Гульбаршин САЛЫК, директор госархива Акмолинской области, краевед, "Акмолинская правда", 20 июля
Жизнь страны, его городов и сел, а также людей – это своеобразный калейдоскоп событий, хороших и плохих. В июне исполнилось 170 лет городу Атбасару, развитие которого очень интересно и показательно. Один из городов Акмолинской области – Атбасар находился в центре караванного пути из Средней Азии в Европу. Славился степной городок своими ярмарками, сюда пригоняли огромные стада, большую часть которых составляли лошади. У казахов табуны до тысячи голов были не редкость. Среди кочевого народа также славились курдючные бараны, жир которых имеет целебные свойства. "Рогатый скоту коренного населения хорош на мясо и довольно молочный, а главное не прихотлив", – утверждали путешественники. Торговля проводилась три раза, куда съезжались многие московские мануфактурные фабриканты, ташкентские и татарские купцы с восточными товарами. Ярмарки были знамениты еще тем, что население, покупая и обменивая товар, получало и культурное удовольствие – там часто выступали именитые и популярные в народе певцы и музыканты, как например, Акан-серэ и Мади, показывали свою силу известные спортсмены Кажымукан, Балуан Шолак и другие. "В 30-е годы XIX века у слияния рек Атбасарка и Керегетас был построен пограничный пункт, обеспечивающий охрану караванов, шедших из Средней Азии в Петропавловск и Омск. Через 10 лет был преобразован в Атбасарское укрепление, осуществлявшее связь между Акмолой и Кокчетавом". В связи с активизацией народно-освободительного движения в 1837 году под предводительством хана Кенесары Касымова царское правительство стало усиливать укрепление казачьими войсками. Начинается колонизационное движение. В Атбасарский и Амолинский уезды главным образом направлялись переселенцы из степных внутренних губерний: Самарской, Воронежской, Харьковской, Донской областей. Объясняется это тем, что уезды представляли степное безлесное пространство, на котором могут приспособиться для ведения хозяйства только жители степных же губерний. В 1845 году 6 июня рабочие строители (29 человек) получили свое первое жалование, и с этой даты по архивным документам началось строительство города Атбасара. Появились добротные деревянные и каменные дома, обнесенные каменной стеной, улицы: Казначейская, Казарменная, Набережная и другие. Были построены церковь, солдатская казарма, магазины, конюшни, офицерская школа и т.д. Позже двухклассное русско-казахское училище, низшая сельскохозяйственная школа, четырехклассное городское училище и другие. В 1878 году станица Атбасарская была переименована в город Атбасар и стала административным центром Атбасарского уезда. "Население составляло три тысячи человек, в уезде площадь составляла 114549 кв. верст с населением в 149481 человек, в том числе 92678 человек казахского населения". С1888 года Атбасар становится официальным местом ссылки политических заключенных. Постепенно рос городок, и уже в начале 20 века -1909 году здесь числились – 1492 мужчины и 1 249 женщины. Всех дворов – 509, жилых домов – 586, торговых лавок – 197, православных церквей – 3, мечетей – 2, несколько фабрик и заводов, при 65 рабочих и при производстве до 44500 рублей, торговых заведений – 168. В уездном управлении числились должности: уездного начальника, помощника, письмоводителей (2 чел.) и переводчика. Пожелтевшие от времени архивные документы повествуют об истории становления Советской власти. Например, протокол общего собрания граждан села Новый Колутон Старо-Колутонской волости Атбасарского уезда за 1919 год о выборе милиционера гласит: "Избрать в Атбасарскую рабоче-крестьянскую милицию участника Мариинского восстания, односельчанина Гузева Владимира, как человека, соответствующего своему назначению". Атбасарская милиция была создана 9 декабря 1919 года. В городе Атбасаре было сформировано управление уездной милиции, весь уезд был разделен на пять участков, в первый участок вошел сам город, так как городской милиции не было. В 1921 году в Акмолинской губернии вспыхнул кулацко-эсеровский мятеж. В связи с чем на заседании Атбасарского уездного ревкома и РКП(б) от 20 июля 1921 года был срочно рассмотрен вопрос о немедленном вооружении и снабжении красногвардейского отряда рабочих и крестьян. Свой след в истории оставил партизанский отряд, которым командовал Восарахман Масгутов. В урочище Кара-Томар отряд разгромил остатки белогвардейского пластунского полка, захватил в плен несколько десятков солдат и трофеи. Затем отряд окружил и пленил 120 белоказаков Атбасарского гарнизона. Впоследствии В.Масгутов остался в Атбасаре работать в ЧК, его отряд стал боевым подразделением уездной милиции. Основные силы восставших были разгромлены регулярными частями Красной армии. Это еще один штрих из истории города Атбасара. Современный Атбасар – один из крупных экономических районных центров Приишимья. Промышленность города представлена ремонтно-механическим заводом, который был сдан в 1957 году, комбинатом хлебопродуктов (1954 год), выполнявшим роль сначала перевалочной базы по приему зерна, мясокомбинатом (был сдан в эксплуатацию в 1965 году) и другими, не менее важными объектами города. Действуют локомотивное депо станции Атбасар, аэропорт, узел связи, различные строительные и ремонтно-строительные организации, автотранспортные предприятия. Уроженцами и гордостью атбасарцев являются писатели И.Есенберлин, С.Шарипов, С.Омаров, чемпион мира по тяжелой атлетике А.Храпатый. Через Атбасар проходят железная дорога Аркалык – Астана, Есиль – Астана, узкоколейные дороги Атбасар – Крас-нознаменка, Атбасар – Тахтаброд, автомобильные дороги Алматы – Екатеринбург, Астана – Кокшетау и другие. В год своего юбилея -170-летия – атбасарцы активно участвуют в реализации государственных задач, инициированных нашим Президентом, и достойно вносят свой вклад в благосостояние народа, любимого края, области, страны в целом. Неслышно протекают год за годом, век за веком, но неизменно молод степной городок Атбасар и хранит вечно в своей душе "всю красоту былых времен". |