arctus.livejournal.com, 21 октября
Какие предприятия и заводы были запущены в странах Прибалтики в советские годы? Каковы потери за 25 лет после развала Союза? Где знаменитые прибалтийские брэнды? Что вообще осталось? *** В период с 1940 по 1960 год только на территории одной Латвии было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. До 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами. На развитие промышленности выделялись достаточно крупные по меркам того времени ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на территории трех республик продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР. Были восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт. Так, в 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна - советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды. Неплохо развивалась и Эстонская ССР. В 1970-1980-е годы Эстония фактически находилась на первом месте в СССР по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным ОЭСР, в 1990 году ВВП Эстонии по ППС составлял 10 733 доллара США на душу населения. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Эстония занимала 46-е место в мире. Прибалтика времен СССР была знаменита своими торговыми марками. Такими, например, как "ВЭФ", "Радиотехника", автомобили "РАФ", "Рижский бальзам", "Рижский хлеб", рижская косметика "Дзинтарс", "Рижские шпроты". Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички "ЭР-1" и "ЭР-2". "ВЭФ", в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприемников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и еще 6 тыс. - в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр. Такая же участь постигла и "РАФ". В 1997 году производство на заводе было остановлено. По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк. Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. Порты, построенные еще в советские годы, до сих пор продолжают приносить доход прибалтийским странам. В 1970-1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье - Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте. Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км), автомобильных дорог с твердым покрытием (56 тыс. км), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяженность внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озера) 2 тыс. км. vesti.lv: Чудовищные потери Риги после развала СССР Заводя разговор о т.н. "оккупации" Прибалтики Советским Союзом, помните о поговорке – "долг платежом красен". "Вы еще за Юрьев ответите" © |