NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 07:26 ast
05:26 msk

Алихан Букейханов среди биев Сарыарки
В 1898-1899 годах Главное управление земледелия и землеустройства Департамента государственных земельных имуществ занималось сбором материалов о хозяйственной деятельности казахского населения в Степном крае
18.02.2016 / история

Юрий ПОПОВ, почетный гражданин Каркаралинского района, "Индустриальная Караганда", 18 февраля

В 1898-1899 годах Главное управление земледелия и землеустройства Департамента государственных земельных имуществ занималось сбором материалов о хозяйственной деятельности казахского населения в Степном крае. Тремя партиями статистиков было обследовано 14 волостей Каркаралинского уезда: Абралинская, Аксаринская, Акботинская, Бериккаринская, Борлинская, Дегеленская, Кентская, Кызылтауская, Кувская, Нуринская, Сарытауская, Темиршинская, Токырауынская, Едрейская.
Первую партию возглавлял Алихан Нурмухамедович Букейханов, его помощниками были Д. Сатыбалдин и Е. Итбаев, вторую вел И.Ф. Гусев, третью – И.Д. Трипольский. Общее руководство обследованием осуществлял Л.К. Чермак, который позже отметил исключительную роль А.Н. Букейханова. Ныне статистические материалы опубликованы и широко используются.
Радушие, с которым степняки встречали А.Н. Букейханова, дополнялось беседами с авторитетными знатоками историй о появлении казахов в Сарыарке, перекочевках, закреплениях аулов и родов в разных местах Казахского нагорья. Букейханов записывает предания, легенды и, главное, указывает имена знатоков прошлого.
Часть времени статистики провели на Кояндинской ярмарке, где познакомились со многими биями. А.Н. Букейханов и его сотрудники жили на ярмарке в особой юрте.
А.Н. Букейханову в объемистом труде полевого обзора Степи принадлежат:
– составление примечаний к общинно-аульным группам;
– родовые схемы;
– установление границ естественно-исторических районов и их описание;
– таблицы перекочевок;
– cоставление алфавитного указателя казахских терминов;
– карта землепользования (совместно с И.Ф. Гусевым).
Впечатляет естественно-историческая характеристика пастбищных районов. Всего их выделено 22, для каждого приведено описание рельефа местности, растительности, дается характеристика летним и зимним пастбищам. Вероятно, А.Н. Букейханов первым из казахских ученых стал широко употреблять понятие "Сары-Арка". Так казахи называли ковыльно-типцовые степи, где летом засохшие степные злаки принимали желтый цвет. Перевод А.Н. Букейханова – "желтая спина", "желтый свод".
Обобщая итоги обследования хозяйственной жизни казахов, А.Н. Букейханов отмечает, что в Каркаралинском уезде население имеет различные занятия: 12% населения имеет посевы, 27% – разнообразные промыслы, 4% осели и стали жатаками, главным же источником существования остается скотоводство, которое удовлетворяет все потребности семьи. В здешних условиях нормальное хозяйство должно быть обязательно скотоводческим. Только в этом случае оно будет рентабельным и полностью, через реализацию продуктов животноводства, обеспечит себя всем необходимым, в том числе и хлебом.
Ленинградский ученый С.П. Швецов в 1928 году так характеризовал исследования А.Н. Букейханова: "Работы, произведенные им в экспедиции, отличаются высокой доброкачественностью, обнаруживая в авторе глубокое знание и понимание казахского хозяйства, большую объективность и способность к критической оценке самых сложных явлений казахского хозяйства, до того времени почти совершенно не изученного".
А.Н. Букейханов в опубликованных материалах экспедиции предоставил тщательно подготовленную полную характеристику аульно-хозяйственной жизни родной Токырауынской волости. На момент обследования волость состояла из 10 административных аулов, к анализу были приняты 1358 кибиток (хозяйств) с населением 7069 человек. Население проживало в саманных землянках и юртах, деревянных домов было всего 20, в то время как землянок – 839, юрт – 1436. 167 хозяйств, кроме животноводства, занимались различными промыслами.
Отец Алихана – Нурмухамед Букейханов – зимовал в урочище Каражал, в 135 километрах от Каркаралинска. Поселился в урочище он в 1889 году. Воду брали из колодца. В ауле Нурмухамеда было 5 хозяйств, население – 17 мужчин и 7 женщин. Аул имел 5 юрт, 4 землянки, 2 деревянных дома и 6 кухонь. Три хозяйства занимались промыслами, какими – Букейханов не указывает. Перечень аульного скота: взрослых лошадей с двухлетками – 42, из них 5 двухлеток; жеребят – 6 голов, рогатого скота разных возрастов – 13 голов и столько же верблюдов; овец с ягнятами – 162, коз с козлятами – 44. Всего имелось 285 единиц домашних животных. Два хозяйства держали наемных работников. Аул занимался хлебопашеством 30 лет, высеяно 22 пуда пшеницы, поставлено 50 копен сена.
А.Н. Букейханов в ряде своих работ обстоятельно знакомит европейцев с особенностями казахской степной жизни: "Киргизы живут 8-10 месяцев в году оседло на одном месте. Киргизское поселение называется кыстау, от слов "кыс" (зима) и "тау" (гора). В былые времена киргизы проводили зиму в кошемных юртах, выбирая защищенные места в горах, отчего селения и носили название кыстау".
На одно кыстау в Каркаралинском уезде приходилось в среднем 4 хозяйства. Важнейшие для жизни угодья – корык (покосы на черный день) и койбулюк (овечьи пастбища) – находятся только в ведении кыстау.
Весной кыстау соединяются в котан (аулы). На 3 месяца сход избирает старшего по аулу. Есть и свой судья. Он не получает жалованья, а имеет процент от рассматриваемых дел. Для разграничения территории киргизы признают естественные границы – горные хребты, речные долины, озера, рощи, луга, овраги.
По результатам переписи 1898-1899 годов в Каркаралинском уезде учтены 134 мугалима (учителя). В 1905 году в Омске жители Степи получили 560 заграничных паспортов для поездки в Мекку.
А.Н. Букейханов составил перечень слов, значение которых необходимо знать в Степи чиновникам, торговцам и особенно путешественникам:
аркан – волосяная веревка;
кесек – ком земли;
кетпеншот – большая мотыга;
койбулюк – летнее пастбище;
кора – загон для скота, шебык кора – крытый загон;
тамуй – дом из сырцового кирпича;
шошала – жилье с остроконечной крышей, кухня;
кииз уй – кошемное жилище;
кос – упрощенная юрта;
конг – старая зимовка;
джурт – место, где стояла юрта;
коян жыл – год Зайца;
еспе – лог с песчаным грунтом;
бота – верблюжонок;
тай – годовалый жеребенок;
тайлы бие – дойная кобыла с жеребенком;
бызау – теленок.
Коротко о некоторых людях, которые оказывали А.Н. Букейханову самое широкое и постоянное содействие как в 1898-м, так и в 1899 году, когда он вместе с Д. Сатыбалдиным изучал Дегеленскую и Абралинскую волости.
Мухамеджан (Мухамедия) Иткарин, бий, родился в 1827 году. Род ведет от толенгутов (охранников) Букейхана. По переписи 1898 года – житель аула №1 Бериккаринской волости Каркаралинского уезда. Зимовка Карасу на реке Карасу расположена в 35 верстах от Каркаралинска. В его ауле 3 семьи, 19 человек, 9 землянок, деревянный дом и 2 кухни. Количество скота: лошадей с жеребятами – 120, рогатого скота с телятами – 26, овец – 35, коз – 4. Заготавливал 125 копен сена и еще 300 покупал.
Мухамеджан Иткарин неоднократно занимал выборные административные должности. Так, с 31 декабря 1871 года он – волостной управитель Каркаралинской волости, с 3 апреля 1878 года – заместитель волостного управителя Беркаринской волости. С 10 июля 1884 года Иткарин вновь заместитель волостного управителя, а с 3 марта 1887 года – волостной управитель той же волости. В 1871-1874 годах назначался распорядителем Кояндинской ярмарки, где отвечал не только за порядок, но и проводил пофамильный учет торговцев, оценивал их возможности по закупке скота. За добросовестную деятельность императором Александром II 15 марта 1874 года награжден серебряной медалью "За усердие " на станиславской ленте для ношения на шее.
Сведения Мухамеджана Иткарина о различных сторонах степной жизни использовали Г.В. Кравцов, Л.К. Чермак, А.Н. Букейханов.
В 1882 году горнопромышленник С.А. Попов поручил М. Иткарину организовать разведку свинцовых местрождений Каскаайгыр и Кызылеспе вблизи Балхаша.
Акпай Джолдин, султан, родился в 1863 году. Прямой потомок Букейхана через Джолды (отца) и Чингиса (деда). По переписи 1898 года – житель аула №1 Кентской волости Каркаралинского уезда. Зимовка Кызылкениш у родника расположена в 35 верстах от Каркаралинска. В его ауле 15 семейств (хозяйств), 64 человека, 17 юрт, 7 землянок, 3 деревянных дома и 4 кухни. Количество скота: лошадей с жеребятами – 141, рогатого скота с телятами – 70, верблюдов – 3, овец – 338, коз – 84. Посевы – 10 пудов пшеницы.
Акпай Джолдин свою кандидатуру на выборах волостных и биев не выставлял. А вот его отец, бий Джолды Чингисов, 1813 г.р., управлял Дюсенбай-Чекчекской волостью. 11 февраля 1860 года ему было дозволено "при ключе Кызыл-Кент построить дом о двух комнатах", для чего вырубить 100 сосен. Это 25 верст от Каркаралинского приказа.
Кызылкениш для зимовки облюбовал Чингис Букейханов еще в 1800 году. Здесь были богатые травы, скот не страдал от бескормицы. Завораживала и красивейшая панорама окрестных горных склонов.
Омский областной начальник гвардии полковник С.Б. Броневский выехал из Омска и 8 апреля 1824 года "торжественным образом" открыл "Каркаралинский внешний округ при горах Кент". Однако старший султан округа Турсун Чингисов убедил С.Б. Броневского начать строительство поселения по руслу реки Каркаралинки, богатой водой и лесом.
Акпай Джолдин хорошо ориентировался в Степи, знал ближние и дальние места. До наших дней дошла рассказанная им легенда о развалинах здания в урочище Кызылкениш.
Когда-то давно, когда в Кентских горах еще никто не жил, калмыцкий хан Айуке просватал свою дочь за калмыцкого же хана Контаже, который захотел взять себе вторую жену. По калмыцким обычаям невеста должна была ехать к жениху в сопровождении 40 джигитов и 40 девиц и со всем своим приданным. Кроме 40 джигитов, в ее свите были два батыра: один – калмык, другой киргиз.
Когда они подъехали к Кентским горам, наступила суровая зима: выпал глубокий снег, покрывший верблюдов; потом пошел дождь и ударил мороз, сковавший намокшие одежды людей, вьюки верблюдов и сбрую лошадей. Все считали себя погибшими, но батыр-киргиз предложил батыру-калмыку побороться, чтобы отогреться и тогда помочь другим. После борьбы они согрелись, собрали дров, обогрели других и решили остаться здесь зимовать, на одном из ключей Кентских гор, где, по совету киргиза-батыра, выстроили ханской невесте каменный дом, от которого получил свое название у киргизов и ключ Кызылкениш.
Зимой ханская невеста полюбила киргиза-батыра как спасителя от верной гибели. Оставив Кызылкениш с наступлением весны и отправившись в путь, караван благополучно прибыл в стан хана Контаже. Невеста его, беременная от киргиза-батыра, рассказала хану, как было дело, и просила отложить совершение брачного обряда, пока она не родит, а батыра – простить. Контаже согласился и простил киргиза-батыра в виду его заслуг. Когда родился ребенок, он был отдан на воспитание рабыням, а мать его сделалась женою хана.
Мальчик рос не по дням, а по часам, был здоров, но некрасив. В 9 лет его отдали пасти верблюдов. Никто не говорил ему о его происхождении. Он поразительно метко стрелял из лука и убивал бугы и кийков на расстоянии шакырым. Ему захотелось иметь особенный лук, который он заказал мастеру. Тот, удивленный заказом, пошел к хану и рассказал ему об этом. Хан велел мастеру исполнить заказ.
Когда лук был готов, хан устроил состязание стрелков из лука. Для цели были поставлены семь кетпен-шотов, которые и были прострелены мальчиком, чего другие не могли сделать; он же поставил четырнадцать кетпен-шотов и прострелил и их. Это испугало хана, и он приказал своим приближенным вырезать у мальчика ключицу, что они и сделали, усыпив его предварительно. После этого он мог пробить только семь кетпен-шотов. Мать, узнав, что прославившийся стрелок – ее сын, позвала его, поведала ему, кто он, и велела ему отыскать отца. Тогда он, убив из лука ханского сына, завладел его аргымаком и пустился на поиски отца.
Каскар Тасыбеков. Родился около 1835 года. Бий аула номер четыре Нуринской волости. Представитель рода койайдар. Хозяином аула стал в 1858 году после кончины своего отца, "почетного киргиза" Тасыбека Булгакова. Кыстау аула – урочище Джуван-конур. Питьевой ресурс – колодец. Расстояние до Каркаралинска – 145 верст. В ауле 2 семьи и 8 жителей. По 2 землянки, юрты и кухни. Количество скота: лошадей – 25, жеребят – 5, рогатого скота – 4, верблюдов – 3, овец – 80. Сенокосы находились в окрестностях зимовки. Заготавливали своим трудом 100 копен сена.
Ближайший сосед Каскара, его брат Нурлубет Тасыбеков, зимовал в Шокпартасе с семьей из 5 человек. У него были 3 лошади, корова, теленок, верблюд, 10 овец и коз. Накашивали 50 копен сена. Рядом с братьями обитал в местечке Акчеку Джирембай Джаксыбаев. Отмечены 13 жителей и 50 голов скота.
Характеристика других хозяйств из рода койайдар следующая.
№23. Каныбет Важикай (кыстау Джагы, население – 9 человек, 25 голов скота).
№24. Сыртамбек Ордобай (Узунбулак, 3,26).
№25 Ахмет Ордобай (Айнабулак, 5, 20).
№26 Алтайбек Дайрбай (Кызылжал, 16, 43).
№27. Сатыбалды Тока (Карашокы, 4, 18).
№28. Мюлькабай Сайбек (Караагаш, 15, 32).
№29. Макы Джаркын (Джылыджурт, 11, 36).
№30. Досеке Нет (Джолда бауры, 17, 46).
№31. Борсубай Джюсуп (Джуван-конур, 22, 78).
В административный аул №4 вошли также представители и родов каламбай, есильбай, мамбет, кушюкпай.
По переписи 1864 года Каскар Тасыбеков принадлежал к роду сарымтоксан, отделение Конурбай. Семья состояла из 5 человек. Бием аула №4 Каскар избирался 5 раз: 30 января 1878 года, 20 декабря 1880 года,17 декабря 1883 года, 12 августа 1892 года и 19 сентября 1895 года. Отдельные моменты его общественной деятельности попали на страницы периодической печати. Так, в 1878 году на создание добровольческого флота в Российской империи внес 5 рублей. В 1884 году Каркаралинское уездное управление завершило отчет на предписание Степного генерал-губернатора Г.А. Колпаковского. Через волостных управителей был составлен перечень родов. В Нуринской волости учтены: айдабол – 307, байдаулет – 250, конурбай – 200, дерипсалы – 200, табын – 100, алшин – 100 кибиток. По аулу №4 данные представил бий Каскар Тасыбеков.
28 февраля 1885 года губернатор Семипалатинской области объявил благодарность бию Каскару Тасыбекову как члену Семипалатинского думского попечительства о бедных с вступительным взносом в 15 рублей.
Сын Каскара, Арынбек, с 14 декабря 1913 года исполнял обязанности кандидата (заместителя) при бие аула №4 Жиренбае Жакыпбаеве.
В последние годы имя Каскара Тасыбекова вышло из тени. Ученые-историки КарГУ им. Е.А. Букетова в ходе степной этнографической экспедиции в 2003-2004 годах задокументировали рассказ известного в Шетском районе аксакала Махмута Есимбекова, великолепного знатока шежире рода сарым-конырбай. Сказитель привел легенду про белый холм батыра Койайдара-жузбасы войска хана Аблая и его схватки с пришельцами с юга. По рассказам аксакала, Каскар принадлежал к влиятельным биям Степи. Балхашские исследователи Турсынбек Жаксыбайулы и Амангельды Смагултеги – Ильясулы достоверно проследили за списком всех потомков Конырбая. Среди них – генерал-майор Талгат Мухтаров. Его родовая ветвь: сарым, конырбай, койайдар, булгак, тасыбек, каскар, арын, мухтар, сабит.
Магат (Макат) Акаев, бий, родился в 1858 году. Родовая ветвь Магат – Акай – Баймурын – Койсомас – Жоломан – Жарылгап. По переписи 1898 года – житель аула №3 Кувской волости Каркаралинского уезда. Зимовка Кызыл-чилик расположена в 90 верстах от Каркаралинска. В его ауле 2 семьи, 12 человек, 2 юрты, 2 землянки, 2 кухни. Лошадей всех возрастов – 304, крупного рогатого скота – 31, верблюдов – 9, овец – 413, коз – 33. Заготавливали 100 копен сена.
В возрасте 25 лет совершил паломничество в Мекку. Состоял в должности волостного управителя с 17 апреля 1887 года, с 20 декабря 1892 года, с 16 апреля 1899 года. Награжден похвальным листом – 30 июня 1901 года, почетным халатом III разряда – 25 апреля 1904 года, благодарностью – 16 июня 1904 года.
Знаток обычаев, народного фольклора, преданий о происхождении рода каракесек. По сказаниям, род произошел от рабыни Каркобат. Популярное в Степи четырехстишье говорит об известности рода:
Қаракесек капкара,
Куннен тұған
Қазыбегі би болып,
Бетін жуған,
т.е. "Карасеки прославились после того, как из их среды вышел бий Казыбек".
Мусатай Таттимбетов, сын знаменитого композитора, бий, родился в 1840 году. Родовая ветвь – ауэз. По переписи 1898 года – житель аула №8 Кувской волости Каркаралинского уезда. Зимовка Есен у колодца расположена в 90 верстах от Каркаралинска. В ауле 8 семей, 65 человек, 13 юрт, 11 землянок, 10 кухонь. Лошадей всех возрастов – 324, крупного рогатого скота – 67, верблюдов – 30, овец – 688, коз – 37. Заготавливали 335 копен сена.
С 3 января 1863 года на два года утвержден заместителем управителя Каркаралинского окружного приказа. В этот период награжден похвальным листом и серебряным стаканом.
Назначался волостным управителем с 1 апреля 1884 года, заместителем волостного – с 17 апреля 1887 года. Награжден почетным халатом III разряда 5 мая 1887 года, почетным халатом II разряда 7 июля 1890 года. Отмечен благодарностью 28 февраля 1895 года за участие в благотворительном фонде. В 1906 году – выборщик по избранию члена Государственной Думы.
По рассказам Мусатая Таттимбетова, ранее киргизы рода каракесек жили вблизи Ташкента. Бий Бертыс занимал административную должность в управлении городом. Бии Абыз и Шомых, кочевавшие в горах Ку – Едрей, позвали в Сарыарку киргизов племени аргын. Откликнулся бий Казыбек из рода Бошан, послал ходоков, и они одобрили земли для переселения. Первым на новые места добрался род бошан, за ним – каракесек.
Хасен Акаев, бий, брат Магата Хасенова, родился в 1859 году. Родовая ветвь Хасен – Акай – Баймурын – Койсомас – Жоломан – Жарылгап – Тлеуке. Из предков знаменит бий, "почетный киргиз" Баймурын Койсомасов, бывший во главе Нурбике-Шаншаровской волости еще в 1853 году.
По переписи 1898 года Хасен Акаев в списке хозяйств алминистративного аула №3 Кувской волости с населением 54 человека. Подробности жизни бия исследованы мной в ряде работ.
Теперь о новых находках. В 1898 году в Семипалатинской области отмечалось 50-летие Ботовско-Кояндинской ярмарки. Ожидался приезд знаменитых торговых персон, таких как А.Ф. Ботов и А.И. Деров. Ярмарку посетили статистики из Омска во главе с А.Н. Букейхановым. Хасен Акаев выставил для гостей юрту, 5 ковров и 5 кошм.
Несомненно, Хасен Акаев был очень популярен в Степи. Не случайно с ним встречались писатель М.М. Пришвин (1909) и знаменитый путешественник Г.Н. Потанин (1913). Акаев и Букейханов вели переписку.
Хасен Акаев в газете "Казах" опубликовал статью "Кенис хат" о развитии в Степи кожевенного дела, горных работ на рудниках, заводских начал. На публикацию откликнулся А.Н. Букейханов статьей "Жауап хат" ("Ответное письмо"). Букейханов верен своим принципам исторического осмысления проблем казахского народа: "Горы Каркаралы, Каракус, Едирей, Ку, Баянаул называют Бес Казылык – Пять биев. Это центр скотоводства. Можно сказать, для овцеводства нет лучшего пастбища, чем эта земля. Не заниматься здесь скотоводством – это значит вести верблюда по льду. Как пишет профессор Кулешов, в мире нет лучшего мяса, чем мясо казахского барана…
Разводить надо овец хорошей породы: длинноногих, густошерстных, кормить досыта, содержать в теплой овчарне…"
И вывод автора: на данном этапе животноводство остается главной силой степного бытия.
Алихан Букейханов и Хасен Акаев поддерживали отношения длительное время. В 1921-м или 1922 году сын Алихана Укитай (Сергей) гостил в ауле Хасена.
В летописи Сарыарки Хасен Акаев (1859-1931) остался как общественный деятель, предприниматель, просветитель.
Хасен Бижанов (1858-1934), бий, уроженец Прибалхашья, урочище Карабулак. Обучался в аульной школе, в школе г. Каркаралинска. Окончил Центральную Западно-Сибирскую фельдшерскую школу в 1884 году. Практиковал в Степи как фельдшер 3-го участка Каркаралинского уезда, обслуживал население 6 волостей. Славился в Степи как знаток обычаев, степных законов, полезных ископаемых, древних курганов. Пропагандировал и развивал хлебопашество, кооперативное дело, народное образование, рыболовство и судоходство на Балхаше, охоту на диких животных.
С Бижановым взаимодействовали многие исследователи и путешественники. В 1909 году Х. Бижанов встречался в Каркаралинске с писателем М.М. Пришвиным, который описал эти встречи в своей книге "Ранний дневник".
Х. Бижанова ценили врач Амре Айтбакин, поэт Нарманбет Орманбетов, музыкант Ахметжан Сармантаев, математик Алимхан Ермеков, академик Орымбек Жаутиков, инженер Павел Амосов, экономист Василий Сарычев, писатель Сапаргали Бегалин, правовед Жакып Акбаев и другие.
Во время пребывания Г.Н. Потанина в Каркаралинском уезде Хасен Бижанов занимал должность волостного управителя Котан-Булакской волости. О приезде Г.Н. Потанина Бижанов знал заранее – из переписки с А.Н. Букейхановым. Это эпистолярное наследие двух замечательных людей совершенно не изучено. Возможно, Х. Бижанов отправил заметку о приезде Потанина в газету "Казах".
Довольно полная биография патриота Прибалхашья дана мной в книге "Хасен Бижанов. Окружение, дела и встречи".
Садырбек Нурманов (1838-1903), уроженец аула №3 Аксаринской волости Каркаралинского уезда. Происходит из рода кудайберлы. Семь раз избирался бием. Совершил хадж в Мекку, откуда привез Коран и "ниса" – кусок священной ткани. Реликвии сохранили его правнуки Жалел и Халел Садырбековы. Название места, где жил бий, дошло до наших дней как "Садырбек копесы". 20 октября 1908 года в урочище Садырбек копа образован переселенческий поселок Пригородный. На месте захоронения Садырбека Нурманова родственники установили памятный знак. Сын Садырбека – Кусайын Садырбеков (1870-1934) – тоже имел репутацию справедливого бия, как и внук Садырбеков Хасен Кусайынович (1890-14.08.1959). Подробно о потомках Садырбека изложено в книге "Семья Садырбека кажи".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Человек-эпоха 25.02.2016
Ярмарка "Воздвиженская" 25.02.2016
Человек с большой буквы 23.02.2016
Собиратель знаний 22.02.2016
С любовью к Степи 22.02.2016
80 лет назад "Вечерка" опубликовала первый генеральный план развития Алматы 22.02.2016
Алихан Букейханов среди биев Сарыарки 18.02.2016
В Таразе вспоминали Анну Герман 16.02.2016
Определилось издание-родоначальник военной печати Казахстана 15.02.2016
Жизнь ради детства 12.02.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz