Раушан Шулембаева, "Казахстанская правда", 31 марта
В истории бывали случаи, когда женщины, занимая высокое положение в своей стране, оказывали влияние на жизнь соседних государств. В Средневековье, а именно об этой эпохе пойдет речь, такие женщины в большинстве своем были представительницами правящей элиты и в результате династических браков становились женами глав других государств. Об этом свидетельствуют средневековые источники, рассказывает заместитель директора Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Нурлан Атыгаев. - Существует стереотип об очень скромной роли казахской женщины в средневековом мире, – говорит ученый. – Однако существующие материалы утверждают, что такое мнение верно отчасти. Интересны, к примеру, сведения сразу о нескольких казашках, оставивших свой след в истории соседних государств XV–XVII веков. Они были не только добрыми матерями и верными спутницами своих мужей, некоторые активно участвовали в политической и общественной жизни. Это Михр-Султан-ханым в Шибанидском государстве, Чучук-ханым при Могульском государстве и другие. Нурлан Атыгаев обратил внимание, что собственные имена этих женщин остались неизвестны. Дело в том, что в позднесредневековых персоязычных сочинениях приводятся не личные имена, а только лакаб или тахаллус – иначе прозвища или псевдонимы. Даже если они были женами правителей, их часто называли просто по происхождению – Казак-ханым. В связи с этим ученый напомнил слова историка XIX века Мирзы Шемса Бухари: "У нас... вообще избегают называть женщин по имени; я не знаю даже имени сестры моей, бывшей в замужестве за Мир-Хусейном, сыном эмира Хайдара". У таджикско-персидских и таджикоязычных тюркских авторов имена матерей, сестер и теток явно были не в почете. – Одной из первых казашек, сыгравших заметную роль в среднеазиатском государстве Шибанидов, являлась Михр-Султан-ханым, дочь Бурундук-хана, правителя Казахского ханства конца XV – начала XVI века, – рассказывает Нурлан Адильбекович. – Из средневековых сочинений "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме", "Шейбани-наме", "Бахр ал-асрар" известно, что в середине 90-х годов XV века Бурундук-хан выдал двух дочерей замуж за шибанидских султанов. Одна из них стала женой султана Мухаммеда Тимура, старшего сына основателя государства Шибанидов хана Мухаммеда Шейбани. Именно к ней в Самарканд, как предполагают исследователи, и ушел в конце своей жизни Бурундук-хан. Хотя имя дочери казахского хана в рукописях не указывается, исследователи отождествляют ее с Михр-Султан-ханым, которая была также известна как Михрбон (Михрибон)-ханым или Михри-ханым. Скорее всего, это не ее собственное имя, а лакаб, означающий в переводе с персидского "ласковая, нежная, добрая". В средневековой вакфной грамоте "Вакф-наме", составленной от имени Михр-Султан-ханым, она указана как "потомок почитаемого хана и преславного хакана, царя Востока и Китая... покойного... Бурундук-хана". Михр-Султан-ханым стала одной из любимых жен султана Мухаммеда Тимура. Вместе с мужем она прожила около 20 лет, вплоть до его смерти в 1514 году. Известно, что она родила ему по крайней мере двоих сыновей. Свое высокое положение при дворе Шибанидов ханым сохранила и после смерти мужа. Ей принадлежали несколько селений, более 150 земельных участков, садов, лугов и летних пастбищ, несколько десятков торгово-ремесленных заведений, базаров, мастерских по выделке писчей бумаги, мельниц, жилых домов и другое недвижимое имущество в Самарканде, его окрестностях и в провинциях Кеш и Насаф. Михр-Султан-ханым осталась в истории как крупный меценат. На ее средства в Самарканде построили медресе Шимолия и арки, соединяющие это медресе с медресе Шейбани-хана, другие сооружения. Она выделяла средства на поддержание оросительных каналов, для стипендий студентам, жалований учителям медресе и иным работникам. Только на приобретение мыла для студентов и обслуживающего персонала медресе по ее указанию ежегодно расходовалось до 2 тыс. медных динаров. Относительно второй дочери Бурундук-хана, которая вышла замуж за шибанида Махмуд-султана, внука Абулхаира, ничего не известно. Ее имя в источниках не называется, сведений о ее потомках не сохранилось. Еще одна казашка, бывшая замужем за влиятельным шибанидом, осталась в истории под тахаллусом Казак-ханым. Ее история начинается, когда правитель узбеков хан Убайдаллах, одержав победу над Захир ад-Дином Бабуром и Сефевидами, прислал к казахскому хану Касыму послов сватать за него одну из его дочерей. Касым дал согласие, и его дочь отправилась в Бухару к Убайдаллаху. В рукописи "Шараф-наме-йи-шахи" говорится, что родительница Абд ал-Азиз-хана, сына хана Убайдаллаха, происходила из казашек. В этом сочинении ее имя, к сожалению, не называется. В "Мусахир ал-билад" начала XVII века также записано, что мать Абд ал-Азиз-хана по имени Казак-ханым была дочерью одного из казахских султанов. В "Тарих-и Рашиди" Мирзы Мухаммед Хайдара рассказывается уже о другой казашке – старшей дочери казахского султана Адика, сына хана Жанибека. Ее выдали замуж за шибанида Абдаллах-султана, сына Кучкунчи-хана. И вновь рукопись не указывает ее имени, говорится только, что она вскоре скончалась. Ею могла быть Аман-Бике-ханым. О ней известно из надписи на надгробном камне (ныне утерянном) в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Нурлан Атыгаев напомнил известный перевод этой эпитафии, сделанной исследователями памятников шибанидской эпиграфики: "Это усыпальница прощенной, помилованной (Богом) благочестивой целомудренной Аман Бика Ханим – дочери Джани бик-хана, сына Барак-хана. (Умерла) в дату месяца раджаб 925 года". Это июнь-июль 1519 года современного летоисчисления, пояснил ученый. Казахские женщины были и при дворах других правителей Центральной Азии – Аштарханидов. Русский посол Иван Хохлов в 1622 году в своем отчете сообщал, что женой хана Имамкули, правившего Аштарханидским государством в 1611–1642 годах, являлась дочь двоюродного брата казахского султана Турсуна. Речь, скорее всего, идет о хане Есиме и его дочери. Еще одной из жен хана Имамкули, согласно "Бахр ал-асрар", была дочь другого казахского султана – Абылая (Абулай-султан), сына Шигай-хана. Ее имя в источнике также не называется. Согласно рукописи "Силсалат ас-салатин", хан Надир Мухаммед – преемник хана Имамкули на престоле Аштарханидов – поручил своему эмиру сосватать за своего сына Абд ал-Азиза (правил в 1645–1681 годах) дочь казахского хана Жангира (Джахангира). Жангир дал согласие, и его дочь с пышной процессией отправилась в Самарканд. "Силсалат ас-салатин" сообщает, что "казахская девушка нареклась прозвищем Казах-ханум". Казахские женщины оставили свой след и в истории Могульского государства, которое существовало в Восточном Туркестане – современном СУАР КНР. Так, заметную роль при дворе могульских правителей играла Чучук-ханым, вторая дочь казахского султана Адика. Зимой 1524 года, когда политические трудности заставили ее брата, казахского хана Тахира, искать поддержки у могулов, и он договорился с ними о династийном браке, она стала старшей женой Абд ар-Рашида, сына правителя западной части Могульского государства Султан Саид-хана. Чучук-ханым была не только старшей женой, но и верной спутницей Абд ар-Рашида, сменившего на престоле своего отца в 1533 году. Вместе с мужем ханым прожила более 35 лет, до его смерти в 1559–1560 годах, родив ему шестерых сыновей. Двое из них – Абд ал-Карим-хан и Мухаммед-хан – правили Могульским государством. Чучук-ханым сохранила свое влияние и после смерти мужа. Из средневековых рукописей следует, что она оказала поддержку своему сыну Абд ал-Карим-хану при его восшествии на могульский трон. Интересный случай, связанный с Чучук-ханым, приводится в персоязычном сочинении "Тарих-и Кашгар": "В конце жизни Абд ар-Рашид-хан взял в жены цыганку. Его старшая жена Чучук-ханим задала ему головомойку, заявив при этом: "До чего же ты низко пал, что женился на цыганке". Тогда хан сочинил стихотворение и прочитал его жене. Ханым великодушно простила мужа. Не меньшую роль при дворе Могульского государства сыграла Ханым-падшах, дочь казахского султана Жалима. Ее взял в жены могульский правитель Шуджа ал-Латиф, правивший в 1609–1610 годах. Она родила ему сына Абд ал-Латифа (Апак-хана), будущего верховного правителя могулов с 1619 по 1631 год. Абд ал-Латиф стал ханом в 13–14 лет, и некий эмир Мухаммед Юсуф из племени байрин, пользуясь его молодостью, решил принимать важные политические решения без согласования с ним. Тогда Ханым-падшах организовала арест своевольного эмира, который, впрочем, оказался недолгим... А вот еще одна из многих историй о казахских женщинах. В конце XVI века в Москве оказалась целая группа родственников казахского хана Тауекеля, среди которых были знатные женщины. История их появления при русском дворе кардинально отличается от истории вышеописанных казашек: они попали в русское государство в качестве пленниц. Дело в том, что в 1588 году русский воевода Д. Чулков обманом захватил в Сибири в плен казахского султана Ораз-Мухаммеда, племянника хана Тауекела. Тогда с ним в Московском государстве оказались его бабушка, мать, тетя и сестры. Их имена в древних рукописях звучат так: Ази-царица, Алтын-царевна, Алтын-ханым, Бахты-царевна и Кунь-царевна. Султан Ораз-Мухаммед благодаря своему высокому статусу занимал при русском дворе высокое положение. И его родственники жили в достатке. Русский царь Федор Иванович писал хану Тауекелу о султане Ораз-Мухаммеде: "А брат ваш Урусмагмет царевич у нас в нашем царском в великом жалованье пожалован по его достоинству многими вотчинами, и поместьи, и деньгами, как и иных великих государей дети – цари и царевичи у нас, великих государей, бывают пожалованы". Сам Ораз-Мухаммед в письме к своему дяде хану Тауекелу писал: "Живем здорово, царским жалованьем всем издовольны, живем безо всякого оскуденья... Да мать твоя Ази-царица, да сестра Алтын-царевна, да мать моя, а твоя невестка Алтын-ханым, да племянница твоя Бахты-царевна, да племянница же твоя Кунь-царевна и все много, много Бога молят и челом бъют. Будет про их пребыванье похочешь спросить, и они все в государеве царева величества милости его, слава Богу, возсылая, живут здорово, в великом цариском жалованье безо всякие нужи, аже дают твои очи радость нам видети". Как сложилась судьба этих женщин и потомков Ораз-Мухаммеда после его смерти в 1610 году, неизвестно. Считается, что от Ораз-Мухаммеда началась родословная дворянского рода Тевкелевых. Но это лишь одно из предположений. А это значит, что вопросов, связанных с историей казахских женщин средневековья, все еще много. И они ждут своих исследователей. |