Юрий КАШТЕЛЮК, "Вечерний Алматы", 17 марта
Во второй половине тридцатых "Социалистическая Алма-Ата" обрушилась с критикой на театральные буфеты и гардеробы городских очагов культуры. "Театр начинается с вешалки" – этой заповеди ни на минуту не должны забывать руководители театров, клубов, дворцов культуры, цирков. От качества обслуживания в гардеробе или в буфете будет зависеть настроение зрителя, его душевное расположение к театру и к предстоящему спектаклю. Но, видимо, в алматинских театрах и домах культуры предвоенной поры это не спешили брать в расчет. В редакцию "Социалистической Алма-Аты" обращались недовольные граждане с просьбой навести порядок в гардеробах и буфетах. И газета отреагировала, корреспондент несколько дней посещал театры проверяя на себе культуру обслуживания в самых культурных организациях. Итогом наблюдений стала статья, которая называлась "Театральные мелочи". "Кончился первый акт оперы, зрители заполнили фойе. Наверху у единственной стойки с фруктовой водой огромная очередь", – отмечалось в материале. Счастливчики, с боем захватившие бутылку с водой и пару граненых стаканов, с жадностью поглощали живительную влагу. Они пили газировку не отходя от стойки, подталкиваемые другими жаждущими гражданами. "Часто слышатся возмущенные возгласы – кто-то кому-то облил платье, костюм. Потратив на ожидание весь антракт, вы спешите в зрительный зал, еще надеясь утолить жажду в следующем антракте", – критиковала газета театральные порядки. Но, увы, во втором перерыве зрителей, штурмующих буфет, становилось еще больше, чем в первом. "А в третьем антракте на неопрятной стойке красуются пустые бутылки и разноцветные лужи фруктовой воды", – подчеркивалось в критической статье. Потеряв всякую надежду утолить жажду газировкой или соком, зрители искали обычную воду. "И только найдя водопроводный кран, вы сможете напиться из… собственных ладоней", – констатировалось в материале. В городском Дворце культуры буфет был сдан на откуп ресторану №8. Но руководство этого учреждения общепита не утруждало себя заботой о буфетном ассортименте. "Бывают вечера, когда здесь совершенно нет фруктовой воды и, кроме двух-трех сортов конфет и засохшего пирожного, также ничего не найти", – отмечалось в статье "Театральные "мелочи". Другой проблемой были гардеробы. "Еще Виолетта не закончила своей арии, а уже хлопают сиденья кресел и начинается бег с препятствиями через ноги соседей. У выходов в фойе образуются пробки. Шум и окрики билетеров заглушают оркестр, не дают остальным возможности спокойно наслаждаться прекрасным финалом оперы", – иронизировала газета. "Паническое" бегство из зала имело свои веские причины. Зрители, не успевшие заранее подбежать к гардеробу, были обречены на томительное стояние в длинной очереди. Гардеробщицы работали медленно, их было явно недостаточно для обслуживания большой массы людей. В среднем на ожидание уходило 30 минут. В оперном театре в вечер премьеры "Аиды" у гардероба образовалась еще одна очередь, это были пострадавшие... Неприятная ситуация заключалась в том, что гардеробщица не могла найти их пальто. В итоге публике приходилось ждать, когда очередь полностью рассосется, и только тогда можно было приступать к поискам своей законной верхней одежды. Такое положение складывалось еще и потому, что иногда гардеробщицы, приняв пальто или плащ перед спектаклем, забывали выдать номерок, а посетители театров или клубов, надеясь на авось, не напоминали им о номерке, рассчитывая, что после спектакля без труда найдут свою одежду. Недовольные посетители шли жаловаться в администрацию театра, а в ответ звучало: "Уважаемая публика, это ведь, в сущности, мелочи, не обращайте на это внимания". С момента написания того материала прошло около 80 лет, но "Вечерке" в редакцию по-прежнему звонят читатели с жалобами на работу театральных буфетов и гардеробов. Проблемы схожие. |