-х годах городские власти разместили в соборе радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания. К этим работам в 1934 году привлекается А. Зенков, к тому времени ставший начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казакской АССР. Искренне любящий свое творение, Андрей Зенков приложил все усилия, чтобы свести к минимуму тот вред, который нанесет собору реконструкция. Он возводил новые перекрытия в интерьере так, что они имели независимые конструкции, частично удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой.
Территория вокруг храма также изменилась. Некоторое время прямо перед входом в собор стояли памятники Ленину и Сталину, над папертью развевались кумачовые полотнища и транспаранты. Широкие аллеи и часть соборной площади были засажены деревьями нарочно, чтобы сделать церковное здание менее приметным. С этой же целью яркие, праздничные купола были закрашены буро-зеленой краской.
Судьбой собора, выдающегося памятника культуры и архитектуры Казахстана, специалисты заинтересовались лишь в 70-х годах прошлого века. Это было временем расцвета музейного дела и развития внутреннего культурного туризма. Здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, и из государственного бюджета впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ. В те годы не могло быть и речи о восстановлении первоначальных функций собора. Поэтому группа реставраторов из Министерства культуры ограничилась лишь частичным восстановлением первоначального внутреннего пространства и внешнего декора.
Интересным историческим фактом является сохранение крестов на главах Вознесенского собора на протяжение всей эпохи гонений, не коснулась их рука разрушителя ни в кровавые 30-е годы, ни в эпоху хрущевского истребления церкви.
В начале 90-х годов прошлого века пали ледяные оковы атеизма и настало "время собирать камни" – восстанавливать порушенные святыни, возрождать веру и благочестие. Летом 1990 года на Алматинскую кафедру был назначен архиепископ Алексий (Кутепов), ныне – митрополит Тульский и Ефремовский, глава Тульской митрополии. Благодаря его ходатайствам на уровне Правительства Республики Казахстан был поднят вопрос о реставрации здания собора с восстановлением его первоначального вида и функций.
Наконец настал ключевой момент в решении судьбы Вознесенского кафедрального собора. В день светлого Христова Воскресения – 1 мая 1994 года, посещая Никольский собор Алматы, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал слова, великой радостью отозвавшиеся в сердцах верующих: "Я решил сделать подарок для всех православных граждан моей страны: кафедральный собор в центре столицы, отнятый советской властью 70 лет тому назад у православной церкви, передать в вечное пользование православной церкви в Казахстане". Личный Указ Нурсултана Абишевича восстановил историческую справедливость и дал твердую надежду на возрождение и развитие православия в Казахстане. Посещая в дни Святой Пасхи и Рождества Христова главный храм Алматы, Президент страны не раз говорил о том, что православное христианство наряду с традиционным исламом является столпом духовности Казахстана и надежным партнером государства в обеспечении мира и согласия в обществе.
На следующий день после судьбоносных слов Президента в Вознесенском соборе впервые за 65 лет было совершено богослужение, открывшее новую страницу благодатной жизни храма. Тысячи людей заполнили в тот вечер храм и соборную площадь. К следующей весне были завершены все юридические процедуры, и 18 апреля 1995 года драгоценная святыня Алматы окончательно стала достоянием православных верующих. Восстановление первоначальной планировки Вознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно с богослужениями.
Сейчас Вознесенский кафедральный собор в полноте осуществляет свою благодатную миссию, под его сводами ежедневно совершаются богослужения, по праздникам проходят торжественные литургии с участием архипастырей и священнослужителей из всех епархий Казахстанского митрополичьего округа, и гостей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. При храме работает воскресная школа и трудится замечательный певческий коллектив – хор Митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств России О. Овчинникова. С момента возвращения Вознесенского кафедрального собора православной церкви его посетили многие главы государств и правительств, прибывавшие в Казахстан с официальными визитами, главы поместных церквей, представители дипломатического корпуса, общественные и государственные деятели.
Еще предстоит немало сделать, чтобы восстановить былую красоту и величие собора, неленостно трудиться, чтобы сберечь эту духовную и историческую жемчужину для последующих поколений. В настоящее время полным ходом идет подготовка к масштабной профессиональной реставрации. Собор, переживший землетрясения и сохранившийся в годы гонений на православие, без проведения капитального ремонта может прийти в ветхость, а поэтому необходима серьезная работа с привлечением высококлассных специалистов, использованием качественных материалов и техники. Уже начата подготовка эскизных проектов к созданию росписей, стены украсят новые киоты и иконы, выполненные известными изографами и резчиками по дереву.
Сегодня слова нашей искренней признательности и благодарности звучат в адрес Главы государства, многоуважаемого Нурсултана ­Назарбаева, личным распоряжением которого и состоялось возвращение кафедрального собора церкви. В одном из своих Посланий народу Казахстана Лидер нации отметил положение, определяющее вектор развития нашей республики: "Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном". Православная церковь, внесшая наряду с традиционным исламом значимый вклад в историческое развитие и культурное достояние Казахстана, продолжает и будет продолжать осуществление своей благородной миссии в XXI веке, служа делу народного единства, способствуя сохранению и упрочнению мира и благополучия в стране, проповедуя в своих храмах непреходящие духовные истины, помогая человеку найти радость единения с Богом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Большая энергетика: как это было 30.06.2015
Комиссар Сактаган Баишев 29.06.2015
Политик, соразмерный стране 29.06.2015
Пусть каждый исполнит свой долг 29.06.2015
Насибкали Марабаев: нефть и судьба 29.06.2015
У истоков проекта века 29.06.2015
Уголь для победы 26.06.2015
Слово о сыщике 25.06.2015
Его величие – в простоте 25.06.2015
Гражданин, патриот, прокурор 22.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz