NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 16:29 ast
14:29 msk

Сексуальный скандал в Петропавловской крепости
Весной 1813 года случился изрядный переполох в Петропавловской крепости. Проездом из Санкт-Петербурга в свое великое Кокандское ханство в ожидании попутного каравана задержался на Сибирской линии ханский посланник со свитой
01.03.2018 / история

pkzsk.info, 28 февраля

Весной 1813 года случился изрядный переполох в Петропавловской крепости. Проездом из Санкт-Петербурга в свое великое Кокандское ханство в ожидании попутного каравана задержался на Сибирской линии ханский посланник со свитой.
Никакой иронии: Кокандское ханство в самом деле в конце 18 века достигло наивысшего расцвета. Оно полностью занимало благодатную Ферганскую долину и хозяйничало на территории нынешних Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и на юге нынешнего Казахстана. Такие большие даже по тем временам города, как Чимкеянт (Шымкент) и Шаш (Ташкент) тоже были завоеваны кокандскими ханами. Издавна территория всей Центральной Азии представляла большой интерес для соседних государств, в том числе, и для России. Однако у всех было совсем мало информации о загадочном ханстве, а добывать ее опасно – можно и головы лишиться. И тут подвернулся такой предлог для поездки!
Видимо, в Петропавловске заезжие гости не церемонились и вели себя хозяевами. Для них в городке был выстроен специальный посольский дом – сиди в нем, жди попутных верблюдов. Но как же без приключений! В Петропавловске "посланник спутался с распутными женщинами, был убит в бане и выброшен в реку", напишет позже участник разбора событий переводчик Филипп Михайлович Назаров: "Убийцей оказался сосланный солдат, который хотел воспользоваться деньгами посланника. Еще один из кокандцев скончался от болезни".
Назревал международный конфликт. Надо было срочно объясняться с правителем Коканда, а он за горами – за долами, где-то в Ферганской долине. Начальник Сибирской линии генерал-лейтенант Г. И. Глазенап решил вместе с оставшимися в живых спутниками погибших отправить в Коканд своего личного посланника, дабы "предотвратить слухи и неправильное истолкование происшедшего события". Г. И. Глазенап уже хорошо знал порядки в отдаленных гарнизонах. Прибыв в Омск в 1807 году, он, боевой генерал-лейтенант, был потрясен, увидел полную распущенность подчиненных: многие офицеры бездельничали и ходили по лагерю в халатах. Такого безобразия не было даже на Кавказе, где боевой генерал воевал с турками не один год. Пришлось ему, корпусному командиру, немедленно начать подтягивать войска, а они размещались во всей Сибири – от Тобольска до Камчатки. Происшествий и без того хватало, а тут еще это убийство на сексуальной почве…
Оказалось, подобрать человека для выполнения столь деликатной дипломатической миссии очень сложно. В 1813 году все армейские формирования были отправлены на войну с французами, в крепостях оставались только линейные казаки, а они были далеко не дипломатами. Им бы шашки в руки - и вперед! Да и грамотеи еще те - большинство и читать не умело.
И все-таки образованный и деликатный человек нашелся. Это был Филипп Михайлович Назаров. Он служил на Иртышской линии в Тобольской губернии по окончании Азиатской школы военных переводчиков – первого на Сибирских линиях военного учебного заведения. В нем обучали и детей из знатных казахских родов – готовили чиновников для работы в местных администрациях. Филипп Назаров занимался прилежно, выучил основные российские и степные законы и несколько восточных языков. Он часто бывал в командировках на линии и даже "за границей" - тогда это были поездки в степь. Но любознательному молодому человеку этого было мало. Его привлекали путешествия в еще мало исследованные края, где он мог бы изучать жизнь кочевников, их быт, искусство. К тому же переводчик искал случая "показать ревность свою и усердие в службе" и в других местах Средней Азии. Он сам предложил Г.И. Глазенапу направить в Коканд именно его. Можно сказать, напросился на опасную поездку.
Филиппу Назарову предстояло вручить правителю Кокандского ханства "грамоту Его Императорского Величества и всемилостивейшие подарки: золотые часы, осыпанные бриллиантами, дорогую парчу, лучшие сукна и некоторые диковинки". Г. И. Глазенап лично предупредил Филиппа Назарова, что поездка предстоит очень рискованная и опасная. Кокандский правитель в ответ на смерть своего дипломата может лишить жизни русского посланника, то есть, его, Филиппа Назарова. И все равно он заявил, что готов пожертвовать своей жизнью "по данной им присяге государю императору, простился по-христиански с женою и детьми" и 16 мая 1813 года вместе с караваном из 100 верблюдов, нагруженных ценными товарами купцов и подарками хану, вместе с остатками свиты кокандского посланника и сотней казаков отправился в далекую "Кокандию через киргиз-кайсацкую степь", как тогда называли наши края.
Мы часто читаем, что Петропавловск был центром азиатской торговли, туда приходили и уходили торговые караваны, что иногда их грабили в степи, но насколько тяжелыми и опасными были такие поездки, мы никогда не узнали бы, если бы военный переводчик Филипп Назаров не рассказал о своих приключениях. Маленькая книжица (всего 57 страниц) "Записки о некоторых народах и землях средней части Азии" была напечатана в 1821 году на средства канцлера Н. Румянцева, чья знаменитая коллекция книг и рукописей стала основой Государственной библиотеки им. В.И.Ленина. Его красавец – дом и сейчас стоит совсем рядом с Кремлем.
В издательстве Румянцевской библиотеки под присмотром автора и самого канцлера книжица была переведена на французский и немецкий языки, историки и географы получили возможность изучать загадочную даже для них страну..
Филипп Назаров оказался наблюдательным и объективным исследователем. Он писал: "Народы, обитающие в средней части Азии до сих пор остаются малоизвестными. Будучи к ним послан и задержан ими в продолжении полутора года, я старался замечать нравы, обычаи, положение мест и укрепления сих городов; а знание тамошнего языка, как своего собственного, доставило мне те средства, кои редко находят путешественники", - так начал Филипп Назаров свой очерк. Трудно представить современному путешественнику, как много времени занимала тогда поездка от Петропавловска до Ферганы. Караван вышел из крепости св. Петра в середине мая, а прибыл в Ташкент в начале октября. Почти полгода! Путь лежал на юг, как говорит повествователь, "по Аблайханской дороге к реке Ишиму, мимо кочующих по степи казахских родов". Автор внимательно всматривался в жизнь степняков, возможно, предков нынешних жителей Северного Казахстана.
"…Кочующие в сих степях киргизы по большей части среднего роста, смуглы, постоянный климат их делает здоровыми. Живучи целый век на воздухе и ведя кочевую жизнь, они способны переносить жару и холод; имеют грубую пищу, состоящую летом из кумыса и молока, а зимой из лошадиного мяса с разболтанной мукою. Занимаясь скотоводством, они пренебрегают хлебопашеством… Киргизы все вообще славные наездники, ибо детей своих с 4-х летнего возраста сажают уже на лошадей. Чрезвычайно честны, никогда не нарушают данного слова, но вспыльчивы, мстительны, и все страсти в них сильно действуют… Народ сей исповедует магометанскую веру, которая дозволяет им иметь столько жен, сколько кто в состоянии прокормить. Женщины их самым большим бесчестием почитают бесплодие; они статны, пригожи, сильны и здоровы".
Ф. Назаров замечает, что по юртам можно судить по состоятельности хозяина: у богатых хозяев юрты внутри украшены пестрыми шелковыми материалами. Женщины казашки все время заняты: готовят пищу, доят, выделывают кожи, ткут, валяют войлок, а мужчины следят за скотом. К вечеру степняки собираются вместе. Молодежь устраивает спортивные состязания - борются, бегают взапуски, стреляют из луков в цель, а потом играют на своих музыкальных инструментах… Молодые девушки, сидя в ряд у решеток юрт, под незатейливую музыку поют песни".
Ф.Назаров описывает горы и леса близ будущего Кокшетау, богатые рыбой озера и роскошные луга на их берегах. "Сюда ходят киргизы на ловлю волков, лисиц и барсуков и добывают соль из находящихся в окрестности небольших соленых озер…"
Автор "книжицы" подробно описывает охоту с беркутом. "Беркутов сих они столь дорого ценят, что за одного отдают по несколько лошадей и даже пленных калмыков".
Жизнь кочевников ему кажется счастливой, беспечальной и радостной, хотя и не всегда справедливой. Вот как он описывает степной суд. "На коврах, разостланных на траве, заседают старые бии, собранные по велению хана… Бии приговорили осужденного к смертной казни. Страшный приговор был исполнен тут же.
На шею несчастному накинули аркан, привязали конец оного к лошадиному хвосту, и всадник скакал по степи, влача его за собой до тех пор, пока он не испустил дух в ужасных мучениях". Назаров удивился, узнав, что несчастного казнили за кражу всего двух баранов, в то время, когда "самые же киргизы по поводу частной ссоры с соседями ездят по ночам в чужие волости и отгоняют целые стада рогатого скота и табуны лошадей, возвращая оные не иначе как через выкупы посредством нарочно собираемых на тот случай с обеих сторон биев".
Страшные последствия угонов скота – барымты - тоже встречались путешественникам. Там, где Нура соединяется с Ишимом (это в степи между нынешней Астаной и Карагандой), караван встретился с группой пеших казахов в рваной одежде. "Это были едва живые жертвы барымты. У них угнали скот и оставили без пищи и крова. Они живут ловлей рыбы. Несчастные не умерли с голоду, но продают караванам своих детей под видом пленных калмыков".
Опытный путешественник, увлеченный этнографией, Филипп Назаров описывает, как проходят у кочевников разные обряды: сватовство, свадьбы, рассказывает об обычае платить выкуп-калым за невесту ее родителям, как проходят похороны и поминки. Не будем останавливаться на их описаниях. Большинство обычаев сохранились до наших дней, конечно, с современными поправками. Однако автор "книжицы" столкнулся с необычными и для него картинами. В морозные дни в некоторых южных селениях наши путешественники увидели висящие на деревьях… тела умерших, плотно завернутые в белую ткань и в кошму. Оказалось, их везли в Туркестан, чтобы похоронить рядом с родственниками в священной для мусульман земле, но помешали морозы, и траурные мероприятия отложены до потепления, когда оттает земля.
В пути на большой и богатый караван несколько раз пытались напасть "мстители", действуя по степной логике: у нас баранов угнали – мы у вас верблюдов заберем. Вместе с грузом. При переходе через Нуру дружественно настроенные местные казахи сообщили Назарову, что ночью на караван будет совершено нападение степняков из другой волости. Причина - месть. "Несколько лет назад в этих местах был ограблен караван купцов Свешникова и других. В отместку за это посланным из укрепления отрядом казаков был угнан скот у кочевников. Теперь купцы были в страхе и за товар, и за свою жизнь. Назаров послал урядника с двумя казаками в крепость св. Петра с рапортом о положении дел и с просьбой срочно прислать помощь. Между тем близ каравана собирались толпы вооруженных копьями, ружьями, саблями и бердышами степняков, хотя нападать они пока не решались.
Ночью опасность нападения возрастала. Казаки, сопровождающие караван, принимали меры от возможного нападения или кражи: на ночлег развьючивали верблюдов, укладывая тюки полукругом, нерасседланных лошадей размещали внутри круга, который замыкал отряд вооруженных казаков. Но слух о том, что ждет охотников до чужого добра уже гулял по степи. Однажды казаки "поймали двух конокрадов, высекли их розгами и отпустили. Другие уже нас не обеспокоивали", рассказывает автор очерка степных нравов. И теперь, увидев прибывшее подкрепление – сотню казаков, толпа нападавших рассеялась по степи, словно ее и не было. А путешественников пригласил к себе в гости местный хан, до того вроде бы нейтральный.
А какими удивительными были тогда степные "демократия и право"! Кто сильнее, у кого в руках плетка или дубина, тот и прав. Постоянно в очерке Ф.Назарова встречаются рассказы, сколько и кому он заплатил за самые обычные услуги. Взятки берут все – от самых высоких "должностных лиц" до самых мелких его чиновников. А сколько заметок об избитых, выпоротых и даже убитых степняках!
Не надо удивляться, что путешественник не описывает и даже не называет ни одного степного города и даже небольшого селения. Только изредка упоминает Назаров о стоянках юрт - кибиток. Но ведь тогда, в 1813 году, еще не было ни Акмолы (1830 год основания), ни Каркаралинска (1824), ни тем более советской Караганды (1930-е), а Усть-Каменогорск и "Семиполатное" укрепления хотя и существовали, но пока только в виде казачьих форпостов. Караван шел далеко от них, примерно, по маршруту нынешней железной дороги от Петропавловска к станции Шу, а далее – к Ташкенту. Но караванщикам уже встречались довольно бедные кочевники, торгующие слитками свинца, а где-то на юге и "рудокопы", которые добывали в глубоких ямах бирюзу при помощи одной только лопаты. Из этого сам Назаров, а позже и более поздние исследователи сделали вывод, что кочевники задолго до прихода российских промышленников занимались добычей полезных ископаемых. И это так, ведь археологи часто находят ямы, в которых в глубокой древности люди добывали медную или железную руду.
Центр Азии… Степи… Плоские сопки… Редкие озера… Пересыхающие речонки… Только в предместье Сузака появились поля, пашни, юрты бедных казахов. "Жители трудолюбивы, занимаются хлебопашеством, производят мену товаров с кочующими на Сарысу и Чу киргизами". Владетель Сузака взял в виде пошлины сороковую часть товаров каравана и посоветовал идти наиболее безопасным путем через степь мимо Каратау. Но, наученные горьким опытом, торговцы выбирают другой путь: "… Мы пошли степью, простирающейся на 13 суток езды. Мы повстречали в сем месте киргизцев, которые от набегов разбойников и черных киргизов имеют каменные укрепления, в коих они своих скрывают стариков, жен, детей и скот, защищая их до последней капли крови". А набеги и разные распри между ханствами нередки.
После трехдневного перехода от Чимкеянта (ясно, что от Шымкента) караван прибыл в Ташкент. Там его встретили с почетом конные войска эмира, вооруженные саблями, копьями и ружьями с фитилями, и гвардия эмира, одетая в богатые халаты с красными чалмами на головах". На следующий день Филипп Назаров с отрядом прибыл в Коканд. "Стечение народа было столь велико, что все возвышенные места, дома, кровли, стены и заборы усеяны были любопытными зрителями… Все хотели увидеть белых людей".
Только на одиннадцатый день состоялась торжественная встреча с эмиром Коканда Омарханом. Филипп Назаров "развернул высочайшую грамоту и переводное письмо государственного канцлера и держал их руками на голове". Последовали красочные церемонии встречи посланника из далекого северного края, царские подарки эмиру, обмен халатами и по-восточному пышные речи. Однако эмир решил точно узнать, что произошло в Петропавловской крепости, приказал вернуть отряд казаков домой, а на Сибирскую линию отправить своих посланцев. Филипп Назаров и четверо его казаков оставались заложниками у кокандского эмира. Со слезами простился Филипп Михайлович с казаками и передал благословение семье, детям, полагая, что вряд ли он уже вернется домой. Его казаки поклялись в случае нападения кокандцев "продать дорогой ценою жизнь нашу".
Потянулись тоскливые дни плена.
Чиновники эмира не раз допрашивали Назарова, как он намерен расплатиться за убитого кокандского посланника: откупиться прибывшим в Ташкент караваном или принять их веру? Если примет их веру, то эмир обещает дать ему трех жен и трех аргамаков, а за убитого посланника с родственниками он расплатится из своей казны. Филипп отвечал, что караван принадлежит не ему, а российскому купечеству, и что изменять вере и своему государю он не собирается. В конце концов чиновники смирились и отправили посланцев России вглубь страны, к персидской границе, чтобы не вздумали отважные русские убежать. Так началось непредвиденное путешествие Филиппа Назарова "по Кокандии".
Постепенно он сумел найти подход к эмиру. Тот сменил гнев на милость и разрешил показать гостю города Кокандского ханства. Переодевшись в азиатские халаты, чтобы меньше привлекать к себе внимание, русские пленники побывали во многих селениях ханства. Там "…жители совершенно ни в чем не нуждаются и ведут жизнь, можно сказать, щастливую, имея у себя большие фруктовые сады и пашни". Но вскоре Ф. Назаров убедился, что нравы в Коканде еще суровее, чем в казахской степи. "Чиновников, хотя бы и первейших, за измену, лихоимство, заговоры и тому подобное наказывают смертной казнью, имения их описывают в казну, а жен и взрослых дочерей (отдают) в замужество простым солдатам; за воровство рубят руки и оставляют по-прежнему жить в обществе. Я видел, что за кражу 30 баранов отрубили у одного мечом кисть правой руки, обмакнули для остановления крови в горячее масло и потом отпустили на волю. За смертоубийство отдают преступника в распоряжение родственников убитого, они могут его продать или взять выкуп за голову. Однажды, ходя по базару, я был очевидцем, что родные убиенного привели отданного им убийцу и требовали его смерти, ему тут же отрубили голову".
Ф.Назаров описал, как по улицам кокандских городков гоняют и бьют плетками голых торговцев, пойманных на обмане или обвесе покупателей, как на площадь набегают толпы правоверных кокандцев покидать камни в русских "кафаров" или забить насмерть девушку, отвергнувшую нелюбимого жениха. Блюстители порядка не очень церемонятся, разгоняя толпы, и лупят по спинам и головам кого попало и чем попало.
Оказалось, мужья держат жен в одной половине дома, а в другой – лошадей. Женщины носят паранджи, но и в суровом Коканде они, когда не видели мужья или отцы, с удовольствием приподнимали сетки и кокетничали с принаряженными по такому случаю казаками, а те взбивали свои чубы и покручивали усы.
Шло время. О пленниках, казалось, забыли. Только в марте 1814, почти через год после отъезда из родных краев, Филиппу Назарову удалось вернуться в Коканд. Он стал добиваться ответного письма эмира императору России и возвращения на родину. Но тому было не до русских пленников – в "Кокандии и Бухарии" разразилась очередная междоусобная склока. В нее вмешался наш Филипп Михайлович, проявил талант дипломата и примирил воюющих наследников трона, чем завоевал почет и уважение хана - победителя. Эмир еще потянул время, но из благодарности все-таки приказал отпустить пленников, и они с попутным семипалатинским караваном отправились в обратный путь.
Уже наступил октябрь и выпал снег. Казаки и купцы, чтобы не мерзнуть в пути, скупали в аулах овчины и тулупы, сшитые степными казашками (для торговли, видимо, тоже).
Как ни спешил караван, только 15 октября 1814 года - "через полтора лет странствий" - Филипп Михайлович Назаров в сопровождении кокандских "депутатов", пяти казаков и трех русских, освобожденных им из плена, прибыл в Петропавловскую крепость. Словно с того света вернулись они, так радостно встретили их товарищи по службе. Часами рассказывали казаки истории о своих приключениях, о диковинных южных странах.
О Филиппе Назарове осталось известным только то, что он жил в конце ХVІІІ - начале ХІХ столетия, служил на Сибирских линиях по Министерству Иностранных Дел, часто посещал казахские аулы, но главным событием в его жизни было опасное путешествие в Коканд, описанное им самим в "Записках о некоторых народах и землях". Благодаря им россияне и Европа получили первое представление о кочующем казахском народе, о Туркестане, о Кокандском ханстве.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Великая Тартария: что это за страна 30.03.2018
За что Сталин чиновника расстрелял 30.03.2018
"Фейки" и "вбросы" конца 80-х, или Неизвестный документ эпохи перестройки 30.03.2018
Берия, которого не было. Как из прораба империи сделали маньяка 29.03.2018
Труженики поневоле 29.03.2018
Генерал, прославивший целину 28.03.2018
Как Алексей Тишайший сделал Россию крупнейшим государством мира 28.03.2018
Поход Красной Армии в Афганистан в 1920-х годах: зачем ходили 28.03.2018
Чех с азиатской душой 26.03.2018
Субъект власти при Сталине 26.03.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz