NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 13:15 ast
11:15 msk

Аксакал с красивой душой
В этом году отмечается 180-летие нашего прославленного земляка, видного общественного деятеля, выдающегося ученого, патриота Великой степи Григория Потанина
02.11.2015 / история

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, директор ОФ "Согласие народов", ученый секретарь Национального конгресса историков, "Казахстанская правда", 30 октября

В этом году отмечается 180-летие нашего прославленного земляка, видного общественного деятеля, выдающегося ученого, патриота Великой степи Григория Потанина.
Рыцарь совести
За свободу и независимость Казахстана боролось не одно поколение наших земляков. Немало среди них было и представителей некоренной национальности. К примеру, в одном из самых длительных по времени и обширных по географии восстании в степи под руководством Кенесары Касым­улы приняли участие русские и башкиры, узбеки и каракалпаки, татары и поляки, украинцы и кыргызы. Первым есаулом хана был Хусни из числа башкир. Русский Малкин руководил особым отрядом из 40 человек, был отменным борцом, и хан дал ему новое имя – Батыр Мурат. Потом он попросился вернуться на родину, и его просьба была немедленно выполнена. Его отпустили в Россию с охраной из четырех степняков. Позднее Батыр Мурат возвратился к своему любимому хану и продолжил борьбу за свободу казахского народа.
Несколько других русских в руководстве повстанческого движения занимали ответственные посты секретарей, адъютантов, сотников и есаулов. В стане хана находился российский офицер барон Услар, который впоследствии очень позитивно отзывался о нем. Татарин Алим Ягудин был членом военного совета, а узбек Сайдак-кожа Оспанов на протяжении десятка лет успешно руководил дипломатической службой хана. Все они вносили в армию Кенесары элемент организованности и передавали восставшим свой военный и управленческий опыт.
Соруководителем Акмолинского центра национально-освободительного движения 1916 года, где в самый пик восстания численность повстанцев доходила до 30 тысяч человек, был этнический украинец Афанасий (Яков) Латута, сосланный в начале XX века из Украины в Акмолинск. Преследуемый царской охранкой, он скрывался в Коргалжынской степи, где выучил казахский язык, освоил азы ислама, был духовной и интеллектуальной опорой и защитником степняков. Позднее стал почетным гражданином Коргалжынского района, назвав своих сыновей в честь будущей независимости Казахстана – Бостандық (Свобода) и Теңдык (Равенство).
Полностью разделили судьбу своих мужей – лидеров алашского движения Алихана Бокейхана, Ахмета Байтурсынулы, Мустафы Шокая, Жусупбека Аймаутулы, Жиханши Досмухамедулы их верные жены, представительницы европейских национальностей. Поддерживала национально-патриотические взгляды своего мужа, бывшего алашординца и жена Каныша Сатпаева – Таисия Алексеевна Кошкина. Полностью посвятила свою жизнь идеалам своего мужа русская жена известного репрессированного историка Бека Сулейменова…
Пожалуй, имя уроженца Казахстана, известного русского путешественника, этнографа, фольклориста и публициста, ботаника и участника национально-освободительного движения Григория Николаевича Потанина (1835–1920) выделяется особо. Он стал подлинным любимцем казахского народа, внес огромный вклад не только в дело научного изучения истории и культуры Казахстана, но и обретения независимости, предсказав лучшее будущее, в том числе и появление в самом сердце Евразии нынешней столицы.
Григорий Николаевич Потанин родился в 1835 году в станице Ямышевской на территории будущей Семипалатинской области. Его дед Илья был крупным скотопромышленником и вел активную переписку с самим ханом Абылаем. Отец, казачий офицер Николай Потанин, в начале XIX века часто ходил с торговыми караванами из Семипалатинска на территорию Центральной Азии. Для своего времени он был человеком вполне образованным, хорошо разбирался в географии, военной истории и внешней политике. По устоявшейся традиции русских казаков края прекрасно владел казахским языком. Причем Николай Потанин находился в дружеских отношениях с отцом Чокана Валиханова – султаном Шынгысом, сыном последнего официально утвержденного хана Среднего жуза Уали. Позднее эта дружба перешла к их детям – Григорию и Чокану.
Первые впечатления от окружающей природы Иртыша и воспоминания отца о своих дальних путешествиях заложили в душе Григория горячее стремление к изучению неизведанных стран и народов. С детства он неплохо освоил язык степняков. В то время еще бытовало неписаное правило, согласно которому считалось обязательным для жителя Степи и сибирского интеллигента обязательно знать язык номадов. Вот что писал в своих воспоминаниях сам Потанин: "В общем, жители Ямышевки, в том числе и наша семья, одинаково говорили и на русском, и на киргизском (казахском – авт.) языках. Станичные девушки и парни дома и на улице пели и русские, и киргизские песни, соблюдали русские обычаи, придерживались и многих киргизских".
В 10 лет он поступил в Сибирский кадетский корпус в Омске. Самым близким его другом стал Чокан Валиханов, который много рассказывал о жизни и быте казахского народа. Григорий взял за привычку записывать его интереснейшие рассказы, Чокан также помогал ему иллюстрировать тексты зарисовками быта, оружия, утвари и одежды казахов. Позднее Г. Потанин вспоминал: "Нас обоих интересовал один и тот же предмет – Киргизская степь и Средняя Азия. С увлечением мы читали книгу Палласа, особенно те ее страницы, в которых описывались родные для нас места. Чтение это указало нам наше призвание". Преподаватель русского языка и словесности Н. Ф. Костылецкий немало способствовал развитию его увлеченности народной поэзией, языком, историей и этнографией степняков. Григорий много читал Белинского, Герцена, Грановского, проникся общечеловеческими ценностями.
По характеру он был добрый и внимательный, честный и принципиальный. Его отличали передовые проевропейские демократические и гуманистические взгляды. Позднее многим учащимся гимназии и студентам вузов из бедных семей помогал с оплатой учебы. Современники по праву и по заслугам называли Григория Потанина "рыцарем совести". По его наставлению и советам многие местные казахи получили высшее образование в России. К примеру, сестра Алимхана Ермекова поступила в российский вуз именно при поддержке Григория Потанина, побывавшего в их ауле на берегу реки Ток­раун Каркаралинского уезда Семипалатинской области в самом начале XX века…
После окончания учебы молодой офицер Г. Потанин был направлен в Семипалатинск. Находясь на военной службе, совершил несколько путешествий по казахской степи, побывал в Копале, Верном и на Алтае. Вскоре вернулся в Омск, где некоторое время работал в архиве, откуда извлек много интересных материалов по истории Сибири, Казахстана и Джунгарии. За этой работой застал его известный географ и путешественник П. Семенов, проезжавший через Омск по пути в загадочный Тянь-Шань. При его содействии он вышел в отставку и в марте 1859 года поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
В столице Г. Потанин оказался в кругу студентов-сибиряков, где зародилось знаменитое сибирское областничество. Возникнув как кружок студентов-единомышленников по изучению родного края – Сибири, вскоре это движение приобрело яркую политическую направленность. Его сторонники выступили за срочное проведение демократических реформ в России, вплоть до отделения Сибири от остальной части России, которая рассматривалась ими как обычная метрополия, выкачивающая ресурсы из своих окраин и эксплуатировавшая местное разноликое население. В 1861 году Потанин за участие в студенческих волнениях был арестован и выслан в Сибирь…

Друг казахского народа
Казахстанская тематика всегда находилась в поле зрения исследователя. За свою долгую жизнь Г. Потанин написал немало статей о своей родине. Он подробно описывал быт и культуру казахов, специфику казахско-русских позитивных взаимоотношений, лучше, чем другие, уловив, говоря словами Л. Гумилева, "положительную тюрко-славянскую комплиментарность".
В 1862-м он отправился в свою первую самостоятельную научную экспедицию на Урал. На следующий год принял участие в экспедиции на Зайсан. Побывал в Кокпекты, на озере Маркаколь. Изучал быт, хозяйство и географию края, собрал богатейшую коллекцию гербариев. Благодаря стараниям и обстоятельности Григория Потанина были хорошо зафиксированы и скотоводческий образ жизни, и фольклор номадов. После экспедиции ученый-путешес­твенник некоторое время работал переводчиком с татарского и казахского языков при генерал-губернаторе в Омске, затем – секретарем статистического комитета в Томске. Здесь же он руководил Восточно-Сибирским отделом Русского географического общества. В относительно зрелом возрасте сам создал "Общество изу­чения Сибири и улучшения его быта".
В последующие годы Г. Потанин совершил ряд других путешествий по малоизученным регионам Сибири, Казахстана и Цент­ральной Азии, собрал обширные материалы по истории, этнографии, географии, ботанике, экономике. В частности, посетил казахские аулы Каркаралинского уезда при активном содействии А. Бокейхана и А. Ермекова.
Григорий Потанин один из первых заговорил о положительном взаимовлиянии русского населения и казахов. В "Заметках о Сибирском казачьем войске" он отмечал, что в среде русских казаков казахский язык был широко распространен как разговорный. По его мнению, русские казаки хорошо усвоили многие местные казахские обычаи, носили одежду степняков. Особенно тесно взаимодействовали русские и казахи в районе станиц Коряковской и Ямышевской. Талантливый путешественник и ученый отмечал стремление казахов к оседлости, распространение у них орудий труда и предметов быта русского населения.
В работах "Материалы для истории Сибири", "Памятники сибирской истории XVIII века" он много пишет и о случаях дружественных отношений казахского и русского народов, формировании в сердце Евразии уникального института тамырства: "Сердечность киргизского народа рисуется также обычаем заключать братские союзы; такие друзья называются тамырами. У тамыра для тамыра нет ни в чем отказа, какой бы он ценный подарок ни просил. Киргизское сердце хотело бы даже сделать чувство дружбы наследственным; дети двух тамыров не забывают о духовном родстве своих отцов". Это напрямую касалось и его семьи, где этот уникальный институт номадов работал уже в третьем поколении.
Григорий Потанин особо подчеркивал поэтический дар казахов: "Высокое понятие о поэтическом творчестве выразилось у киргизов в легенде о происхождении песни. Легенда рассказывает, что некогда, именно в те отдаленные времена, когда люди еще не умели петь, песня (конечно, существо небесного происхождения) летала над землей и пела; где она пролетала низко, люди хорошо расслышали ее и переняли ее песни; где высоко, там плохо были слышны ее песни, и народы, населяющие эти земли, остались немузыкальными. Над киргизской степью песня пролетала ниже, чем над какой другой страной, и поэтому киргизы – лучшие певцы в мире".
Его труды "Казах-киргизские и алтайские предания и сказки", "В юрте последнего киргизского царевича", "Биографические сведения о Чокане Валиханове" содержат много позитивных сюжетов о казахах и Казахстане. Он искренне любил степь, ее жителей, активно изучал ее прошлое и настоящее. Тесно соприкасаясь с местным населением, выступал популяризатором среди русского общества знаний о казахах. В то же время был вынужден с сожалением отмечать, что "пренебрежение ученых к степным народам задерживает развитие науки".
Особое место в раннем этапе его жизни занимает дружба с одногодком – курдасом – Чоканом, которая зародилось еще в стенах кадетского корпуса и продолжилась вплоть до кончины казахского просветителя. Г. Потанин писал: "Мы виделись с Чоканом часто. Чокан строил план, что он и я сначала отправимся в Петербург слушать лекции в университете. По выходе из университета предполагалось – мы поедем путешествовать в Среднюю Азию". Они вместе готовили статьи по материалам своих поездок в казахскую степь.
В материалах Чокана впоследствии была обнаружена рукопись друга, где упоминаются эпос "Козы-Корпеш" и сказка "Итыгиль", которую Потанин записал еще на Тарбагатае. Именно Григорий Николаевич рекомендовал Чокану поступать в Санкт-Петербургский университет. В то же время и Чокан в некоторой степени повлиял на становление интересов Потанина как ученого-этнографа. Поэтому сбор устно-поэтических произведений казахов становится одной из главных целей научных экспедиций великого русского ученого и путешественника. Значительная часть этих материалов записана им из уст народных сказителей. Только кончина Чокана Валиханова прервала их научные контакты. Григорий Николаевич принимал самое деятельное участие в подготовке первого издания его двухтомной книги, в частности, написал биографию своего рано умершего друга.
Демократические взгляды Григория начали формироваться в годы учебы в Омском кадетском корпусе. На него оказали влияние идеи представителей передовой части российской и зарубежной интеллигенции. Определенную роль сыграл и Чокан. В частности, молодой чингизид познакомил Григория с вольнолюбивой поэзией Гейне, а также с петрашевцем Дуровым.
Григорий Потанин искренне и открыто защищал интересы казахов. В частности, протестовал против массового изъятия земель автохтонного населения, подчеркивая, что эти меры "поведут только к уничтожению скотоводства, а следовательно, и к окончательному разорению киргизов".
В годы учебы в Санкт-Петербурге Потанин познакомился с целой плеядой сторонников "сибирского областничества" – Н. Ядринцевым, Ф. Усовым, А. Щаповым и другими. Все они выступали за автономию Сибири. Вскоре душой и главным идеологом этого движения стал сам Григорий Потанин. Он и его единомышленники рассматривали Сибирь как обычную колонию империи, которую следует спасать и направить в сторону автономии, а то и полного отделения. В Томске под его руководством был организован кружок молодежи, где обсуждались вопросы проведения реформ в Сибири. В этом местные власти усмотрели плохие намерения, и летом 1865 года все члены кружка были арестованы и этапированы в Омск. Вскоре Г.Н. Потанин был приговорен к каторге, остальные члены – к длительной ссылке в разные места на севере Европейской России. С 1868 по 1871 годы Потанин отбывал каторжные работы в Финляндии, а затем три года провел в ссылке в Вологодской губернии. Здесь его навещали родственники и друзья, в том числе и немало казахов. В частности, его проведал родственник Чокана, российский офицер Султангазы Валиханов.
Григорий Потанин был первым трибуном и ярым защитником интересов всех сибиряков, вне зависимости от национальной принадлежности. Он выступал за реализацию таких базовых ценностей, как справедливость, нравственность и человеколюбие. Поэтому его по праву называли эталоном мира и человеческих качеств.

Глашатай независимости
Выдающийся ученый, достойный сын русского народа, защитник всех угнетенных этносов Российской империи навсегда остался в памяти потомков. Он запомнился как крупнейший исследователь истории, этнографии, географии и природы Казахстана. Материалы о Сибири и Казахстане составляют главное направление в его научном наследии. В год своего 80-летия Григорий Потанин был избран почетным гражданином Томска, Омска и Красноярска. А в 1918-м­­­ по решению Временного сибирского правительства ему присвоено звание "Почетный гражданин Сибири". Его авторитет в Сибири был настолько высок, что и Временное правительство, и большевистская власть назначили ему персональные пенсии.
Григорий Потанин пользовался огромнейшим авторитетом и среди передовой казахской интеллигенции. К примеру, дружил не только с Чоканом Валихановым, но и со своими земляками Мусой и Садуакасом Шормановыми, отцом Каныша Сатпаева – Имантаем. Как сын относился и к отцу своего верного друга – Шынгысу Валиханову. Так, после одной из таких трогательных встреч с ним он оставил великолепную статью "В юрте последнего царевича".
Его безмерно уважали, с ним советовались и поддерживали самые теплые отношения лидеры и участники Алашского движения – А. Бокейхан, А. Байтурсын­улы, М. Дулатулы, С. Торайгырулы, Ж. Акпайулы, М. Жумабайулы и многие другие. Алихан Бокейхан оставил о нем такие строки: "Он очень тепло относился к казахам, как к своим родным. Его труды, сделанные в этой жизни, его характер похожи на жизнь святого". Казахская демократическая элита называла его даже "печальником казахов", так как он очень сильно переживал за будущее казахского народа, свобода и независимость которого были скованы колониальной политикой царского правительства.
Он очень любил свою родину – Казахстан. Однажды написал, что "эта местность, где мы живем, настоящая родина человека… Рай Адама и Евы, я теперь уверен, находился в верховьях Иртыша". Григорий Николаевич был горячим сторонником дружбы казахского и русского народов. Переживал за будущее своих земляков-казахов, отмечая непреходящие черты национального характера любимого им народа: "Казахи – народ живой, здоровый, жаждущий жизни: они любят веселье, в костюме любят яркие цвета, в жизни – праздники".
Когда в 1915 году казахская интеллигенция ярко отметила юбилей великого ученого и демократа, свои отзывы написали многие алашские лидеры, некоторые даже в поэтической форме. Мыржакып Дулатулы называл его "уважаемым аксакалом Сибири", посвятил ему свое стихо­творение "Ардақты Карт! Келдім бүгін тойыңа". Теплые поэтические строки адресовал юбиляру и другой выдающийся казахский просветитель, лингвист, публицист и поэт А. Байтурсынулы.
В честь Потанина названы улицы многих казахстанских городов – Астаны, Алматы, Павлодара, Семея, Петропавловска. Есть они и в России. Имя Потанина носят школа и Павлодарский областной историко-краеведческий музей, памятник ему установлен в селе Черное Павлодарской области.
Жители степи прозвали его "акасакалом с красивой душой". Это была наивысшая оценка его заслуг перед казахским народом. Память степного люда и представителей всех этносов Сибири и Казахстана навсегда сохранят имя настоящего глашатая дружбы, проводника мира и согласия, признанного исследователя истории и культуры Казахстана.
Он ясно и четко показывал самые прямые дороги к истинной демократии и цивилизации, к нау­ке, образованию, культуре, пробуждению национального самосознания казахского народа. Григорий Потанин писал: "Чтобы появилось свое киргизское светское направление, нужно возбудить в верхних слоях этого народа интерес к изучению своего родного языка, истории, обычаев, устных памятников старины. Пока интерес к киргизской народности пробужден только у ориенталистов, этнографов, фольклористов, но они занимаются изучением данной народности только для пополнения европейского знания, а вовсе не в целях пробуждения самосознания киргизского народа". Приведу еще одну цитату-предвидение: "Можно предвидеть, что скоро народится "молодая Киргизия"… Можно предугадать, что киргизская народность, подобно малорусской и польской, даст двуязычных писателей, которые будут писать и на киргизском, и на русском языках!"
В июле 1917 года Григорий Потанин принял самое деятельное участие в работе Первого Всекиргизского съезда в Оренбурге, представляя обширную Семипалатинскую область. Более того, был выбран депутатом от казахов (!) во Всероссийское учредительное собрание. Как известно, именно на этом исторически важном съезде было принято судьбоносное решение о создании партии "Алаш". Таким образом, у истоков Алашского движения стоял и лучший сын русского народа Григорий Николаевич Потанин. Кстати, из 25 мест в Алашском правительстве 10 должны были занять представители других народов края...
В своих смелых идеях и мудрых предсказаниях он иногда шел намного дальше и выступал более открыто, смело, чем сами казахи-руководители прогрессивного национального движения "Алаш". К примеру, вот что писал об этом сам истинный и преданный друг казахского народа, служивший ему беззаветно и неистово: "Если мы добьемся автономии Казахстана, сделаем Караоткел (нынешнюю Астану – авт.) столицей Алаша, если откроем здесь университет, обучая казахских юношей и девушек, тогда Европа узнала бы, кто есть на самом деле казахи, написавшие поэму "Козы Корпеш – Баян Сулу", родившие лучших сыновей – Чокана, Абая, Ахмета, Мыржакыпа… В будущем казахи займут самое достойное место среди других народов мира". Какая смелость! Какой дар провидца! Какой патриотизм!
Надо признать, что мечты Григория сбылись и сбываются. Астана стала столицей независимого Казахстана. Здесь открыт университет, и не один. Казахи и казахстанцы уважаемы и признаны в мире. Наш общенациональный Лидер, создавший эту столицу и новый Казахстан, – авторитетный политик и крупнейший реформатор международного масштаба. Мечты Григория Потанина, как и других деятелей Алашского движения, воплотили их потомки во главе с Нурсултаном Назарбаевым.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Буду помнить всегда 27.11.2015
О чем поведали архивы 27.11.2015
30 лет назад на шымкентском НПЗ получили первую порцию бензина 27.11.2015
О Семиреченской транспортной прокуратуре 26.11.2015
Памяти первостроителя Рубена Григоряна 26.11.2015
Мы помним и чтим 26.11.2015
О Мангистауской транспортной прокуратуре 26.11.2015
Британский Марко Поло 26.11.2015
Летчик, моряк, пехотинец 25.11.2015
В Кызылорде отметили 95-летие ветерана Борибая Кулманова 24.11.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz