NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2018)








Поиск  
Вторник 23.10.2018 18:59 ast
15:59 msk

Что пришло в русскую культуру от ариев-иранцев
Территории нынешних Украины и юга России на протяжении тысячелетий населяли племена ариев до и после их разделения на индоариев и иранцев. Арийским, как полагают, было население Аркаима на Южном Урале почти за две тысячи лет до н.э. Иранскими народами были скифы, сарматы, аланы
17.05.2018 / история

russian7.ru, 15 мая

Территории нынешних Украины и юга России на протяжении тысячелетий населяли племена ариев до и после их разделения на индоариев и иранцев. Арийским, как полагают, было население Аркаима на Южном Урале почти за две тысячи лет до н.э. Иранскими народами были скифы, сарматы, аланы (потомками последних являются осетины). Совершенно точно, что праславяне и сарматы/аланы входили в большую культурно-историческую общность на территории современной Украины во II-IV вв, известную как Черняховская культура. Некоторые ученые считают, что контакты славян и иранцев восходят к глубокой древности – ко временам Аркаима и синхронной ему Фатьяновской культуры (среди создателей которой были предки славян) в нынешнем Центральном районе России. Многие лингвисты полагают, что праславянский язык формировался внутри древней индоевропейской общности в непосредственном соседстве с арийскими (индоиранскими) языками. В связи с этим не всегда возможно точно отделить слова, оставшиеся у славян с праиндоевропейских времен, от слов, заимствованных из уже сформированных иранских языков.

Слова из глубокой древности
Прежде всего, само название нашего народа – русские – как предполагают некоторые ученые, имеет иранскую основу рус-, означающую "светлый, яркий". Русами, согласно одной из гипотез, первоначально звалось иранское племя. Иранскими по происхождению являются имена славянских народов сербов и хорватов. В древности часть славян, жившая на Нижнем Днепре, звалась антами. Это слово тоже выводят из иранских языков в значении "жившие на краю". Академик В.В. Седов полагал, что семантически оно было тождественно позднейшему понятию "украинцы" как жившие на краю славянских земель.
Лингвисты считают, что "г" с придыханием, характерное для произношения украинцев и южных русских, происходит напрямую от речи древних иранцев.
Большая часть топонимики на юге Русской равнины – иранского происхождения. Это, прежде всего, названия крупных рек: Дон, Днепр, Дунай, Днестр. В них всех присутствует один и тот же корень дн-, означавший водный поток. В славянском языке есть тот же корень (оставшийся, очевидно, с праиндоевропейских времен) в слове "дно", но у нас оно приобрело значение не самого водного потока, а ложа водоема, причем любого – и текучего, и стоячего.
К иранизмам, сохранившимся в русском языке, относят обычно слова: Бог, топор, собака, чаша, могила, ящер, свинец, рота (в значении "клятва" в древнерусском языке), равный, предлог "ради". В других славянских языках сохранились еще иранизмы: пан, хата, кот (в значении загон для скота), харч и т.д.
Предполагается, но оспаривается иранское происхождение таких русских слов, как мудрый, честь, благо, зло, явный, рай, небо, слух, слово.
Как видим, большинство заимствований из иранских языков в славянские касается не материальной, а духовной культуры. Если сравнить арийский (индоиранский) пантеон с древнеславянским, то здесь обнаруживается еще больше неожиданных параллелей.

Общие боги и привычные понятия
В древнерусских христианских поучениях неоднократно упоминаются злые языческие духи – дивы. Это слово иранского происхождения, оно выводит напрямую к понятию злых духов в зороастризме – дэвов. Что интересно, когда произошло разделение индоариев и иранцев, то разделились и функции их божеств. Роль добрых, светлых божеств у индоариев стали играть именно дэвы, а асуры превратились в злых духов. У иранцев же, наоборот, ахуры (то же, что индийские асуры или скандинавские асы) превратились в добрых божеств, а Ахура-Мазда (Бог Мудрый) возглавил древнеиранский пантеон.
В религии древних славян обнаруживается связь с обеими ветвями арийцев. Так, известно, что верховным богом славян был Сварог. Ему, в отличие от Перуна и т.п., не ставили идолов. Сварога почитали как бога, не имеющего конкретного образа. Сварогу, не только по названию, но и по сути, очевидно, соответствует древнеиндийская персонификация небесного свода – Сварга. А знаменитый Перун-громовержец имеет явную параллель с ведическим богом Парджаньей. Тот, правда, больше проливал дождь и был помощником громовержца Индры. Большинство лингвистов считает, что имена Перун и Парджанья, равно как и аналогичный им по функции литовский Перкунас, имеют общеиндоевропейскую основу и восходят к древнему слову, обозначавшему священное дерево дуб.
Такие имена богов, как Хорс и Семаргл, упоминаемые в связи с религиозной языческой реформой киевского князя Владимира (983 г.), имеют, по мнению большинства исследователей, иранскую основу. Имя Семаргл (функции которого или которой, правда, не очень ясны в древнерусском пантеоне) восходит к мифической птице Сэнмурв. Имя Хорс имеет прозрачную иранскую основу. Его связывают с корнями хур-, хор-, хрс- в различных иранских языках, означающих "солнце". "сияющее солнце", "слепящий диск" и т.д. Хорс упоминается, наряду с другими языческими богами, еще в "Слове о полку Игореве" (конец XII века), где ему уподобляют наделенного чародейскими способностями полоцкого князя Всеслава, жившего во второй половине XI века.
Академик Б.А. Рыбаков в своих исследованиях язычества древних славян и древней Руси посвятил много места Хорсу и производным от его культа понятиям. Мы не задумываясь произносим слово "хорошо", а ведь оно напрямую связано именно с культом Хорса. "Хорошо" – значит, угодно Хорсу; значит то, что не нарушает божественного миропорядка, выражающегося, прежде всего, в суточном и годичном кругооборотах солнца по небу. Слово "каравай", означающее круглый хлеб, происходит от ритуальных круглых хлебов, посвященных богу солнца Хорсу и имитировавших форму солнечного диска (а может, и его видимый циклический путь по небу) – "хоровай" исходно, на самом деле.
Любопытна этимология нашего привычного слова "ватрушка". Его возводят к древнеиранскому слову "ватра" – огонь. Первоначально, вероятно, это тоже мог быть ритуальный хлебец с сыром/творогом, посвященный божеству огня (Агни у индоариев). Кстати, и само слово "сыр", по мнению некоторых исследователей, связано с именем ведического индоарийского бога солнца Сурьи. Обычай выдерживать сыры именно в круглых формах тоже может происходить от священных обрядов глубокой древности.
Вот так, возможно, многие привычные понятия, которые мы постоянно и не задумываясь используем в повседневной жизни, могут иметь экзотическое, на наш нынешний взгляд, происхождение и древнюю сакральную основу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Области противоречия: что стояло за территориальными претензиями СССР к Турции 31.05.2018
Судьба "Займа Свободы" 31.05.2018
Как в 1944 году союзные республики Белоруссия и Украина стали "государствами" 31.05.2018
Суфизм в Татарстане в постсоветский период: разнообразие групп, распространение, влияние на мусульманскую умму региона 31.05.2018
Хивинское ханство наше! Средняя Азия в XIX веке ждала русских с надеждой 30.05.2018
"Армяне подвергаются неописуемым пыткам" 30.05.2018
Изобретение "долгового колеса": III век до н.э. 29.05.2018
Кто руководил Красной армией 28.05.2018
Закавказье: сто лет спустя 28.05.2018
Как воевали солдаты из Средней Азии на Великой Отечественной 28.05.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.10.18 Вторник
81. САРЖАНОВ Кудайберген
71. МАРТЫНОВ Александр
69. САРТАЕВ Жанбатыр
68. КРАУЗЕ Юрий
67. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
67. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
63. КАРИМЖАНОВ Бахриден
62. ДЕНЯКИН Александр
62. ЖАКЫПОВ Болат
61. ДЮСЕНОВА Сауле
61. СМАГУЛОВ Сейсехан
60. КУШЕРБАЕВ Жомарт
59. ИБРАЕВ Марат
59. ИБРАЕВА Гафура
55. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.18 Среда
84. ХОЛОДКОВ Александр
81. ЛЕММЛЕ Вальтер
77. УРМУРЗИНА Гульшара
75. ШВЕДЮК Владимир
72. ТУРСУМБАЕВ Балташ
71. ЖУМИН Канатбек
63. МУСИН Алиаскар
61. БИСЕНБАЕВ Асылбек
58. АГИТАЕВ Садуакас
58. БАРПИБАЕВ Тлектес
58. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
58. КЕНЖАЛИЕВ Малик
56. БАЛГАРИН Амантай
54. УСКЕНБАЕВ Каирбек
52. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>
25.10.18 Четверг
79. КОСЕНКО Виктор
78. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
76. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
73. БАЙГУТ Мархабат
73. КАЛИЕВ Кудайберген
71. АЛИБАЕВ Айтбай
69. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
67. ИЗБАНОВ Мухит
66. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
64. МАХАРИНЕЦ Юрий
64. ФАТКУЛЛИН Рашид
61. ЖАСУЗАКОВ Сакен
61. КАРАМАНОВ Серик
61. ХАКИМОВ Шамиль
59. КОНАКБАЕВ Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050