NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:03 ast
12:03 msk

Дело тонкое
"Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840-х годов"
10.11.2017 / история

Галина Иванкина, zavtra.ru/blogs, 10 ноября

"К востоку, все к востоку
Стремление земли..."
Василий Жуковский

Стиль à la turque, популярный в XVIII-XIX веках, имел ...приблизительное отношение к Турции. Отдаленно-троюродное. Скорее, игровое и развлекательное, чем даже этнографическое. Скольжение по верхам, восприятие роскоши и - красивостей. Европейца всегда манил восток - не только сокровищами, но и неразгаданной тайной. "Дело тонкое", - усмехался товарищ Сухов. Закрытый, традиционный мир - явная противоположность экстравертивной, динамичной западной жизни. И нам не сойтись никогда! Войны, перемирия, посольские дары, заметки путешественников, эскизы с натуры - попытки понять и ощутить. На стыке реальности и воображения появляется ориентальный миф - греза европейца, мерзнущего в своем дождливом Лондоне или снежной Москве, - об Истамбуле с неистово-яркими красками. Подражают сильному - Османская Империя входила в число грозных держав. Часть современной Европы бедствовала под игом, принимая турецкие обыкновения и - правила игры. У аббата Прево в одной из галантных новелл можно прочесть: "Молодой человек из Богемии, по имени Вердиниц, уже несколько лет томился в рабстве, и единственной его отрадой было то, что он нравился дочери своего хозяина, сердце которой завоевал без особого труда. Жили они в болгарском городе Градиште..." Речь шла собственно о Турции, а сам рассказ назывался "Приключения прекрасной мусульманки". Восток - это не лишь кальяны и халва с шербетом, но и - кровожадность, рабство, гибель. Притяжение равно отторжению. Тонкое-тонкое дело! Один неверный жест - и пошла резня.
Восток считался диким и - потрясающим одновременно. Европейские мыслители часто использовали эту антитезу в своих "персидских" и "турецких" письмах, сочиняя послания от лица восточного гостя. "Мой дорогой сын, я смертельно боюсь вторжения европейских дикарей в наши благодатные края. Пришельцы с Запада - обитатели бедного края, где почти не производят шелка и вовсе не производят ни хлопка, ни сахара, ни пряностей. У них нет даже глины, из которой мы делаем фарфор. Им знаком лишь один-единственный напиток, да и тот лишает их рассудка. Подлинное их божество - золото, за которым они готовы лететь хоть на край света", - писал Вольтер, попутно высмеивая современные ему французские нравы и обыкновения. Человек, вернувшийся с востока, тут же становился героем салонов и гостиных - его рассказы очаровывали, а привезенные веера, благовония и чеканные кувшины вызывали зависть. А уж если какой-нибудь барон-путешественник привозил драгоценности, он мог рассчитывать на самые фантастические сплетни о себе. Великолепие, тайна, кровь, смарагды, гурии - все это восток - действительный и легендарный. Шахрезада ждет!
В музейном комплексе Царицыно сейчас проходит выставка "Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840-х годов". Для России XVIII-XIX веков "турецкий вопрос" - это не столько павлины с гуриями, сколько - война с геополитикой. Отсюда - "пламень" в самом названии. Многие экспонаты связаны с Русско-турецкой войной (1768–1774) и планами Екатерины II по освобождению Константинополя от османов. Имя одного из царевичей - Константин - дано в честь будущего триумфа в древнем Царьграде. Явлены разные виды оружия и батальные полотна. Перед нами - турецкая сабля из булатной стали, приобретенная Александром I в Константинополе. Эта вещь - поразительная сама по себе - является хитрой подделкой. Изготовленная в конце XVIII века, она значилась, как "творение 70 года Хиджры", то есть в 653 году. Но эта сабля хотя бы из Турции - в те годы по рукам ходило много итальянских фальшивок. Но и русские умельцы не отставали. Гоголь иронизировал: "Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: "Мастер Савелий Сибиряков"". На выставке представлены образцы оружия, сочетающие, как европейские, так и восточные технологии - например, шпага, выкованная в Турции и украшенная восточным орнаментом. Тут есть еще несколько предметов, созданных на стыке традиций. Драгоценные часы с турецким корпусом и, разумеется, европейской начинкой. Кстати, восточные владыки очень любили получать в подарок именно часы - султаны и шахи имели в своих коллекциях до сотни английских часов и часиков, которые зачастую некому было чинить, а потому даже сломанные механизмы выставлялись для похвальбы и фанфаронства.
Немецкие принцы и наши помещики, коллекционировавшие азиатскую прелесть, часто выглядели не лучше. "Интерьер" Николя Жерена (1830). Эпоха бидермайер - тяготение к перегруженным композициям и пестрому, нелепому дизайну. Помещение в духе 'turquerie'. Алые стены, устрашающие доспехи, щиты, кинжалы, сабли, ваза, непременный ковер, шкура поверженного тигра и - кульминация! - маленький хозяин в экзотическом платье, с кальяном и обезьянкой. Человек - приложение ко всей этой нарочитой помпе. Он демонстрирует свое богатство - подобные штуки стоили дорого и могли отказаться "липой", понаделанной где-то в районе Малой Арнаутской улицы. Но мода есть мода - мягкая тирания, заставляющая прогибаться. Неслучайно Александр Дюма подает могущество графа Монте-Кристо через ориентальный шик: "Вся комната была обтянута алым турецким шелком, затканным золотыми цветами. В углублении стоял широкий диван, над которым было развешано арабское оружие в золотых ножнах, с рукоятями, усыпанными драгоценными камнями: с потолка спускалась изящная лампа венецианского стекла, а ноги утопали по щиколотку в турецком ковре...".
Восточные байки - это непременный гарем. Будоражащая тема. Скрытые сокровища жестокосердных владык: "В тени хранительной темницы / Утаены их красоты". В XVIII столетии разыгрывались галантные комедии, наподобие "Трех султанш" с Жюстиной Фавар, а гении - вроде Моцарта - замахивались на "Похищение из сераля". Но все искрометно, как в бурбонском Версале - интриги, легкомыслие, игра случая. В эпоху романтизма интерес к султанским женам и одалискам не иссяк, а напротив, заиграл новыми красками - возникло целое направление в беллетристике, где главная героиня - европейская аристократка - попадает в гарем, а там уж - как фантазия прикажет. Среди душещипательной макулатуры попадались и шедевры-жемчужины. Впрочем, далеко ли нам ходить? "Бахчисарайский фонтан" - ай, да Пушкин! "Как милы темные красы / Ночей роскошного Востока! / Как сладко льются их часы / Для обожателей Пророка!" Иллюстрация к стихам - полотно Карла Брюллова "Жены Гирея" (1837) - сочные дивы средь ароматной лени: "Нет, жены робкие Гирея, / Ни думать, ни желать не смея, / Цветут в унылой тишине", а вдалеке - печальная Мария, напоминающая ренессансных герцогинь. На картине Иоганна Дорнера "Невольницы" (1840- нач. 1850) изображены белокожие европейки - антично сложенные и с покатыми формами. Их судьба - плачевна. Иль - чудесна? Одна из девушек рыдает, но вторая глядит задумчиво и трезво. Быть может, ее ждет судьба божественной Роксоланы?
В европейскую моду проникали занятные детали восточных нарядов. В XVIII веке светские дамы (в том числе маркиза де Помпадур!) обожали позировать художникам в турецком платье, на "аутентичной" софе. В 1810-1840-х годах увлечение манерными стихами о "розах Гюлистана" сделали популярным типаж выдуманной азиатки. Никакой смуглоты и сухости. Только услада! Только рахат-лукум с миндалем! Луноликая, темноглазая, с черными блестящими волосами и округлыми формами. Такими рисовались красавицы Брюллова - его "Турчанка" (1840) ничем не отличается от петербургских барынь, которые заказывали ему парадные портреты. Примечательны тюрбаны - несомненно скрученные из привозной ткани и для пущего колорита сбрызнутые благовонием. На выставке можно увидеть несколько характерных изображений - дамы в кружевах, с рукавами-буфами и узкими талиями, но в тюрбанах или - с накинутыми на плечи восточными шалями. Интерьеры, картины быта. Расшитые подушки на оттоманке, домашние туфли без задников и, разумеется, халаты - знак извечного сибаритства: "На нем был ...настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире".
Турецкий стиль - это вневременные клише, которые часто разбиваются о скучноватую правду. Недаром еще Александр Дюма писал: "Турки, некогда столь живописные в своих длинных халатах ярких цветов, разве не отвратительны теперь в синих, наглухо застегнутых сюртуках и греческих фесках, делающих их похожими на винные бутылки, запечатанные красным сургучом?" А-ля тюрк - это мифологическое представление, усиленное поэтами и художниками. Вот сказочная кружка - в виде головы турка (завод Гарднера, конец XVIII в.). Тысяча и одна ночь. Усатый красавец в чалме. Но есть и прикладная наука - этнография. Целый зал посвящен работам путешественников. Турецкие типы и виды. Город. Силуэты людей. Дороги. Мечети. Стамбул - город контрастов. Точнее, Константинополь, как указано в сопроводительной табличке. Рисунок Алексея Корсакова (1848) - знойный город из белого камня. Тут уже никаких Аладдинов с Синдбадами - сугубая натура. А вот зарисовки Михаила Ларионова, созданные на полвека раньше, несут на себе печать галантного столетия - даже танцующий дервиш выглядит, как персонаж Les Indes galantes Жана-Филиппа Рамо. В разделе "Восточная Аркадия. Путешествие по Тавриде" мы попадаем в наш Крым с его ориентальным колоритом. Крепости и развалины. Пышная природа и туземные типажи. Какая же восточная феерия без турецкой бани? Этот вид культурного досуга в те времена восхищал не только заезжих европейцев, привыкших мыться в тазике, но и русских людей, имеющих свои банные традиции. Хаммам - это мудреный ритуал, а не лишь помывка. Среди экспонатов - посеребренные сандалии (XIX в.) для хаммам. Умение жить, тяга к наслаждениям и при этом - страсть к жестокой сече. К оружию. К ятаганам, разящим без ошибок. Таков загадочный и чуждый восток. Дело тонкое!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О странном Батые замолвите слово 30.11.2017
7 главных мемов в СССР 30.11.2017
Какие народы относятся к индоевропейцам 29.11.2017
Что Гитлер планировал сделать с исламским миром 28.11.2017
Вокруг конфуцианства 28.11.2017
За что убрали и демонизировали Берию 28.11.2017
"Начальник колчаковского штаба бросил моему отцу из окна вагона саквояж, полный денег" 24.11.2017
Чем киргизы отличаются от казахов 24.11.2017
Персидские следы в лексике русского языка 24.11.2017
Какой ущерб Перестройка нанесла экономике СССР 23.11.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz