Василий ШУПЕЙКИН, "Вечерний Алматы", 3 октября
Как рассказывают исторические документы, по-настоящему процесс обучения детей и взрослого неграмотного населения в нашем городе начался почти 125 лет назад. Именно тогда в городе Верном было образовано добровольное Общество ревнителей просвещения. А первые курсы по подготовке учителей начальной школы открылись в 1913 году. Безусловно, просвещенный читатель помнит, что новейшая история более чем тысячелетнего Алматы начинается в 1854 году. Именно тогда на древней земле Жетысу было заложено военное укрепление Верное. Дети достаточно имущих переселенцев обучались в различных домашних школах, число которых никому не ведомо. Тем не менее…
Только два процента… Прибывшее сюда население Верного изначально побивало рекорды грамотности в Казахстане. И это естественно: на казахскую землю переселялись и ссылались не самые последние и забитые неграмотностью люди. Треть будущих верненцев имела хоть какое-то образование, а руководящие чины и вовсе отличались высокой грамотностью. (Тогда в Казахстане только два процента населения владели чтением и письмом, и лишь духовенство да правящая верхушка были образованны в высшей степени.) В 1870 году в городе проживало 9980 жителей. 1996 из них числились мещанами. Купцов было 600 человек. Военную службу несли 1193 различных чина. Казаков состояло на службе 3340 сабель, 2400 человек – разночинцы. Неплохой социальный состав. А если учесть, что жены офицеров были как минимум бывшими курсистками и семинаристками еще с царских времен, а некоторые и смолянками себя величали, можно предположить, что нехватки в учительницах в городе Верном не было. Аксиома: грамотный человек не терпит вокруг себя "темноту" и старается пролить на окружающих свет просвещения. В предреволюционном Верном было 20 школ, и только две из них имели статус средних. Гордились наши предки мужской и женской гимназиями, а также реальным училищем, в коих обучались, естественно, не дети бедняков. Те шли в школу садоводства, лесную школу, в ученики и подмастерья кустарей. Для начальных школ города готовились кадры в учительской семинарии, которая начала работу в 1913 году. В принципе, такого охвата населения учительскими услугами не знал ни один казахстанский населенный пункт.
Ревнители грамотности Как было сказано выше, они не терпели тьмы неученья. В 1899 году люди грамотные и интеллигентные создают Общество ревнителей просвещения. Официально регистрируют свое добровольное объединение и совершенно бесплатно работают в нем: устраивают лекции, литературные вечера, концерты. Членами этой организации вскоре становятся более 200 человек. Все они числят себя просвещенцами-демократами. Их пыл и напор не ослабевают, и в 1901 году общество открыло воскресную школу для всех слоев населения. В нее записываются более 80 человек. Кандидат исторических наук А. Горячева приводит такие цифры: в этой школе учились 23 казаха, 12 татар, 10 узбеков и 37 русских, которых в то время было большинство. В 1907 году в школе учатся более 250 представителей рабочего класса. Следом за школой общественники открывают бесплатную читальню, книги в которую покупают за свой счет. Громыхала гражданская война… В 1920 году в городе обосновался крупный большевистский деятель, коммунист, писатель Дмитрий Фурманов. Именно ему, представителю высшего эшелона правящей партии, пришла в голову идея организации курсов по подготовке учителей начальных классов. В мае первые курсистки, а в основном на курсы были зачислены девушки, приступили к занятиям по ускоренной программе. А в сентябре готовые к занятиям учительницы разъехались по аулам и поселкам Семиречья. Началось наступление на всеобщую неграмотность.
Ссылаясь на предшественников Историческую справку о том, когда и какое высшее учебное заведение открывалось в Алматы, мы почерпнули из сборника "Город мой Алма-Ата", выпущенного М. Гендлиным еще в 1971 году. Так что цифры, приведенные в ней, – из тех далеких времен. Итак: 15 мая 1928 года начал свою работу педагогический институт, позже его нарекут именем Абая. Преподавателей для школ республики с 1944 года готовит и специальный женский педагогический институт. Сразу же около двух тысяч студентов – девушек из самых дальних аулов – стали учиться здесь на полном гособеспечении. Флагман высшего образования в республике – Казахский национальный университет имени Аль-Фараби был открыт 15 января 1934 года. Первоначально в его состав вошли биологический и физико-математический факультеты, на которых обучались 54 студента, работали 25 преподавателей (среди них 5 профессоров и 10 доцентов). В 1934 году университету было присвоено имя С. М. Кирова. В становлении университета оказали помощь вузы Москвы, Ленинграда, Казани, Украины. Сюда приехали работать И. Д. Молюков, Д. В. Сокольский из МГУ, К. П. Персидский из Казанского университета и другие ученые. Казахский горно-металлургический институт – первый технический вуз в Алма-Ате – был открыт в 1934 году. В послевоенное время институт стал многопрофильным. В связи с этим в 1960-м он был преобразован в политехнический. В середине семидесятых годов прошлого века в нем одновременно учатся 13 тысяч студентов на 10 факультетах: геологоразведочном, горном, нефтяном, геофизическом, энергетическом, металлургическом, автоматики и вычислительной техники, инженерно-строительном, архитектурном и инженерно-экономическом. Впоследствии архитектурный факультет вырастет до самостоятельного учебного заведения, которое носит название "Головная архитектурно-строительная академия". И тем не менее политех в последнее десятилетие вернул в альма-матер архитектурный профиль обучения – строительство в стране востребовано как никогда, следовательно, и выпускники политеха без хлеба с маслом не останутся.
Все выше, выше и выше Политехнический институт открыл свой филиал при Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном комбинате в городе Рудном, при Лениногорском полиметаллическом, Каратауском горно-химическом и Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинатах. По ходатайству правительства Казахской ССР Народный комиссариат земледелия СССР вынес в июле 1930 года постановление об организации высшего сельскохозяйственного учебного заведения в Алма-Ате, и 5 октября 1930 года новый вуз Казахстана начал свою работу. В первом его выпуске был 131 студент. С каждым годом институт рос, создавались новые факультеты, кафедры. По данным М. Гендлина, в начале 1970-х годов в вузе было семь факультетов: агрономический, плодоовощеводства и виноградарства, почвенно-агрохимический, защиты растений, экономический, лесохозяйственный, механизации сельского хозяйства и электрификации сельского хозяйства. Контингент студентов в вузе составлял свыше 9 тысяч человек. Первый в республике медицинский институт был открыт в Алма-Ате в 1931 году. Учеба началась на единственном тогда лечебном факультете. В организации института большую помощь оказала Военно-медицинская академия Ленинграда, взявшая шефство над молодым вузом. К концу первого учебного года в институте работали пять профессоров, четыре доцента, 30 ассистентов и два преподавателя. В 1938 году открылся педиатрический факультет. К 1940-му в мединституте обучались уже 1402 студента, профессорско-преподавательский состав увеличился до 120 человек. В 1954 году был организован фармацевтический, в 1955-м – усовершенствования и специализации врачей, в 1961-м – стоматологический факультеты. Вуз стал не только учебным, но и научным медицинским центром. С 1934 года в институте действует аспирантура, первый выпуск которой состоялся в 1937-м. Осенью 1929 года в Алма-Ате было открыто второе высшее учебное заведение в республике – Казахский государственный ветеринарный, ныне Алма-Атинский зооветеринарный институт. Через год к клиническому, эпизоотологическому и санитарно-профилактическому факультетам прибавился зоотехнический, разделенный несколько позже на отраслевые факультеты: молочно-мясного скотоводства и овцеводства.
Город студентов Институт иностранных языков начал работать в 1940 году. В год окончания Великой Отечественной войны открылся Казахский государственный институт физической культуры. В институте 16 самостоятельных кафедр, проблемная научно-исследовательская лаборатория "Высокогорье и спорт", учебно-вспомогательные и учебно-производственные подразделения: кино- и фотолаборатория, врачебный кабинет, лаборатории физиологии и химии, спортивной медицины и гигиены, лингафонный кабинет и другие. Алма-Атинский институт народного хозяйства – самый молодой вуз советского времени. Создан он в 1963 году на базе экономического факультета Казахского государственного университета им. С. М. Кирова. А теперь, соотнося год создания вуза и текущее время, подсчитайте, какой вуз отмечает юбилей в этом и на следующий год. И помните: учиться никогда не поздно. В суверенное время появилась масса так называемых частных учебных заведений: школы, гимназии, колледжи, вузы. Их ныне не менее, чем государственных учебных заведений. Недаром Президент страны Нурсултан Назарбаев назвал Алматы центром студенчества, а по сути – главной кузницей среднего и высшего образования в стране. Сегодня в Алматы более 200 школ и лицеев, несколько десятков вузов, начало деятельности которых следует искать в прошлом и позапрошлом веках. |