NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (март 2018)








Поиск  
Суббота 26.05.2018 02:18 ast
23:18 msk

Что пришло в русскую культуру от ариев-иранцев
Территории нынешних Украины и юга России на протяжении тысячелетий населяли племена ариев до и после их разделения на индоариев и иранцев. Арийским, как полагают, было население Аркаима на Южном Урале почти за две тысячи лет до н.э. Иранскими народами были скифы, сарматы, аланы
17.05.2018 / история

russian7.ru, 15 мая

Территории нынешних Украины и юга России на протяжении тысячелетий населяли племена ариев до и после их разделения на индоариев и иранцев. Арийским, как полагают, было население Аркаима на Южном Урале почти за две тысячи лет до н.э. Иранскими народами были скифы, сарматы, аланы (потомками последних являются осетины). Совершенно точно, что праславяне и сарматы/аланы входили в большую культурно-историческую общность на территории современной Украины во II-IV вв, известную как Черняховская культура. Некоторые ученые считают, что контакты славян и иранцев восходят к глубокой древности – ко временам Аркаима и синхронной ему Фатьяновской культуры (среди создателей которой были предки славян) в нынешнем Центральном районе России. Многие лингвисты полагают, что праславянский язык формировался внутри древней индоевропейской общности в непосредственном соседстве с арийскими (индоиранскими) языками. В связи с этим не всегда возможно точно отделить слова, оставшиеся у славян с праиндоевропейских времен, от слов, заимствованных из уже сформированных иранских языков.

Слова из глубокой древности
Прежде всего, само название нашего народа – русские – как предполагают некоторые ученые, имеет иранскую основу рус-, означающую "светлый, яркий". Русами, согласно одной из гипотез, первоначально звалось иранское племя. Иранскими по происхождению являются имена славянских народов сербов и хорватов. В древности часть славян, жившая на Нижнем Днепре, звалась антами. Это слово тоже выводят из иранских языков в значении "жившие на краю". Академик В.В. Седов полагал, что семантически оно было тождественно позднейшему понятию "украинцы" как жившие на краю славянских земель.
Лингвисты считают, что "г" с придыханием, характерное для произношения украинцев и южных русских, происходит напрямую от речи древних иранцев.
Большая часть топонимики на юге Русской равнины – иранского происхождения. Это, прежде всего, названия крупных рек: Дон, Днепр, Дунай, Днестр. В них всех присутствует один и тот же корень дн-, означавший водный поток. В славянском языке есть тот же корень (оставшийся, очевидно, с праиндоевропейских времен) в слове "дно", но у нас оно приобрело значение не самого водного потока, а ложа водоема, причем любого – и текучего, и стоячего.
К иранизмам, сохранившимся в русском языке, относят обычно слова: Бог, топор, собака, чаша, могила, ящер, свинец, рота (в значении "клятва" в древнерусском языке), равный, предлог "ради". В других славянских языках сохранились еще иранизмы: пан, хата, кот (в значении загон для скота), харч и т.д.
Предполагается, но оспаривается иранское происхождение таких русских слов, как мудрый, честь, благо, зло, явный, рай, небо, слух, слово.
Как видим, большинство заимствований из иранских языков в славянские касается не материальной, а духовной культуры. Если сравнить арийский (индоиранский) пантеон с древнеславянским, то здесь обнаруживается еще больше неожиданных параллелей.

Общие боги и привычные понятия
В древнерусских христианских поучениях неоднократно упоминаются злые языческие духи – дивы. Это слово иранского происхождения, оно выводит напрямую к понятию злых духов в зороастризме – дэвов. Что интересно, когда произошло разделение индоариев и иранцев, то разделились и функции их божеств. Роль добрых, светлых божеств у индоариев стали играть именно дэвы, а асуры превратились в злых духов. У иранцев же, наоборот, ахуры (то же, что индийские асуры или скандинавские асы) превратились в добрых божеств, а Ахура-Мазда (Бог Мудрый) возглавил древнеиранский пантеон.
В религии древних славян обнаруживается связь с обеими ветвями арийцев. Так, известно, что верховным богом славян был Сварог. Ему, в отличие от Перуна и т.п., не ставили идолов. Сварога почитали как бога, не имеющего конкретного образа. Сварогу, не только по названию, но и по сути, очевидно, соответствует древнеиндийская персонификация небесного свода – Сварга. А знаменитый Перун-громовержец имеет явную параллель с ведическим богом Парджаньей. Тот, правда, больше проливал дождь и был помощником громовержца Индры. Большинство лингвистов считает, что имена Перун и Парджанья, равно как и аналогичный им по функции литовский Перкунас, имеют общеиндоевропейскую основу и восходят к древнему слову, обозначавшему священное дерево дуб.
Такие имена богов, как Хорс и Семаргл, упоминаемые в связи с религиозной языческой реформой киевского князя Владимира (983 г.), имеют, по мнению большинства исследователей, иранскую основу. Имя Семаргл (функции которого или которой, правда, не очень ясны в древнерусском пантеоне) восходит к мифической птице Сэнмурв. Имя Хорс имеет прозрачную иранскую основу. Его связывают с корнями хур-, хор-, хрс- в различных иранских языках, означающих "солнце". "сияющее солнце", "слепящий диск" и т.д. Хорс упоминается, наряду с другими языческими богами, еще в "Слове о полку Игореве" (конец XII века), где ему уподобляют наделенного чародейскими способностями полоцкого князя Всеслава, жившего во второй половине XI века.
Академик Б.А. Рыбаков в своих исследованиях язычества древних славян и древней Руси посвятил много места Хорсу и производным от его культа понятиям. Мы не задумываясь произносим слово "хорошо", а ведь оно напрямую связано именно с культом Хорса. "Хорошо" – значит, угодно Хорсу; значит то, что не нарушает божественного миропорядка, выражающегося, прежде всего, в суточном и годичном кругооборотах солнца по небу. Слово "каравай", означающее круглый хлеб, происходит от ритуальных круглых хлебов, посвященных богу солнца Хорсу и имитировавших форму солнечного диска (а может, и его видимый циклический путь по небу) – "хоровай" исходно, на самом деле.
Любопытна этимология нашего привычного слова "ватрушка". Его возводят к древнеиранскому слову "ватра" – огонь. Первоначально, вероятно, это тоже мог быть ритуальный хлебец с сыром/творогом, посвященный божеству огня (Агни у индоариев). Кстати, и само слово "сыр", по мнению некоторых исследователей, связано с именем ведического индоарийского бога солнца Сурьи. Обычай выдерживать сыры именно в круглых формах тоже может происходить от священных обрядов глубокой древности.
Вот так, возможно, многие привычные понятия, которые мы постоянно и не задумываясь используем в повседневной жизни, могут иметь экзотическое, на наш нынешний взгляд, происхождение и древнюю сакральную основу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Катынский раскол 25.05.2018
Писатель-фронтовик Бушин об оборотнях среди писателей-фронтовиков 25.05.2018
Политика веротерпимости: зачем Екатерина II способствовала развитию ислама 24.05.2018
История для любознательных: тюркские слова в русском языке 24.05.2018
Жизнь за досье на Хрущева 24.05.2018
Для чего понадобился титул "старший брат" для русского народа 23.05.2018
Тюркские корни русских фамилий 23.05.2018
Война по-восточному: как генерал Ермолов покорил Кавказ 23.05.2018
Русский патриотизм и советский социализм 23.05.2018
Согдиана: что случилось со звездой Шелкового пути в Средней Азии 23.05.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.05.18 Суббота
79. ТУЛЕМИСОВ Шаганбек
78. ЧЕРДАБАЕВ Равиль
71. ЩЕРБАКОВ Федор
70. ИБРАГИМОВ Алмаз
66. ЖЕКСЕМБИН Борибай
66. НУРЕКИН Сейтботтал
62. БУЛЕКБАЕВА Шолпан
61. АБИШЕВ Хабылсаят
60. КИЛИБАЕВ Бахытжан
58. ТУЛЬТАЕВ Жанболат
56. МАТАЕВ Габит
54. АШИМОВ Болат
53. АЗИМБАЕВ Нургали
52. СУЛТАН Адил
50. КИШКИМБАЕВА Сауле
...>>>
27.05.18 Воскресенье
87. ХАН Гурий
84. КИПШАКБАЕВ Нариман
81. ЖОЛДАСБЕКОВ Мырзатай
78. ТУРГАНБЕКОВ Асылмурат
66. ТОГАЕВ Адиль
62. МАЛИНОВСКИЙ Виктор
62. НУРГИСАЕВ Серикбай
60. ТЮТЕБАЕВ Серик
59. СУЛТАНБЕКОВ Турарбек
58. БЕКЕТАЕВ Нурболат
58. ОСПАНОВ Серикжан
58. ОТЫНШИН Раукен
52. АХМЕДЖАНОВА Айгуль
49. САДУОВ Ерлан
47. ВАРЕНКО Николай
...>>>
28.05.18 Понедельник
74. КИЛЬМАШКИН Николай
72. ТУРСУНКУЛОВ Шахайдар
71. СЫТОВ Юрий
69. КАБДЕНОВ Канат
67. ЕЛЕУСИЗ Канатбай
67. САДАНОВ Аманкелди
66. КОШИМБЕКОВ Мурат
63. БОГДАШКИН Фаат
58. АРПАБАЕВ Еркимбек
57. РАМАЗАНОВ Тлеккабул
57. РАХМЕТОВА Сауле
57. СЕМГАЛИЕВ Мэлс
56. ЗАКАРГАЕВА Роза
56. СЕЙТЖАНОВ Мелес
50. ЖАНГАУЛОВ Ержан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050